Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент»




Скачать 295.89 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
страница1/2
Дата публикации10.05.2014
Размер295.89 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЯ

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО

Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – «Менеджмент» и 080100.62 – «Экономика»

Профили подготовки
080200.62 «Менеджмент»

«­­Международный менеджмент»
080100.62 «Экономика»

«Мировая экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит»

Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.

Квалификации (степени) выпускника - бакалавр менеджмента

бакалавр экономики


Москва

2013

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИМЭС

Протокол № 5 от 27.12.2012 года

Данную программу разработал ^ Никитин Валерий Николаевич, к.п.н., доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС.
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

Гуманитарных и социально-экономических

дисциплин НОУ ВПО ИМЭС

Протокол № 2 от 06.12.2012 года.

^ Аннотация программы дисциплины «Психология»
Дисциплина «Психология» посвящена изучению, изменений психологических явлений в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество.

Аннотация рабочей программы дисциплины «Психология» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению 080200,62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика» базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) профилей «Международный менеджмент», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит».


  1. ^ Цели и задачи дисциплины:


Целью дисциплины является формирование у студентов системных научных представлений о психологии как науке, которые помогут ориентироваться в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения.
Целевая установка реализуется посредством нескольких ключевых задач, включая определение и раскрытие:

  • психологических особенностей личности, мотивы поведения, память и мышление, характер и темперамент;

  • эволюцию научных идей, психологических концепций, а также взаимодействие психологии с науками, изучающими человека;

  • показать сложность душевной и духовной жизни человека;

  • создать целостный образ человеческой психологии, сформировать у будущего профессионала интерес к самопознанию.




  1. Место дисциплины в структуре ООП:


Учебная дисциплина «Психология» относится к циклу основных дисциплин. В концептуальном плане она выступает фундаментальной основой подготовки управленческих кадров, имеет выраженную методологическую и прикладную направленность.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины:


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих основных компетенций:

  • по направлению 080200.62 «Менеджмент»:

  • ОК- 5,6,7,10,11;

  • по направлению 080100.62 «Экономика»:

  • .ОК-1,2,7,8,9.


В результате изучения курса студент должен:


  • иметь представление об основных этапах формирования и развития психологии в ХIХ – ХХI вв., содержание основных концепций, школ и походов в психологии, а также их роли и значении в современных условиях.

  • знать сущность, структуру и специальную терминологию (тезаурус) учебной дисциплины, основные этапы формирования и развития личности, особенности человека как индивид; структуру, процессы деятельности и общения как способов социальной жизни человека, психологическую структуру сознания как интегративного способа бытия человека.

  • уметь выявлять и объяснять противоречия между житейской и научной психологией о человеке, осуществлять поиск и выбор оптимальных решений в ситуациях взаимодействия и общения, применять методы психологического познания для самосознания.

  • владеть первичными навыками проведения психологических исследований личности.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

(направление 080200.62 «Менеджмент»и 080100.62 «Экономика»)

^ Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

очное

очно-заочное

заочное

^ Аудиторные занятия (всего)

36/1

18/0,5

8/0,2

В том числе:










Лекции

22/0,6

12/0,3

8/0,2

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С) (в т.ч. в интерактивной форме)

14/0,4

6/0,2

-

Лабораторные работы (ЛР)










^ Самостоятельная работа (всего)

72/2

90/2,5

100/2,8

В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат

15/0,4

15/0,4

15/0,4

^ Другие виды самостоятельной работы










Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям

57/1,6

75/2,1

85/2,4

Вид аттестации

зачёт

зачёт

зачёт

Общая трудоемкость 108 часа

3 зачетных единицы




















^ 5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

(наименование и краткое содержание тем)

1.





^ Предмет психологии,

её задачи и методы

    1. Человек и его познание.

Феномен человека. Человек в проекциях научно-философского и вненаучного знания. Человек – существо многомерное, сложно организованное. Человек как природное явление как душевно-духовное образование. Культура как вторая природа человека. Человек в разных сферах культуры, в философии, искусстве, религии, образовании и др.

История предмета человека психологии. Представление о человеке в основных направлениях психологии. Субъективность как предмет психологии человека.

Определение психологии как науки. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности.

  1. ^ 2. Предмет психологической науки.

Житейская и научная психология о человеке. О реальности внутреннего мира человека. Человеческая субъективность как объективная реальность. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах.

История предмета психологии человека. Представление о человеке в основных направлениях психологии. Проблема целостного и частичного описания человека в психологии. Субъективность как предмет психологии человека.

  1. ^ 3. Методы психологического познания человека.

Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии.

Методы практической психологии. Практическая психология и психологическая практика. Работа с сознанием как предмет практической психологии. Методы психологической практики: консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг др.



2.




Онтология и психология жизнедеятельности человека

^ 2.1. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека.

Деятельностное бытиё человека. Многомерность категории «деятельность». Человек как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.

Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельности. Структура общения. Типы совместной деятельности. Человек как субъект общения. Общение как восприятие людьми друг друга.

^ 2.2. Человек среди людей.

Типы и формы социальных объединений. Единицы анализа форм организации человеческих общностей. Социальная организованность – объединение с целевой детерминацией деятельности. Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей.

^ 2.3. Сознание как интегративный способ бытия человека.

Категория сознания в философии и психологии. Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая структура сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Самосознание как сознание самости. Рефлексивное сознание в человеческой жизни.

3.




Образы субъективной реальности

^ 3.1. Человек как индивид (телесное существование человека).

Индивидуальные свойства человека. Учение о плоти, душе и теле. Душа или психика; тело или организм. Тело – храм души. Учение о плоти, душе и теле. Душа или психика; тело или организм. Тело – храм души. Возрастно-половые особенности человека. Индивидуально-типические свойства человека. Учение о темпераменте и его типах в психологии. Нейропсихологические основы тесного бытия человека.

^ 3.2. Психология субъектности (душевная жизнь человека).

Понятие о субъекте и его психологической организации.

Субъект как источник активности, распорядитель сил. Субъект как вторая природа, натура, как психосоциальная реальность. Субъектность как способ индивидуального бытия сознания. Душа как витальная целостность. Три разряда душевной жизни в психологических учениях: желания (воля), чувства, разум. Желания и воля как формы душевной жизни. Чувства и эмоции человека. Разумная жизнь человека. Способности и характер человека.

^ 3.3. Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное бытиё человека).

Понятие духовного бытия человека. Принцип духовности в человеческой реальности. Понятие духовной психологии. Ступени духовного роста человека. Понятие индивидуального духа. Различие обликов индивидуального духа человека, человек как личность, как индивидуальность, как универсум. История образов личности: личность как личина, маска, персона, герой, лик, ипостась. Личность как социально-культурная реальность, как реальность для Другого. Личность как самоопределённость человека.

Личность как реальность для других. Индивидуальность как встреча с собой Другим. Встреча с собой, диалог с собой. Антиномии индивидуальности: своеобразие (капризность, оригинальность, непохожесть) – самобытность (авторство, укоренённость в мире, собственный способ жизни). Рефлексия собственной жизни. Автортво жизни. Аутотентичность. Собственное лицо. Авторское мировоззрение. Личная нравственность. «На том стою и не могу иначе» - формула индивидуальности.

Универсальность как полнота бытия человека. Ипостась как форма человеческой целостности. Кризис самости в её родовой, культурной и индивидуальной определённости. Встреча с Над-мирностью. Человек и мир как эквивалентность. Со-бытийность человека и мира. Вселенско-вечное со-бытие. Конечно-бесконечное бытиё. Жизнь как целое.


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
«Психология» как дисциплина взаимодействует с философией, культурологией, социологией, с организационным поведением и другими дисциплинами, где деятельность человека является объектом исследования.
^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

5.3.1 Очное отделение

Наименование раздела

дисциплины

Лекции







Семи-

нары

СРС

Всего

Раздел 1.

Предмет психологии, её задачи и методы

6







4

24

34

Раздел 2.

Онтология и психология жизнедеятельности человека


6







4

24

34

Раздел 3.

Образы субъективной реальности


10







6

24

40

ИТОГО

22







14

72

108


^ 5.3.2 Очно-заочное отделение

Наименование раздела

дисциплины

Лекции







Семи-

нары

СРС

Всего

Раздел 1.

Предмет психологии, её задачи и методы

4







2

30

36

Раздел 2.

Онтология и психология жизнедеятельности человека


4







2

30

36

Раздел 3.

Образы субъективной реальности


4







2

30

36

ИТОГО

12







6

90

108


^ 5.3.3 Заочное отделение

Наименование раздела

дисциплины

Лекции







Семи-

нары

СРС

Всего

Раздел 1.

Предмет психологии, её задачи и методы

2










30

32

Раздел 2.

Онтология и психология жизнедеятельности человека


2










30

32

Раздел 3.

Образы субъективной реальности


4










40

44

ИТОГО

8










100

108


^ 7. Примерная тематика рефератов
1.Личность – как способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими людьми.

2. Внешняя и внутренняя жизнь человека.

3. Образ человека в искусстве.

4. Осмысленность человеческого бытия.

5. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах.

6. Психология обыденной жизни.

7. Психоанализ как учение о глубиной психике и личности человека.

8. Гештальтпсихология как течение в психологии, ориентированное на целостное изучение человеческой психики.

9. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальную личность человека.

10. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии: внешнее наблюдение, тесты, изучение продуктов деятельности.

11. Методы описательной (гуманитарной) психологии: описание и понимания психологии человека.

12. Биографический метод, эмпатия, активное слушание, интерпретация внутреннего мира человека – методы гуманитарной психологии.

13. Методы практической психологии.

14. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности.

15. Деятельностные способности человека: преобразования, организации, управления, регуляции.

16. Общение как коммуникация.

17. Виды взаимодействия: содружество, конкуренция, конфликт.

18. Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия.

19. Группы первичные и вторичные; формальные и неформальные, групп членства и референтные группы.

20. Уровень развития социальных организованностей: диффузная группа, просоциальная организация, коллектив, асоциальная ассоциация, корпорация.

21. Лидерство, сплочённость, организованность в группе.

22. Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей.

23. Учение З.Фрейда о бессознательном.

24. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях.

25. Понятие о механизмах психологической защиты.

26. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности.

27. Половозрастные особенности человека.

28. Современные взгляды на темперамент человека.

29. Учение Н.А. Бернштейна о физиологических основах психической деятельности.

30. Учение П.К. Анохина о физиологических основах психической деятельности.

31. Самость – субъект психики – душа как понятие для обозначения внутренней, душевной жизни.

32. Побуждения и желания субъекта.

33. Мотивация субъектного поведения.

34. Психологический механизм воли – намеренное изменение смысла действия, придание дополнительного побуждения деятельности.

35. Разум человека. Основные формы познания.

36. Характер как остров душевной жизни (субъектности).

37. Личное место в системе реальных отношений с другими (позиция и роль).

38. Ценностные ориентации личности.

39. Достоинство личности. Личные отношения. Личный характер.

40. Антиномия: самость – универсальность.

^ 8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию — Москва: АСТ, с 1988 по 2008 год.

^ 2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов, ООО «Питер Пресс», 2012.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - Кн. 1: Общие основы психологии, 2003.

^ 4. Психология личности/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. (Хрестоматия по психологии) — Москва: АСТ, 2009.

5. Психология: учебник для бакалавров / Под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2012.

6. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. М., Форум, 2013

^ 7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- Спб.:2008.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.

^ 9. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебник для вузов, Ростов н/Д: Феникс, 2003.
б) дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, Гл.1.

^ 2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

^ 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогический антропологии. М., 1990.

^ 7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

8. Фрейд З. Психология бессознательного. Проблемы метатеории. М., 1989.

9. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994, ХШ. Дух и жизнь.
в) программное обеспечение

специального программного обеспечения не требуется
^ 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Для углубления и закрепления лекционного материала в рамках данного учебного курса практикума (см. Приложение), который объединяет тематические проблемно-поисковые и практические задания с выраженной творческой и прикладной ориентацией для формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Приложение

ПРАКТИКУМ

(проблемно-поисковые и практические задания)
  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины производственный менеджмент...
Данную программу разработал Медведев Виктор Петрович д в н., профессор кафедры Менеджмента ноу впо имэс
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины финансовый менеджмент разработана...
Данную программу разработал Абросимов Игорь Дмитриевич, к э н., доцент кафедры Финансов ноу впо имэс
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины эконометрика разработана в соответствии...
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. Разработана в соответствии с фгос впо
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины статистика вэд разработана в...
Программа предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы, обучающихся по направлению 080200. 62 «Менеджмент», вариативной...
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины микроэкономика разработана в...
Данную программу разработала Богомолова Юлия Игоревна, к э н., доцент кафедры Экономики ноу впо имэс
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины макроэкономика разработана в...
Данную программу разработала Сысоева Галина Ивановна, к э н., доцент кафедры Экономики ноу впо имэс
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины макроэкономика разработана в...
Данную программу разработала Сысоева Галина Ивановна, к э н., доцент кафедры Экономики ноу впо имэс
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины деловая этика разработана в...
Программа предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, обучающихся по направ­лению 080200. 62 «Менеджмент»...
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины институциональная экономика...
Данную программу разработал Шаталин Юрий Александрович д э н., профессор кафедры Экономики ноу впо имэс
Рабочая программа учебной дисциплины психология разработана в соответствии с фгос впо рекомендуется для направления подготовки 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины экономика предприятий разработана...
Данную программу разработала Богомолова Юлия Игоревна, к э н., доцент кафедры Экономики ноу впо имэс

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница