Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются»




Скачать 292.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются»
страница1/4
Дата публикации10.03.2013
Размер292.04 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Философия > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

(Автор Е.Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч
В 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» одной общей темати­ческой идее увидеть, уловить, почувствовать, понять образ Страны детства, созданный в разных литературных произведени­ях по специальным писательским или поэтическим законам.

Отсюда вытекает учебная задача всего учебного года — совер­шить «путешествие» (прочитать, перечитать, исследовать) в мир художественных произведений, в котором какими-то известными или еще неизвестными способами и приемами создается худо­жественный образ героя, уголка земли, события, приключения, поступка и т. д., так или иначе имеющего отношение к периоду детства в жизни человека.

В процессе рассмотрения разных авторских точек зрения на проблемы детства ученики не только окончательно осваивают спо­соб беглого синтагматического чтения любого произведения, но в диалоге с другими читателями стараются раскрыть потенциал каж­дого художественного произведения через определение настрое­ния, осмысление содержания и построения данного текста. Па­раллельно идет процесс становления личной читательской позиции на новом уровне понимания произведения, а также продолжают активизироваться творческие умения ребенка как автора собствен­ных работ.

Содержание программы, учебника, состоящего из двух книг, и рабочей тетради построено таким образом, что ученик, постоянно находясь в позиции исследователя новых «смыслов» текстов, ре­шает одну учебно-практическую задачу за другой. Он, отвечая на комплекс вопросов и выполняя творческую задачу, приобретает новое знание литературного содержания. Сам выстраивает алго­ритм действия с каждым новым произведением, пробует уже извест­ные ему приемы анализа и интерпретации текста, открывает для себя и новые терминологические слова, и новые способы восприя­тия и понимания текста.

Художественный образ Страны детства, являющийся центром внимания маленького читателя, постоянно дополняется, дорисовы­вается новыми штрихами. Следует сразу заметить, что ученики в каждом произведении, посвященном детству, учатся улавливать особенности создания и каждого отдельно взятого образа. Но од­новременно в их воображении рисуется, «собирается» целый мир ярких образов, картин, впечатлений, зарисовок, объединенных бо­лее мелкой сквозной темой.

Сложнее и интереснее всего работать в тематическом направ­лении по предлагаемой программе. В 4-м классе уче­ники в течение долгого времени самостоятельно «строят» образ детства, Страны детства, опираясь на художественные произве­дения, предложенные в учебнике. Чаще всего им хочется узнать, а есть ли еще у изучаемого автора произведения на заданную тему, с теми же любимыми героями, с которыми ученики знакомятся на уроке.

В таком случае поиск необходимых произведений ведется с чи­тателями сообразно с уже открытым способом работы: через имя автора, через оглавление его книг. А еще ученикам предстоит на­учиться задавать вопросы учителю и библиотекарю с целью поис­ка необходимого литературного материала, связанного с темой и проблемой целого блока уроков. Вместе с детьми важно научиться задавать точные вопросы, сразу же нацеливающие на поиск произ­ведения в книге.

Особую работу ученики ведут со словарями: толковыми и лите­ратуроведческими. На уроках литературного чтения читатели ра­ботают со сносками (на каждой странице), а также с терминологи­ческими словами, данными в конце учебника. Работу со сносками обязательно сопровождает знакомство с толковым словарем, где ученики учатся уточнять смысл, значение незнакомых слов. Сло­вари С.И.Ожегова и В.И.Даля являются настольными словарями для осуществления этой работы.

Обязательно дети знакомятся со школьным литературоведческим словарём — отдельной книгой, в которой они могут знакомиться с литературоведческими понятиями, помогающими осмыслить ху­дожественное и нехудожественное произведения. Лучше всего это сделать в 4-м классах, где читатели уже приобрели достаточно богатый опыт общения с книгой.

Кроме того, в рассматриваемых учебниках 4-го класса в конце каждой учебной книги (их всего 2) ученикам предлагается рубрика «Обязательно прочти!». В ней дети найдут перечень тех замеча­тельных произведений, с которыми можно познакомиться самосто­ятельно, чтобы и далее развивать тему детства.
^ К концу 4 класса учащиеся должны
знать:

  • способы создания художественного образа литературного ге­роя (портретная характеристика, описание обстановки, прием кон­траста, иронии);

  • основные элементы сюжета эпического произведения: завяз­ка, кульминация, развязка);




  • особенности драматического произведения (пьесы);
    уметь:

  • различать тему, основную мысль произведения;




  • различать жанровые особенности отзыва, эссе, рассказа, ме­муаров, очерка, автобиографии, биографии;

  • выявлять авторское отношение к персонажу, событиям, про­исходящим в произведении;

  • находить автобиографические черты создания образа героя в прозе и поэзии разных авторов;

  • выделять из художественного текста и анализировать отрывки, помогающие характеризовать героя и события данного произведения;

  • определять роль лирического героя в поэтическом произве­дении; роль автора в драматическом произведении;

  • создавать тексты в определенном жанре согласно «моделям» жанров и замыслу ученика: отзыв, самопрезентацию, презентацию книги, эссе;

  • выступать перед аудиторией с устным сообщением на лите­ратурную тему; участвовать в обсуждении учебных сообщений, вырабатывать критерии устного сообщения, оценивать свое вы­ступление (сочинение) и работы других ребят;

  • создавать в собственном чтении наизусть (по тексту) инди­видуальный образ того, о чем в нем написано; передавать свое лич­ное восприятие;

  • сравнивать два (более) отрывка на одну тематику разных ав­торов с целью выявления общих и различных средств передачи авторских чувств в произведении;

  • читать выразительно без предварительной подготовки любой поэтический, прозаический, художественный, нехудожественный текст (темп чтения на конец 4-го класса — не менее 90 слов в ми­нуту);

  • находить в школьной библиотеке необходимую книгу по за­главию, фамилии, имени, отчеству знакомого по урокам автора; анализировать оглавление книги с целью поиска необходимого произведения;


Учащиеся должны иметь представление:

• о родах литературы: эпосе, лирике, драме.


^ Тема, определяющая способы работы с текстом

Ученик должен знать


Ученик должен уметь

Задания в рабочей тетради

^ Кол-во часов

Книга первая «Детства чудная страна»

Тема I. Когда сбываются мечты...

1.Вводный урок. Детские мечты... Как о них рассказать

2.Б. Д. Заходер. «Считалия»


^ Тема мечты в произведениях разных авторов. Считалки.



Интонирование стихо­творения, игра. Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна детства»





2 ч

3. «Приметы» детства.

О.О. Дриз. «Семицветная страна»;

^ 4.Ю. П. Мориц. «Это очень интересно»; А. Мелякова. «Мечты»

Реализация авторского замысла в ху­дожественных образах детства. «При­меты» детства. Разные способы изоб­ражения этих примет. Творчество ребенка, создающего свою Страну дет­ства. Настроение. Тон произведения. Событие.





1 (тетр.
1)




5-6. Зачем и для кого В. Ф. Одоевский со­здал свой городок в табакерке?

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

Изобразительные средства создания сказочной страны. Фантастическое и реальное в сказке. Особенности жанра сказки. Описание табакерки. Путеше­ствие по сказочной стране.






2



  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconЭ. И. Александрова (4 ч Х 34 нед.= 136 ч) пояснительная записка
Предлагаемая программа подготовлена на основе многолетних исследований в области теории и практического применения сис­темы развивающего...
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconПрограмма курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений пояснительная записка
Настоящая программа основана на программе курса химии для 8-9 классов Н. Н. Гара и раскрывает содержание обучения химии учащихся...
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconОрганизация деятельности воспитанников в утренний и вечерний отрезки...
Развлечение (1нед и 3 нед – в группе; 2 нед – музыкальное;– экология, 4 нед – физо)
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconПриказ от 30. 08. 2013 года №92 с. Грузино о режиме работы школы....
После предварительного звонка ученики и учителя должны находиться в кабинетах и готовиться к уроку. По окончании урока учитель и...
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconПриложение №3 к Образовательной программе
Цель программы формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят...
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconПрограмма по дополнительному образованию маоу «Экспериментальный...
В настоящее время дополнительное образование детей в нок представлено целым рядом направлений: художественно-эстетическое; физкультурно-спортивное;...
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconПояснительная записка Программа разработана в соответствии с примерной...
В 2 ч. / В. И. Коровин, В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconКогда бога нет, кто устанавливает правила?
Просто это есть так, как оно есть. Творение же заключается в выделении из хаоса необходимых для воплощения идеи элементов и скреплении...
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconУроков по теме: «роль иллюстраций в понимании художественных произведений»
Образы бурлаков в стихотворении Н. А. Некрасова и в картине И. Репина «Бурлаки на Волге»
Пояснительная записка Автор Е. Матвеева, 34 нед. Х 3 ч = 136 ч в 4-м классе ученики знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают но­вые авторские имена, но и «подчиняются» iconПояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год Учебный план мкоу «сош №1»
Пояснительная записка 3
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница