И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология




Скачать 36.58 Kb.
НазваниеИ. В. Вишев г. Челябинск философская антропология
Дата публикации09.10.2013
Размер36.58 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Философия > Документы
Материалы научной конференции (г. Екатеринбург, 11–13 ноября 2002) «Антропологический принцип в философии и проблема развития личности в начале XXI века». — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ — УПИ, 2003. Ч.2. — С.9–11.

И.В. Вишев


г. Челябинск

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ


И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОГО БЕССМЕРТИЯ
Философская антропология всегда уделяла особое внимание обсуждению проблемы бессмертия человека, хотя, как ни странно, данный ее аспект обычно так или иначе замалчивается, а то и просто неоправданно игнорируется.

Между тем, например, еще Л. Фейербах, который как раз придавал особое значение именно принципу антропологизма в философии, внес заметный вклад, хотя преимущественно и в негативном смысле, в рассмотрение данной проблемы. В духе традиций метафизического материализма, одна из особенностей которого состояла в признании неотвратимости естественной смерти и вместе с тем в стремлении освободить человека от страха перед ней, он призывал: «Вкушайте все хорошее в жизни и по мере сил своих уменьшайте беды ее! Верьте в то, что на земле может быть лучше, чем оно есть, и тогда на земле станет действительно лучше. Ждите лучшего не от смерти, а от самих себя!» [1, с.298]. С этим утверждением нельзя не согласиться. Однако затем Фейербах добавлял более чем сомнительную мысль: «Не смерть устраняйте из мира сего; устраняйте беды — те беды, которые устранимы, те беды, которые коренятся только в лености, подлости и невежестве людей; именно эти беды самые ужасные». Так неоправданно примиренчески настраивались люди к роковому и трагическому финалу своего бытия.

Резюмировал же свои размышления по данному вопросу этот немецкий философ следующим суждением принципиальной значимости, которое во многом определило убеждения и последующих материалистически мыслящих философов. «Смерть естественная, та смерть, которая есть результат законченного развития жизни, — настаивал Фейербах, — не есть беда; смерть, однако, которая есть следствие нужды, порока, преступления, невежества, грубости, — конечно, зло. Эту смерть устраняйте из мира сего или, во всяком случае, пытайтесь как можно больше сократить сферу ее действия! Так разум обращается к человеку» [1, с.298]. Таким образом, этот авторитетный мыслитель считал злом, бедой лишь преждевременную смерть, но отнюдь не естественную, с которой и не нужно бороться, и бесполезно. Дело в том, что он безусловно разделял взгляд о непреложности действия природных закономерностей, не допускал возможность разумного вмешательства человека в стихийный ход естественных событий. Неудивительно, что Фейербах отрицал достижимость реального бессмертия людей, признавая, в лучшем случае, употребительность этого понятия лишь в метафорическом, аллегорическом смысле — бессмертие в делах, потомках и их памяти.

В этом отношении очень показательно, что Н.Г. Чернышевский, исключительно высоко ценивший философское учение Фейербаха, его антропологизм, сам проблеме бессмертия человека практически не уделял никакого внимания, тем самым выражая негативный взгляд на нее. Так, в своей известной работе Чернышевский вполне определенно излагает собственное понимание ее, не оставляющее место даже для постановки проблемы бессмертия человека. «Физиология и медицина находят, — считал он, — что человеческий организм есть очень многосложная химическая комбинация, находящаяся в очень многосложном химическом процессе, называемом жизнью» [2, с.198]. В этом определении, совершенно очевидно, присутствует момент относительной истины, вместе с тем, разумеется, нельзя не принимать в расчет, что ожидать и требовать от науки середины ХIХ столетия, т.е. полуторавековой ее давности, что-либо более определенного и значимого не представляется сегодня делом сколько-нибудь обоснованным и правомерным.

И все же нельзя согласиться ни с Фейербахом, ни с Чернышевским, ни с другими приверженцами подобных воззрений, будто естественная смерть не является бедой, не является злом. Разумеется, смерть естественная в определенном смысле и, несомненно, меньшее зло, чем смерть преждевременная, вызванная болезнями, травмами и тем более порожденная пороками социальными и человеческими. Верно и то, что в первую очередь надо стремиться устранить хотя бы главные из них, поскольку именно они, с одной стороны, особенно нетерпимы, а с другой, это можно сделать проще и быстрее. Однако данное обстоятельство отнюдь не должно означать и не означает, что никогда не дойдет очередь и до устранения такой беды, такого зла, как смерть естественная.

В марксистской литературе на протяжении полутора веков также преобладал традиционно негативный, более чем скептический взгляд на принципиальную разрешимость проблемы личного бессмертия. И только в последнюю треть ХХ века, и особенно на рубеже тысячелетий, опираясь во многом именно на марксистскую методологию, современный материализм начинает серьезную и настоятельную ее разработку — прежде всего в виде концепции практического бессмертия человека [3–5]. Она стала насущной задачей философии и естествознания наших дней.
Литература


  1. Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии //Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах. — Т.1. — М.: Госполитиздат, 1955.

  2. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии //Сочинения в 2-х тт. — Т.2. — М.: Мысль, 1987.

  3. Вишев И.В. Современный материализм и проблема человеческого бессмертия //Новые идеи в философии: Вып.2. Межвуз. сб. науч. трудов /Перм. ун-т. — Пермь, 1995.

  4. Вишев И.В. Здоровье, молодость, бессмертие человека как триединая глобальная проблема //Вестник Российского философского общества.  — 2001. — № 4.

  5. Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. — М.: МЗ Пресс, 2002.

Похожие:

И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconБ. В. Марков Б. В. Марков, Философская антропология: очерки истории...
Б. В. Марков, Философская антропология: очерки истории и теории // спб.: Издательство «Лань», 1997
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconТтелефонное консультирование 2-е переработанное Москва
Введение: философская антропология и телефонная помощь: М. Бубер и м. М. Бахтин против б. Паскаля и г-г. Гадамера 9
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconФилософская антропология очерки истории и теории
В связи с этими дискуссиями представляется целесообразным описать способы проблематизации че­ловека и попытаться в их многообразии...
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconТема: «Человекообразные обезьяны: сходства и различия с человеком»
Антропология — наука, стоящая на стыке биологических и гуманитарных дисциплин. Термин "антропология" имеет греческое происхождение...
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconПравила оказания услуг технического ассистанса для легковых автомобилей...
Ооо «АвтоПартнер-74 Челябинск» на условиях и в порядке, установленном Правилами ООО «АвтоПартнер-74 Челябинск» и действующим законодательством...
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconИп захаров Алексей Алексеевич Юр. Адрес: 454052, Челябинская обл,...
Юр. Адрес: 454052, Челябинская обл, Челябинск г, ул. Черкасская, д. 12, кв. 58 Почтовый адрес 454129 г. Челябинск, Копейское шоссе,...
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология icon1. Философия физиса – постановка и решение проблемы первоосновы мира...
Материя как философская категория. Современная наука о строении и свойствах материи
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconБиблиографический указатель Челябинск
Одной отмечены судьбой… : Писатели Южного Урала – участники Великой Отечественной войны: рекомендательный библиографический указатель...
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология iconМашина: isuzu nqr75-габариты 2 2 4-г н. М869РН174 -5 тонн
Патов Алексей Петрович 05. 02. 1984 пасп7504 443127 выдан 02. 02. 05 Увд тракторозаводского р-на г. Челябинска. Прописка г. Челябинск...
И. В. Вишев г. Челябинск философская антропология icon1(9) Предмет христианской антропологии. Структура курса
Антропология целостное учение о человеке в его отношении к Богу, миру и самому себе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница