Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности




Скачать 34.65 Kb.
НазваниеПатентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности
Дата публикации10.03.2014
Размер34.65 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы
Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности

Конышева Анна Вячеславовна
Аспирант
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
экономический факультет, Москва, Россия
E–mail:
annkonisheva@mail.ru

Одной их ключевых задач, которые стоят перед нашей страной в настоящее время, является рост конкурентоспособности национальной экономики и укрепление позиций России в мире. Выполнение этой задачи невозможно без создания в России инновационной экономики, т.е. такого типа экономики, в котором знания и инновации являются основным источником роста. Правительством уже предпринят ряд мер для развития инновационной экономики, однако, эффективность этих мер низка ввиду недостаточности спроса на инновации со стороны бизнеса. В этой связи вопросы стимулирования инновационного поведения бизнеса приобретают особое значение.

Как показывают исследования, недостаточная защищенность прав интеллектуальной собственности является серьезным препятствием на пути инвестирования в инновации со стороны компаний [7,8]. Для эффективного использования результатов инновационной деятельности, необходимо устранить имеющуюся неопределенность в распределении прав на них, что достигается с помощью улучшения системы защиты прав интеллектуальной собственности. Эффективно функционирующая система защиты прав интеллектуальной собственности способна повысить стимулы компаний к инновационной активности, так как обеспечит компаниям защиту их прав в отношении инновационного продукта [5,6]. Улучшение патентной системы является необходимым фактором стимулирования инновационного предпринимательства также потому, что наряду с традиционной функцией патентной системы, а именно, ограничением доступа со стороны конкурентов к инновационному продукту, патент может являться источником других значительных выгод для компании. В настоящее время патент рассматривается как один из важнейших инструментов конкурентного взаимодействия компаний на рынках высокотехнологичных продуктов [2,3,4].

Изменение роли, которую играют патенты в функционировании компании, рост значения патента как экономического актива привело к переосмыслению места и роли патентной политики компании в общей системе стратегического управления и к появлению новой парадигмы патентного процесса в развитых странах. Компании стали активно использовать принадлежащие им патенты для реализации широкого круга задач. Управление патентным портфелем стало неотъемлемой и одной из важнейших частей системы стратегического управления. С одной стороны, путем использования патентного портфеля компании могут создать новый рынок и вытеснить оттуда потенциального конкурента. С другой стороны, все более распространенным является сотрудничество между компаниями на основе обмена лицензиями на патенты. Обмениваясь правами на использование созданными ими знаниями, компании получают возможность приобрести доступ к знаниям конкурентов, не теряя контроля за собственными знаниями. Возможность получения доступа к инновациям, созданным другими компаниями, в том числе конкурентами, приобретает особое значение в условиях постоянного усложнения инноваций [1]. Обеспечивая интерактивность инновационного процесса, патенты способствуют ускорению технического прогресса, открывая новые грани ранее запатентованных открытий, служа базой для других инноваций.

***

Создание в России конкурентоспособной инновационной экономики невозможно без эффективно функционирующей патентной системы, которая, с одной стороны, была бы способна обеспечить появление стимулов к инновационной деятельности у компаний, с другой стороны, открыла бы более широкие перспективы сотрудничества с зарубежными компаниями в области обмена интеллектуальной собственностью. Только научившись эффективно управлять интеллектуальной собственностью, российские компании смогут на равных участвовать с зарубежными партнерами в развитии высокотехнологичных отраслей.

Литература


  1. Чесборо Г. Открытые инновации / Пер. с англ. В.Н. Егорова. М..: Поколение, 2007. С. 336.

  2. Arundel A., Patel P. Strategic patenting / Background report for the Trend Chart Policy Benchmarking Workshop New Trends in IPR Policy. 3-4 June 2003. P. 1-19.

  3. Teece D. Strategies for managing knowledge assets: the role of firm structure and industrial context // Long Range Planning. 2000. №33. P. 35-54.

  4. Rivette K., Kline D. Rembrandts in the attic: unlocking the hidden value pf patents / Harvard Business School Press. 1999. P.240

  5. Mazzoleni R, Nelson R. Economic Theories About the Benefits and Costs of Patents // Journal of Economic Issues. 1998. №32 (4). P. 1031–1052.

  6. Levin R., Klerovick A., Nelson R. and Winter S. Appropriating the Returns from Industrial Research and Development // Brookings Papers of Economic Activities.1987. №3. P. 783–831.

  7. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations - Инновационная Россия-2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)

  8. http://www.pwc.ru/ru/center-technology-innovation/Innovation-activity-of-large-business-in-Russia.jhtml - Инновационная активность крупного бизнеса в России. Механизмы, барьеры, перспективы.

Похожие:

Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconЭнергетическая стратегия 2030 как фактор стабилизации электроэнергетического комплекса

Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconТемы курсовых работ по экономической теории
Научно-технический прогресс как фактор экономического роста и конкурентоспособности экономики
Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconСлияние и поглощение, как действенные инструменты повышения эффективности менеджмента компании
Цель компании – это максимизация собственности (богатства) ее акционеров, а это сводится к максимизации цены акций компании
Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconВысшего профессионального образования «московский экономико-финансовый...
Ассоциацией менеджеров и консалтинговой компанией Accenture. С другой стороны, мотивация персонала это и фактор успеха: высокую степень...
Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconИнновационная образовательная деятельность как фактор повышения качества подготовки специалистов

Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconСлияние компаний как механизм повышения глобальной конкурентоспособности...

Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности icon1. Стратегическое планирование Вопросы, связанные с разработкой стратегии...
Стратегический менеджмент как средство повышения конкурентоспособности российских предприятий
Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности icon«Пути повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении»
«Качество образования как условие обеспечения принципов устойчивого развития и конкурентоспособности Республики Казахстан»
Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconНарожная Диана Анатольевна Корпоративная социальная ответственность...
Корпоративная социальная ответственность как инструмент повышения устойчивости компании в кризисной ситуации
Патентная стратегия компании как фактор повышения ее конкурентоспособности iconИнвестиции в человеческий капитал как фактор конкурентоспособности России
«нащупать» пути экономического роста. Россия сильно отстаёт от передовых стран по многим ключевым показателям, нам грозит замедление...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница