Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…»




Скачать 364.2 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…»
страница1/2
Дата публикации20.05.2013
Размер364.2 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > География > Рабочая программа
  1   2
г. Оленегорск, Мурманской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 21»





Утверждено

решением методического совета

протокол № ______________________

от «___»__________________20____ г.
Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор _______________________

М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС
для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…»
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, - М.: Баласс, 2009).
Составитель: Шикина Юлия Анатольевна, учитель начальных классов.

ЭКСПЕРТЫ:

____________________________________________________

(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
____________________________________________________

(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
____________________________________________________

(Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 2 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;

  • тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;

  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Роль и место дисциплины

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

3. Соответствие ФГОС

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г).

Для реализации программы используются:

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2010;

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2010.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

  • объяснять влияние притяжения Земли;

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

  • наблюдать за погодой и описывать её;

  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

  • называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению

Выпускник начальной школы должен:

  • понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

7. Универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

^ Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


^ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других.

  • выразительно читать и пересказывать текст.

  • вступать в беседу на уроке и в жизни.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

8. Целевая установка

Изучение курса окружающего мира в начальной школе направлено на достижение главных целей:

  • формирование целостной картины мира;

  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру;

  • осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы


  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);

  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);

  • ^ Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

9. Специфика программы

  • Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.

  • Уроки изучения нового материала предусматривают использование технологию проблемного диалога.

^ В авторскую программу внесены изменения:

  • включены 12 уроков окружающего мира с использованием краеведческого материала (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1), что способствует формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю;

  • темы уроков дополнены беседами, практическими занятиями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (закон РФ «Об образовании», постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»)

10. Основные содержательные линии курса

Материал курса «Окружающий мир» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Земля и Солнце;

  • Глобус и карта;

  • Формы земной поверхности;

  • Земля – наш общий дом;

  • Части света;

  • Наша маленькая планета Земля.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

  • ^ Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок:

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

^ Содержательная цель: формирование системы математи­ческих понятий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к выявлению причин затруднений и коррекции собствен­ных действий.

^ Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др.
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к осуществлению контрольной функции.

^ Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.


12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самокон­троль — при введении нового материала,

  • взаимоконтроль — в процессе его отра­ботки,

  • рубежный контроль — при проведении самостоятельных работ,

  • итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.


КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют пособию «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)» / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина - М.: «Баласс», 2010.

13. Объем и сроки изучения

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов в год, по 2 ч. в неделю. Изучается в течение всего учебного года.

14.Библиографический список

Список литературы для обучающихся, учебники:

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2010;

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2010.

Методические пособия для учителя:

  • «Окружающий мир, 2 класс»: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета - Земля». /Под ред. А.А.Вахрушева. - М.: «Баласс», 2009.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Число часов

Характеристика деятельности обучающихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне

Как мы будем учиться

1

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).

Общие слова – понятия

1

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П).

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).

Приводить примеры явлений природы (Н).

^ Земля и Солнце (14 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Из чего состоят все предметы

1

Приводить примеры веществ, описывать их (Н).

Называть особенности различных состояний веществ (П).

Природные часы, календарь и компас

1

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Земля имеет форму шара

1

Глобус – модель Земли

1

В гости к осени (экскурсия)

1

Земля в космосе

1

Притяжение Земли

1

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).

Смена дня и ночи

2

Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).

^ Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).

Смена времён года

2

Где на Земле теплее

1

Погода и климат

1

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).

Сравнивать погоду и климат (П).

Характеризовать круговорот воды в природе (Н).

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

^ Глобус и карта (6 часов)

План и карта

2

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).

Глобус и карта

1

Что изображают на карте

2

Материки и океаны

1

^ Формы земной поверхности (8 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Реки и озёра

2

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).

Равнины и горы

2

В гости к зиме (экскурсия)

1

Моря и острова

2

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

^ Земля – наш общий дом (14 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Экологические системы

2

Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).

Природная зональность

1

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).

Находить на карте изученные природные зоны (П).

Природные зоны холодного пояса

1

Леса умеренного пояса

2

Засушливые зоны умеренного пояса

2

Путешествие в тёплые края

2

Горные экосистемы

1

Природные катастрофы

1

В гости к весне (экскурсия)

1




Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

^ Части света (13 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Люди, города и страны

1

Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).

Путешествие тучки по Европе

2

Наши ближайшие соседи

1

Азия

1

Путешествие в дальние страны

3

Сокровища Земли

1

Россия – наша родина

3

^ Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).

Находить на карте России родной регион (Н).

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

^ Наша маленькая планета Земля (11 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Наша маленькая планета Земля

2

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Край, в котором я живу. Полезные ископаемые нашего края

3

Особенности северных растений и северных животных. Заповедники

2

Города и посёлки Мурманской области

2

Наши соседи

1

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).



^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

ОБЖ – охрана безопасности жизнедеятельности

Р – уроки рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

^ РК – региональный компонент

К – урок контроля, оценки и коррекции знаний

Э - экскурсия
  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса окружающий мир 1 класс для умк образовательной...
А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса изобразительное искусство 1 класс...
Е. А. Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса изобразительное искусство 2 класс...
Е. А. Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса литературное чтение 2 класс для...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса музыка 1 класс для умк образовательной системы «школа 2100…»
«Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса литературное чтение 1 класс для...
«Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса технология 1 класс для умк образовательной...
О. А. Куревиной, Е. А. Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса технология 2 класс для умк образовательной...
О. А. Куревиной, Е. А. Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса обучение грамоте 1 класс для умк...
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом моин РФ 06. 10. 2009 г.),...
Рабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной системы «школа 2100…» iconРабочая программа учебного курса русский язык 1 класс для умк образовательной...
«Русский язык» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница