Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище




Скачать 207.96 Kb.
НазваниеНир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище
Дата публикации23.02.2013
Размер207.96 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
litcey.ru > Информатика > Научно-исследовательская работа


Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека

имени Горького»
Научно-методический отдел

Исследовательская деятельность

муниципальных библиотек

Рязанской области

Рязань 2012


Составитель: Н.С. Самандина, заведующая сектором научно-исследовательской работы научно-методического отдела.

Исследовательская деятельность в муниципальных библиотеках Рязанской области в 2011 году / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; сост. Н.С. Самандина. – Рязань, 2012. – 14 с.
Список сокращений:
ВСКО – внутрисистемный книжный обмен

ГБУК РО – государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

ДБ – детская библиотека

МБ – муниципальная библиотека

МБА – межбиблиотечный абонемент

МПБ – модернизированная (модельная) публичная библиотека

НИР – научно-исследовательская работа

ПУ – профессиональное училище

РОДБ – Рязанская областная детская библиотека

РОУНБ – Рязанская областная универсальная научная библиотека

РОЮБ – Рязанская областная юношеская библиотека

РФ – Российская Федерация

СБ – сельская библиотека

СОШ – средняя общеобразовательная школа

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ЦБ – центральная библиотека

ЦБС - централизованная библиотечная система

ЦРБ – центральная районная библиотека

ЦСДБ – централизованная система детских библиотек

ЭДД – электронная доставка документов


^ От составителя
Научно-исследовательская работа в библиотеке имени Горького проводится в целях совершенствования библиотечного обслуживания населения региона и координации работы специалистов муниципальных библиотек Рязанской области, занимающихся социологическими исследованиями. Сотрудники центральных районных библиотек принимают участие в организации библиотечных исследований, обобщении результатов и выработке рекомендаций.

К исследовательской работе библиотек привлекаются студенты и учащиеся средних специальных учебных заведений в целях изучения информационных потребностей, а также отношения к библиотеке жителей городов и сел.

^ Основные направления НИР:

  • Изучение комплексных проблем развития и совершенствования деятельности библиотек Рязанской области.

  • Совершенствование библиотечного обслуживания населения.

  • Продвижение и развитие чтения, информационные потребности пользователей.

  • Формирование и использование библиотечных фондов.

  • Применение в работе библиотек информационно-коммуникационных технологий.

  • Управление библиотекой.

  • Комфортная библиотечная среда.

  • Развитие муниципальных библиотек.

  • и другие.

Исследовательская работа предполагает сбор информации, классификацию, анализ, оценку и распространение ее для совершенствования деятельности библиотек.

Методика проведения исследовательской работы предполагает ответы на вопросы:

  • зачем (исследовательская проблема);

  • что (область исследования);

  • как (метод исследования);

  • каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе исследования.

Основные методы исследования - эмпирические и теоретические.
Эмпирические:

  • Наблюдение – это доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

  • Опрос – беседа, интервью, анкетирование.

  • Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Теоретические:

  • Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, выявляем общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.

  • Анализ сопровождается синтезом; он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.


Теоретические методы связаны с изучением документов.
Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную область и должна быть сформулирована конкретно и чётко. Результатом исследований являются выводы и предложения по теме изыскания.

Структура исследования предполагает введение, основную часть, выводы или заключение, список литературы, использованной при подготовке и проведении исследования.

В основной части даётся обзор того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось; описывается, что и как делал автор для доказательства выдвинутой гипотезы, т.е. представляется методика исследования; результаты, полученные в ходе исследования (рисунки, таблицы, диаграммы т.д.). При эмпирическом или опытном исследовании эта часть должна содержать результаты статистических данных и метод определения их достоверности.

Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования. Это, в своём роде, краткие ответы на вопрос – как решены задачи, поставленные исследователем.

В списке литературы указываются только те материалы, на которые ссылается автор в своей работе. При подборе литературы рекомендуется выбирать более новые издания.

Основные методы, которые используют специалисты библиотек анкетирование, устный опрос и анализ. Партнерами библиотек в организации исследовательской работы выступают учителя и учащиеся школ, преподаватели и студенты высших и средних специальных учебных заведений, воспитатели дошкольных учебных заведений, специалисты учреждений культуры, а также жители населенных пунктов области различных возрастных и социальных категорий.

Это издание, посвященное научно-исследовательской работе муниципальных библиотек, составлено на основе анализа их информационных отчетов за 2011 год.


^ Исследовательская деятельность в муниципальных библиотеках Рязанской области
В 2011 году центральные библиотеки муниципальных образований Рязанской области участвовали в исследованиях, инициированных областными библиотеками. Например:

  • Анкетирование по газете «Великая эпоха», организованное отделом формирования информационных ресурсов библиотек области Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького.

  • Анкетирование «Молодежь и Интернет», организованное Рязанской областной юношеской библиотекой им. К.Г. Паустовского.

  • Комплексное исследование Рязанской областной детской библиотеки «Что читают подростки г. Рязани и Рязанской области».


Муниципальные библиотеки инициировали и собственные исследования.

В ^ Ермишинской центральной районной библиотеке совместно с районным отделом культуры и туризма в рамках молодежного проекта «Нам завещано защищать Отечество» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у подрастающего поколения на 2011-2013 гг. было проведено анкетирование молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Анализировался численный и качественный состав лиц, призываемых на срочную службу и отслуживших в рядах Российской армии. Так, в 2010 г. отслужили 104 человека. Из них: сразу после школы – 36%; со средним специальным образованием – 58%; с высшим образованием – 6 %. Вывод: необходимо готовить молодых людей к армии в школьные годы, следует активизировать работу по развитию физической подготовки, психологической выносливости будущих воинов.

В 2011 г. на военную службу призывались 39 чел. (43%) – учащиеся 11 классов Ермишинской средней школы, 36 чел. (39 %) – студенты средних специальных заведений и работающие. 16 человек (18 %) – уклонились от службы в вооруженных силах РФ. Из 132 юношей в возрасте от 14 до 18 лет (учащиеся ПУ-37 и средней школы) – 34 % не желают служить; 19 % не знают, хотят ли они служить или нет; 46 % ребят изъявили желание служить в вооруженных силах РФ. Также было выявлено, что 50 % молодежи посещают спортивную школу, где занимаются лыжным спортом. Наряду с этим, молодые люди хотели бы заниматься стрельбой, плаванием, боксом, борьбой и другими видами спорта. По просьбе молодежи необходимо открывать дополнительные кружки на базе средней общеобразовательной и спортивной школ. Вывод: результаты, полученные в ходе анкетирования, дают широкое поле деятельности для проведения мероприятий военно-патриотической направленности совместно с администрацией района, отделами культуры и туризма, образования, физической культуры, спорта и молодежной политики внутренних дел, военного комиссариата района, организацией ветеранов локальных войн «Боевое братство», советом ветеранов.

^ Спасской центральной библиотекой было проведено анкетирование «За гражданское самосознание» (2011г.) в рамках одноименной акции. Объектом исследования стала молодежь в возрасте 17-18 лет, предметом исследования – готовность молодежи к участию в избирательных кампаниях.

Анкеты будущего избирателя заполнили 74 респондента. В ходе акции молодые люди встретились с председателем Спасской районной Думы И.В. Собчаковым. Работники библиотеки познакомили присутствующих с историей Государственной Думы России, рассказ сопровождался электронной презентацией. Был проведен обзор документов, представленных на выставке «Россия перед выбором».

По результатам анкетирования сделаны следующие выводы – молодежь района политически активна и готова участвовать в выборах Президента России.

Заслуживает внимания исследование «Библиотека идёт в кабинет» Кадомской центральной библиотеки, которое проводилось в рамках целевой библиотечной программы «600 секунд информации (2010-2013 гг.)». Центральная библиотека, с целью выявления направлений предоставления информации для административных работников предприятий и организаций района, провела анкетирование по изучению спроса на библиотечные услуги. Анкета состояла из 6 вопросов.

Объектом исследования стали административные служащие и специалисты агропромышленного комплекса муниципального района.

^ Предмет исследования – спрос на информационно-библиотечные услуги.

В анкетировании приняли участие 35 человек. На вопрос «Всегда ли Вас интересует информация, предоставляемая библиотекой по программе «600 секунд», ответили «да» - 33 человека, «нет» – 2 чел. 65 % опрошенных предпочитает получать информацию в устной форме, 20% – на бумажном носителе. На вопрос, появляется ли у Вас желание прочитать произведения писателя (поэта), информацию о котором получили? Ответили «Да» – 30 человек, «нет» – 5 человек. Приоритет информации о стране отдают 65% опрошенных, об области – 30%, о районе – 45%.

Итоги исследования таковы: 95% респондентов заинтересованы информацией, предоставляемой библиотекой. Для 85% респондентов время получения информации не имеет значения. 25% – хотели бы получать информацию в пятницу после 14 часов. Поступило предложение предоставлять информацию в рамках программы «600 секунд» один раз в неделю.

Изучением комплексных проблем развития и совершенствования деятельности библиотек в Рязанской области занимались в ^ Ряжской центральной библиотеке. Анализ показал, что увеличилось число читателей, желающих пользоваться библиотечными услугами на дому; мало внимания уделяется воспитанию информационно-библиографической грамотности учащихся 10-11 классов; не открыт библиотечный пункт в п. Свет Алешинского сельского поселения; 5 библиотек готовят программы для участия в долгосрочной целевой программе «Культура Рязанской области на 2010-2014 гг.»; в Новоеголдаевской СБ не действует Интернет; мало выездов в сельские библиотеки; учитываются не все справки, выполняемые библиотекарями; много времени занимает составление «информаций» различного вида.

^ Изучение проблем развития и продвижения чтения, а также информационных потребностей читателейодин из основных блоков научно-исследовательской работы в библиотеке. Большая доля исследований посвящена вопросу привлечения к чтению детей, юношества и молодежи, а также специалистов различных отраслей трудовой деятельности.

Так, детская библиотека Михайловского района, обеспокоенная тем, что младшие школьники средней общеобразовательной школы № 2 редко ходят в библиотеку, исследовала причину этого явления. В результате было принято решение - организовать библиотечный пункт в школе.

Анализируя читательские формуляры, библиотекари составили и передали учителям школ списки школьников-должников. В результате около 80% детей вернули книги в библиотеку.

В ^ Змеинской поселковой библиотеке Михайловского района было проведено анкетирование пользователей на тему «Ваше мнение о библиотеке».

Для опроса библиотекарем была составлена анкета с 15 вопросами. Анализ анкет позволил сделать следующие выводы:

  • Фонд библиотеки не удовлетворяет читателей – не хватает книг по экономике, праву, философии, истории, технике, новинок художественной литературы, периодических изданий, книг по учебным дисциплинам. Нет новой и красочной детской литературы.

  • Техническую оснащённость библиотеки все респонденты оценили на самом низком уровне. Библиотека, как минимум, должна располагать компьютером и ксероксом.

  • Читатели отметили удовлетворительный уровень проведения массовых мероприятий.

Таким образом, в ходе анкетирования были выявлены факторы недовольства пользователей Змеинской поселковой библиотеки: бедный книжный фонд, низкая температура в помещении в зимнее время, отсутствие технических средств.

С целью выявления читательских предпочтений молодёжи ^ Михайловская центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина организовала исследование «Книга и молодёжь – век 21-й». В опросе приняли участие учащиеся городских школ, студенты экономического колледжа, профессионального училища имени А. Мерзлова, работающая молодёжь (30 человек). Возраст опрашиваемых – от 14 до 24 лет.

Итоги проведённого анкетирования показали, что библиотеки всё ещё остаются для этой возрастной группы наиболее посещаемым и доступным местом, где можно найти ответ на любой вопрос. Печатная книга и чтение не «уходят»; они, как и прежде - значимый источник информации. Но роль библиотеки в социуме может возрасти лишь при условии достойного комплектования в соответствии с меняющимися потребностями и интересами молодёжи. Молодёжь читает и стремится познавать новое.

Проведённое исследование в Печерниковской сельской библиотеке Михайловского района показало, что:

  1. Читателей школьного возраста стало меньше.

  2. Читатели-дети из категории «приезжие» читают нерегулярно.

  3. Читательские запросы не соответствуют составу фонда сельской библиотеки. В результате дети стали меньше обращаться к книге, всё больше их интересует информация в электронном виде.

^ Чапаевская сельская библиотека Михайловского района в ходе анкетирования «Как Вы проводите свободное время?» выяснила, что большинство (70%) молодых людей проводит время в кругу друзей, и лишь 16% – за чтением книг. Пришлось признать, что чтению уделяется мало времени, и для привлечения подростков и молодежи к книге и чтению требуются дополнительные усилия библиотеки.

В^ Новодеревенской (ныне Александро-Невской) центральной библиотек была разработана анкета «На студенческой волне». Цель анкетирования состояла в том, чтобы изучить соответствие информационных ресурсов ЦБ запросам студентов. Анкета содержала 8 вопросов. В опросе приняли участие 39 человек.

Анализ показал, что услугами ЦБ пользуются часто – 38% опрошенных, редко – 49%; совсем не пользуются – 13%. Более 65% опрошенных читателей считают, что удобнее пользоваться абонементом; 63 % предпочитают искать информацию с помощью Интернета; 38% респондентов отмечают недостаточное наполнение фонда ЦБ необходимой учебной литературой (в основном это касается узкоспециальных дисциплин). Больше половины респондентов отметили, что чтение печатных документов наиболее удобно, чем чтение с монитора компьютера.

Результатом анализа стало:

  • пополнение списка недостающей литературы;

  • внесение интересных предложений по расширению спектра услуг библиотеки;

  • принятие решения о планомерном и детальном проведении работ по пополнению фонда учебными изданиями.

^ Детская библиотека этого же района провела анкетирование среди учащихся 11-14 лет «Чтение в жизни подростков», в котором участвовали и все сельские библиотеки. Цель исследования: изучение информационных потребностей подростков. Результат анализа позволяет констатировать, что преобладающее число детей и подростков читает и знает классиков и современных авторов, а также главных героев произведений. Чтение детей разнообразно по жанрам и темам. Большинство подростков имеет домашнюю библиотеку (61%). 76 % опрошенных пользуются услугами библиотеки. 35% учащихся находят информацию в Интернете, и она их удовлетворяет.

^ Пронская детская библиотека в рамках программы «Дошкольник. Книга. Библиотека» провела анкетирование «Как стать родителем читающего ребенка» в муниципальном образовательном учреждении «Малышок».

В^ Рыбновской центральной библиотек проанализирована работа по групповому и индивидуальному информированию руководителей предприятий АПК и фермеров. Результаты исследования неутешительны: книги аграрной тематики в библиотеки практически не поступают, и библиотекари предоставляют информацию специалистам, используя ресурсы Интернета. Также проведено анкетирование группы читателей - учителей и воспитателей по теме: «Читаем сами – советуем коллегам».

Дважды в год (январь, июнь), работники ^ Рыбновской детской библиотеки, сельские библиотеки Рыбновского района проводят анализ чтения школьников. В течение года путём анализа читательских формуляров ведется изучение читательских интересов учащихся. В 2011 г. по итогам анализа чтения юношей был скорректирован репертуар книг, поступающих в библиотеку для этой возрастной категории.

^ Ряжская центральная библиотека провела анализ неудовлетворенного спроса пользователей за 2011 год.

Проанализированы библиотечное обслуживание жителей Дегтянского и Петровского сельских поселений района и работа библиотек по повышению правовой культуры избирателей. В рамках исследования с целью изучения читательских интересов и запросов прошел День сплошного учета спроса.

Были проведены также исследования по следующим темам:

Информационные потребности молодежи (ЦБ)

Быть здоровым – это… (ЦБ)

Обслуживание детей (ДБ, СБ)

Я – лидер (ЦБ)

Я – избиратель (ЦБ)

Что вы знаете о СПИДе (ЦБ)

Чтение в твоей жизни (Дегтянская СБ)

Здоровый образ жизни (ЦБ).

В ^ Сараевской центральной библиотеке разработана программа по литературному краеведению, посвященная братьям Э.И. и В.И. Сафоновым. Так как библиотека носит имя писателей, одним из направлений работы является популяризация их творческого наследия. В рамках программы проведено анкетирование «Какой ты читатель?». В цикле мероприятий, посвященных толерантности, было проведено анкетирование «Кто я в этом мире?»

^ Скопинская центральная библиотека провела анкетирование, посвященное творчеству земляка Захара Прилепина. В исследовании приняли участие респонденты от 20 до 75 лет: учащиеся, работающая молодежь, служащие, безработные, пенсионеры. Среди прочитанных книг преобладают «Санькя», «Ботинки, полные горячей водкой», «Пацанские рассказы», «Грех».

Наиболее успешным читатели считают роман «Грех». Однако респонденты отмечают, что ненормативная лексика автора вызывает негативное восприятие произведения и предлагают заменить ее на многоточие. Земляки желают автору дальнейшего творческого роста.

В межпоселенческой библиотеке Шацкого района проведено анкетирование «Библиотека и мир ваших увлечений» среди учащихся 10-11 классов Шацкой школы-интерната. Анкета состояла из 5 вопросов. Цель анкетирования – определить круг чтения подростков.

На первый вопрос анкеты: «Интересуетесь ли Вы культурной жизнью? Посещаете ли Вы выставки, музеи?», 19 человек (70% опрошенных) ответили, что отдают предпочтение экскурсиям, 10 человек (30%) с удовольствием посещают выставки, всего 4 человека (10%) посещают музеи.

Второй вопрос: «Какую литературу Вы преимущественно читаете?» Наибольшее предпочтение отдано художественной литературе – 22 человека (80%); проявляют интерес к естественнонаучной литературе – 7 человек (20%); литературой по искусству интересуются 6 человек (20%) из числа опрошенных; 4 человек (10%) интересует техническая литература.

Отвечая на третий вопрос: «Какие проблемы, освещенные в литературе, вызывают у Вас интерес?», молодежь продемонстрировала заинтересованность и неравнодушие к проблемам толерантности, дружбы народов – 12 человек (40%); социальные проблемы чуть менее волнуют молодое поколение – 10 человек (30%); проблемы взаимоотношений среди молодежи волнуют 7 человек (20%).

Ответы на четвертый вопрос анкеты «Назовите книгу, которую прочитали в последнее время?» показали, что молодежь проявляет интерес к фантастической литературе – 8 человек (20%); историческая литература интересна 6 респондентам (20%); 4 человек (10%) интересуют книги таких авторов, как: знаменитого бразильского писателя и поэта Пауло Коэльо; французского писателя Анри Мари Бейль (псевдоним Стендаль) основоположника французского реалистического романа XIX века; автора романов военно-политического и детективного жанров, ставших бестселлерами, Александра Тамоникова, который в настоящее время живет и работает в Рязани.

Анкетирование показало, что молодежь принимает активное участие в культурной жизни Шацка, хорошо ориентируется в жанровом разнообразии литературы.

С целью выяснения, какое место занимает книга и чтение в жизни учащихся средней школы, сотрудниками ^ Кадомской детской библиотеки был проведен опрос «Чтение нового поколения». В опросе участвовали 63 человека.

В результате было выявлено, что 48% опрошенных назвали себя читающим человеком; любят читать – 45%; читают много и с удовольствием – 15 %; в разделе «не читают» ответов не было.

Любимыми произведениями художественной литературы для современного юношества являются романы «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; «Гарри Поттер» писательницы Дж. К. Роулинг; «Война и мир» Л.Н. Толстого; «Властелин колец» английского писателя Дж. Р. Р. Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien). Высокий рейтинг произведений русских писателей XIX века обусловлен учебной программой.

На вопрос: «Для чего люди читают?» были получены следующие ответы: получить новые знания/информацию - 54%; стать умней и грамотней, расширить кругозор, улучшить интеллект – 28%; интересно провести время – 17 %; занять время – 9%. Надо отметить, что практически исчезает «чтение для души», для самопознания, самосовершенствования. Молодое поколение читает большей частью с практическими целями.

На вопрос: «Какую литературу больше любите читать?» получили ответы: приключения – 37%; мистику - 30%; фантастику - 33%; детективы – 28 %; юмористические произведения - 22%.

В результате исследования были сделаны следующие выводы: чтение видоизменяется, сегодня в понятие «чтение» входит как традиционная модификация «с листа», так и новая - «с экрана».

В центральной детской библиотеке города Касимова проводилось анкетирование «Образ жизни молодёжи» 3 групп в различных учебных учреждениях. Всего в анкетировании приняло участие 62 респондента. Анкета состояла из 27 вопросов. Цель анонимного анкетирования - выявление позиции молодежи по следующим направлениям: досуг, семейные и нравственные ценности, политика, культура и материальный достаток. Результаты анкетирования будут учитываться при планировании дальнейшей работы с юношеством.

^ В Просеченской сельской библиотеке Новодеревенского (Александро-Невского) района проведено исследование информационных потребностей педагогов местной школы «Учитель и библиотека». Анализ анкет показал необходимость организации библиотечного обслуживания учителей не только в библиотеке, но и на их рабочем месте; активизации работы по индивидуальному информированию педагогов-предметников и информированию педагогического коллектива о новых поступлениях.

Актуальные исследования организованы в^ Шиловской межпоселенческой библиотеке, где проведен опрос людей с ограниченными возможностями по изучению их потребностей в библиотечном обслуживании.

В целях организации качественного комплектования и активного использования библиотечных фондов в Касимовской центральной библиотеке проанализирован состав и использование фонда по отраслям знаний. Выявлен самый востребованный документный фонд – социально-гуманитарная и художественная литература. Приоритетной является учебная, справочная и художественная литература.

^ В системе библиотек Рязанского района проведено анкетирование работников сельских библиотек по выявлению наиболее спрашиваемой и недостающей литературы в библиотеках. Данные по результатам анкетирования внесены в картотеку докомплектования и используются при формировании книжных фондов.

В восемнадцати сельских библиотеках ^ Сараевского района проведен анализ фонда, отобрана устаревшая и ветхая литература. Проводилось социологическое исследование «Состояние библиотечно-библиографического обслуживания детей в сельских библиотеках района»; «Состояние фонда для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

С целью совершенствования организации управления библиотекой в централизованной системе детских библиотек г. Рязани проведено два анкетных опроса: «Моя профессия – библиотекарь» и «Какие формы повышения квалификации нужны специалистам ЦСДБ».

^ Анкетный опрос «Моя профессия – библиотекарь» проведен в рамках продолжающейся серии опросов по самоидентификации библиотекаря.

Объектом исследования стали специалисты библиотечного дела, работающие в ЦСДБ г. Рязани.

Предметом исследования стало выяснение степени удовлетворенности профессией и отношения к ней библиотекарей. В анкетировании участвовали 76 человек.

Анализ кадрового состава по возрасту подтвердил негативную тенденцию, характерную для библиотечной отрасли в целом, а именно –старение библиотекарей. Самая малочисленная группа сотрудников – молодежь до 30 лет – 11 человек, что составляет 14 %; число респондентов в возрасте свыше 60 лет – 10 человек, или более 13 %.

По стажу: сотрудников, проработавших более 30 лет – 30%, со стажем до 10 лет – 16 %.

Около 59% респондентов испытывают гордость за выбранную профессию, 24% – приходят на работу просто по долгу службы.

52% респондентов считают, что окружающие находят библиотечную профессию не очень престижной; более 29% сотрудников считают, что окружающие относятся к библиотекарям с интересом.

Если бы пришлось выбирать профессию заново, то 30% опрошенных сохранили бы верность профессии; 34% уверены, что выбрали бы другую профессию. 83% (63 чел.) не хотели бы, чтобы их родственники работали в библиотеке.

10 человек применяют только традиционные формы в работе с детьми, но большинство – 80% (62 чел.) сочетают инноватику и традицию. Полностью раскрывают свои возможности 11 специалистов.

Анкетирование показало, что опрошенные библиотекари на первое место ставят заработную плату, затем собственно работу, потом следуют – возможность реализовать свой потенциал и признание библиотечного сообщества. Приоритетными для каждого четвертого респондента являются условия труда. Далее следует – признание заслуг со стороны руководства. Практически ни для кого не имеет значение карьерный рост.

Результаты анкетирования легли в основу «коллективного портрета» специалистов ЦСДБ, формирования понимания того, что изменяющаяся жизнь заставляет работать по-новому. Выводы анкетирования послужат материалом для совершенствования управления в библиотеках.

Анкетирование на тему: «Какие формы повышения квалификации нужны специалистам ЦСДБ» (г. Рязани).

Результатом анкетирования стало осознание нового этапа развития библиотек (переход библиотек в новую юридическую форму, на новую систему оплаты труда), который выявил необходимость проведения практических занятий по инновационной индивидуальной и массовой программе по использованию новых информационных технологий. Итоги анкетирования дают стимул к развитию новых форм повышения профессиональной квалификации и подъёму эффективности деятельности ЦСДБ, внедрению инновационных методов и форм библиотечной работы.



Выводы и рекомендации библиотекарям
Библиотечные исследования (анкетирования, опросы, мониторинги), которые регулярно проводятся в муниципальных библиотеках Рязанской области, дают возможность выявить проблемы, с учетом которых должно осуществляться планирование и структурирование дальнейшей стратегии развития библиотечного дела в регионе.

Основные направления исследований в 2011 г.: продвижение книги и чтения; степень удовлетворенности информационных потребностей жителей и читателей; эффективность организации библиотечного обслуживания населения; использование межбиблиотечного абонемента (МБА) и внутрисистемного книжного обмена (ВСКО); формирование информационных ресурсов.

Заслуживают внимания исследования в области организации и управления библиотечным делом на обслуживаемых территориях. Примером могут служить исследования ЦСДБ г. Рязани на тему «Моя профессия - библиотекарь», которые позволяют определиться специалистам в рамках темы «самоидентификации библиотекаря». Результаты исследований показывают, что кадровый состав неуклонно стареет. Основная причина – несоответствие возлагаемых служебных обязанностей оплате труда.

Итоги анкетирования «Какие формы повышения квалификации нужны специалистам ЦСДБ» дают стимул к развитию новых форм повышения профессиональной квалификации и как следствие – повышению эффективности деятельности библиотек, внедрению инновационных методов и форм библиотечной работы.

Начиная исследование, необходимо учитывать степень репрезентативности выборки, которая определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с применением определённой выборки на генеральную совокупность, из которой она была собрана. Например, изучая чтение молодежи, необходимо узнать количество молодых людей в населенном пункте, например, если в селе их 400 человек, то необходимо охватить опросом, как минимум, 200 человек.

К сожалению, в ряде районов, - Захаровском, Клепиковском, Кораблинском, Милославском, Путятинском, Сапожковском, Сараевском, Сасовском, Старожиловском, Ухоловском и в г. Сасово исследовательская работа не отражена в годовых отчётах. Надо отметить, что происходит замещение понятий научно-исследовательской работы и поисково-исследовательской работы, которая, как правило, используется в краеведении.

Рекомендуем в будущих исследованиях обратить внимание на актуальные темы: библиотечная работа с людьми с ограниченными возможностями, профессиональная ориентация подрастающего поколения и их трудоустройство в будущем, сбор материалов и создание информационной музейной экспозиции по истории библиотечного дела в Рязанской области.

Желаем успехов в научно-исследовательской работе.



Похожие:

Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconНаучно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей...
Научно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей деятельности филиала, занимая, наряду с обучением студентов, достойные...
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconНаучно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей...
Научно-исследовательская работа (нир) является важной составляющей деятельности филиала, занимая, наряду с обучением студентов, достойные...
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconПредметная область «научно-исследовательская деятельность вуза»
Кадровый потенциал подразделений представлен такими показателями как: количество докторов наук, участвующих в нир, количество кандидатов...
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconИстория профессионального училища №329
Профессиональное училище №6 уин мвд СССР переименовано в гоу нпо профессиональное училище №329 с 01. 01. 2005 года Распоряжением...
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconПрофессиональное училище №325 (фкоу нпо фсин россии Профессиональное училище №325)
Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования фсин россии
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconДоклад краевого государственного бюджетного образовательного учреждения...
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №64»....
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconУтвержден
Научно-исследовательская работа в 2009 году осуществлялась в соответствии с Планом научно-исследовательской деятельности имэс
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconУтвержден
Научно-исследовательская работа в 2008 году осуществлялась в соответствии с Планом научно-исследовательской деятельности имэс
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconОтчет о нир факультета социологии в 2012 г
План нир в 2012 г выполнен. Научная работа профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов...
Нир научно-исследовательская работа пу профессиональное училище iconОтчет о нир факультета социологии в 2011 г
План нир в 2011 г выполнен. Научная работа профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница