Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене




НазваниеКурс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене
страница1/11
Дата публикации24.02.2013
Размер1.58 Mb.
ТипЛекция
litcey.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство образования Республики Беларусь


Учреждение образования

«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Г.Г. Сушко


КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И

ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ

Витебск


Издательство Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова

2003


УДК 612.6+613.9(075.8)

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Витебского государственного университета им. П.М. Машерова

Автор:
Г.Г. Сушко – кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии человека Витебского государственного университета им. П.М. Машерова


Рецензент:
И.М. Прищепа – доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и валеологии человека Витебского государственного университета им. П.М. Машерова




^

Г.Г. Сушко Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене. – Витебск;


Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2003. - 98 с.


Курс лекций по «Возрастной физиологии и школьной гигиене» предназначен для студентов небиологических специальностей. Возрастная физиология изучает процессы становления и развития физиологических функций организма в онтогенезе, их особенности на каждом возрастном этапе. Школьная гигиена изучает взаимоотношения организма школьника с окружающей средой. В связи с этим и разрабатываются гигиенические нормативы и требования, направленные на гармоническое развитие и увеличение функциональных возможностей ребёнка, а также на рационализацию процесса обучения, проведение профилактики заболеваний.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. Введение. Закономерности роста и развития организма

Лекция 2. Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата

Лекция 3. Внутренняя среда организма. Состав и свойства крови

Лекция 4. Физиология и гигиена сердечно-сосудистой системы

Лекция 5. Физиология и гигиена органов дыхания

Лекция 6. Физиология и гигиена пищеварительной системы. Обмен веществ и энергии

Лекция 7. Физиология и гигиена выделительной системы

Лекция 8. Физиология и гигиена половой системы

Лекция 9. Физиология и гигиена эндокринной системы

Лекция 10. Физиология нервной системы

Лекция 11. Физиология и гигиена анализаторов

Лекция 12. Высшая нервная деятельность. Гигиена умственного труда школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендуемая литература

Лекция 1
^

Введение. Закономерности роста и развития организма


Возрастная физиология – наука о жизнедеятельности организма и отдельных его частей (клеток, тканей, органов, функциональных систем) в возрастном аспекте. Объектом изучения является организм человека на различных стадиях его индивидуального развития. Возрастной физиологией рассматриваются функциональные процессы организма человека в разные периоды жизни.

Гигиена – наука об охране и укреплении здоровья человека. Естественнонаучной базой гигиены служат анатомия и физиология человека. Возрастная периодизация. Онтогенез  процесс индивидуального развития организма от момента его оплодотворения до смерти. В основе онтогенеза лежит цепь строго определённых последовательных биохимических, физиологических и морфологических изменений для каждого из периодов индивидуального развития организма.

В индивидуальном развитии человека различают два периода внутриутробный и внеутробный. В течение внутриутробного периода происходит формирование органов и частей тела, свойственных человеку. Данный период делится на эмбриональную фазу (первые 8 недель), когда происходит начальное развитие зародыша и закладка органов, и фетальную фазу (3-9 месяцев), в течение которой идет дальнейшее развитие плода. Внеутробный период  это период, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Он длится от момента рождения до смерти.

После рождения внеутробный период жизни человека делится по возрастам с учётом морфологических и функциональных особенностей:

  1. новорожденный  1 – 10 дней;

  2. грудной возраст – 10 дней – 1 год;

  3. раннее детство – 1 – 3 года;

  4. первое детство – 4 – 7 лет;

  5. второе детство – 8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки;

  6. подростковый возраст – 13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет девочки;

  7. юношеский возраст – 17 – 21 год юноши, 16 –20 лет девушки;

  8. зрелый возраст (1 период) – 22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины;

  9. зрелый возраст (2 период) – 36 – 60 лет мужчины, 36 – 55 лет женщины;

  10. пожилой возраст – 61 – 74 мужчины, 56 - 74 женщины;

  11. старческий возраст – 75 – 90 лет мужчины и женщины;

  12. долгожители – 90 лет и более.

Особенности развития организма в различные периоды. Каждый возрастной период характеризуется морфофункциональными особенностями. Так, у новорожденного ребенка голова округлая, большая (1/4 всей длины тела, у взрослого  1/8) и окружность её составляет 34-36 см. Шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные. Мускулатура развита слабо.

^ Грудной период характеризуется усиленным ростом и развитием органов и систем. За год длина тела ребёнка увеличивается в среднем на 25 см, вес достигает 10-11 кг.

В период раннего детства рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. Все органы ребёнка в этом периоде развиваются и укрепляются мышцы и скелет.

В период первого детства рост в длину превалирует над увеличением массы тела. Рост детей на 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется и равен в среднем 4-6 см в год; на 6-м и 7-м году жизни прибавка в росте значительно возрастает – до 8-10 см. Это первый период вытягивания, который связан с функциональными изменениями в эндокринной системе. К 5-му году значительно развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается.

В периоде второго детства вновь преобладает рост в ширину, однако, в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест  длина и масса тела девочек превышает таковую мальчиков. Усиленно развивается мышечная система, однако у детей этого возраста мышцы спины ещё слабы и не могут долго поддерживать тело в вертикальном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Увеличивается концентрация половых гормонов, что обеспечивает соответствующие анатомо-физиологические отличия в развитии мальчиков и девочек.

В подростковом периоде происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Условно в подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет).

В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Половое созревание начинается с проявления вторичных половых признаков, у девочек оно наступает примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост тела в длину, пик его скорости в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 15-16 лет наступает постепенная остановка роста. У мальчиков наибольшая скорость роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3-5 кг в год. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Темпы роста неодинаковы. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений – появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростка.

^ Зрелый возраст разделяют на два периода. Первый период (у мужчин 22-35 лет, у женщин 21-35 лет) отмечается прекращением роста и устойчивостью функциональных отправлений, достигающих оптимального развития. Форма и строение тела изменяются мало, отмечается некоторое возрастание массы скелета за счёт отложения новых слоёв костного вещества на поверхностях костей. Максимум проявления большинства функций приходится обычно на возраст 20-25 лет, после чего начинается постепенное снижение интенсивности их проявления. В 20-25 лет наблюдается идеальная и должная для этого человека масса тела. Обычно стабильная масса тела сохраняется до 40-46 лет.

Во втором периоде (у мужчин 36-60 лет, у женщин 36-55 лет), происходит постепенная нейроэндокринная перестройка, угасает функция половых желез (климакс). Климакс сопровождается значительными изменениями физиологических функций (уменьшается концентрация в крови гормонов половых желез, снижаются функции щитовидной железы, тимуса, надпочечников). По мере старения эти первичные изменения ведут к вторичным: атрофия покровов, вялость, дряблость, морщинистость кожи, поседение и выпадение волос, сокращение объёма и тонуса мускулатуры, ограничение подвижности в суставах. Пропорции тела остаются постоянными, но к концу этого периода начинают уменьшаться.

^ Пожилой и старческий возраст характеризуется: изменением энергетических процессов в клетке; уменьшается активность дыхательных ферментов. Значительно изменяется регуляция функций органов и систем. С возрастом изменяются приспособительные возможности сердечно-сосудистой системы, что выражается в снижении частоты сердечного ритма в состоянии покоя у людей пожилого и старческого возраста.

Следует отметить, что возрастное развитие происходит по заложенной в генотипе программе. Каждому ребенку присуща своя индивидуальная траектория развития в рамках данной программы, реализация которой может различаться по времени. Дети с замедленным темпом биологического развития – ретарданты – имеют более низкий для данного возраста уровень физического развития, у них более выражено напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, более высокий уровень основного обмена. Основными причинами этого явления могут быть нарушения во внутриутробном периоде, родовые травмы, неблагоприятные социальные условия, перенесенные болезни и т.д. В течение последних 100-150 лет установлено и другое явление – акселерация, которая выражается в ускорении морфофункционального развития и созревания всего организма детей и подростков. У мужчин акселерация выражена в большей степени. Так, масса тела новорожденных детей возросла в среднем на 100-300 г, годовалых детей – на 1500-2000 г, а длина их тела – на 5 см. Длина тела детей в период второго детства и в подростковом возрасте увеличилась на 10-15 см, а взрослых мужчин – на 6-8 см. Сократился период увеличения длины тела человека – в конце прошлого века рост продолжался до 23-26 лет, в настоящее время у мужчин – до 18-19, у женщин – до 16-17 лет.

В онтогенезе человека существуют критические периоды. Они характеризуются особой чувствительностью организма к различным воздействиям окружающей среды. Это отмечено во время раннего эмбриогенеза (первые дни и недели развития зародыша), при формировании того или иного органа. Во внеутробном развитии – это периоды новорожденности и полового созревания.

Примером отрицательного влияния на эмбриональное развитие является повреждающее действие никотина, алкоголя, антибиотиков. Это действие может вызвать внутриутробную гибель плода. Значительная часть нарушений и пороков развития является наследственной и передаётся от предыдущих поколений.

^ Организм человека – как единое целое. Структурной единицей организма человека, как и любого живого существа, является клетка. В основе жизнедеятельности организма лежат такие важные функции клеток, как обмен веществ, рост, развитие, движение, раздражимость, размножение. Кроме того, клетка является хранителем генетической информации. Клетки, сходные по строению, имеющие общее происхождение и выполняющие одинаковые функции, объединяются в ткани. Из тканей состоят органы, образующие системы органов. Последние интегрируются в целостный организм. Организм един и может существовать только благодаря своей целостности. Целостность организма обеспечивается нейро-гуморальной регуляцией его функций. Нервная регуляция осуществляется нервной системой. Гуморальная регуляция обеспечивается биологически активными веществами – гормонами, которые содержатся в крови, тканевой жидкости и лимфе.

^ Строение и химический состав клеток. Основные компоненты клетки - ядро, цитоплазма, с расположенными в ней органоидами, клеточная мембрана. В клетках живых организмов обнаружено около 90 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Они подразделяются на три группы: макроэлементы (кислород, углерод, водород, азот, составляющие в сумме 98 % содержимого клетки), микроэлементы (магний, натрий, железо, калий, кальций, сера, фосфор, хлор; на их долю приходится 1,9%) и ультрамикроэлементы (цинк, медь, йод, фтор, бром, золото, серебро, алюминий и другие – менее 0,1 %). Все эти элементы входят в состав органических и неорганических веществ живого организма. Неорганические вещества в клетке представлены водой и минеральными солями. Содержание воды в организме колеблется в пределах 40-95 %, неодинаково в различных тканях и зависит от физиологической активности клетки. Органические вещества представлены углеводами, жирами и белками.

^ Классификация и функции тканей. По выполняемым функциям ткани подразделяют на четыре группы: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные.

Соединительные ткани. К собственно соединительным тканям относятся рыхлая волокнистая и плотная волокнистая неоформленная и оформленная. Кроме того, выделяют ткани со специальными свойствами (ретикулярная и жировая), твердые скелетные (костная, хрящевая), и жидкие (кровь и лимфа). Их основные функции: защитная, опорная, запасающая. Особым видом соединительной ткани является кровь, межклеточным веществом которой служит плазма, а клеточными компонентами – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Одни соединительные ткани выполняют опорную и механическую функции (плотная волокнистая ткань, хрящ, кость), другие – трофическую, имунную (фагоцитоз и выработка антител) функции (рыхлая волокнистая и ретикулярная ткани, кровь, лимфа), а так же транспортную и дыхательную функции (кровь и лимфа).

^ Мышечные ткани. Основным свойством мышечной ткани является способность к сокращению, которая осуществляется за счет сократимых белков (актина и миозина). Различают поперечно-полосатую и гладкую мышечные ткани. Поперечнополосатые мышечные ткани образуют скелетную мускулатуру. Они состоят из мышечных волокон, длина которых может составлять от нескольких миллиметров до 10-12 см. Каждое волокно содержит цитоплазму с многочисленными овальными ядрами и миофибриллами. В функциональном отношении они относятся к произвольным мышцам, т. е. сокращаются по воле человека. Гладкие мышечные ткани образуют мускулатуру внутренних органов (стенки сосудов, кишечника, бронхов, мочевого пузыря, мочеточников и т. д.). Это веретенообразные клетки, в цитоплазме которых имеются одно палочковидное ядро и миофибриллы. Гладкие мышцы сокращаются произвольно, для них характерны длительные тонические сокращения и относительно медленные движения. После растяжения они долго сохраняют длину которую получили.

^ Нервная ткань. Благодаря нервной ткани происходит восприятие поступающей в организм информации и обеспечение реакции на него всего организма. Основные ее свойства – раздражимость (способность переходить из состояния покоя в активное физиологическое состояние) и возбудимость (способность отвечать на раздражение). Данные свойства связаны со способностью клеток нервной, а так же мышечной и железистой, тканей вырабатывать и передавать биоэлектрические потенциалы. Трансмембранная разность потенциалов, существующая между цитоплазмой и окружающим клетку наружным раствором называют потенциалом покоя. При действии раздражителя возникает быстрое колебание мембранного потенциала – потенциал действия, который возникает в месте раздражения. Распространение потенциалов действий по нервным волокнам обеспечивает передачу информации в нервной системе.

Нервная ткань образована особыми клетками – нейронами и расположенными между ними клетками нейроглии, выполняющими питательную, опорную и защитную функции. Нейрон состоит из тела и цитоплазматических отростков (дендритов и аксонов). Передача нервного импульса от одного нейрона к другому осуществляется посредством межклеточных контактов, образованных отростками нейронов, которые называются синапсы. Импульс поступает по пресинаптическому окончанию, которое ограничено пресинаптической мембраной и воспринимается постсинаптической мембраной. Между мембранами расположена синаптическая щель. В пресинаптическом окончании находится множество пузырьков, содержащих медиатоы – физиологически активные вещества (адреналин, ацетилхолин и др.). Нервный импульс, поступающий в пресинаптическое окончание, вызывает освобождение в синаптическую щель медиатора, который действует на постсинаптическую мембрану, вызывая образование нервного импульса в постсинаптической части.

^ Эпителиальные ткани образуют наружные покровы тела и выстилают многие полости внутренних органов (слизистая оболочка внутренних органов, кожный эпителий, железы внешней и внутренней секреции). Выполняют защитную, выделительную и секреторную функции.

В них клетки плотно прилегают друг к другу, поэтому межклеточного вещества очень мало. Такое строение ткани затрудняет проникновение в организм микробов, вредных веществ. Часто клетки эпителиальной ткани располагаются многочисленными слоями, надежно защищая расположенные под ними органы. Сами же эпителиальные клетки, подвергаясь вредным воздействиям, в большинстве случаев погибают. В связи с этим они способны к быстрому размножению. Наглядным примером могут служить поверхностные клетки кожи: они постепенно отмирают, слущиваются и заменяются новыми за счет размножения клеток более глубокого слоя.
Лекция 2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconИностранные инвестиции курс лекций
Иностранные инвестиции: Курс лекций. – Ижевск: Институт экономики и управления гоу впо «УдГУ», 2009. – 159с
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconКурс лекций Специальность: 080114 «Земельно-имущественные отношения» Липецк 2007
Курс лекций по дисциплине «Типология объектов недвижимости» составлен в соответствии с Рабочей программой по указанной дисциплине...
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconПрограмма курса лекций (2 курс, 3 сем., 36 ч., экзамен) 4 Литература...
Булева Алгебра. Основные аксиомы и теоремы. Диаграммы Вейча. Карты Карно. Применение при проектировании и анализе работы ЭВМ
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconДепартамент воспитания и социализации детей
Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников", разработанные Институтом возрастной физиологии рао в рамках...
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconСтоимость работы мастера Чандиры и молодых мастеров ма «аура» на фестивале «Коктебель – 2007»
Курс лекций Н. А. Гительсон (Санкт-Петербург) «Материнский язык с точки зрения культурных и исторических традиций» с комментариями...
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене icon«Антистрессовый классный час»
Поданным Института возрастной физиологии, примерно 20% де­тей, поступающих в школу, имеют нарушения психиче­ского здоровья пограничного...
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconПримерные вопросы для подготовки к зачету по возрастной психологии
...
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconПриказ от 8 ноября 2013 г. №220 г. Красноярск Об утверждении Положения...
В связи с принятием на Конференции коллектива субъектов образовательного процесса решения о введении школьной одежды
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconОтто генрих варбург
Гейдельбергском университете – степень доктора медицины. До 1913 г работал в Обществе кайзера Вильгельма, с 1915 г. – профессор физиологии...
Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене iconВсероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания
Рекомендации подготовлены Всероссийским научно-исследовательским институтом физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница