Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена




НазваниеУроки, чтение, физкультура, дневник, перемена
страница1/6
Дата публикации27.02.2013
Размер0.76 Mb.
ТипУрок
litcey.ru > Астрономия > Урок
  1   2   3   4   5   6



250

упражнений по русскому языку


Работа над корнем слова

в

начальной школе

Составитель : учитель Усть – Нерской гимназии (Саха) Якутии

Бушмакина Вера Григорьевна

Сборник упражнений по русскому языку предназначен учителям 1-4 классов, учащимся и их родителям. Материал подобранных упражнений поможет ученикам отработать четыре основные корневые орфограммы – безударные гласные, парные согласные, удвоенные согласные и непроизносимые согласные.

Использование предлагаемого материала поможет учителю осуществить дифференцированный подход в обучении языку, наладить самостоятельную работу учащихся.

^

п. Усть-Нера


2005 г.


Работа над безударной гласной в корне.


Чтобы правильно написать безударные гласные А, О, Е, И, Я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение ( вода – воды, зима – зимний.

Если безударная гласная не проверяется ударением, то её нужно запомнить или посмотреть в словаре ( пенал, мороз ).



^

Ударение. Ударные и безударные гласные



1. Прочитай. Выучи наизусть.

Колос ржи

На соломке тонкой

средь травы густой


зреет сиротливо

колос золотой.

Я. Колас.

Запиши по памяти. Обозначь ударение в каждом слове.
2. Прочитай. Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный ?

Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена.

Спиши слова в столбик. Обозначь ударение. Справа напиши схему каждого слова. Образец : Карандаш - - -
3. Прочитай. Спиши. В выделенных словах подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки в сильной позиции.
^

С о с н а.


Гриша посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал её водой. Возле дерева росла трава. По утрам на траве блестели росы.


  1. Спиши. Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные.

Ваза, утюг, вафельница, чайник, тёрка, соковыжималка, нож,

вилка, посуда, решето, кувшин, солонка, мясорубка, соусник, кофеварка, горшок, сковорода, пароварка.


  1. Прочитай. О каком цветке идёт речь ?

Есть один такой цветок,

не вплетёшь его в венок.

На него подул слегка,

был цветок - и нет цветка !

Н. Найдёнова

Спиши. В двухсложных словах знаком ударения обозначь сильную позицию. Подчеркни безударные гласные.



  1. Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с

первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.

Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта,

трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.
7. Спишите слова. Поставьте ударение. Измените место ударения так, чтобы получились новые слова.

Замок - …….., стрелки - ………, стоит - ………, хлопок - ……….., пары - …….., полки - ………., кружки - …………, мука - ………., плачу - ………..., пропасть - …………, солью - ………… .


  1. Спишите слова. Поставьте ударение. Безударные гласные подчеркните.

Дятел, курица, сорока, клесты, воробей, пингвин, зарянка,

Филин, коноплянка, сокол, соловей, тетерев, фазан, щегол, ворона, иволга, фламинго, поползень.


  1. Вставьте безударные гласные.

снег - снега ночь - н…чной

берег - б…рега боль - б…льной

хлеб - хл…ба молодость - м…лодой

дерево - д…ревья больше - б…льшой

зверь - зв…рюшка лёд - л…дяной.
10.Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.

Осина посуда улица горячий

солома солдат пятница мороз

топор потом лестница лисица.
11. Прочитай. Объясни, какие буквы надо вставить на место

пропущенных. Почему ?

На п…лянке у тр…пинки

пробиваются тр..винки.

С буг…рка ручей б…жит,

а под ёлкой снег л…жит.

Б. Заходер

Выучи наизусть. Запиши по памяти.


  1. Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложение. Озаглавь текст. Запиши, вставляя пропущенные буквы.

Хорош, з…мой, лес.

Д…ревьями, под, сугробы, глубокие.

Согнулись, берёз, м…лодых, от, инея, ств..лы.

З..лёные, покрыты, ветви, елей, шапками, снега.



  1. Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения.

Ветры, дуют, х…лодные.

Волки, охотиться, учат, м…л…дых, старые.

Рыщут, в, г…лодные, л…сах, звери.


  1. Прочитай. К данным словам подбери проверочные слова, чтобы

безударный гласный в них был в сильной позиции. Запиши слова парами по образцу.

Образец : солонка - соль.

Гр…за - … , п…тно - … , ш…жок - … , ш…лун - … , б…гун - - … , к…рмить - … .

15. Прочитайте. Выделите корни. Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне слова.

Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, чародейка – чары, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, заострить – острый, катушка – катит, горевать – горе, сломался – лом, робеть – робкий, тайник – тайна, родители – род, управлять – правит, плодородный – плод, должник - долг, мошкара - мошка.

16. Напиши однокоренные слова в таком порядке : с ударением на гласной приставки, корня, суффикса, окончания.

  1. Чистенький, чистота, чистый, очищать, вычистить.

  2. Город, городской, пригород, загородный, городок.

  3. Стрелы, стрельба, выстрел, перестрелка, стрелок.

Подчеркни слова, которые являются проверочными для безударной гласной корня.

17. Из двух слов левого столбика выбери проверочное. Напиши его

вместе со словом из правого столбика. Вставь пропущенную букву .

Образец : тихоня, тихий – т…шина ; тихий - тишина.

Следом, следы - насл…дил ; …………….. - ……………….

Посолить, соль - с…лёный ; ……………. - ……………….

Пасти, пастбище - п…стух ; ……………. - ……………….

Просьба, проситель - пр…сить ; ……………… - ……………..

Скрип, скрипучий - заскр…пел ; ……………… - ……………..

Беглец, бег - б…гун ; ……………….. - ………………

18. Припиши слова, для которых данные слова являются проверочными.

Свет - ………….. . Соль - …………… . Бег - …………….. .

Корм - …………… . Свист - …………… . Мост - …………….. .

19. Прочитай. Какие буквы надо писать на месте пропущенных ? Почему ?

На лугу.

На лугу высокая тр…ва. Она в р…се. Люди ск…сили тр…ву острой к…сой. Густыми р…дами лежит она на з…мле. Вот и первые ст…га сена. Мёдом и цв…тами пахнет сено.

Выпиши в столбик слова с пропущенными буквами. Обозначь в них ударение. Выдели корень. Подчеркни безударные гласные. Рядом напиши слова, в которых эти безударные гласные стоят в сильной позиции. Образец : Скосили - косит.



Чтобы найти сильную позицию в корне надо :

  1. Изменить форму слова ( столы - стол )

  2. Подобрать родственное слово ( лесник - лес )

  3. Посмотреть в словаре, если безударная гласная не проверяется.



  1. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

П…нал г…рой ш…л мес..ц

п…тух ч…тверг пш…ница за…ц

п…сок т…традь з…мл…ника уч…ник

м…тро д…журный вес…л… учит…ль

21. Прочитай и спиши пословицы. Найди однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

    1. Кончил дело - гуляй смело. Конец - всему делу венец.

    2. Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и

для себя нет рубахи.

    1. Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

    2. Видит око далёко, а ум ещё дальше.

    3. В камень стрелять только стрелы терять.



  1. Напиши в три столбика слова с безударной гласной в корне.

е и я а

П…так, б…глец, дл…на, с…нева, ш…лун, п…сти, м…сной, в…зание, св…сток, л…ства, б…да.

23. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

Заболеть, больной, боль, больница, больно.

Водоём, водянистые, воды, подводный, вода.

Ночной, ночь, ночевать, ночью, ночлег.

Посадить, садовник, сад, посадка, садовые.

Волна, волны, волнушка, волновать.

24. Измените слова по числам. Вставьте пропущенные буквы А,О. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

Б…бры, д…ска, стр…на, вр…чи, см…ла, к…за, ш…рфы, гр…чи, ст…лбы, кр…ты, дв…ры, р…са, м…ря, тр…ва, х…лмы, н…га, …куньки, г…рбы, хв…сты, в…да, г…ра, р…га, сл…ны, тр…па, др…зды, ч…сы, гр…за, н…сы, с…ды, …вца, ск…ла, ск…ба, др…ва, стр…ка, в…лна.

25. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбирай проверочное слово.

Мы н…чевали у л…сника. Он уг…стил нас гр…бами и пров…дил к с…новалу. Под крышей сарая л…пилось гн…здо. Пять прожорливых пт…нцов пр…сили еды. Ласточка долго кружилась над гн…здом, б…ялась с…диться. Птица н…силась над нами и почти касалась крыльями л…ца.

26. Найди и напиши пары однокоренных слов. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое.

Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.



  1. Спиши. Рядом припиши словосочетание по образцу.

Образец : платье из шерсти - шерстяное платье.

Тропа зверя - …………….. ……………….

Улицы города - ……………….. ………………..

Берег моря - …………………. …………………

Рельсы из стали …………………. ………………..

Костюм для спорта ………………… ……………….

Полёт в космос …………………. ……………….

Подчеркни безударную гласную. Проверочное слово подчеркни.

28. Напиши слова в два столбика : в 1-й - с проверяемой безударной гласной в корне, во 2-й – с непроверяемой гласной в корне. Выделенные слова напиши, разделяя для переноса.

Свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятёрка, заяц, пионер, копна, сапоги, ребята, воробей, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, огурец, паруса, картофель, стрела, здоровье, отец, низина, капуста, медведь, морковь, гроза, роса, урожай, палатка, весло, письмо, вода.


29. Отгадай загадку. К словам с пропущенными буквами подбери проверочные. Запиши проверочные и проверяемые слова по образцу.

Образец : в лесу - лес

Кто прятался в лесу ?
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена icon«Европейская программа. Медленный вальс»
Разучивание основных фигур медленного вальса (правая перемена вперед, левая перемена назад, левая перемена вперед и правая перемена...
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconОткрытый Фотоконкурс для учеников 1-11 классов «Большая перемена» (далее Фотоконкурс)
...
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconДневник учебно-ознакомительной практики
Дневник заполняется студентом лично и ведётся регулярно в течении всей практики. Получив дневник, студент заполняет титульный лист,...
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена icon1 Чтение Чтение Чтение оом русский язык 2

Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconДневник Алисы «Дневник Алисы»
«Дневник Алисы» был издан тиражом более четырех миллионов экземпляров в одной лишь Америке и уже давно стал современной классикой....
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconПроблемные вопросы
Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости...
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconФранцузский язык уроки французского языка
Уроки французского языка. Сайт для изучающих французский язык. В разделе "Уроки французского" уроки для начинающих; в разделе "Новости"...
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Фгос ноо, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней...
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconРабочая программа учебного курса литературное чтение 1 класс для...
«Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального...
Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена iconДмитрий Глуховский Дневник учёного. Предыстория к мультфильму «9»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница