Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»




Скачать 81.26 Kb.
НазваниеН. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»
Дата публикации01.02.2014
Размер81.26 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Финансы > Документы

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Н.И. Зверева

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»
Международная практика  развития социальных предприятий требует не только осмысления их влияния на социально-экономическую среду и решение злободневных общественных проблем, но и ставит задачу совершенствования систем управления этим типом предприятий. Деятельность предприятий социальной направленности относят, к так называемому, социальному предпринимательству – многогранному и многоаспектному феномену, который рассмотрен в ряде публикаций ( Изотова, Зверева, 2011; Социальное предпринимательство, 2011).

Не смотря на то, что термин «социальное предпринимательство» впервые упоминается в англоязычной литературе с 1960 г., то есть это сравнительно новое явление, в сообществе специалистов по данной проблеме сложилось достаточно однородное определение этого феномена: Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:

  • социальное воздействие— целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;

  • инновативность- применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

  • самоокупаемость и финансовая устойчивость - способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

  • масштабируемость и тиражируемость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

  • предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом( Глоссарий Фонда «Наше Будущее», 2011).

Минэкономразвития России определяет социальное предпринимательство как

социально ответственную деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленную на решение социальных проблем, в том числе по следующим направлениям:

-обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, если среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

-содействия профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
 социального обслуживания граждан, услуг здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведения занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях (по стоимостным характеристикам, доступным для граждан с доходами на уровне средних для субъекта Российской Федерации);
выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением носящих рекламный или эротический характер.

Анализируя рассмотренные выше определения и характерные признаки социального предпринимательства, можно сделать вывод о том, что в такого рода предприятиях должны неразрывно сочетаться социальная целевая направленность с решением проблем обеспечения минимально необходимого уровня доходности и достаточной ликвидности.

В теории и практике менеджмента хорошо известны концепции, модели, методы и инструменты управления как бизнес-структурами, так и некоммерческими организациями. Гораздо сложнее обстоит дело с предприятиями социальной направленности, которые можно отнести к «гибридному» типу. Гибридные организации создают одновременно как социальные, так и экономические ценности. Социальная ценность (благо) в гибридном предприятии не может быть достигнута без финансовой устойчивости, что предполагает использование не только собственных, но и заемных средств. При этом важно соблюдение социального и финансового баланса, в противном случае, не только невозможно достижение целевых социальных благ, но и высока вероятность банкротства предприятия социальной направленности.

Это обстоятельство ставит перед исследователями и практиками задачу разработки подходов к построению системы управления предприятиями социальной направленности, с учетом их гибридной типологии.

 Прежде чем приступить к разработке концептуальных подходов и методов к построению системы управления предприятиям социальной направленности, рассмотрим основные этапы процесса становления социального предпринимательства:

Этап 1. Поиск (генерирование) предпринимательской идеи:

  • Социальные проблемы;

  • Неудовлетворенные социальные потребности;

  • Складывающиеся тенденции в социальной сфере.

Этап 2. Формулировка концепции развития:

  • Выявление сущности социальных выгод и определение критериев успешности социального предпринимателя;

  • Определение новых продуктов или рынков.

Этап 3. Выявление потребности в ресурсах и их приобретение:

  • Финансово-материальные ресурсы;

  • Человеческие ресурсы;

  • Нематериальные ресурсы: знания, опыт, навыки, компетенции.

Этап 4. Старт деятельности и рост предприятия:

  • Организация и ведение текущей деятельности;

  • Расширение предприятия;

  • Измерение результативности деятельности.

Этап 5. Завершение жизненного цикла существующего предприятия и переход к Этапу 1:

  • Закрытие предприятия в связи с выполнением миссии;

  • Слияние с другими компаниями;

  • Поиск новой идеи для социального предпринимательства.

Таким образом, систему управления предприятием социальной направленности целесообразно выстраивать на основе концепции жизненного цикла: зарождение идеи, рост, стабильное развитие, спад, прекращение существования. С точки зрения формального состава фаз жизненного цикла, у социального предприятия нет принципиальных отличий от жизненного цикла обычного коммерческого предприятия. Существенное отличие заключается в том, что основанием для прекращения деятельности социального предприятия служит выполнение его миссии, а для коммерческого – снижение уровня рентабельности существенно ниже отраслевого, и, как следствие, потеря ликвидности. Если социальное предприятие продолжает работу за границами своей миссии, например, решена проблема занятости инвалидов или трудоустройства неблагополучных подростков, то у него сместится баланс интересов в коммерческую составляющую. Другими словами, произойдет перерождение социального предпринимательства в традиционное, с конечной целью роста финансово-экономических показателей прибыли, рентабельности, ликвидности и т.п.

Для эффективного достижения своей миссии социальному предпринимателю очень желательно обладать знаниями и компетенциями в области современных методов менеджмента, а также хорошо представлять себе механизмы функционирования рыночных законов и закономерностей. В Центре консалтинга и аутсорсинга Фонда «Наше будущее» помогают  грамотно составить бизнес-план – основную составляющую успешного бизнеса, проконсультируют по финансовым и юридическим вопросам или полностью берут на себя обязанности по ведению бухгалтерии и юридическому сопровождению – одним словом, помогают качественно решить бизнес-задачу любой сложности (www.nb-consult.ru). Несомненно, что современное бизнес-планирование и финансовое бюджетирование относятся к хорошо апробированным и полезным инструментам менеджмента. Однако эти методы, в первую очередь, помогают запустить проект и помочь в привлечении финансовых ресурсов. Совсем другие проблемы возникают у социального предпринимателя на этапе активной текущей деятельности и роста предприятия. Ему необходимо балансировать между достижением социальных целей, выраженных в соответствующих критериях, и отслеживанием критических параметров финансовой устойчивости: оплачивать заработную плату, налоги, ссуду, хозяйственные расходы коммунального характера и т.д. Если не будет соблюдаться баланс, то либо социальные цели не будут достигнуты из-за прекращения деятельности предприятия, либо социальные блага будут расти в цене, что, в конечном итоге, приведет к вырождению социальной идеи. В случае если цена за социальную услугу, например, оздоровление детей в семьях с малым уровнем доходов, будет рассчитана только исходя из сроков окупаемости инвестиций в медицинское оборудование, и при этом будет превышать разумную величину для конкретного региона, то, в конечном итоге, спрос на этот вид услуг упадет. При этом обе цели: социальная и финансовая не будут достигнуты.

Для решения проблемы сбалансированного управления предприятием социальной направленности предлагается использовать концепцию системы сбалансированных показателей (ССП). Не будем останавливаться на концептуальных и методологических положениях ССП, так как они подробно рассмотрены в целом в ряде работ зарубежных и отечественных авторов (Внедрение ССП, 2006; Гершун,2005; Каплан, Нортон, 2003; Нивен, 2005 и др.).

Авторы перечисленных выше работ, предлагают использовать для построения ССП следующие стратегические перспективы: финансы, клиенты, персонал, процессы. При этом основоположники концепции профессора Р. Каплан и Д. Нортон отмечали, что этих перспектив может быть больше или меньше. Естественно, что чем больше количество перспектив рассматривается, тем сложнее проблема их балансировки. В качестве дополнения к классическим стратегическим перспективам, получившим признание в практике стратегического управления коммерческими организациями, предлагается ввести перспективу: социальные результаты (Рис. 1.)



Рис. 1. Стратегические перспективы предприятия социальной направленности

Концепция ССП предполагает взаимосвязь и сбалансированность представленных на рис. 1. стратегических перспектив.

Этапы построения ССП достаточно подробно изложены в работе (Внедрение ССП, 2006). Тем не менее, необходимо обратить внимание на важность такого этапа, как формирование цепочки причинно-следственных связей между стратегическими перспективами. Для этого социальный предприниматель должен хорошо представлять сущность достигаемого социального результата, а также степень влияния различных факторов на его достижение, например, цены услуги, качества персонала предприятия, результативности и эффективности бизнес-процессов и т.д.

Для каждой из перспектив необходимо разработать ключевые показатели результативности (КПР), по величине которых можно было бы судить о степени достижения цели по приведённым на рис. 1 стратегическим перспективам.

Для реализации предложенного в статье концептуального подхода к построению системы управления предприятием социальной направленности, основанного философии и методологии ССП, необходимо, в первую очередь, организовать систематическое обучение потенциальных и действующих социальных предпринимателей основам ССП и обеспечить соответствующими методическими материалами и программными средствами, имеющимися на рынке консалтинговых услуг.

Литература:

Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. – М.: ГУ- ВШЭ, 2007. - 96 с.

Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath&Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 478 с.

Гершун А., Горский М. Технология сбалансированного управления. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 416 с.

Глоссарий Фонда «Наше будущее» //www.nb-fund.ru / www.nb-forum.ru/glossary, 2011.

Глоссарий Фонда «Наше будущее» //www.nb-fund.ru / www.nb-forum.ru/glossary, 2011.

Изотова Г.С., Зверева Н.И. Социальное предпринимательство – новый институт современной России // Экономические стратегии. – 2011. – № 9 (95). С.44-49.

Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 376 с.

Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций /Пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2003. – 400 с.

Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования/ Под ред. А.А. Московской. - М.: НИУ-ВШЭ, 2011. -284 с.


Похожие:

Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconПрограмма работы с одаренными детьми «Наше будущее»
Классификация учащихся по видам одарённости, на развитие которых направлена программа «Наше будущее». 8
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconМониторинг участия и результативности обучающихся оу г. Саянска в...
Оу г. Саянска в региональных и городских нпк «Шаг в будущее, Сибирь!» и«Шаг в будущее, Юниор!» за 2010-2011 учебный год
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconПрограмма «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения...
С 2011 года в субъектах Российской Федерации началась реализация региональных программ модернизации здравоохранения и программ модернизации...
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconПлан работы мку «Управление образования администрации муниципального...
Мониторинг участия и результативности обучающихся оу г. Саянска в региональных и городских нпк «Шаг в будущее, Сибирь!» и «Шаг в...
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconСборник статей и материалов Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) -...
Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconКомиссия по развитию социальных программ и делам молодежи
Положение о комиссии муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Вешняки в городе Москве по развитию социальных...
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconДзялошинский И. М. Д43 Формы и методы работы журнал яста с источником информации: Учеб пособие
Содержащиеся в учебном пособиь для региональных журналистов материалы изданы t рамках проекта «Новости региональных сми как фс ктор...
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconВзаимозависимость Наша Действительность
Золотое Будущее, адресована интеллектуальным людям этой несчастной планеты. Это ответ на отчет Организации Объединенных Наций, Всемирной...
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» icon«Педагог Homo informatikus»
Я – учитель. Трудно назвать еще одну профессию, от которой бы так зависело будущее. Как мы будем учить наших детей, насколько образованным...
Н. И. Зверева Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» iconМониторинг результативности участия обучающихся оу г. Саянска в региональных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница