Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона




Скачать 47.75 Kb.
НазваниеСоциальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона
Дата публикации14.03.2014
Размер47.75 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона

Задорина М.А.

Студентка

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт фундаментального образования, Екатеринбург, Россия

Zadorina@bk.ru

В настоящее время основным приоритетом государственной политики является обеспечение перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. За последние десятилетия роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития значительно возросла, что связано с усилением глобальной конкуренции, которая теперь затрагивает и развитие человеческого потенциала. Следует учитывать, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. [4]

В Уральском федеральном округе происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик, что приводит к необходимости развития образования в целях обеспечения экономики качественными трудовыми ресурсами, соответствующими требованиям инновационного социально-экономического развития.

В связи с этим, в Уральском федеральном округе предполагается развитие взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда; участие работодателей, инвесторов и экспертов в процессе подготовки квалифицированных кадров. [5] В качестве одного из приоритетных направлений развития Свердловской области определено развитие человеческого потенциала, которое обуславливается состоянием системы образования. Анализ состояния системы образования относительно требований инновационного социально-экономического развития Свердловской области позволяет выделить следующие проблемы: несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда; отсутствие обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг. [3]

В связи с вышеизложенным, перед Министерством общего и профессионального образования Свердловской области встает задача разработки областной целевой программы модернизации профессионального образования, обеспечивающей приведение объемов и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями регионального рынка труда. Между тем, модернизация профессионального образования представляется невозможной без развития взаимодействия с субъектами экономической жизни и сферы труда в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на умения и компетенции рабочей силы на рынке труда, под которым принято понимать социальное партнерство в профессиональном образовании [1, с. 61]. Таким образом, модернизация профессионального образования невозможна без развития социального партнерства.

Следует отметить, что в России на данный момент нормативно-правовая база реализации социального партнерства в профессиональном образовании развита слабо: ни в Законе РФ «Об образовании» № 3266-1, ни в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ, ни в Законе Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 26-ОЗ, ни в Федеральном законе от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, идеи развития социального партнерства в профессиональном образовании не отражены.

Хочется отметить, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в области развития человеческого потенциала предусматривается внедрение инновационных технологий в образовании, распространение механизмов социального партнерства и развитие новых форм социального партнерства. [4] В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, закреплена ответственность социальных партнеров – государства, общества, семей, работодателей – в вопросах качества общего и профессионального образования. Основной задачей государства в сфере образования, согласно Доктрине, является привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда; интеграцию образования, науки и производства. [2]

Направления развития социального партнерства в системе среднего профессионального образования отражены в Письме Минобразования РФ от 21.11.2003 N 19-52-1130/19-28 «Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования», которое носит только рекомендательный характер. А в Свердловской области было принято Постановление Правительства Свердловской области от 24 ноября 2000 года № 959-ПП «О развитии социального партнерства в сфере начального профессионального образования Свердловской области», которое содержит также лишь рекомендации по развитию социального партнерства.

Таким образом, на данный момент можно говорить о несовершенстве нормативно-правового регулирования развития социального партнерства в профессиональном образовании как на федеральном, так и на региональном уровнях; непониманием сущности и значения данного понятия; неразвитой системой взаимодействия социальных партнеров. В связи с этим становится актуальным выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого станут основой принимаемых нормативных решений [4]. Такой моделью может и должно стать социальное партнерство в профессиональном образовании, так как именно оно в состоянии обеспечить развитие адаптивных возможностей системы профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономической политики и своеобразия региона. В целях обеспечения развития социального партнерства следует: разработать эффективную организационную форму взаимодействия субъектов экономической жизни и сферы труда (социальных партнеров) – социального диалога; принять нормативно-правовой акт о развитии социального партнерства в профессиональном образовании.

Делая вывод, можно заметить, что социальное партнерство в профессиональном образовании является неотъемлемым условием успешной модернизации образования, способствует развитию человеческого потенциала, а, следовательно, является инструментом инновационного развития экономики не только Свердловской области, но и других регионов России.

Литература

  1. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М: Экзамен, 2005.

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «Об утверждении Национальной доктрины образования в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 09.10.2000, №41, с.4089.

  3. Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года»// Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274

  4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, №47, ст.5489

  5. Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа» [Электр. ресурс] / Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120672

Похожие:

Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconПонятие термина "социальное партнёрство" в современной России
Термин "социальное партнёрство" появился сравнительно недавно и трактуется в разнообразных источниках по разному. Но всё же можно...
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconАнализ структуры экономики региона
Отраслевая структура экономики региона определяется как доля каждой отрасли региона в общем объеме выпуска
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconГосударственно-частное партнерство в образовательной сфере как механизм...

Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconВ начале июля был дан старт программы «Поощрение социально ответственной...
Общественным советом «Социальное партнерство» и Правительством Новосибирской области. Программа направлена на содействие развитию...
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconМегасобытия как стимулирующий маркетинговый инструмент для инновационного развития территории
Сибирский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте рф, Новосибирск,...
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconТемы курсовых работ Финансы 3 к дн. Государственные финансы как инструмент...
Тенденции развития государственных налоговых систем и их гармонизация. Глобализация экономики и налоговое регулирование
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconПрограмма «Социальное партнёрство как условие гарантии качества профессиональной...
Развития социального партнёрства через прохождение производственной практики студентами нэпи (филиал) ТюмГУ)
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconСоциокультурные факторы инновационного развития экономики России: возможности самоорганизации
Ной на инновационное развитие. С этой целью применяются различные подходы: от попыток построения целостной национальной инновационной...
Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconГосударственно-частное партнерство как инструмент реализации региональной...

Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент инновационного развития экономики региона iconЖижко Е. В., Чиганова С. Д. Социальное партнерство как средство регулирования...
Жижко Е. В., Чиганова С. Д. Социальное партнерство как средство регулирования социальной политики // 3 S: Социальная теория Социальная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница