Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель




Скачать 98.92 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель
Дата публикации25.02.2013
Размер98.92 Kb.
ТипКонтрольная работа
litcey.ru > Экономика > Контрольная работа


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ФЕЛИАЛ

Кафедра истории, экономики, полит. и культуры

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине: История экономических учений.

Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель.

Выполнила студентка II курса

Деминская Евгения Юрьевна

факультет учетно-статистический

специальность бухгалтерский учет,

анализ и аудит

группа город, день

первое высшее образование

Личное дело № 07УБД10607

Проверила Михайлов С. В.
Архангельск

2009 год
ПЛАН



  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. ^ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ

  3. ЖИЗНЬ АРИСТОТЕЛЯ

  4. ТОРГОВЛЯ И ДЕНЬГИ В ПОНИМАНИИ АРЕСТОТЕЛЯ

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Почему изучение курса "История экономических учений" начинается с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество.
"Экономика" - слово древнегреческого происхождения, дословно означает "домоводство". Кстати, такой смысл (наука о домашнем хозяйстве) это слово сохраняло в течение веков.

Экономическая мысль это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т.е. определенный экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки.

^ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ

В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

Первый тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах второго типа.

Для второго типа полиса (аграрного) — было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Именно в полисах первого типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н.э.

В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н.э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Нужно заметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов удельный вес которых в греческом обществе непрерывно возрастал.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество.

Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой.

^ ЖИЗНЬ АРИСТОТЕЛЯ

Аристорель, как один из самых выдающихся мыслителей, внес наибольший вклад в развитие экономической мысли в Древней Греции. Он родился в 384 г. до н.э. греческом городе Стагире. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.).Провинцеальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном извейснейшего врача Никомаха. Приехав с севера Греции в семндцать, он поступил в школу Платона, где занимаются отличаются склонностью его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь.

Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, Аристотель шел к материализму.

Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя Александра Македонского. Расхождение во взглядах Аристотель и его учителя Платона позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т. д

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке.


^ ТОРГОВЛЯ И ДЕНЬГИ В ПОНИМАНИИ АРЕСТОТЕЛЯ
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы: вид хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, он назвал его «экономикой». Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. В своем анализе капитала, который в античном мире существовал в торговой и денежной форме, Аристотель даже вводит новый термин "хрематистика". Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой "выгоду" за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и "в нашей власти сделать их неупотребительными". Но и здесь его позиция двойственна. Различая экономику и хрематистику, Аристотель подчеркивает, что если деньги относятся к "экономике" - то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к "хрематистике" - то они выступают как реальный представитель неистинного богатства. Более того, именно с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. А в искусстве наживать состояние "...никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности". Поэтому и богатство, к которому стремиться хрематистика, безгранично. Аристотель с сожалением констатирует, что из экономики неизбежно вырастает хрематистика. В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения.

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой стоимости. Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы разнородные предметы были соизмеримы, т.е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен "по достоинству". Он утверждает, что зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.

Но этическая направленность экономической жизни скорее характерна для древнегреческих мыслителей, в то время как для древнеримских мыслителей, исследующих экономические проблемы, на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Представляет интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место в трудах Аристотеля.

На экономическую мысль также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли её представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Они не только давали советы о том, как вести хозяйство, но и пытались теоретически осмыслить экономические процессы. Как у Аристотеля, так и у Платона существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.kontrolnaja.ru/dir/history/31492 - KONTROLNAJA.RU

Дипломы и курсовые работы

2. http://lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/page0007.asp - Бакалавр экономики (Хрестоматия)т.2: Экономическая мысль Древней Греции;

3. http://www.bestreferat.ru/referat-71226.html - BestReferat.ru – Банк рефератов

4. http://enbv.narod.ru/text/Econom/agapova_iem/str/p01.html - Библиотека Воеводина_И. И. Агапова «История экономической мысли» …. Экономика, финансы, бизнес

5. http://rudiplom.ru/lekcii/economika/econom_history/3.html - Экономические учения Др. Гр./История экономических учений.


Похожие:

Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconКонтрольная работа По дисциплине “ История экономических учений ”...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconПостернак. История Древней Греции и Древнего Рима История древней Греции
Историю критской и микенской культур принято называть по именам легендарных правителей обеих частей культур: Миноса получеловека...
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconПостернак. История Древней Греции и Древнего Рима История древней Греции
Историю критской и микенской культур принято называть по именам легендарных правителей обеих частей культур: Миноса получеловека...
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconТесты по разделу «История экономических учений» учебной дисциплины...
Какова экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала?
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconВопросы к экзамену по дисциплине «история политических и правовых учений»
Идеи правопорядка в Древней Индии (Веды, «Законы Ману», «Джаммапада», «Артхашастра»)
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconРабочая программа курса «история экономических учений» Москва-2009...
Целью курса является развитие у студентов знаний, умений и навыков, необходимых при осуществлении научно-исследовательской и экспертной...
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconВопросы к зачету (экзамену) по дисциплине: «История экономических...
Проблемы политической экономии в «Капитале» К, Маркса и Ф. Энгельса в «Анти-Дюринге»
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconРеферат по курсу “История экономических учений” Тема: “Экономическая наука до Адама Смита”
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconКурсовая работа по дисциплине «История политических учений» на тему...

Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель iconКонтрольная работа по истории экономических учений Экономические...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница