Курсовая работа




Скачать 452.38 Kb.
НазваниеКурсовая работа
страница1/4
Дата публикации24.02.2013
Размер452.38 Kb.
ТипКурсовая
litcey.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3   4

Библиотека 5баллов.ru
Соглашение об использовании

Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.

Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.

РосБизнесКонсалтинг и МКР


Государственный комитет РФ по высшему образованию

Ульяновский государственный университет

Институт экономики и бизнеса


Экономический факультет

кафедра экономической теории и МЭО


Курсовая работа

Налоговая политика в рыночной экономике :

формы , тенденции развития .

Работа просмотрена и Выполнил студент

допущена к защите группы Э - 24

Научный руководитель Давлятшин Р . Т .

Научный руководитель

С . В . Капканщикова

Ульяновск 1997

План :

1. Введение .
2. Глава 1 . Налоги , их функции .
3. Глава 2. Налоговая политика , ее теоретические основы .
П. 1 Сущность , цели и принципы налоговой политики .
П. 2 Фискальная политика .

4. Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе , причины
кризиса , недостатки , направления реформы .


  1. Заключение .


ВВЕДЕНИЕ.

К настоящему моменту Россия вступила на трудный , непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов , глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в сфере налогообложения предприятий-производителей сумевших в настоящее время остаться на "плаву" теснейшем образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы волнуют всех нас.

В условиях перехода от преимущественно централизованных методов плановой экономики к рыночной существенно изменяются методы воздействия государства на социально - экономическое развитие. Оценивая этапы реформирования нашей экономики ( от первых форм хозрасчета до нынешних версий налоговых систем) , нетрудно выявить следующее: все принимавшиеся за последние годы модели хозяйственного механизма содержат концептуальные просчеты , нанесшие народному хозяйству серьезный урон.

Это касается как финансовой политики так и существующему налоговому законодательству,неустойчивость и непредсказуемость , которого , пожалуй , наибольший ущерб наносит действующей налоговой системе. Принимаемые на протяжении 1992-1996 годов законы , вносимые в них изменения и дополнения , издаваемые инструкции задним числом фактически привели к пересмотру налогового режима. В таких условиях говорить о налоговом

стимулировании каких-либо инвестиционных проектах очень трудно.

Действующая налоговая политика создает жесточайший налоговый прессинг, который добивает остатки прежних экономических структур и душит нарождающийся предпринимательский сектор. Попытки воздействовать на экономическое поведение предприятий такими новациями как замораживание уровня заработной платы , фиксации предельного уровня рентабельности и т.п., послужили мощным толчком к росту себестоимости , сокращению объемов производства остродефицитной продукции, а в конечном итоге раскрутили инфляционную спираль. Проблема налогов является одной из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Недостаточно исследована она и в теоретическом аспекте применительно к российской практике . Думается , мало уже кто помнит о том , что в свое время , а именно в 1960 году Верховным Советом СССР был принят Закон о постепенной отмене налогов . Естественно , что ни о каких серьезных теоретических исследованиях в области налогообложения в те времена не могло быть и речи . Это сегодня создает огромные трудности в осуществлении налоговой реформы в России .

В обществе усилиями и органов власти , и экономической науки , и практики за долгие годы создано негативное отношение к налогам . Поэтому любое решение в этой сейчас приходится принимать с учетом возможных социальных и политических последствий . Налоговая система практически создана заново . Конечно , мы сегодня имеем огромный практический и теоретический опыт Запада . Но его использование в нашей стране серьезно затруднено , поскольку нам необходимо учитывать экономические , социальные и политические условия развития России .

Наряду с объективными факторами падения эффективности общественного производства , доставшимися “ в наследство “ от прежней системы хозяйствования ( “ эффектом “ масштабности ; нерациональностью специализации , кооперирования и размещения производства : низким уровнем интенсивности и организации труда , а также качество готовой продукции ; гипертрофированной милитаризованностью экономики ; усилением научно - технического отставании страны от передовых государств ; и т. п. ) существенную роль в возникновении нынешнего воспроизводственного коллапса сыграла ошибочная финансовая , в том числе налоговая , политика .

По моему мнению действующая налоговая система противоречива , она страдает рядом принципиальных изъянов , каждый из которых я постараюсь проанализировать с целью необходимости обоснования соответствующих реформационных мер .


ГЛАВА 2 . Налоговая политика , ее теоретические основы .
П .1 . Сущность , цели и принципы налоговой политики .

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования , направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны , налоговая политика порождается экономическими отношениями ; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика , как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения

политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития , постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности , ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной

политики и т . п . . Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы : общая экономическая ситуация в стране , характеризующаяся темпами роста (падения) производства ; уровень инфляции ; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства , находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором .

Разрабатывая налоговую политику, видимо полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой . В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне , обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начи-

ная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени , ложащегося на производителей и физических лиц , а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов .

Переход российской экономики на рыночные основы предполагает формирование принципиально иной , нежели это было в условиях административ-но - командной системы, налоговой политики . Это , однако , отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей , эффективных только в условиях развитого рынка. Теоретическая база и значительный практи-ческий опыт стран Запада в области построения и использования налоговых сис-тем должны быть переосмыслены и адаптированы к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать, и в немалой степени с помощью налоговой политики.

Следует также иметь в виду , что установление высокого уровня налогового изъятия с целью решения прежде всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться основой налоговой стратегии на сколько - нибудь продолжительный период. Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его бездефицитности неизбежно ведет к установлению завышенных норм налогообложения . При этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом поступлений в бюджет. Совокупный

уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер . Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает на массовые банкротства уже существующие. В результате продолжается спад про-

изводства, а значит, резко сокращаются поступления в бюджет , что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иного выхода , кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не предвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают угнетаю-щего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необхо-димом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации ) неконкурентно способных предприятий и отраслей , закрепляющей существующую нерациональную струк-туру производства. С другой стороны, необходимо использовать налоговые мето-ды в качестве рычага, влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

В основе формирования налоговой политике лежат таким образом , две взаимно увязанные методологические посылки : использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности .

И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц .

Когда повышаются налоги , чистые доходы граждан снижаются . Каждый в отдельности должен работать больше , чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов . Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того , чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда , дополнительным увольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складывается впечатление , что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов , производительность труда его в действительности снижается ,тормозя экономический рост страны в целом .
Фискальная политика .

Представление о том , что фискальные действия правительства могут иметь важное стабилизирующее воздействие на экономику , стало приобретать все более широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30 - х годов . Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что целительным фискальным мероприятиям придается такое значение .

Всем известно ,что первоочередной задачей государственного сектора является стабилизации экономики .

Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие стабильные темпы инфляции .

Такая стабилизация отчасти реализуется средствами фискальной политики , т. е. через манипулирование государственным бюджетом - расходами и налого-обложением для достижения установленных целей .

Фундаментальное цель фискальной политики состоит в том , чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию . Во время спада необходимо проводить стимулирующую фискальную политику , т. е. снижение налоговых ставок или увеличение госрасходов . Во время проведения стимулирующей фискальной по-литики мы наблюдаем дефицит бюджета , который компенсируется в период подъема , когда налоговые ставки повышаются , а госрасходы уменьшаются .

Другими словами , если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии .

И , наоборот если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция , этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика,которая включает : уменьшение правительственных расходов , или увеличение налогов . Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета , если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией .

Монетаристы , отвергают дискреционную фискальную политику . Они , в силу существования лагов и ошибок прогнозирования , считают , что уровень госрасходов и налогов может меняться без изменений законодательства ( в отличии от кейнсианцев ) . Параметры фискальной политики изменяются автоматически при перемене экономических условий .

Недискриционная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений , сокращение госрасходов в период подъема , и наоборот , уменьшение налоговых поступлений и увеличение госрасходов в период спада ,за счет существования стабилизаторов .

Встроенный стабилизатор - любая мера , которая имеет тенденцию автоматически увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его положительное сальдо в период подъема .

Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП . В частности , индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений . Более того , по мере роста ЧНП и роста объема закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций , налога с оборота и акцизов . И , аналогично , увеличивается величина налогов на зарплату по мере того , как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места . Напротив , в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать .

Как видим , высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры . Они открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер . Вместе с тем западная финансовая теория отмечает , что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить переоценки их возможностей . Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания , но не могут им слишком помешать . Поэтому их оправдано дополнять мерами и дискреционной фискальной политики .

Не мало важную роль на развитие производства оказывают налоговые льготы , скидки и кредиты . Налоговые льготы предусматривает налоговый минимум , исключение из облагаемой прибыли некоторых видов доходов и расходов налогоплательщиков , частичное или полное освобождение от налогов , отсрочка уплаты налогов , налоговые скидки и кредиты .

Налоги , будучи особой сферой производственных отношений , являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами , закономерностями развития и отличительными формами проявления . Налоги выражают реально существующие денежные отношения , проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей . Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении . Налоги -не только экономическая категория , но и одновременно финансовая категория .

  1   2   3   4

Похожие:

Курсовая работа iconКурсовая работа по истории государства и права
Государственный строй и право Новгорода и Пскова в XII-XV вв.: курсовая работа. — Ульяновск: Уфмгу, 1995. — 55 с
Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках»
Таким образом, курсовая работа вместе с заключительным экзаменом подводит итоги обучения по дисциплине «Методология исследований...
Курсовая работа iconКурсовая работа «Правовой статус и виды предпринимателей»
Курсовая работа «Правовой статус и виды предпринимателей» по курсу «Предпринимательское право»
Курсовая работа iconКурсовая работа Работа классного руководителя по развитию одаренности детей
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Курсовая работа iconКурсовая работа

Курсовая работа iconКурсовая работа

Курсовая работа iconКурсовая работа

Курсовая работа iconКурсовая работа (проект)

Курсовая работа iconКурсовая работа
Наиболее важным и слабым звеном в осуществлении мероприятия по первичной профилактике основных стоматологических заболеваний является...
Курсовая работа iconКурсовая работа на тему: “ Административное


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница