Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов)




Скачать 289.24 Kb.
НазваниеУроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов)
страница1/3
Дата публикации26.02.2013
Размер289.24 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
5 КЛАСС

Г.В. Резапкина

Уроки самоопределения

(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

I. Самооценка

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Кто я? (Образ «Я» и самооценка)

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Слова в эпиграфе нашего занятия принадлежат средневековому французскому поэту и философу. Как вы их понимаете?

  • «…Однажды учитель истории рассказал нам о древних греках, которые начертали на фронтоне одного из знаменитых храмов: «Познай самого себя». Я учился в пятом классе и, естественно, подумал о том. Что эти греки – довольно странные люди, если сочли нужным сделать именно эту надпись. Мой «пятиклассный ум» не мог представить, что в этом требовании могло содержаться что-то значительное, так как я был совершенно уверен, что знаю себя достаточно хорошо, чтобы над этим задумываться».

Ю.М.Орлов, Восхождение к индивидуальности

На каждом уроке вы будете открывать в себе что-то новое. Вы узнаете особенности своего мышления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточните черты характеры. Эта информация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, т.е. закрытость, секретность этой информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания.

Большинство заданий основано на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?

«Знаете ли вы себя?»

Я знаю свои физические данные

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свой характер

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои способности (к чему я способен)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

не знаю

Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся.

«Кто Я?»

В течение 5 минут запишите в пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Примечание. Это упражнение при всей его внешней простоте достаточно глубокое и сложное даже для взрослых. Однако оно необходимо в целях осознания себя как личности. Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока вы говорили о конфиденциальности. Если в классе сложилась атмосфера интереса и безопасности, можно предложить ребятам отгадать, кому принадлежат ответы на вопрос «Кто я?» В этом случае вы собираете листочки и зачитываете ответы. Этот вариант позволит ребятам соотнести свою оценку с оценкой других, что важно для формирования реалистичного самовосприятия.

Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.

^ Что такое «конфиденциальность?»

Почему Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя»?

Как называется способность оценивать себя?
II. Направленность личности

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif
5 класс. Что такое хорошо и что такое плохо

Счастье и несчастье человека
в такой же степени зависит от его нрава,
как и от судьбы

Франсуа Ларошфуко

^ Круг чтения.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма).

1. На птичьем дворе.
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе, - все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..
Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!»
Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

^ Почему птицы обижали «гадкого утенка»?

Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?

Что вы можете сказать о героях сказки?

2. В избушке.
В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. Утром чужого утенка заметили. Кот замурлыкал, курица заклохтала.
- Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
- Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да увидим, испытаем!
И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили:
- Мы и весь свет!
Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной. Правда, утенок полагал, что можно быть на этот счет и другого мнения. Но курица этого не потерпела.
- Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка.
- Нет.
- Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:
- Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
- Нет.
- Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!
И утенок сидел в углу, нахохлившись.

^ Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора?

Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка?

Почему утенок ушел из избушки?

3. Среди своих.
Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.
И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.
- Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод!
- Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.
Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.
В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!»
Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!»
И старые лебеди склонили перед ним голову.
А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем.
Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
- Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

^ Почему для утенка была так важна оценка других?

Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?

Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?

Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Ребятам зачитывается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам:

аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.

^ В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.

Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.

Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные?
III. Эмоционально-волевая сфера

http://metodkabi.net.ru/img/mark.gif

5 класс. Я управляю стрессом

Тревога — это беспокойство
при мысли о будущих неприятностях,
которые чаще всего не происходят.

Д. Локк

Каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Хотя тревожность — негативное эмоциональное состояние, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром в русском языке есть еще одно значение этого слова — призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв вбросом в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного. В состоянии стресса возможности человека возрастают: мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает огромный ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети.

Широко известный термин «стресс» ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса: эустресс — конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс — деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.

Любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или деструктивным.

Запишите в правую часть таблицы качества характера, провоцирующие конфликты, а в правую — качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые есть у вас.

^ ЧТО ПРОВОЦИРУЮТ КОНФЛИКТ

ЧТО ПРЕПЯТСТВУЮТ КОНФЛИКТУ




  • Раздражительность

  • Обидчивость

  • Вспыльчивость

  • Подозрительность

  • Хвастовство

  • Самомнение

  • Нетерпение

  • Дерзость
     




  • Доброжелательность

  • Умение прощать

  • Самоконтроль

  • Доверчивость

  • Скромность

  • Самокритичность

  • Терпение

  • Воспитанность
     

Реакция на стресс, как и тревожность, связана с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием. Следующее задание поможет вам узнать уровень своей тревожности.

^ Определение уровня тревожности

Послушайте ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет — «—».

1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.

2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.

3. В школе я чувствую себя неуютно.

4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.

5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.

6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.

8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.

9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.

10. Я болезненно реагирую на критические замечания.

11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.

12. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.

13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.

14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.

15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.

16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.

17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.

18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.

19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.

20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте количество положительных ответов:
  1   2   3

Похожие:

Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconМетодические рекомендации для проведения классных часов «Как не стать...
Методические рекомендации предназначены для классных руководителе, воспитателей и специалистов образовательных учреждений с целью...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) icon2. Организация текущего контроля успеваемости учащихся
Текущая аттестация учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconМетодическое объединение классных руководителей
Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconПоложение о методическом объединении классных руководителей Муниципального...
Дическое объединение классных руководителей — структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом,...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconCпецификация проверочной работы для стартовой диагностики учащихся 10 классов
...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconКонкурса для классных руководителей Мудрая сова
Елена ермакова,учитель начальных классов аннинской средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов Воронежской области,...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconСведения о контингенте учащихся школы
Образовательное учреждение насчитывает 2 классные комнаты и игровую для учащихся школы I ступени, 6 классных комнат для учащихся  ...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconПрограмма офп для учащихся 7-8 классов Учитель Гостькова Лариса Владимировна
Планирование составлено на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов», Лях В. И. и др., М., «Просвещение»,...
Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) iconПоложение о методическом объединении
Общее положение: методическое объединение классных руководителей объединяет классных руководителей 1-11 классов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница