Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков»




Скачать 86.07 Kb.
НазваниеРассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков»
Дата публикации09.04.2013
Размер86.07 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Астрономия > Урок
Тема: Рассказы В.А.Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков»

(обобщающий урок литературного чтения)

 

Цели: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи:

1.     Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой».

2.     Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

3.     Формировать умение определять основную мысль рассказов.

4.     Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

5.     Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение.

6.     Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях.

 

Оборудование:

учебник «Литературное чтение», презентация к уроку, карточки с пословицами, игрушка – сердечко, иллюстрации к рассказу « Почему?», «солнечные зайчики».

^ Ход урока:

I. Организационный момент

(музыкальное сопровождение)

Доброе утро! Придумано кем- то

Просто и мудро при встрече здороваться!

^ Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Повернитесь к друг к другу лицом

Улыбнитесь!

И тихо садитесь!

Про посадку вспомним в срок и начнем наш необычный урок.

К нам сегодня пришли гости. Мы им очень рады.

^ II. Сообщение темы и целей урока.

Прочитайте записи: ( слайд)

«Хорошее»

«Почему?»

«Волшебное слово»

- Как вы думаете, что общего в этих записях?

- А сумеете ли вы сказать, о чём пойдет речь на нашем уроке

( Сегодня на уроке, вновь обратимся к рассказам В.А. Осеевой. Попытаемся разгадать, в чем волшебная сила слов и поступков.)

Слайд (портрет Осеевой В.А, тема урока )

( слайд книги «Волшебное слово»)

В сборнике «Волшебное слово» (демонстрация книги) В.Осеева обратилась к своим читателям. Вы внимательно послушайте это обращение и ответьте на вопрос: зачем же В.А.Осеева писала для нас короткие рассказы?

(Слайд)

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

Зачем В.А.Осеева писала для нас короткие рассказы?( вопрос на слайде)

Давайте же учиться читать, думать и рассуждать вместе.

^ III. Работа по произведению «Волшебное слово».

1.Прочитаем ключевые слова.

(Слайд)


сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал

заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки

сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил

 


- Прочитайте ключевые слова в 1 столбика.

- К какому из героев относятся эти слова?

- К какому рассказу В.Осеевой мы сейчас обратимся? («Волшебное слово».)

- Прочитаем ключевые слова 2 столбика .

 - А эти слова к кому из героев относятся?

- Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться?

- Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?

- Как волшебное слово меняет героев?

- Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

- Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

(Слайд Старичок )

- А как можно назвать старичка? (Добрым, вежливым человеком)

2.(Слайд) « Волшебное слово помочь готово»

- Как вы понимаете эти слова?

( Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определенных слов. Это волшебные или добрые слова.)

^ 3. Работа с пословицами «Соберите пословицу» (работа в парах, карточки на столе)

На добрый привет – добрый ответ.

За добро добром и платят.

Добрый человек добру и учит.

Вежливость открывает все двери.

(Слайд все пословицы)

- О чем эти пословицы? ( О взаимоотношениях между людьми)

- Какая из них выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

- Существует очень много волшебных слов. Давайте, вспомним те, которые чаще всего мы употребляем в повседневной жизни.

^ 4. Игра «Доскажи словечко», а помогут мне ее провести ребята нашего класса.

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого ….

  1. Зеленеет старый пень,

Когда услышит слово …

  1. Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь…

4.Когда нас бранят за шалости,

Говорим ….

  1. И во Франции и Дании

На прощанье говорят …

5. Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно:

- Добрые люди будьте здоровы!

6. Добрым быть совсем непросто

Не зависит доброта от роста.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

- С чем сравнивали доброту?

Доброта , как солнце, а его лучами являются волшебные слова. Давайте дарить эти слова друг другу и помнить о том, что они имеют волшебную силу. ( Слайд «Солнышко»)

- Какое слово сказал старик Павлику? ( Пожалуйста)

5. Выборочное чтение.

- А как нужно говорить такие слова?

Физминутка «Добрый круг»

(Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку- сердечко и говорят вежливые слова.)

^ 6. - Легко ли быть вежливым человеком?

- А что для этого нужно?

Ученица (читает стихотворение)

Слова «До свиданья, спасибо, простите,

Пожалуйста, здравствуйте» щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке, и в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны,

Без них невозможно на свете прожить,

Слова эти нужно с улыбкой дарит.

- Только ли у вежливого человека слова должны быть добрыми, вежливыми?

- А что ещё?

^ 5. Чтения стихотворения «Вежлив ли Витя?»

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините я ошибку признаю».

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

- Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

- Извините, шепчет Витя,-

Я к уроку не готов!

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.

- Что хотел сказать Павлик старику, когда прибежал в сквер?

- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

^ 7. Чтение творческих работ:

«Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …»

- О чем заставил нас задуматься этот рассказ?

( Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе.)

- А кто так говорил? «Ребята, давайте жить дружно»

И кот Леопольд у вас в гостях!

Физминутка (профилактика близорукости ) - Слайд.

^ IV. Работа по рассказу «Хорошее»

- Я предлагаю прочитать высказывание М.М. Пришвина, а вы подумайте , как оно связано с темой нашего урока? (слайд М.М. Пришвин)

«Все прекрасное на земле от солнца, а все хорошее от Человека».(слайд)

1. Инсценирование рассказа « Хорошее»

- Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание)

- А что было не очень хорошим в рассказе? ( поступки мальчика)

- О каких делах мечтал Юра?

- А как поступал на самом деле?

- Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

- Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему?

- Что бы вы посоветовали Юре?

^ 2. А я бы ему показала фотографии! « Наши добрые дела»( слайды)

3. Работа с пословицами «Соедини начало и конец пословицы»

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Жизнь дана на добрые дела.

Дружбу помни, а зло забывай.

- Какая пословица выражает главную мысль рассказа «Хорошее»?

4. Творческая работа « Если бы я был главным героем рассказа «Хорошее», то…

Физминутка «Как живешь?»

Про посадку вспомним в срок и продолжим наш урок.

^ V. Работа по рассказу «Почему?»

1. Мы все любим задавать вопрос «почему». Давайте все вместе попробуем ответить на вопрос «Почему?, который задает нам В.А. Осеева. ( слайд)

- По вашим рисункам я составила картинный план. Вы согласны?

- Тогда расположите иллюстрации в том порядке, как развивались события в рассказе.

- Почему мальчик не признался в своем поступке сразу?

2. - Что живёт в душе мальчика? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос. (слайд)

1. ………

2. Чистая, беспокойная.

3. Мучает, побуждает, возвышает.

4. Стыд не дым , а глаза ест.

5. Честь.

Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

^ 3. - Стихотворении «Простите»

Папа разбил

Драгоценную вазу,

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянув им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите» -

Казалось бы,

Что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!...

- Почему так был назван рассказ?

- О чем заставил нас он задуматься?

Чтение творческих работ: «Если бы я был главным героем рассказа «Почему?», то…

^ VI. Поведение итогов.

- Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой?

- О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)

Свои книги В.А. Осеева писала давно, почти 100 лет назад. А как вы думаете, почему сегодня интересно читать эти книг? ( Они поучительные) ( выставка книг) – слайд.

- В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. (слайд)

- Что вам понравилось?

( Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее)

Игра «Солнечный зайчик»

С помощью «Солнечных зайчиков» проявите свое отношение к происходящему на уроке.

«Зелёный зайчик» - я уважителен и доброжелателен к людям;

«Оранжевый зайчик» - я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь исправиться.

«Красный зайчик»- мне трудно быть уважительным и вежливым.

Итоги игры.

Выставление оценок.

Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconПлан организация воспитательной работы в период весенних каникул на 24 29 марта 2014 года
«Волшебная сила искусства»- семинар кл руководителей лицея, гимназий 2,5 в вц «Радуга»

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconСкандал! Или волшебная сила печати (слэш)
Странная история о любви и лжи с двойным дном, двумя прологами и двумя эпилогами

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconАлександр Николаевич Радищев о человеке, о его смертности и бессмертии...
А если бы волшебная некая сила пренесла меня в сие мгновение в обитаемую вами хра­мину, я бы прижал вас к моему сердцу; тогда все...

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconПрезентация к уроку Напечатанный текст с речевыми ошибками. Листы памятки: «Как не надо писать»
Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению на тему «Рассказы взрослых» в форме рассказа на основе услышанного

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconВ произведениях Антона Павловича Чехова, не важно, будут это рассказы,...
В отечественном театре и драматургии можно выделить целую эпоху, прошедшую под знаком творчества Чехова, его драматические произведения...

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconЛюдмила Улицкая: "Не конструировать, а жить!"
Израиле, Турции. По образованию Улицкая биолог-генетик, что никак не помешало стать ей известной писательницей. Все ее рассказы основаны...

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconЛори кэбот "Сила Ведьм" благодарность
Я хочу выразить благодарность молчаливой мудрости тысяч Ведьм, которые, подвергаясь репрессиям, не смогли сделать свои знания общедоступными....

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconИнструменты выделения Lasso (Лассо) и Magic Wand (Волшебная палочка)
Содержание: приведен обзор средств, предназначенных для создания выделения; приведены примеры использования различных режимов выделения...

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconУрок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание...
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного...

Рассказы В. А. Осеевой на тему ««Волшебная сила слов и поступков» iconО политических стратегиях — ещё раз
Но кто-то с их помощью расскажет историю. Кто-то предскажет будущее, а кто-то построит его. Сила слов зависит от людей, которые их...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница