Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо




Скачать 208.16 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо
Дата публикации24.02.2013
Размер208.16 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > География > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И.И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой географии МИОО.

С нового 2012-2013 учебного года география в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 280, из которых по 35 часов (1 час в неделю)- в 5 и 6 классах и по 70 ч. (2 часа в неделю)- в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с базисным учебным планом систематическому курсу географии в основной школе предшествует пропедевтический курс «Окружающий мир».

Предлагаемая рабочая программ по курсу географии 5 класса разработана И.И. Бариновой. По данной программе в издательстве «Дрофа» подготовлен учебник «География 5 класс»- авторы И.И. Баринова, Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, которая является первым в классической линии учебников данного издательства

Курс «География. 5 класс»- это первый систематический курс географии в основной школе. Главная особенность этого курса- за весьма непродолжительное время (35 ч.) познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов- географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание курса включает пять основных блоков:

- что изучает география;

- как люди открывали Землю;

- Земля во Вселенной;

- виды изображения земной поверхности Земли;

- природа Земли.

Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучения многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, поэтому многие вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

^ Основная цель данного курс- познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы.

^ На предметном уровне основная задача курса - пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.

^ На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения географии как возможной области будущей практической деятельности.

Предлагаемая программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».
^ Основное содержание программы

Что изучает география (4 ч.)

Живая и неживая природа нашей планеты Земля.

Явления природы (гроза, смена дня и ночи, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.)

Влияние человека на природу Земли. Человек на Земле.

Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология.

Физическая география- наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др.

Социально-экономическая география- наука и хозяйстве, населении (демография) и др.

Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.

^ Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (4 ч.)

Для чего люди изучали Землю.

Географические открытия в древности: плавания финикийцев.

Географы древнего мира- греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия.

Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша, Васко да Гама, Марко Поло.

Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.)

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521-1522 г.).

Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820г.).

Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнёва (1648-1649 г.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).

^ Практическая работа №1: Работа с контурной картой, учебником, диском.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (8 ч.)

Представление древних народов о Вселенной.

Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птолемею.

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представление о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы: планеты-гиганты и карлики.

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Многообразие звезд и созвездий. Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.

Уникальная планета Земля.

Исследования космоса.

^ Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений земной поверхности Земли (6 ч. )

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.

План местности.

Географическая карта.

Условные знаки плана и карты.

^ Практическая работа №2: Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение плана.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- Работать с компасом;

- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Природа Земли (9 ч.)

Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы.

Путешествие по материкам: разнообразие их природы.

Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе.

Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Движение воздуха.

Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи.

Биосфера- живая оболочка Земли. В.И. Вернадский- создатель учения о биосфере.

Почва- особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев- основоположник учения о почвах.

Человек и природа. Человек- часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней.

Природа- источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.

^ Практическая работа №3: Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.

Практическая работа №4: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.

^ Метапредметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников.

^ Личностные результаты обучения:

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры.

^ Резерв – 4 часа
Примерное тематическое планирование по курсу «География», 5 класс

Жирным шрифтом (в содержании уроков) дан материал, который проверяется в ЕГЭ.

№ урока

Тема

Содержание урока

Вид деятельности

^ Что изучает география- 4 ч.

1.

Мир, в котором мы живем.

Наш дом- планета Земля.

Живая природа- все многообразие живых организмов, включая человека.

^ Неживая природа- реки, горы, полезные ископаемые.

Явления природы.

Знакомство учащихся с учебником.

Изучение и анализ иллюстраций.

Работа с диском.

2.

Науки о природе.

Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология.

^ Естественные науки.

Формирование приемов работы с учебником и диском.

3.

География- наука о Земле.

Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Работа с учебником и диском, знакомство с презентацией.

4.

Методы географических исследований.

Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

^ Как люди открывали Землю- 4ч.

5.

Географические открытия древности Средневековья.

Знакомство с основными открытиями и величайшими географами древности; плавания финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном.

Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки- Б. Диаш и Васко да Гамма.

Работа с картой, умение правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника и на диске.

6.

Важнейшие географические открытия.

^ Открытие Америки Х. Колумбом (1492г.).

Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522).

Открытие Австралии В. Янсзоном (1606г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями ^ Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П.Лазаревым (1820г.).

Работа с текстом учебника, к/к, анализа презентаций.

7.

Открытия русских путешественников.

Новгородцы и поморы- первые исследователи севера Европы и Азии (XIIв.).

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XVв.).

^ Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XVв. ).

Экспедиция Семёна Дежнёва в Восточную Сибирь (XVIIв. ).

Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIIIв.).

Чтение и анализ карты атласа.

Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников».

8.

^ Земля во Вселенной- 8 ч.

9.

Представления о Вселенной в древности.

Что такое Вселенная.

Представления древних индийцев о форме Земли.

Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной.

Работа в тетради: опорный конспект рассказа и презентации учителя.

10.

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Изменение представлений о мире после географических открытий XIV- XVIвв.

^ Первая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника.

Учение о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI- XVII вв.).

Современные представления о Вселенной.

Самостоятельная подготовка сообщений и презентаций по теме «Ученые, перевернувшие мир».

11.

Солнечная система.

Солнечная система- это планеты и небесные тела. Планеты делятся на две группы: планеты земной группы- Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты- Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон.

Работа с текстом учебника и диском, выполнение заданий учебника.

12.

Планеты-гиганты.

^ Отличительные свойства планет - гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца.

Происхождение названий планет.

Составление характеристики планет-гигантов по плану (с.60 учебника).

Анализ иллюстраций учебника и диска.

13.

Небесные тела.

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Самая известная комета- Галлея.

Самый большой астероид- Церера.

Значение изучения небесных тел для познания космических процессов.

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника и презентации.

14.

Мир звезд.

^ Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.

Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики.

Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом.

Наблюдение за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.

15.

Уникальная планета Земля.

^ Планета Земля- планета жизни:

Благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Сравнение особенностей планет земной группы.

16.

Современные исследования космоса.

^ Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв.

Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.

Самостоятельные сообщения о первой женщине-космонавте В. Терешковой; о первом выходе человека в открытый космос- А. Леонов.

Рефлексия (самоанализ): что нового я узнал из этой темы.

^ Виды изображений поверхности Земли- 6ч.

17.

Стороны горизонта.

Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта.

Ориентирование.

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.

18.

Способы ориентирования.

^ Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам.

Ориентирование по местным признакам.

Практическая работа: ориентирование по компасу и местным признакам.

19.

План местности и географическая карта.

Изображение земной поверхности в древности.

^ План местности. Масштаб. Условные знаки. Отличие географической карты от плана. Начальные меридиан. Экватор- сама длинная параллель.

Отработка знаний условных знаком плана.

Тренинг: ориентирование по плану и географической карте.

20.

Практикумы по теме.

Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач.

Практикум: Составление простейшего плана.

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты.

21.

22.

Природа Земли – 9ч.

23.

Как возникла Земля.

Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы.

^ Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска.

24.

Внутреннее строение Земли.

Ядро и мантия. ^ Литосфера и земная кора. Движения земной коры.

Породы и минералы.




25.

Землетрясения и вулканы.

Грозные явления природы, связанные с литосферой. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмические районы.

^ Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы.

Практическая работа: обозначение на к/к сейсмических зон Земли, крупнейших вулканов.

26.

Путешествие по материкам.

Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли.

Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты.

Подготовка образных рассказов и презентаций по опережающим заданиям о природе разных материков Земли.

Обозначение на к/к всех материков и особенностей их природы.

27.

Вода на Земле.

^ Гидросфера- водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды.

Вода в атмосфере.

Роль воды в жизни человека.

Работа с к/к: обозначение океанов, морей, крупных рек и озер.

28.

Воздушная оболочка Земли.

Атмосфера- воздушная оболочка Земли.

Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха.

^ Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град.

Погода и климат.

Роль атмосферы в жизни человека.

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока.

29.

Живая оболочка Земли.

Биосфера- живая оболочка Земли.

Границы биосферы.

Русский ученый В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере.

Работа с учебником и диском.

30.

Почва- особое природное тело.

Что такое почва.

В.В. Докучаев- основоположник науки о почвах- почвоведении.

Плодородие- основное свойство почвы..

Значение почвы для человека.

Анализ текста учебника и работа с диском.

31.

Человек и природа.

Систематизация и обобщение знаний курса.

^ Роль природы в жизни человека.

Воздействие человека на природу.

Необходимость бережного отношения к природе.

Правила поведения в природе.

Итоговый контроль по курсу: выполнение тестовых заданий; работа с картами; проверка географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант).

^ Резерв времени- 4 часа.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы; авторы И. И. Баринова,

В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2012г.

2. Примерная программа и тематическое планирование курса географии 5 класса, И.И. Баринова, 2012г.

3. Введение в географию. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), Изд. Дрофа, 2012г.

4. Введение в географию. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова), 2012г.

5. Введение в географию. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина), Изд. Дрофа, 2012г.

6. Введение в географию. 5 класс. Электронное мультимедийное издание. Изд. Дрофа, 2012г.

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconРабочая программа по географии. Разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии 2004года. Программа полностью...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconПояснительная записка Курс «География. 5 класс»
И. И. Баринова, доктор педагогических наук, профессор, зав. Кафедрой географии миоо
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconРабочая программа по географии 6 класс
Природа и люди» для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconРабочая программа учебного курса «География Землеведения»
«География Землеведения» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, общего образования...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconРабочая программа по географии ступень обучения (класс): основное общее 5 9 класс
Программа разработана на основе примерной программы по географии по линии умк «Сферы» (5-9 классы) для основной школы, авторы В....
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconПрограмма факультатива по географии «Мой край»
Программа факультатива разработана на основе методических пособий по изучению родного края составленных А. Г. Шурыгиной, зав кабинетом...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconГ. Воскресенска Московской области
...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconГ. Воскресенска Московской области
...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconРабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 кл составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 5 класса И. И. Бариновой, доктора педагогических наук, профессора, зав кафедрой географии миоо iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса Составил: учитель истории
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования «примерной программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница