Высшего профессионального образования




НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/31
Дата публикации24.02.2013
Размер4.29 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

__________________________________________________


НАУКА И ОБЩЕСТВО:

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Сборник научных статей
В трех частях
Под редакцией

доктора филологических наук, профессора

А. Э. Еремеева

Часть 1
Экономические процессы

в современном обществе

Омск

НОУ ВПО «ОмГА»

2010


УДК 001.1+30+009

ББК 60+80

Н34

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

НОУ ВПО «ОмГА»


^ Издается в авторской редакции. Макет подготовлен в издательстве ОмГА
Наука и общество: проблемы современных исследований :

Н34 сб. науч. статей : в 3 ч. – Ч. 1. Экономические процессы в современном обществе / под ред. А. Э. Еремеева. – Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2010. – 236 с.

ISBN 978-5-98566-066-1

В сборник включены статьи участников IV Международной научно-практиче­ской конференции «Наука и общество: проблемы современных исследований», состо­явшейся 28 апреля 2010 года на базе НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия». Опубликованы статьи преподавателей и аспирантов российских вузов. Освещены ак­туальные проблемы современного гуманитарного знания.

Издание предназначено для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, а также для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами экономики, ме­неджмента, политики, права, психологии, филологии, журналистики и других облас­тей гуманитарных исследований.

УДК 001.1+30+009

ББК 60+80

ISBN 978-5-98566-066-1 © НОУ ВПО «ОмГА», 2010

Научное издание

^ НАУКА И ОБЩЕСТВО:

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сборник научных статей

В трех частях

Под редакцией

доктора филологических наук, профессора

А. Э. Еремеева

Часть 1

^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Техническое редактирование и компьютерная верстка Г. А. Диль

Рег. № 17 (от 12.05.2010 г.) Подписано в печать 25.05.2010 г.

Печать на ризографе. Бумага офсетная. Формат 60х80 1/16.

Печ. л. 14,75. Уч.-изд. л. 14,12. Тираж 100 экз. Заказ 15.

НОУ ВПО «ОмГА»

644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.

Отпечатано в полиграфическом отделе издательства НОУ ВПО «ОмГА».

644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а, тел. 28-47-43.



В. С. Шмаков

Институт философии и права Сибирского отделения РАН

г. Новосибирск
^ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Изменения, происходящие в различных сферах жизнедеятельности российского общества, характеризуются в научной литературе различными понятиями. Чаще всего употребляются такие определения, как «трансформация», «модернизация», «реформирование». Если исходить из официальной установки о построении в стране рыночной экономики, то, по нашему мнению, наиболее полно этот процесс характеризует понятие «модернизация». Это верно и с методологической точки зрения, у нового объекта появляются новые признаки, которые кардинально отличают общество от предыдущего состояния. Модернизация состоит из ряда последовательных трансформационных процессов, каждый из которых представляет собой реально достигнутые перемены в конкретный период времени и приводит к формированию новых социальных и экономических реалий.

При этом необходимо отметить, что все постсоциалистические страны включают в свои программы развития модернизационную стратегию, как приоритетное государственное задание, отмечая, что поиск наиболее рациональных и эффективных способов системной трансформации отвечает интересам экономического и общественно-политического развития стран. Стоит заметить, что иногда это направление исследований предполагает разработку альтернативных, по отношению к либеральным концепциям, программ и модернизационных стратегий. Опыт постсоциалистического развития показал, что социально-экономические процессы в постсоветских обществах сопровождались затяжным структурным кризисом, не имеющим прецедентов в истории XX века. К новому тысячелетию эти общества пришли с разрушенной финансовой системой, с отсталой структурой производства, опутанными внешними долгами.

Экономический кризис оказал кардинальное воздействие на все сферы социального развития постсоветских государств. Теперь уже очевидно, что большинство развивающихся обществ сталкивается в процессе модернизации со значительными трудностями социального характера. Социальные последствия экономических экспериментов 90-х годов везде оказались одинаковы: ухудшение условий существования основной массы населения, происходящий на этом фоне беспрецедентный рост неравенства в доходах и обвал социальной сферы.

Социальное содержание экономической модернизации, происходящей в обществе, касающейся внешне обусловленных социально-экономических преобразований и реакций населения на эти преобразования, наиболее отчетливо может быть проиллюстрировано на примере сельских сообществ. Здесь фундаментальные экономические сдвиги, а также обусловленные ими социальные изменения выступают в форме моделей, демонстрирующих истинную природу трансформационных процессов. Именно село в полной мере испытало на себе последствия модернизационных реформ. Для трансформирующихся обществ в целом характерна неустойчивость, альтернативный характер развития и резко возрастающая роль субъективного фактора. Это, прежде всего, касается роли государства в управлении социальными, экономическими и технико-технологическими процессами в обществе. Роль государства, по отношению к населению села, резко изменилась. Этот процесс изменения социальной политики повсеместно сопровождался кризисными явлениями и в экономике, что проявлялось в ненадлежащем ресурсном обеспечении проводимых в сельском хозяйстве реформ.

В стабильных ситуациях социальная политика призвана стимулировать всестороннее развитие человеческого потенциала общества, распространение эффективных способов и образцов экономического поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост качества жизни населения и защищенности социально уязвимых слоев. Можно согласиться с мнением Т. И. Заславской, что в периоды глубоких социальных преобразований функции этой политики изменяются. Во-первых, трансформирующимся обществам приходится не столько организовывать рост, сколько противостоять спонтанному падению человеческого потенциала, деградации социальных отраслей экономики, расширению депривированных групп и слоев. Во-вторых, к традиционным функциям социальной политики добавляется новая – содействие сохранению и росту социально-инновационного потенциала общества, расширению социальной базы реформ, обеспечению заинтересованного участия граждан в преобразовании общественных отношений [1].

Институциональной основой социально-экономических трансформаций сибирского села послужило разрушение прежней системы социальных общественных отношений и расширение социальных свобод, что в конечном итоге привело к формированию многоукладной аграрной экономики, становлению частного сектора и развитию рынка. Результатом реформирования сельскохозяйственного производства явилось создание частнокапиталистических аграрных компаний, которые представляли слабый интерес для финансового капитала и были обречены на социальную и экономическую деградацию в новых условиях. В свою очередь, новые собственники не заинтересованы в поддержке социальной сферы села, долгосрочных инвестициях в человеческий капитал села. Будучи в первую очередь озабочены вопросами эффективности, новые собственники настроены на закрытие нерентабельных видов производства и сокращение числа работающих. Процесс внедрения финансового капитала в сельское хозяйство приводит к нарушению хрупкого равновесия, сложившегося в социальной сфере российского села. Основными проблемами сельского социума России стала безработица, бедность населения, вынужденная миграция, расширение масштабов неформальной экономики, деградация социальной сферы села. Многолетний период трансформации всего хозяйственного механизма привел к сокращению физических объемов сельскохозяйственного производства, вследствие чего получили распространение такие негативные социальные явления, как безработица, массовая бедность, недоступность населению села образовательных, культурных, бытовых услуг, медицинской помощи, что в целом породило социально-психологический стресс, нравственную и культурную деградацию. На сегодняшний день, несмотря на общую экономическую стабилизацию в стране и некоторые положительные признаки в динамике развития села, ситуация в социальной сфере села остается сложной, увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизни. Резкий спад сельскохозяйственного производства вызвал появление и последующий рост сельской безработицы, скрытый уровень которой значительно выше официально зарегистрированного. По нашим данным, озабоченность населения проблемами безработицы в сельских регионах Западной Сибири в 2001 г. составляла 65%, в 2009 г. – 68% от числа респондентов. Кроме того, имеются основания говорить о том, что в сельских районах имеет место структурная безработица, которая обусловлена:

- низким уровнем заработной платы и нестабильностью или полным отсутствием социальных гарантий для работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;

- деградацией части сельских работников, утративших за десятилетие экономического спада трудовую мотивацию.

Наиболее остро стоит проблема безработицы среди молодежи, где доля безработных составляет 30%, причем половина из них даже не пыталась найти работу.

Одним из последствий реформ стало падение квалификации работников основных рабочих специальностей. В сельском хозяйстве эта тенденция наиболее заметна, особенно в условиях резкого сокращения относительной заработной платы. Возможности внешнего трудоустройства сельского населения, как правило, напрямую связаны с развитостью системы транспортных коммуникаций, удаленностью или близостью сельского населенного пункта от промышленных предприятий.

В крупных селах, имеющих развитую структуру транспортных коммуникаций и выход на рынок, наличествует многоотраслевая занятость. У населения есть возможность выбора применения своих трудовых и профессиональных способностей и возможность официального трудоустройства. В малых удаленных селах преобладает моноотраслевая (главным образом сельскохозяйственная) структура занятости. Возможности официального трудоустройства активного населения, как правило, ограничены рабочими местами в местном крупхозе, и уровень официальных трудовых доходов населения часто напрямую зависит от экономического положения последнего.

Другая причина широкомасштабной бедности на селе – низкая доходность домашней сельскохозяйственной экономики. Возможности трудоустройства на селе ограничены, уровень зарплаты также намного ниже, чем в других отраслях

Во всех обследованных ареалах денежные доходы населения крайне низки. Фактически, если ориентироваться на среднедушевой уровень денежных доходов населения, подавляющая часть домохозяйства в обследованных ареалах (от 90% и более) находилась ниже порога бедности, а около половины семей относилось к крайне бедным. Сравнение данных обследований различных лет не показывает существенных сдвигов в данном вопросе, не демонстрируют роста уровня благосостояния жителей села. Даже если оценки уровня доходов, полученные на основе ответов респондентов, неизбежно имеют тенденцию к занижению, представляется очевидным, что денежные поступления в бюджеты сельских семей находятся на чрезвычайно низкой отметке. При этом следует оговориться, что данные исследований за 2008–2009 гг. демонстрируют определенную положительную динамику увеличения денежных доходов сельского населения. Тем не менее, жизненный уровень селян продолжает снижаться. Несмотря на некоторое улучшение соотношения среднедушевого дохода и среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства с прожиточным минимумом, заработная плата в сельском хозяйстве не выполняет свою воспроизводственную и покупательную функции, не обеспечивает прожиточного минимума. Устоявшейся тенденцией последних лет является то, что формирование бюджета сельской семьи происходит из нескольких источников («многоканальная модель» выживания), причем доля оплаты труда работающих в коллективном хозяйстве все более снижается.

Одним из основных источников денежного дохода сельских домохозяйств являются доходы от продажи собственной продукции. Высока степень самообеспечения населения продовольствием. Сейчас для многих селян личные подсобные хозяйства становятся основным местом работы, главным источником доходов семьи. По экспертным оценкам доля денежных доходов в бюджете семьи составляет 40%, доля доходов от собственного хозяйства – 60%.

Из-за уменьшения финансовых поступлений и уровня доходов сельского населения в целом сократились возможности для компенсации отсутствия тех или иных услуг социальной сферы за счет собственных средств (жилье, лечение, образование, бытовые услуги и др.). Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры.

Особо можно отметить, что образовательные возможности сельской молодежи значительно ниже, чем у их городских сверстников. Это ведет к формированию миграционных настроений молодых людей, поскольку большинство из них связывает возможность улучшения жизни с получением качественного образования и работы в крупных населенных пунктах.

Параллельно процессу сокращения сети учреждений культуры и образования на селе идет процесс свертывания числа учреждений медицины. Кризисное состояние здравоохранения на селе отражается на здоровье и продолжительности жизни сельского населения.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставит под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Так, у семей в возрасте до 30 лет «детность» составляет 0,9; у семей в возрасте 30–59 лет – 2.08. Депопуляция и низкая плотность сельского населения являются не только количественными, но и качественными факторами развития сельскохозяйственных регионов, поскольку она способствует созданию социальной среды с преобладанием нетрудоспособных старших возрастов.

Основными социальными инновациями, вырабатываемыми сельскими локальными сообществами в ответ на происходящие изменения социальной среды являются: процессы ренатурализации, использование различных форм государственной редистрибуции, неформальные экономические практики как основа товарного уклада на селе. Причем эти инновации не являются параллельными и независимыми факторами, а, напротив, представляют собой различные стороны единого по сути процесса социального развития.

В результате исследований было выделено несколько основных форм приспособления сельского населения к трансформациям жизненного уклада: 1) развитие крупхозов, 2) фермерские хозяйства; 3) личное подсобное хозяйство. В Сибирском регионе ведущими секторами сельскохозяйственного производства стали крупхозы и личные крестьянские хозяйства сельских жителей.

Необходимо также отметить прямую зависимость экономики большинства сельских домохозяйств от крупхозов. Стабильность натурального хозяйства предполагает одновременно наличие высокотехнологичной современной экономики, откуда мелкотоварное крестьянское хозяйство получает орудия труда и технику (для подготовки посевных участков, заготовки кормов, дров, переработки продукции и т. д.). Как правило, таким источником является крупхоз, в котором подавляющее большинство сельских жителей получает доступ к редистрибутивному механизму, присваивая в той или иной форме общественные ресурсы.

Если в первые годы реформ взаимодействие крупхозов и личного подсобного хозяйства населения носило преимущественно неэквивалентный с экономической точки зрения характер, то по мере сокращения ресурсной базы крупных сельхозпроизводителей и постепенного внедрения рыночной рациональности в деятельность реформированных предприятий ситуация меняется. Практически безвозмездное использование ресурсов крупхозов уступает место кредитованию текущих расходов местного населения и льготам по снабжению личного подворья кормами, что позволяет некоторым исследователям, отметившим эту тенденцию, сделать вывод, о том, что «симбиоз семейного подсобного хозяйства, сельской общины и сельскохозяйственных предприятий – крупхозов практически распался, и началось формирование автономных стратегий выживания, центральным звеном которого стало семейное хозяйство» [2].

Таким образом, в основе вырабатываемых адаптационных стратегий лежит взаимосвязь традиционного (адаптационные стратегии населения неминуемо наследуют некоторые элементы и установки советского опыта) и новационного (поскольку они представляют собой принципиально новые стратегии выживания, максимально учитывающие всю специфику происходящих вокруг изменений). Как отмечено выше, в сельских ареалах основой сельскохозяйственного производства являются крупхозы, то есть коллективное хозяйство, а новацией является симбиоз крупхоза и личного крестьянского хозяйства, которое, отметим еще раз, служит основным источником дохода жителей села. Отношения в системе «крупхоз – личное хозяйство» могут распределяться в зависимости от обстоятельств, но всегда крупхоз выступает каналом редистрибуции.

Обнаружившиеся адаптационные возможности, по сути дела, обеспечивают необходимую взаимосвязь между двумя уровнями преобразований: социально-политическими и социально-экономическими задачами, которые ставили перед собой правительство России, и повседневными практиками, осуществляемыми населением. Эта взаимосвязь предопределяет корреляцию между темпами социальных изменений, проводимых сверху, и адаптационными возможностями населения. Сложившаяся социально-экономическая среда блокирует одни адаптационные стратегии и поддерживает другие. В свою очередь, скорость, с которой население вырабатывает стратегии адаптации, в конечном итоге определяет общие темпы, а также глубину и масштабы реформирования.

В условиях модернизации, отягощенной кризисным состоянием экономики, протекающие экономические процессы характеризуются натурализацией экономики, повышением редистрибутивной роли государства и развитием неформальных экономических отношений, связанных с черным рынком. На основании всей совокупности проанализированных материалов можно уверенно утверждать, что выявленные ними феномены (роль редистрибуции, ренатурализации хозяйства, развитие неформальной экономики и черно-рыночных отношений, архаизации социальных отношений) свойственны, как минимум, большей части сельскохозяйственных районов постсоветского пространства, а не являются локальными особенностями тех регионов, где непосредственно проводились наши исследования. Стратегию поведения сельских локальных сообществ, с учетом реально существующих вариантов ее реализации, можно охарактеризовать как «ориентацию на выживание, а не на развитие». Ресурсная ограниченность сельских локальных сообществ, проявляющаяся в традиционном социально-экономическом и культурном отставании села от города, стала причиной того, что большинство инноваций в социальной жизни села осуществляется в ответ на условия продолжительного кризиса социальной сферы, поставившего под угрозу физическое выживание сельских сообществ.
^ Библиографический список


  1. Заславская, Т. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики / Т. Заславская // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика : сб. тр. симпозиума. – М. : Дело, 1998. – С. 3.

  2. Великий, П. П. Адаптивный потенциал сельского социума / П. П. Великий // Социс. – 2004. – № 12. – С. 59.


© Шмаков В. С., 2010
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Мгу имени М. В. Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего...
Высшего профессионального образования iconФедеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. №2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные...
Высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования
Программа предназначена для проведения итоговой аттестации специалистов по направлению высшего профессионального образования 030300....
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconУчреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconМежду студентом и учебным заведением высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению
Разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница