Урок окружающего мира Тема




Скачать 107.92 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира Тема
Дата публикации25.02.2013
Размер107.92 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Астрономия > Урок
Урок окружающего мира

Тема: Духовная жизнь славян
Цель: 1. Познакомить с верованием древних славян; дать понятие «боги», «духи», «язычество», «вера», «суеверия».

2. Сформировать представления детей о языческих праздниках, дошедших до наших дней

3. Развивать интерес к изучению истории наших предков, воспитывать чувство патриотизма

Оборудование:

1. Карта

2. Картина «Славянский поселок»

3. DVD-фильм «Снегурочка» (русская народная сказка) – фрагмент

4. Иллюстрации: домовой, леший, водяной.

5. Выставка детских рисунков на тему «Как одевались и обувались наши предки славяне».

6. Лента времени (на доске, в тетрадях)

7. Русские народные сказки:

- «Гуси-лебеди»

- «Снегурочка»

- «Терешечка»

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т.д.»

8. На доске:

- кроссворд (предварительно закрыт)

- план ответа ученика

-слова – карточки (духи)

9. Толковый словарь Ожегова
Начинаем урок.
Учитель. О ком и о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав кроссворд:

7 2




А

Г




4

5







Р

Р

1

К

М







Х

У

П

А

А







Е

П

Е

М

М

3

6

О

П

Р

Н

О

Р

С

Л

А

В

Я

Н

Е

О

О

М

О




Т

Ч

Б

Г

И

Б




О

Ь

И

И




Ы




В

Р







Т




А







Н




Т







Ы




Е







Й




Л

Ь

С

Т

В

О




  1. Как называют древнейшего человека? (первобытный)

  2. Как жили первобытные люди? (группами)

  3. Крики, гримасы, жесты заменяли им что? (речь)

  4. Они научились изготавливать простейшие орудия из чего? (из камня)

  5. Мужчины охотились на … (мамонтов)

  6. Женщины занимались чем? (собирательством)

  7. Как называют ученых, которые ведут раскопки и изучают жизнь древних людей? (археологи)

Назовите ключевое слово (СЛАВЯНЕ)
Учитель. Давайте вспомним, что вы узнали о древних славянах.

  • Какой греческий ученый-историк впервые изучил племена славянских народов? (Геродот)

  • Когда это было? (v в. до н.э)

  • Где? (показать на карте)

  • Как называли эти племена?

  • Что вы о них знаете?

  • Предками каких современных народов были скифы и склавины?


Учитель. Составьте рассказ по плану

  1. Как жили древние славяне?

  2. Как выбирали место для жительства?

  3. Чем занимались мужчины? Женщины?

  4. Как одевались?

  5. Чем торговали славяне?

Используйте картину «Славянский поселок»

Итак, мы повторили все, что узнали о восточных славянах. А сегодня вы узнаете еще что-то новое, в конце урока постарайтесь ответить на вопрос: Почему мы должны гордиться своими предками?

  • Какую важную проблему будем решать сегодня на уроке?

  • Прочитайте тему урока.

  • Как понимаете «духовная жизнь»?

  • Как вы думаете, почему люди в древности придумывали богов, связанных с силами природы? Верили в духов?

  • Какие неприятности могли причинить людям «духи»?


^ Д У Х И



Карточка на доску

Учитель: Древние люди были бессильны перед природой. Вся их жизнь зависела от реальных природных явлений. Славяне верили, что дождь и засуху, лесной пожар и наводнение – все это посылают на них какие-то неведомые силы. От неведомых сил зависело и здоровье человека. Этим неведомым силам люди делала подарки, просили их о помощи.

Так появились религиозные верования.

^ Подумайте, чем отличается «вера» от « суеверия»?

Карточка на доску

ВЕРА



СУЕВЕРИЕ


Вера – это убежденность в чем-либо, уверенность. (Вера в победу, вера в знания, вера в бога).

Есть устаревшее слово «всуе» - «напрасно», «попусту». От него и произошло слово Суеверие – пустая вера, т.е. вера в ложные приметы, в таинственное сверхъестественное.

Все верования пошли от наших предков.

^ Вспомните, на уроках литературы мы говорили о Мировом дереве. А что такое Мировое дерево? Помните загадку:

Когда свет зародился,

Тогда дуб повалился.

И теперь лежит

Как встанет – небо достанет.

Да. Мировое дерево – это дорога, соединяющая все миры.

В древности человек особенно опасным считал лес и воду. Любая дорога, которая ведет от дома – представляла собой опасность, потому что она вела либо через лес, либо мимо реки, т.е. в какой-то «другой» мир. Человек верил, что и небо, и подземное царство также было полно духов, и считал, что их надо задобрить, приносить подарки-жертвы.
Стоило войти в лес, и славянин оказывался во владениях ЛЕШЕГО

(рассказ ученика, картинка)

Вечером, или поздно ночью появлялся хозяин рек и озер – ВОДЯНОЙ

(рассказ ученика, картинка)

Люди верили, что в каждом доме за печью живет добрый старичок – ДОМОВОЙ

(рассказ ученика, картинка)

На доске:


ЛЕШИЙ

ДУХИ

ВОДЯНОЙ


ДОМОВОЙ



Леший (лесовик, лешак, лесной дядя, лесун)
- в верованиях восточных славян дух леса, враждебный людям.

Внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. Борода нечесаная, длинная, глаза навыкат.

Облачен в лохматые звериные шкуры. Смехом противным запугивает. Лапти обувает не на ту ногу.

Чтобы не поддаться лешему, в лесу ничего нельзя есть.

Внешность лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком.

Одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. На лице ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда – горя зеленым огнем. Характеры у леших разные – и живут они по-разному. Одни любят одиночество, а другие, наоборот, поселяются большими деревнями, строят просторные дома, где хозяйничают жены, растут дети.

Любит качаться на деревьях, свищет, ухает, Хохочет, умеет подражать голосом животных и птиц. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Ему подчиняются все лесные обитатели.

Он угонял скот у пастуха, лишал охотника добычи.

Лешие считались целителями хворей. Заболевший человек брал ломать хлеба и щепоть соли, завертывал их в чистую тряпку и шел в лес. Забирался в самую густую глухомань, клал на пень приношение и сотворял молитву.

После этого спокойно возвращался домой, уверенный, что болезнь его осталась в лесу.
Водяной

- в народных верованиях – это демон в образе старика, обитающий в омутах, колодцах и других водоемах, иногда в море (морской царь).

Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелеными глазами, лицо опухшее, живот толстый.

Его представляли в виде голого обрюзгшего старика с рыбьим хвостом. Рыбаки старались задобрить водяного. В качестве жертвы топили то овцу, то корову, то лошадь.
Домовой

- в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушения обычаев.

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.

Существует несколько версий, как домовой переезжает в новый дом.

Переезжая из дома в дом, домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

Переселяясь, «брали с собой». Для этого сгребали угли из старого очага и переносили на новое место, где из них поджигали огонь.
Учитель: Во что еще верили славяне? Прочитайте по учебнику с.112 (1,2 абз.), с. 113 (1,2,3 абзац)

Что интересного узнали из текста?

Что такое обряд?

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представлении, бытовые традицию (зачитать из словаря Ожегова, на доску карточку )

ОБРЯД


В честь богов славяне устраивали праздники, больше всех они чтили Солнце.
1 ученик. Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать. В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу в жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси и поныне. Колядуют в Сочельник перед Рождеством.

(картинка «Ряженые)
Учитель: А сейчас я вам загадаю загадку древних славян:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)
С давних времен повелось на Руси славить приход весны песнями, прибаутками, играми, хороводами, зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю.
(Выходят девочки закликают, встают в круг)

1 девочка: Жаворонки, летите-

Лето красное несите!
2 девочка: Солнышко, приходи,

Ясное посвети!
3 девочка: Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтоб до небес дорос,

Матушка – рожь,

Чтоб встала стеной сплошь!
4 девочка: Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.
(хоровод, одна девочка поет)

1. Улица ты улица широкая,

Травушка-муравушка зеленая.

Ой, люшеньки-люли, люли,

Травушка-муравушка зеленая.
2. Как по той ли по широкой улице

Расплясались девицы-красавицы

Ой, люшеньки-люли, люли,

Расплясались девицы-красавицы
3. Расплясались девицы-красавицы

Разыгрались милые подруженьки

Ой, люшеньки-люли, люли,

Разыгрались милые подруженьки
Учитель: Славяне всегда пели: и в горе, и в радости. Были праздничные песни, трудовые, игровые, свадебные, колыбельные, песни о природе. Главным весенним праздником бал праздник Масленицы.
2 ученик. Этот праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица. Сначала провожали зиму, делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хоровод, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожай. До наших дней дошел обычай: печь на Масленицу блины – символ Солнца.
А мы просто сеяли
1. А мы просто сеяли, сеяли

Ой, дид-ладу сеяли, сеяли.

2. А мы просто вытопчем, вытопчем

Ой, дид-ладу. вытопчем, вытопчем.

1. Чем же вам вытоптать, вытоптать.

Ой, дид-ладу вытоптать, вытоптать.

2. А мы коней выпустим, выпустим

Ой, дид-ладу выпустим, выпустим.

1.А мы коней выкупим, выкупим,

Ой, дид-ладу выкупим, выкупим.

2.А чем же вам выкупим, выкупим

Ой, дид-ладу выкупим, выкупим.

1.А мы дадим сто рублей, сто рублей

Ой, дид-ладу сто рублей, сто рублей.

2. Нам не надо тысячи, тысячи

Ой, дид-ладй тысячи, тысячи.

1.А мы дадим молодца, молодца

Ой, дид-ладу молодца, молодца.

2.Вот то-то нам надобно, надобно

Ой, дид-ладу надобно, надобно.

1.У нас в полку убыло, убыло

Ой, дид-ладу убыло, убыло.

2.У нас в полку прибыло, прибыло.

Ой, дид-ладу прибыло, прибыло.
3 ученик. Самый большой праздник – Иванов день, или Ивана Купала проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями вход или в реку и купались.

Учитель. Давайте посмотрим, как это было. (включаем DVD – фрагмент м/ф «Снегурочка», где водят хороводы и прыгают через костер)

Кто узнал сказку? Назовите.

Прыжки через огонь имели особое значение: у одних народов означает освобождение от колдовства и болезней, у других – предзнаменует изобилие льна и долгую жизнь.

У волжских славян девушки пекут лепешки в виде венка, отправляются в рощу, обламывают березки ленточки, разноцветными бумажками и пестрыми шнурами плетут венки и напевают:

Березонька моя, березонька!

Березонька моя белая,

Береза моя кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Осередь долинушки.

На тебе, березонька,

Трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

Семик поют.

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венок плетут.
Учитель. Молились и поклонялись деревьям: березкам, липам, дубам. Славяне верили, что душистые деревья, наполняя воздух приятным запахом, изгоняют злых духов.

Языческих храмов у предков наших не было, а молились они своим богам в лесной глуши, у озер и рек, на возвышенных местах. Делала идолов, т.е. изображения своих богов в виде людей, из дерева. Приносили им в жертву разных животных, молились. (стр. 112, учебник)

За тысячи лет из многих обрядов выветрился весь их магический смысл, осталось только веселье.
ИТОГ:

    1. Каким образом была связана с природой жизнь древних славян? Во что верили восточные славяне?

    2. Как вы думаете, можем мы гордиться своими предками-славянами? Почему? (передали нам устное народное творчество, фольклор: песни, потешки, загадки, сказки, былины, мифы, поговорки и т.д._

    3. Был ли вам полезен урок?

    4. Что нового для себя вы узнали на уроке?


Домашнее задание:

  1. По учебнику «Окружающий мир» с.112-114

«Троя Россия» с.16-18

2. Узнать у бабушек, какие еще есть старинные народные праздники, рассказать в классе.

Игра «Бей ответом прямо в цель»

- проверим, как поняли, насколько внимательными были.

Назовите:

  1. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках. (Водяной)

  2. Бог грома и молнии древних славян (Перун)

  3. Фантастическое существо, которое водится в лесу (Леший)

  4. Праздник проводов зимы и встречи весны. (Масленица)

  5. Злое существо, которое поселилось в доме. (Кикимора)

  6. Доброе, Фантастическое существо которое живет в избе за печью. (Домовой)

  7. В конце декабря древние славяне проводили праздник … (Коляда)

  8. Река, по среднему течению которой находились земли полян. (Днепр)

  9. Люди, одетые в необычную забавную одежду на святочной неделе. (Ряжаные)

  10. Танцевальные движения взявшихся за руки и образовавших круг людей. (Хоровод)


Древняя славянская пословица гласит: ДРУЖБА – В ДЕЛАХ ПОМОЩНИЦА.

Похожие:

Урок окружающего мира Тема iconУрок окружающего мира
Объясните слова астронома: «Звездное небо великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются не­сметные сокровища...
Урок окружающего мира Тема iconУрок окружающего мира 2 класс умк «Гармония»
Цель: сформировать у обучающихся первоначальные представления о государственной символике
Урок окружающего мира Тема iconУрок окружающего мира
Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери
Урок окружающего мира Тема iconУрок окружающего мира с применением икт 1 класс умк «Планета Знаний»
Цель: познакомить детей со свойствами и значением воздуха и воды в жизни человека и природы
Урок окружающего мира Тема iconВикторина «Всё о железнодорожном транспорте» 10. 11г. 1 кл. Тарареева...
«Средняя общеобразовательная школа №47 открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Урок окружающего мира Тема iconУрок окружающего мира по теме: «Замечательное вещество вода»
ПК,мультимедийный проектор,карта России, карта Ростовской области, учебник, презентация power point, приборы для проведения исследования...
Урок окружающего мира Тема iconУрок по истории древнего мира в 5 классе. Тема: Древнегреческая школа
Цель урока: познакомить учащихся с греческой школой, греческим алфавитом и основами математики Эллады
Урок окружающего мира Тема iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе Тема: «Мы познаем окружающий...
«органы чувств», выяснение практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир
Урок окружающего мира Тема iconЧисленность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика
География, 10 класс, курс «Социальная и экономическая география мира», тема «Население мира»
Урок окружающего мира Тема iconУрок мира в 7 –В классе Классный Якунина С. И.
«культура мира», ее отличие от культуры войны, показать неоднозначность понятия «мир»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница