Программа работы с одаренными детьми




Скачать 122.09 Kb.
НазваниеПрограмма работы с одаренными детьми
Дата публикации28.01.2014
Размер122.09 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > География > Программа

ПРОГРАММА
работы с одаренными детьми
МБОУ "СОШ № 43"




Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку…

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
  1. ^

    Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и талантливыми школьниками"


Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости". Школа, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творчества учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе. В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и развитие исследовательской деятельности. При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
  1. ^

    Концепция программы


Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

    • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

    • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

    • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

    1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

    2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

    3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

    4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

    5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными детьми:

    • групповые занятия с одаренными учащимися;

    • предметные кружки;

    • кружки по интересам;

    • конкурсы, чемпионаты, интеллектуальные игры;

    • элективные курсы по выбору;

    • участие в олимпиадах;

    • работа по индивидуальным планам;

    • исследовательская деятельность и участие в конференциях разного уровня.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

    1. С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

    2. В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

    3. Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.



  1. ^

    Цель программы:


создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

    • изучение природы детской одаренности;

    • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

    • создание базы данных в рамках Программы;

    • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

    • организация совместной работы ОУ, ЦРО и прочих учреждений по поддержке одаренности;

    • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

    • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Задачи первой ступени образования школьников:

    • определение и развитие творческого потенциала младших школьников;

    • формирование устойчивого интереса к учебной деятельности;

    • развитие интереса к исследовательской деятельности;

    • формирование основ теоретического мышления;

    • формирование элементов самостоятельной деятельности;

    • развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;

    • формирование положительного отношения к себе, человеку;

    • формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
  1. ^

    Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:


    • Выявление одаренных обучающихся;

    • Создание банка данных «Одаренные дети»;

    • Разработка индивидуальных форм работы;

    • Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;

    • Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

    • Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

    • Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

    • Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, областные, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

    • Разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений района, области.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

    • Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

    • Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

    • Формирование высокой речевой культуры;

    • Пропаганда здорового образа жизни школьника;

    • Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    3. Принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

    4. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    5. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

    6. Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

    7. Принцип научности и интегративности;

    8. Принцип гуманизма и демократизма.
  1. ^

    Предполагаемые результаты


    • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

    • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

    • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

    • повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.

^

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД




Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1. Организационно-методические мероприятия

1.1.

Формирование плана и обновление банка по одарённым и способным детям.

сентябрь-октябрь

Зам.директора по НМР, руководители ШМО

1.2.

Организация работы факультативных, элективных и кружковых занятий; утверждение рабочих программ.

сентябрь

Зам.директора по НМР, учителя-предметники.

1.3.

Проведение семинаров и консультаций по работе с одаренными детьми, исследовательской деятельности, использованию ИКТ.

декабрь

Харгаева А.А. руководитель ШНОУ

1.4.

Организация и планирование работы ШНОУ.

декабрь

Руководитель ШНОУ Харгаева А.А.

^ 2. Диагностические и массовые мероприятия

2.1.

Проведение анкетирования на предмет выявления познавательных потребностей учащихся.

сентябрь

Руководитель ШНОУ Харгаева А.А.

2.2.

Проведение диагностики, тестирования учащихся.

в течение года

Психолог Мищенко Л.Г., классные руководители.

^ 3. Учебно-познавательная деятельность

3.1.

Проведение уроков с учётом дифференциации и индивидуализации обучения.

в течение года

Учителя-предметники.

3.2.

Проведение факультативных, элективных, кружковых занятий.

в течение года

Учителя-предметники.

3.3.

Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

октябрь – 5-11 классы

Руководители ШМО, учителя

3.4.

Участие в интеллектуальных мероприятиях разных уровней:

муниципальные олимпиады 7-11 классы

ноябрь-декабрь

Администрация, учителя

областные олимпиады 9-11 классы

январь

Администрация, учителя

Интеллектуальные игры:

«Русский медвежонок»

по представлению положений

Тишина А.П.

«Кенгуру»

Филиппович Н.С.

«КИТ»

Филиппович Н.С.

«Инфознайка»

Филиппович Н.С.

«Золотое перо»

Тишина А.П.

«Британский бульдог»

Тихонова М.К.

Участие в проектной, учебно-исследовательской деятельности:

выполнение исследовательских работ

1-11 классы в течение года

Учителя- предметники

3.5.

участие в учебно-исследовательских конференциях

январь

Калугина Л.И.


3.6.

Подготовка и проведение на базе школы районной конференции.

январь

Калугина Л.И.

Харгаева А.А.

3.7.

Разработка и проведение слета «Первые шаги в науку» для учащихся 4-6 классов

март

Харгаева А.А.

Петриченко О.К.

3.8.

Работа профильной группы для одаренных детей на базе детского оздоровительного лагеря.

июнь

Бугаева О.А.

Харгаева А.А.

Петриченко О.К.

^ 4. Мероприятия по подготовке и переподготовке учителей, их стимулирование.

4.1.

Курсовая подготовка учителей по вопросам работы с одаренными детьми.

В течение года.

Зам.директора по НМР.

4.2.

Курсовая подготовка учителей по вопросам работы с одаренными детьми.

В течение года.

Зам.директора по НМР.

5. Анализ, обобщение опыта.

5.1.

Подготовка отчётов.

Май-июнь.

Зам.директора по НМР.

5.2.

Проведение обмена опытом по работе с одаренными детьми.

Заседания ШПО, РПО.

Администрация, учителя

5.3.

Итоги работы с одаренными детьми. Отчет.

Итоговый педсовет




Похожие:

Программа работы с одаренными детьми iconАнализ работы с одаренными детьми Научное и организационно-методическое...
Основные результаты реализации программ работы с одаренными детьми за последние три года
Программа работы с одаренными детьми iconПояснительная записка Концепция программы Цели и задачи работы с...
Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением
Программа работы с одаренными детьми iconПрограмма «эврика» Работы с одаренными детьми По учебной дисциплине...
Настоящая программа составлена на основе Большого справочника «Математика» авторов Д. И. Аверьянова и П. И. Алтынова и предусматривает...
Программа работы с одаренными детьми iconАнализ работы с одаренными детьми в мбоу «Школа №3 имени И. А. Флёрова» за 2011-2012 учебный год
Создание устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы
Программа работы с одаренными детьми iconРеферат по предмету? Методика работы с одаренными детьми
У нас до сих пор бытует мнение? что работа с одаренными детьми? создание для них
Программа работы с одаренными детьми iconПрограмма работы с одаренными детьми Принята: Решением мо учителей Технологии,музыки,изо

Программа работы с одаренными детьми iconПрограмма работы с одаренными детьми «Наше будущее»
Классификация учащихся по видам одарённости, на развитие которых направлена программа «Наше будущее». 8
Программа работы с одаренными детьми iconПлан работы с одаренными детьми на 2011-2012 учебный год

Программа работы с одаренными детьми iconУсиление научно – методического сопровождения по данному направлению
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2012/2013 учебный год, составление базы одаренных детей. Организация работы школьного...
Программа работы с одаренными детьми iconСписок участников курсов повышения квалификации "Теория, образовательные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница