Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений




Скачать 107.98 Kb.
НазваниеОрганизация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений
Дата публикации03.10.2013
Размер107.98 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Физика > Документы
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений.

В статье 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено «обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».

Особого отношения требуют к себе дети, т.к. это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности. Их обучение необходимо начинать с дошкольного возраста и проводить его в течение всей учебы в школе, начиная с самого простого и постепенно усложняя материал. В связи с загруженностью детей в школе основными предметами обучение не может быть постоянным, оно должно проводиться периодически в три этапа.

Первый этап: детей дошкольного возраста (старшие группы детских дошкольных учреждений) и младших школьников (1-4 классы) следует обучать самым простым и необходимым мерам пожарной безопасности: осторожности в обращении со спичками, зажигалками, электричеством и пр., а также способам спасения собственной жизни и вызова помощи в случае возникновения пожара.

Второй этап: детей среднего звена школы (5-9 классы) также обучают осторожности в обращении с пожароопасными предметами, электричеством, способам спасения собственной жизни и жизни детей младшего возраста, вызова помощи в случае возникновения пожара и самым простым способам тушения пожаров подручными средствами в некоторых случаях.

Третий этап: детей старшего звена школы (10-11 классы) обучают правилам пожарной безопасности в быту и на производстве. В первом случае подробно, а во втором – самым основным и необходимым навыкам. Кроме того, им преподают основные способы тушения пожаров подручными средствами и при помощи пожарно-технического оборудования, расширяют сведения о способах спасения собственной жизни, а также жизни пострадавших при пожаре.
Обучение мерам пожарной безопасности - очень объемный материал. Необходимо знать как вести себя дома, на улице, в школе и т.д., чтобы не допустить пожара; что нужно делать и чего делать не следует, когда пожар уже произошел; как пользоваться первичными средствами пожаротушения и когда ими пользоваться нельзя, как спасти себя и окружающих при пожаре; как правильно оказать первую медицинскую помощь. И это еще далеко не весь перечень знаний. Ведь в каждом отдельном случае пожара есть свои особенности. Например, необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия. Совершенно другие способы защиты от огня и дыма, если пожар начался в подъезде, и т.д.

Учитывая особенности возрастных групп, необходимо строить свои занятия по обучению мерам пожарной безопасности.

Например, в формировании правильного отношения к окружающим элементам пожарной опасности детей дошкольного и младшего школьного возраста, выработки у них навыков правильных действий при пожаре немаловажное значение имеют занятия – встречи. В целях уменьшения страха детей при виде пожарного в масках во время пожара, на занятие стоит привести пожарного в полном обмундировании и снаряжении. Встреча с доктором в белом халате поможет детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).

Очень часто в учебно-методических разработках по обучению детей мерам пожарной безопасности, которые публикуются в помощь преподавателям ОБЖ в разных периодических изданиях, много неточностей, несуразиц. Например, зачем пятиклассникам подробно рассказывать об огнетушителях, о химической реакции, происходящей в огнетушители при приведении его действие? Встречаются рекомендации по тушению пожаров для второклассников.

Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что еще недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.

Познавательные игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулирует важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижает психические и физические нагрузки. В ходе игры дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создается благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового.

Особое внимание надо уделить практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое занятие должно подтверждаться практикой. Но практических занятий, конкретизации опасных ситуаций, поведение в таких ситуациях, явно недостаточно. Как же совместить практику с теорией? Понятно, что недостаточное финансирование школ и всей системы образования в целом не позволяет иметь хорошей учебно-материальной базы. Значит, надо исходить из имеющихся возможностей.

  1. При проведении занятий в младших классах, как уже говорилось, больше игровых ситуаций, имитирующих способы спасения, меры пожарной безопасности. Например, игра «Змейка», имитирующая спасение из задымленного помещения.

  2. Показ видеофильмов противопожарной тематики. Это немаловажный момент, потому что необходимо не только рассказать детям об опасности, например, игры со спичками. Важно показать, что может произойти в результате таких игр. Видеофильмы наглядно это демонстрируют.

  3. Посещение выставок Центров противопожарной пропаганды, где много исторических экспонатов. Содержательная экскурсия поможет детям узнать и историю пожарной охраны, и славный боевой путь пожарной охраны и много другой полезной информации.

  4. Посещение пожарных подразделений поможет детям в правильном формировании знаний о работе пожарной охраны.

  5. Проведение внеклассных мероприятий.

  • месячник пожарной безопасности в образовательных учреждениях;

  • проведение КВНов, викторин, спортивных соревнований противопожарной тематики с привлечением инженерно-инспекторского состава противопожарной службы;

  • создание ДЮП;

  • проведение занятий противопожарной тематики в летних школьных лагерях.

  1. Практическая отработка действий на случай пожара – эвакуация. Практические занятия по применению первичных средств пожаротушения.

Программа обучения обучающихся и воспитанников правилам пожарной безопасности.
Обучение обучающихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.

Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися 5-9 классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.

С учащимися 1-4 классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.

ТЕМА 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных).Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства  всенародное дело. Предупреждение пожаров  основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

ТЕМА 2. Огонь  друг и враг человека.

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 3. Причины возникновения пожаров.

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях  детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и их использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка  основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

ТЕМА 4. Противопожарный режим в детском учреждении.

Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.

ТЕМА 5. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

ТЕМА 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки , правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

ТЕМА 7. Системы атоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения, спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 8. Что нужно делать при пожаре?

Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

Утверждаю

Директор школы

« ___» __________ 200_8г

^

П Р О Г Р А М М А


обучения детей ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

(вариант)
Обучение детей правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к жизни, здоровью, школьному и личному имуществу от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями на классных часах один раз в месяц, в течение учебного года. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учётом возраста учащихся. С учащимися 5 – 9 классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме. С учащимися 1 – 4 классов проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. О проведение занятий делается запись в классном журнале на отведенной странице.

На занятиях по обучению правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы:

^ СЕНТЯБРЬ. МАЙ.

Тема № 1. Порядок эвакуации из здания школы. Что нужно делать при пожаре.

Правила поведения людей при обнаружении пожара в школе. Порядок вызова пожарной охраны, оповещения учащихся и работников о пожаре и эвакуация из здания школы. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов и отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

ОКТЯБРЬ.

Тема № 2. Противопожарный режим в школе.

Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, информатики, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.

НОЯБРЬ.

Тема № 3. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.

Пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

ДЕКАБРЬ.

Тема № 4. Огонь – друг и враг человека

Что такое огонь? Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ЯНВАРЬ.

Тема № 5. Причины возникновения пожаров.

Основные причины возникновения пожаров – детская шалость со спичками и другие виды детской шалости; не затушенные угли, костры; неосторожность при курении; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка – основные причины возникновения пожаров в электроустановках и защита электрических сетей от коротких замыканий; самовоспламенение веществ при хранении и использовании и т.п. понятие о пожарной профилактике.

ФЕВРАЛЬ.

Тема № 6. Берегите жилища от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т. д.

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности; незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

МАРТ.

Тема № 7. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

Внутренние пожарные краны, ящики с песком, кошмы и огнетушители. Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Места установки, правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

АПРЕЛЬ.

Тема № 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Похожие:

Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconОбучение мерам пожарной безопасности работников образовательных учреждений
Мчс россии от 12. 12. 2007 n 645. Нормы пожарной безопасности "Обучение ме­рам пожарной безопасности работников организаций" (далее...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconОбучение мерам пожарной безопасности
В основе обучения мерам пожарной безопасности лежит представление о природе возникновения и развития пожаров в зданиях и на открытой...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений icon«Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»
Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее Нормы пожарной безопасности) устанавливают...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconПоложение об организации и проведении обязательного обучения мерам...
Обучение населения проводится в соответствии с требования пожарной безопасности, установленными нормативными правовыми актами, утвержденными...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconОоо «рцэк» совместно с
Фз «О пожарной безопасности», Приказом мчс РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconОоо «рцэк» совместно с
Фз «О пожарной безопасности», Приказом мчс РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconОоо «рцэк» совместно с
Фз «О пожарной безопасности», Приказом мчс РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconУчебный план обучения пожарно-техническому минимуму руководителей,...
Цель: Обучение мерам пожарной безопасности руководителей, главных специалистов, председателей пожарно-технических комиссий, лиц,...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconЗаявка на обучение мерам пожарной безопасности работников организаций...
...
Организация обучения мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений iconИнструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях...
Ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений и всего элек­трохозяйства образовательного учреждения определяет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница