Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики




Скачать 113.57 Kb.
НазваниеТрудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики
Дата публикации06.03.2013
Размер113.57 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > География > Документы
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Ш.З. Мехдиев, доцент

Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Успешный выход России из кризиса во многом зависит от участия трудовых ресурсов в преобразованиях, степени развития творчества и инициативы, эффективности реализации их потенциала, поскольку в современных условиях знания, трудовые навыки, предприимчивость и ценностно-мотивационные характеристики индивидов становятся важным стратегическим ресурсом.

Объективной основой усиления важности проблем развития трудового потенциала служит вступление в действие новой концепции отношения к человеку - концепции управления человеческими ресурсами, основанной на необходимости социальной активизации населения, возрастания его вклада в решение экономических, социальных, профессиональных, семейных и личных проблем. Данная концепция предполагает исследование проблем формирования и эффективного использования трудового потенциала.

В России возможный дефицит трудовых ресурсов оценивается экономическими властями и экспертным сообществом как одна из наиболее острых проблем средне- и долгосрочного развития. Признается, что она потенциально способна негативно отразиться на темпах экономического роста.

Высокотехнологичные отрасли промышленности предъявляют определенные требования к качеству трудовых ресурсов. В них, по-видимому, невозможна компенсация недостатка работников за счет миграции. Острота проблемы возможного дефицита трудовых ресурсов связана со сложившимися в стране демографическими тенденциями, большинство из которых носит долгосрочный характер.

Демография задает «рамочные» условия для формирования численности трудовых ресурсов. В связи с этим, прежде чем анализировать возможный дефицит трудовых ресурсов в экономике, промышленности или отдельных видах деятельности, необходимо понять, каким кадровым потенциалом может располагать страна в долгосрочной перспективе. Прогноз численности некоторых половозрастных групп населения России, млн. чел. приведен в таблицы 1.
Таблица 1 - Источник: Росстат, расчеты ИНП РАН

Показатель

2010 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Население в трудоспособном возрасте:

88,4

82,8

77,8

75,7

75,2

Мужчины в возрасте 20-24 лет

6,2

4,3

3,4

3,6

4,2

Женщины в возрасте 20-24 лет

6,0

4,2

3,3

3,4

4,0

Население в возрасте старше трудоспособного:

30,7

33,7

36,7

38,7

40,4

Женщины в возрасте 55-59 лет

5,5

5,9

5,7

4,5

4,9

Мужчины в возрасте 60-64 лет

2,8

3,7

4,1

4,1

3,5

Женщины в возрасте 60-64 лет

4,1

5,3

5,7

5,5

4,4


В ближайшие годы может значительно измениться соотношение численности некоторых возрастных групп. Численность населения в трудоспособном возрасте к 2020 г. сократится на 11 млн. чел., к 2030 г. – на 13 млн. чел. Одновременно произойдет увеличение численности населения в возрасте старше трудоспособного. Численность менее агрегированных половозрастных групп, имеющих потенциал повышения экономической активности (лица в возрасте 20-24 лет, пенсионеры младших возрастных групп), будет подвержена волнообразным изменениям.

Таким образом, можно отметить существенное сокращение доступных трудовых ресурсов. В отраслях с невысокими требованиями к качеству персонала этот процесс может компенсироваться за счет миграции, однако в высокотехнологичных секторах промышленности, где требуются работники с определенным уровнем квалификации, это может создать существенные проблемы. В условиях столь жестких демографических ограничений следует изыскивать резервы использования имеющихся трудовых ресурсов.

При анализе значимости фактора сокращения населения в трудоспособном возрасте для развития рынка труда и макроэкономики зачастую игнорируется несколько важных факторов. Во-первых, численность населения в трудоспособном возрасте сверху ограничивается пенсионным возрастом, который в России довольно низок (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), что определяет значительную занятость населения в пенсионном возрасте. Во-вторых, смертность в России, особенно населения в трудоспособном возрасте, крайне высока даже в сравнении со странами со сходным уровнем социально-экономического развития. В-третьих, часть населения трудоспособного возраста не входит в состав экономически активного населения. Возникновение дефицита на рынке труда, очевидно, будет сопровождаться ростом заработной платы и других стимулов, способных задействовать этот потенциал. В связи с этим важно оценить, как в долгосрочной перспективе с учетом всех перечисленных факторов может измениться трудовой потенциал российской экономики.

Сегодня особенно остро проблемы развития трудового потенциала проявляются на региональном уровне.

В условиях усиления самостоятельности регионов, расширения делегируемых на этот уровень полномочий, регионализации всех процессов воспроизводства изменяется роль регионов в формировании и использовании трудового потенциала. Поскольку на региональном уровне непосредственно осуществляется процесс воспроизводства человека, регионы становятся главной организующей силой, управляющей развитием трудового потенциала. Именно на уровне региона возможно создание и обеспечение комплекса оптимальных условий формирования и использования трудового потенциала, т.к. местные власти всегда ближе к конкретным людям и знают их потребности и интересы.

Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны. Экономика труда особое внимание уделяет той части населения, которая является носителем трудовых отношений. Рассмотрим основные понятия, относящиеся к ресурсам, необходимым для трудовой деятельности.

Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В России оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы». В своей совокупности трудовые ресурсы и трудовой потенциал выступают как конкретное выражение человеческих ресурсов. Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия.

Трудовые ресурсы формируют трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект.

Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

  • общей численностью трудоспособного населения;

  • количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется следующими показателями:

  • состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

  • качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня

  • общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Б.М. Генкин выделяет следующие компоненты трудового потенциала:

1) здоровье;

2) нравственность и умение работать в коллективе;

3) творческий потенциал;

4) активность;

5) организованность;

6) образование;

7) профессионализм;

8) ресурсы рабочего времени.

Трудовой потенциал можно рассматривать как по отношению к отдельному работнику, так и по отношению предприятию и обществу в целом. Трудовой потенциал работника- это его возможная дееспособность, его ресурсные возможности в сфере труда. Он является лишь частью потенциала человека, так как характеризует только сферу труда. Трудовой потенциал предприятия- это совокупная ресурсная возможность использования списочного состава коллектива. Трудовой потенциал общества -это совокупные возможности его трудовых ресурсов.

В связи с этим один и тот же компонент трудового потенциала в зависимости от его уровня характеризуется разными показателями. Например, компонент «здоровье» для отдельного человека характеризуют такие показатели, как трудоспособность, время отсутствия на работе из-за болезней и травм работников, затраты на обеспечение здоровья персонала; для общества- затраты на здравоохранение, средняя продолжительность жизни, смертность по возрастам. Компонент «нравственность» для отдельного человека можно охарактеризовать через его отношение к окружающим» для предприятия это взаимоотношения между сотрудниками, потери от конфликтов; для общества это отношение к инвалидам, детям, престарелым, показатели преступности, социальная напряженность ( Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М., 1998.-С.53-54.).

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе – повышение уровня и качества жизни населения.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория могут рассматриваться с четырех позиций:

Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др.

Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве.

Социальный аспект отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной формации и под ее влиянием.

Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются законодательными актами. Так, в 1929-1933 гг. нижней границей трудоспособного возраста был возраст 14 лет, к 1937 г. она была повышена до 15 лет, в годы войны эта граница вновь опустилась до 14 лет, а в послевоенные годы вплоть до конца 1995 г. составляла 16 лет. В настоящее время федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» нижняя граница трудоспособного возраста изменена с 16 до 15 лет, но эта норма пока не нашла отражения в системе Госкомстата РФ и в законе «О занятости населения в Российской Федерации». Верхняя граница определена возрастом, по достижении которого устанавливается пенсия: для мужчин- 60 лет, для женщин-55 лет.

В странах с развитой рыночной экономикой уже давно (с 1966 года) утвердилось понятие «экономически активное население». В Российской Федерации переход на международную систему квалификации состава населения осуществлен с 1993 года.

Экономически активное население – это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Некоторые авторы считают, что понятие «трудовые ресурсы» вообще утратило свое значение, а понятие ЭАН отождествляют с понятием «рабочая сила». Однако составные части (структура) трудовых ресурсов говорят о другом.

Трудовые ресурсы – более широкое, обобщающее понятие, оно характеризует именно имеющиеся ресурсы труда, в него входят как ЭАН, так и военнослужащие, а также лица, занятые учебой с отрывом от производства, не занятые трудом и не ищущие работу.

Что касается трудовых ресурсов Владимирской области, то здесь наблюдается следующая тенденция.

До 1991 года в нашей области наблюдалась относительно благополучная демографическая ситуация, что отразилась на численности населения. В 1991 году численность населения области составляла 1659,8 тыс. человек, а в 2010 году она сократилась до 1430,1 тыс. человек, почти или на 14%. В период рыночных реформ демографическая ситуация резко ухудшается. В последние годы произошли негативные изменения и в трудовых ресурсах. Из Владимирского региона население мигрирует в столичные регионы (Москву, Московскую область). Уезжают в первую очередь молодые, высококвалифицированные и высокообразованные специалисты. И это происходит в условиях инновационной направленности развития экономики. Следует отметить, что происходит их возмещения за счет мигрантов из других регионов РФ и стран СНГ, у этих специалистов уровень образования и профессионализма ниже.

Миграционная мобильность трудовых ресурсов оказывает большое влияние на динамику численности и структуры населения, состояние рынка труда.

В заключении следует отметить, что эффективное развитие трудовых ресурсов является стратегической задачей российского общества, условием устойчивого экономического роста, повышения благосостояния людей и создания инновационной экономики. В настоящее время качество трудовых ресурсов в значительной степени определяется уровнем их экономического образования.

Экономического образование становится важным фактором формирования и развития трудовых ресурсов, однако, на практике существует недооценка. Это выражается в несоответствии уровня экономической грамотности, экономического мышления, экономической культуры и духовных ценностей трудовых ресурсов, требованиям рынка.

Экономика как наука должна являться средством в духовном возрастании человека труда. Необходимо особо подчеркнут, что только нравственная экономика может быть самой эффективной, потому что только увлеченные и счастливые люди с хорошим социальным самочувствием могут работать с полной отдачей. Но для создания нравственной экономики требуется новое поколение людей, живущих по духовным законам. Подготовка таких людей- задача государства ( в первую очередь, системы образования), общественных организации и в том числе религии.

Согласно статистическим данным, ежегодно российская экономика теряет около 1 млн. трудоспособных граждан в связи с выходом на пенсию. Теряется и квалификация кадров. Резко ухудшаются демографическая ситуация и качество рабочей силы. В российском образования отсутствует система прогнозов о потребностях рынка в разрезе специальностей. Необходимо восстановить научные школы, потерянные в годы кризиса, создать концептуальный формат обучения» студент-исследователь». Патриарх Кирилл, выступая на открытии ХVII Рождественских чтений, отметил, что «мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами».

Политика правительства, осуществляемая по отношению к представителям вузов и научным работникам, не дает основания надеяться на коренное изменение в наиболее плодотворном использовании научного потенциала, созданного в стране за многие десятилетия.
Список литературы


  1. Адамчук В. В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 1999.

  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.:Норма, 2005.

  3. Горелов Н. А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высш. шк., 1989.

  4. Кураков Л. П., Марков Ю. К., Степанова Р. Г. Трудовые ресурсы и занятость населения. М.: Пресс-сервис, 1994.

  5. Население и трудовые ресурсы / Сост. А.П. Новицкий и др. М.: Мысль, 1990.

  6. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под. ред.
    Г. Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996.

  7. Российский статистический ежегодник. Автор: Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах 2011.

  8. Статистическое управление администрации Владимирской области. Владимирская область в цифрах 2011.

  9. Широв А.А., Гусев М.С., Янтовский А.А., Потапенко В.В. Долгосрочное развитие российской экономики и проблема эффективности использования трудовых ресурсов. Журнал. Проблемы прогнозирования, №1,2012, с. 3-17.

Похожие:

Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики icon“ трудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики iconИнфраструктура как фактор развития инновационной экономики
Томский политехнический университет, Инженерно-экономический факультет, Томск, Россия
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики iconСоциокультурные факторы инновационного развития экономики России: возможности самоорганизации
Ной на инновационное развитие. С этой целью применяются различные подходы: от попыток построения целостной национальной инновационной...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики iconОсобые экономические зоны регионального уровня: подходы к составлению...
Президент в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», «инновационный...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики iconРешение: Бизнес-идея: производство постельного белья
Природные, материальные и трудовые ресурсы — это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики iconРешение: Бизнес-идея: производство постельного белья
Природные, материальные и трудовые ресурсы — это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики iconРеспубликанская целевая программа научно-инновационного развития...
Целью Программы является создание эффективной региональной научно-инновационной системы, направленной на повышение конкурентоспособности...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики icon«Качество образования как условие обеспечения принципов устойчивого...
График работы районных секционных заседаний, совещаний работников образований Тайыншинского района. Тема «Качество образования как...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики icon"Трудовые ресурсы предприятия: понятие и классификация" Содержание
В хозяйственной деятельности каждого предприятия трудовой ресурс занимает одно из наиболее важных мест, а потому проблемы эффективного...
Трудовые ресурсы как условие развития инновационной экономики iconИнновационная деятельность  как условие развития личности
«образа школы». Педагогический коллектив, решивший работать в режиме развития, должен

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница