Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело»




Скачать 228.06 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело»
Дата публикации24.02.2013
Размер228.06 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Экономика > Рабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________Е.С. Ивлева

«____ » _____________ 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины

МЕНЕДЖМЕНТ

Для специальности среднего профессионального образования:

080110 «Банковское дело»»

Квалификация базовой подготовки: специалист банковского дела

Санкт-Петербург

2011

Программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 «Банковское дело».
Организация-разработчик: Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Обсуждено

на заседании кафедры социологии и управления персоналом

«24»мая 2011 г., протокол № 9

ОДОБРЕНО

методическим советом факультета социального управления

«26»мая 2011г., протокол № 10

СОДЕРЖАНИЕ







  1. ^

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



6
  1. ^

    условия реализации программы учебной дисциплины



13
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



15




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы социологии и политологии».
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080110 «Банковское дело».

Программа учебной дисциплины «Менеджмент» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке работников в области управления и экономики.
^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы
Учебная программа «Менеджмент» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
^ 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам

освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • Объекты, предмет, цели, задачи курса;

  • Основные понятия курса;

  • Функции менеджмента;

  • Принципы функционирования организаций;

  • Современные теории менеджмента.

Уметь:

  • Организовывать работу людей;

  • Создавать структуру организации;

  • Планировать деятельность организации;

  • Мотивировать работников;

  • Контролировать работу организации.

^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение

программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 103 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 23 часов.

^ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

103

^ Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:




лекции

50

семинарские занятия

30

^ Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

Итоговая аттестация в форме экзамен


^ 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Менеджмент»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)


Объем

часов


Уровень

усвоения

1

2

3

4

1-й семестр

Раздел 1. Элементы организаций и процесса управления







^ Тема 1

Введение в управление

Содержание учебного материала:

2



1,2

1.

Особенности современной Российской экономики и необходимость совершенсмтвования организации управления в России.

Понятие, сущность, цели, задачи и функции менеджмента. Основные этапы развития менеджмента.

Возможность использования менеджмента в России и его специфика. Опыт менеджмента за рубежом.

^ Практические задания:

3

2

1.

Понятие, сущность, цели, значение, технологии и функции менеджмента как вида деятельности. Виды менеджмента. Основные качества менеджера. Особенности его профессиональной деятельности.







2.

Опыт менеджмента за рубежом.

Состояние управления современной российской макро- и микроэкономикой.







^ Самостоятельная работа

1







Работа с конспектами







^ Тема 2

Эволюция менеджмента как науки

Содержание учебного материала:

4

1,2

1.

Системный подход. Процессный подход. Ситуационный подход.

Управление с точки зрения выделения различных школ.

^ Самостоятельная работа обучающихся:

2

2

1.

Работа с конспектом

Тема 3.

Организация как объект управления


Содержание учебного материала:

2

1,2

1.

Понятие организации.

Характеристика организации.

Цели и задачи управления предприятием (организацией).

Управление экономическими отношениями предприятия.

Практическое занятие:

3

2

1.
^

Понятие и классификация организации.


Самостоятельная работа обучающихся:

1

2,3

1.

Способы, методы, приемы изучения общественного мнения.

^ Тема 4 Внутренняя среда организации и ее основные структуры. Внешняя среда организации

Содержание учебного материала:

2

1,2

1.

Понятие внутренней среды организации.

Составляющие внутренней среды организации.

2.

Понятие внешней среды организации.

Среда прямого воздействия: понятие и значение.

Среда косвенного воздействия: понятие и значение.

^ Практические задания:

3




1.

Внутренняя и внешняя среда организации.







^ Самостоятельная работа

2







Работа с конспектами

2




^ Тема 5

Социальная ответственность

и этика

Содержание учебного материала:

4

1.2

1.

Понятие социальной ответственности.

Аргументы за и против социальной ответственности.

Этика и современное управление.

Этапы делового общения.

^ Практическое занятие:

3

2

1.

Социальная ответственность и этика.

Деловое общение.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада на тему ( по выбору)

2

2.3

1.

Работа с конспектами

Раздел 2. Функции управления







Тема 6 Стратегический менеджмент


Содержание учебного материала:

4

1.2

1.

Понятие стратегии.

Сущность и выгоды стратегического планирования.

Этапы стратегического планирования.

Разработка и реализация перспективных и текущих планов.




^ Практические задания:

3




1.

Сущность и выгоды стратегического планирования










^ Самостоятельная работа

2







Работа с конспектами







Тема 7

Формирование миссии и целей фирмы.

Особенности анализа внешней и внутренней среды в стратегическом менеджменте

^ Содержание учебного материала:

4

2

1.

Понятие миссии.

Понятие цели.

2.

Анализ внешней среды.

Анализ внутренней среды.

Практические задания:

3




1.

Особенности анализа внешней и внутренней среды организации










^ Самостоятельная работа

2







Работа с конспектами










^ Итого 1-й семестр

53




2-й семестр







Тема 8.

Выбор стратегии и планирование ее реализации

Содержание учебного материала:

4

1.2

1.

Факторы определяющие выбор стратегии.

Реализация стратегии.

Оценка стратегического плана.

Тема 9. Структура организации


Содержание учебного материала:

4

1.2

1.

Понятие структуры.

Основные виды структуры.

Построение организационных структур

Практическое занятие:

3

2

1.

Построение организационных структур

Самостоятельная работа обучающихся:

2

2.3

1.

Работа с конспектами

Тема 10. Мотивация

как функция менеджмента

Содержание учебного материала:

2

1.2

1.

Понятие мотивации.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

Тема 11. Контроль как функция

Менеджмента




^ Содержание учебного материала:

2

1,2

1.

Понятие контроля.

Основные типы контроля.

Контроллинг.







2.

Фазы процесса контроля.

Барьеры и сопротивление контролю.










^ Практическое занятие:

3







1.

Барьеры и сопротивление контролю







Раздел 3. Связующие процессы







Тема 12.

Коммуникацион-ный

менеджмент

Содержание учебного материала:

4




1.

Понятие коммуникации.

Основные виды коммуникации.

Межличностные коммуникации.

Организационные коммуникации.

Совершенствование коммуника-ционных процессов.

Система коммуникаций










^ Практическое занятие:










1.

Связующие процессы коммуникации










^ Самостоятельная работа:

2







1.

Работа с конспектами







Тема 13.

Принятие решений

Содержание учебного материала:

4




1.

Виды и типы управленческих решений.

Основные подходы к принятию решений.

Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений.







2.

Индивидуальные стили принятия решений.

Условия эффективности управленческих решений.

Управление рисками.

Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации.







^ Практическое занятие

2




1.

Основные подходы к принятию управленческих решений







^ Самостоятельная работа:

2




1.

Работа с конспектами, подготовка к практическому занятию







Раздел 4. Социальные группы.







Тема 14.

Групповая динамика и руководство

Группой.

Управление конфликтами.

^ Содержание учебного материала

4




1.

Формирование групп.

Характеристика групп.

Групповая динамика.







2.

Управление группой.

Управление неформальными группами.








3.

Понятие конфликта и его структура.

Виды конфликтов.

Причины конфликтов.

Управление конфликтной ситуацией.







^ Практическое занятие

2




1.

Власть и лидерство.

Понятие власти.

Формы власти.

Понятие лидерства.

Теории лидерства.







^ Самостоятельная работа:

1




1.

Управление трудовыми рессурсами







Раздел 5. Банковский менеджмент.







Тема 15.

Теоретические основы банковского менеджмента.


Содержание учебного материала:

4




1.

Факторы, обуславливающие появление и развитие банковского менеджмента.

Понятие и основные принципы банковского менеджмента.

Особенности банковского менеджмента.














^ Самостоятельная работа

2







1.

Тенденции развития банковского менеджмента.







Тема 16.

Управление капиталом

банка

^ Содержание учебного материала:

4




1.

Понятие, функции и роль капитала банка в обеспечении стабильности его функционирования.

Содержание управления капиталом: методы оценки капитала, факторы, влияющие на структуру собственного капитала.







2.

Проблема капитализации и докапитализации в коммерческом банке.

Внутренние источники прироста собственного капитала.

Внешние источники прироста капитала.







^ Практическое занятие:

2







1.

Проблема капитализации и докапитализации в банке.










^ Самостоятельная работа:

2







1.

Работа с конспектами.










2.

Подготовка к экзамену







^ Итого 2-й семестр

50

Итоговое занятие

экзамен

Итого

103


^

3. условия реализации программы дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-

техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • учебные места (по количеству обучающихся);

  • доска;

  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор



^

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:

  1. Банковский менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 560 с.

  2. Банковские риски: учебник / кол. авторов под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2009. – 350 с.

  3. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.

  4. Поморина М.А. Управление прибыльностью банка в системе стратегического финансового менеджмента // Бизнес и банки. – 2010. - № 7. – С.1-2



Дополнительная литература:

  1. Васильева А.С. Основы управления рисками кредитования предприятий в современных условиях // Финансы и кредит. - 2008 - № 38(326) - С. 45-48.

  2. Едронова В.Н.Инвестиционные стратегии банка на рынке ценных бумаг:схема формирования и реализации стратегии как формализованного документа // Финансы и кредит. — 2008. — № 40(328). — С. 8 – 14.

  3. Крупной Ю.С. О производительности труда банковского персонала// Банковские услуги. — 2007 -№11, С.2-7

  4. Магомедов Г.И. Организационные структуры управления кредитным
    риском в коммерческом банке // Финансы и кредит - 2007 - № 40(280) - С. 23-26.

  5. Мануйленко В.В. Регулирование капитала коммерческого банка на международном и национальном уровнях // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика.-2008.- Выпуск6.-С.183-190.

  6. Моисеев С.Р. Докапитплизация банков // Банковское дело.- 2009.- № 8.- С. 28-30.

  7. Сорокина И.О. Методические подходы к анализу и оценке собственного капитала банка внешними пользователями // Финансы и кредит.- 2008.- № 47.- С.21-32.

  8. Сухоруков С. Как банки оценивают кредитоспособность вашей
    компании // Финансовый директор - 2009 - №6 - С. 12-17.

^

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


4.1. Общие положения

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных контрольных заданий.




^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения




основы управления привлеченными ресурсами, капиталом, коммерческого банка, активами, рисками в коммерческом банке, ликвидностью и прибылью;

навыки применения законодатель-ных и нормативных актов в области банковского дела в практической деятельности коммерческого банка.

Устный опрос,

практические занятия

Усвоенные знания:




особенности банковского менедж-мента;

особенности внутреннего контроля в коммерческом банке и транс-фертное ценообразование;

основных положениях менеджмента в банковской сфере.

Устный опрос, самостоятельная работа

^ 4.2. Примерные вопросы к экзамену (зачету)


  1. Сущность менеджмента. Содержание понятия «менеджмент». Цели, структура и задачи менеджмента.

  2. Менеджер и его функции. Руководители низового, среднего и высшего звена.

  3. Школа научного управления. Объективные предпосылки становления научного менеджмента в конце XIX века - начале XX века.

  4. административная школа управления. Теория администрации. Функции и принципы менеджмента.

  5. Развитие науки управления в России. Формирование современной модели управления.

  6. Теория организации. Организация как открытая система. Жизненный цикл организации.

  7. Внутренняя и внешняя среда организации. Система информационных коммуникаций. (Паблик рилейшнз).

  8. Миссия организации и ее цели. Структура стратегии фирмы. Факторы формулирующие стратегию фирмы.

  9. Оценка и анализ внешней среды. Ключевые факторы организации.

  10. Анализ состояния фирмы. Управленческий анализ (SWOT - анализ).

  11. Организационные отношения в системе менеджмента. Теория бюрократии М. Вебера.

  12. Типы организационных структур. Современные тенденции в эволюции организационных структур.

  13. Основные функции внутрифирменного управления.

  14. содержательные теории трудовой мотивации.

  15. Процессуальные теории трудовой мотивации.

  16. Трудовая мотивация посредством проектирования рабочего места.

  17. Управленческий контроль. Сущность и смысл контроля. Виды контроля. Процесс контроля.

  18. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики контроля.

  19. Смысл власти. Пять источников власти.

  20. Политические выводы власти. Перечень стратегий в руководстве
    организацией.

  21. Причины возникновения стресса на рабочем месте. Факторы, вызывающие стресс.

  22. Основные способы борьбы со стрессом.

  23. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов.

  24. Навыки ведения переговоров. Традиционные и нарождающиеся навыки ведения переговоров.

  25. Общепринятые теории лидерства. Теория харизматического лидера. Теория преобразующего лидерства.

  26. Стили руководства организацией: авторитарный, демократический, либеральный, смешанный. Классическая управленческая решетка Блейка и Мутона.

  27. Разработка управленческого решения.

  28. Роль моделирования в процессе принятия решений.

  29. Процесс коммуникации внутри организации.

  30. Коммуникативное пространство руководителя.

  31. Система управления персоналом.

  32. Планирование карьеры.

  33. Системный подход к управлению операциями.

  34. Проектирование процесса производства.

  35. Современная концепция управления качеством.

  36. Деятельность руководства фирмы по управлению качеством.

  37. Рациональное использование времени менеджером.

  38. Технология эффективного проведения переговоров, бесед, способствующих разрешению проблем.

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины бухгалтерский учета для специальности...
Программа учебной дисциплины разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее фгос) по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение...
Программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение...
Программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии для специальности...
Программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconПрограмма профессионального модуля ведение расчетных операций для...
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины Анализ финансово-хозяйственной...
Фгос) среднего профессионального образования (далее спо) по специальности 080110 «Банковское дело» к уровню подготовки выпускника...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура для специальностей...
Для специальностей спо: 080110 «Банковское дело», 100401 «Туризм», 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт...
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности среднего профессионального образования: 080110 «Банковское дело» iconРабочая программа учебной дисциплины основы экономической теории...
Примерная программа учебной дисциплины Основы экономической теории разработана на основе Федерального государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница