Стали и сплавов (технологический университет)




Скачать 109.83 Kb.
НазваниеСтали и сплавов (технологический университет)
Дата публикации09.10.2013
Размер109.83 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Философия > Документы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

СТАЛИ И СПЛАВОВ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________________________

Кафедра Философии

Реферат

Концепция психоанализа

Студент группы МА-94

Кучеряев Василий Владимирович

Преподаватель

Овчинникова Марина Васильевна

Москва 1997

План

1. Введение (Основная предпосылка психоанализа. Определение сознательного и бессознательного).

2. Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение.

3. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека — один из главных призывов к “раскрепощению чувственности”.

4. Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа.

5. Заключение (Психоанализ — урок скромности для человека).

Часть 1. Введение.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосы кой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассмат ивать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не п исоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается а самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательн м. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; пре ставление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых ус овиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно б ло скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также да им правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто и и потенциально сознательным.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разра отки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, то есть вы уждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым ко ичественным, то есть экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же после ствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действитель ости и не становятся сознательными. Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать соз ательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общеприз анных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, мы называем вытесне ием, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается нами во время ашей психоаналитической работы как сопротивление.

Часть 2.

Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоана из, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно преврати ся в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззре ческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов юдей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Однов еменно он является философским учением о человеке, социальной философией, принад ежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По мнению Бергера, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису иде тичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в граж анской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разде ения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни.

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования з аков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, ре игию, мораль, сознательные институты — это взгляд врага, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по сле ующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “ метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”.

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в раз ичных областях знания: в этнографии, религоведении, социальной психологии и социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и ме ицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.

Часть 3.

Психоаналитическая концепция культуры содержится уже в ”Толковании сновидений” (1900 г.), поскольку сновидение рассматривается как приватная микрология с овидца, а мир представляет как сновидение народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глу инах психики — отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоа ализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической эне гии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верова ия. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти пре шествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сок ытым за множеством конвенциональных масок; но сознательный мир не столько ационален, сколько полон “рационализацией”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами пове ения. “Разумность” человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметом психоанализа является в первую очередь разного рода психопато огии, в которых эта “тьма” берет верх над сознательной жизнью. Если такова при ода человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детским влечениями, неврозами, сновиде иями — и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредель о, равно всей культуре, всему человеческому бытию.

Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал те мин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (по тому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собствен ому признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инсти ктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осм слены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и емой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвести уются” в определенные идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией жела ия.

Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведе ия и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Фрейд подчеркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в ее истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов ействий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и екоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку те внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей в капиталистическом мире.

Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, не призывал, о характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало одним из главных источников призывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со сто оны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, что специально отказался от чтения п оизведений Ницше, чтобы такого влияния не произошло, но он судя по всему был неп охо с этими учениями знаком.

Фрейдовское учение предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой при оде. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация че овеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”. Д угим источником была упрощенно понятая установка естествознания, а так же бу жуазной социологии и антропологии XIX века сводить сложные социальные и психо огические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками, которые за ожат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосре оточил все внимание на том, что по его мнению, присуще природе человека, то есть на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных п ивнесений культуры, присущи всем людям.

Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и по обию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, “не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы е могли бы найти у здорового... Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди”. В конечном счете и здоровая, и откло ившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в аннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен “эдипов комплекс” или нет, произошла ли фиксация, за ержка на одной из “доэдиповых” ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека.

По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признает существова ие первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротив ении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчеркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия и стинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления долж ы объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.

Часть 4.

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Интерпретация преодо евает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, кото ое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обна уживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инста ций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросле ие — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной с еды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, стетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, ре игиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоа ализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, из ачальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия пе вобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “био огический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом стетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила исто ии Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только иологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть од иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером яв яется желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, яз ком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заи тересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со сторо ы медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носите ями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, оступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с в ходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение в ечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление ста овится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ре енка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созе цание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное легкому на козу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фа тазии, воплощая их а произведения искусства. Сам этот дар остается в психоана изе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не выз вает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, это производность п екрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, — пишет Фрейд, — таковы из ачальные свойства сексуального объекта”).

^ Часть 5. Заключение.

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим же аниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судь ой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обна ужив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от снови ений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает од ому бесстрашному принятию судьбы.

Список литературы.

1. З. Фрейд “Психоанализ. Религия. Культура”.

2. А.М. Руткевич “От Фрейда к Хайдеггеру”.

3. П.С. Таранов “Анатомия мудрости”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стали и сплавов (технологический университет) iconВ. С. Дорошенко Физико-технологический институт металлов и сплавов нан украины
Многообразие и экологичность способов литья металла в песчаные формы по ледяным моделям

Стали и сплавов (технологический университет) iconСпецпредложение!!!
...

Стали и сплавов (технологический университет) iconКруглый прокат Прокат-полупродукт Производство высококачественной стали
Эшп. Данная технология особенно подходит для переплава сталей и сплавов, содержащих склонные к окислению химические элементы, такие...

Стали и сплавов (технологический университет) iconРазработка программного модуля
Казанский государственный технологический университет, г. Казань, e-mail

Стали и сплавов (технологический университет) iconМежгосударственный стандарт алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые
Разработано ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" (вилс), Межгосударственным техническим комитетом мтк 297 "Материалы и полуфабрикаты...

Стали и сплавов (технологический университет) iconГосударственный технологический университет
Зависимость лобового сопротивления в горизонтальном полете от угла стреловидности

Стали и сплавов (технологический университет) iconТУ1-92-161-90 плиты авиационные из алюминиевых сплавов
...

Стали и сплавов (технологический университет) iconРеферат "Производство ферросилиция"
Основное назначение ферросплавов в сталеплавильном производстве – раскисление и легирование стали, а также легирование и модифицирование...

Стали и сплавов (технологический университет) iconГосударственный технологический университет
Ось направлена вверх по местной вертикали, направление осей и выбирается в соответствии с задачей

Стали и сплавов (технологический университет) iconЗакрытое Акционерное Общество гдхемикс ® р/с 3012009016758, “приорбанк”...
Хорошо удаляет карбонатные, железо-окисные и железо-медистые, кремнекислые отложения, окалину и ржавчину на металлических и других...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница