Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках»




Скачать 117.19 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках»
Дата публикации10.04.2013
Размер117.19 Kb.
ТипКурсовая
litcey.ru > Информатика > Курсовая
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» представляет собой самостоятельное исследо­вание, выполняемое под руководством преподавателя кафедры рекламы. Те­ма курсовой работы выбирается из списка, утвержденного кафедрой, либо, в определенных случаях, возможен выбор индивидуальной темы по согласова­нию с руководителем. Курсовая работа выполняется в 5 семестре, после изу­чения основного теоретического материала и выполнения большей части практических занятий по конкретным исследовательским методикам и техни­кам. Таким образом, курсовая работа вместе с заключительным экзаменом подводит итоги обучения по дисциплине «Методология исследований в соци­альных и поведенческих науках».

Цель работы- применение теоретических знаний об основных ме­тодах, техниках и процедурах социологических исследований, полученных на лекциях и семинарских занятиях, для решения конкретных прикладных про­блем. В курсовой работе должны быть продемонстрированы возможности ав­тора в анализе теоретического материала, вторичном анализе социологиче­ских и экспериментальных данных, организации и проведении самостоятель­ного исследования.

Реализация поставленной цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:

1) анализ проблемной ситуации и разработка программы исследования; 2)разработка методического инструментария исследования (вопросника, бланка интервью и т. п.);

3) проведение «полевого» этапа исследования (сбор первичной эмпириче­ской информации);

4) подготовка к обработке и компьютерная обработка полученных эмпири­ческих данных с использованием пакета SPSS;

5) анализ полученных данных, подготовка отчета с выводами и рекоменда­циями.
^ 3. ВИДЫ И ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

По содержанию курсовые работы могут быть теоретическими или экспе­риментальными.

Теоретическая работа - это самостоятельное исследование по одной из достаточно актуальных и сравнительно малоразработанных проблем методологии или методов социологического исследования. Такая работа должна включать в себя обзор основных концепций и теоретике - методологи­ческих подходов по выделенной проблеме, их оценку. Обязательным услови­ем является их связь с практикой проведения социологических исследований, вторичный анализ результатов проведенных исследований, привлечение ста­тистических данных. В результате работы должны быть сделаны выводы по анализируемой методологической проблеме, выработаны рекомендации по применению методов, методик и техник в практической деятельности.

Экспериментальная работа - это самостоятельное эмпири­ческое исследование по выбранной теме. Экспериментальная работа предпо­лагает более краткое изложение теоретических предпосылок исследования. В структуре экспериментальной работы должны обязательно присутствовать программа исследования, методический инструментарий, план выборки, соб­ранный автором и обработанный с применением статистического пакета SPSS эмпирический материал, его анализ в виде отчета с выводами и рекоменда­циями. При этом студент может использовать любой метод сбора эмпириче­ских данных: опрос, интервью, анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Темы курсовых работ

1. Программа социологического исследования (маркетингового, исследова­ния общественного мнения): методологические и методические аспекты. (По избранной студентом теме.)

2. Построение системы показателей в рамках программы эмпирического ис­следования. Процедуры преобразования понятийного аппарата исследо­вания в конкретные эмпирические индикаторы. (На примере конкретного эмпирического исследования.)

3. Принципы построения выборки (вероятностной или квотной) для социоло­гического исследования. (На примере конкретного эмпирического исследо­вания.)

4. Методологические и методические проблемы построения выборки марке­тингового исследования (опроса общественного мнения). (На примере кон­кретного эмпирического исследования.)

5. Измерительные процедуры в социологии. Основные виды шкал, их конст­руирование и применение для решения различных исследовательских за­дач.

6. Оценка надежности социологической информации. Методики оценки на­дежности информации. (На примере результатов пилотажного исследова­ния.)

7. Количественное социологическое исследование (маркетинговое, исследо­вание общественного мнения) по избранной студентом теме. Метод сбора эмпирической информации - анкета, интервью.

8. Качественное социологическое исследование (маркетинговое, исследова­ние общественного мнения) по избранной студентом теме. Метод сбора информации - фокусированное интервью, фокус - группа.

9. Тестирование рекламного материала (товара, упаковки) методом фокус -группы. (Программа, методика, сбор информации, анализ.)

10. Разработка программы, методики и проведение контент - анализа массива прессы (газеты, журналы) по избранной студентом теме.

11. Изучение динамики общественного мнения методом контент - анализа.

12. Включенное наблюдение как метод качественной социологии: программа, методика, процедуры.

13. Разработка программы, методики и проведение наблюдения по теме: «Ак­тивность студентов на семинарских занятиях».

14. Проведение социометрического исследования группы (разработка про­граммы, методики, организация и проведение опроса).

15. Разработка программы и методики проведения экспертного опроса.

16. Мозговой штурм: программа, методика, сбор информации и анализ. (По избранной студентом теме.)

17. Экспериментальное исследование: программа, методический инструмен­тарий.

18. Логическая структура социального эксперимента. Внешняя и внутренняя валидность эксперимента.

19. Разработка комплекта методических указаний для интервьюеров при про­ведении массового опроса.

20. Разработка технического задания компьютерной обработки результатов социологического исследования.
^ 4. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы должна включать в себя следующие разделы:

1. Введение.

2. Теоретический и экспериментальный разделы.

3. Выводы и рекомендации.

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.
Во введении мотивируется выбор темы, раскрывается ее актуальность с теоретической или практической точек зрения.

В теоретическом разделе дается анализ научной литературы по изучае­мой теме, анализ основных теоретических концепций и их оценка. Дается обоснование авторского подхода к анализируемой проблеме. В эксперимен­тальном исследовании в данном разделе приводится программа, содержащая все необходимые компоненты (проблема, объект и предмет, цель и задачи, системный анализ объекта, интерпретация понятий, гипотезы, выборка).

Экспериментальный раздел содержит методический инструментарий ис­следования (вопросник, бланк интервью, карточка контент - анализа, методика вторичного анализа и т. д.), а также основные результаты проведенного ис­следования, их обобщение и анализ.

Заключительный раздел работы содержит основные выводы и рекомен­дации по теме исследования, в нем намечаются перспективные направления анализа.

В списке литературы приводится перечень источников, которые были использованы при подготовке работы.

Приложение содержит основной статистический материал исследования в виде таблиц, диаграмм, графиков.
^ 5. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объем курсовой работы - не менее 20 машинописных (компьютерных) страниц через два интервала или аналогичный по объему рукописный текст.

В оглавлении указываются заголовки всех разделов и параграфов кур­совой работы, включая список использованной литературы и приложения с указанием номеров страниц, на которых находится каждый раздел (параграф). Названия разделов в оглавлении должны точно соответствовать заголовкам в тексте.

Текстовая часть выполняется на листах стандартного формата с ис­пользованием одной стороны листа, с полями. В тексте не должно применять­ся сокращение терминов, за исключением общепринятых. Если в тексте при­водятся цитаты или цифровые данные, заимствованные из литературных ис­точников, то обязательной является ссылка либо внизу соответствующей страницы, либо по списку литературы.

Применяемый табличный и графический материал (таблицы, схемы, графики, диаграммы) должен иметь наименование и быть пронумерован. На табличный и графический материал, вынесенный в приложение должны быть обязательные ссылки в текстовой части.

По каждому литературному источнику, приведенному в списке литерату­ры, должны быть указаны: автор (группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства, год издания. Все страницы рабо­ты должны быть пронумерованы.
^ 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ

Для оказания помощи студентам в подготовке .курсовой работы кафедра выделяет преподавателя - руководителя курсовых работ. Руководитель осу­ществляет постоянное наблюдение и контроль за разработкой темы курсовой работы в соответствующие сроки и оказывает студенту необходимую помощь.

Срок сдачи курсовой работы руководителю - не позднее чем за 2 недели до окончания срока, выделенного учебным планом для ее выполнения. Руко­водитель проверяет качество подготовки курсовой работы, делает необходи­мые замечания, в соответствии с которыми происходит ее доработка. Оконча­тельный вариант курсовой работы выносится на защиту по принятой на ка­федре форме.
^ 7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.,

2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2.-М., 1990.

3. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М., 1993.

4. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. - СПБ., 2000.

5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: понимание, объяс­нение, описание. - М., 1998.

Дополнительная

1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследованиигМ, 1982.

2. Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы. - М., 1987.

3. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. - М., 1985.

4. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. -М., 1986.

5. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. - М., 1993.

6. Белановский С. А. Метод фокус - групп. - М., 1996.

7. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001.

8. Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. - М., 1987.

9. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. -М., 1988.

10. Голофаст В. Б. Методологический анализ в социологическом исследова­нии.-Л., 1981.

11. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и прак­тика. - М., 1998.

12. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследова­ний. - М., 1988.

13. Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976.

14. Докторов Б. 3, О надежности измерения в социологическом исследовании. -М., 1979.

15. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуника­ции. (Проблемы семиосоциопсихологии). - М., 1984.

16. Дюркгейм Э. Метод социологии. - М., 1991.

17. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследо­ваний. -М., 1969.

18. Здравомыслов А. Г. Вопросы методики и техники социологических иссле­дований. - М., 1975.

19. Зотов А. Ф. Структура научного мышления. - М., 1978.

20. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

21. Интерпретация и анализ данных социологических исследований. - М., 1987.

22. Кпигер С. А., Косолапов М. С, Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. - М., 1978.

23. Краткий словарь по социологии. - М., 1989.

24. Лекции по методике конкретных социологических исследований. / Под ред, Г. М. Андреевой - М., 1972.

25. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М., 1996.

26. Логика социологического исследования. - М., 1987.

27. Математика в социологии. - М., 1977.

28. Математические методы в социальных науках. / Под ред. П. Лазарсфель-да.-М.,1973.

29. Методологические проблемы социологических исследований. - М., 1979.

30. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.

31. Морено Дж. Социометрия. - М., 1958.

32. Основы прикладной социологии. Кн. 1, 2 - М., 1995.

33. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. - М., 1977.

34. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологиче­ских исследованиях. - К., 1982.

35. Паниотто В. И. Качество социологической информации. - Киев, 1986.

36. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.

37. Практикум по прикладной социологии. - М., 1987.

38. Процесс социального исследования. - М., 1975.

39. Рабочая книга социолога. - М., 1986.

40. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М., 2001.

41. Саганенко Г. И. Социологическая информация: статистическая оценка на­дежности исходных данных социологического исследования. - Л., 1979.

42. Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. -Л., 1983.

43. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую со­циологию. - М., 1998.

44. Социальные исследования: построение и сравнение показателей. - М., 1978.

45. Социология. - М., 1990.

46. Социология: Словарь - справочник. Т. 4 - М., 1991.

47. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.

48. Территориальная выборка в социологических исследованиях. - М., 1980.

49. Типология и классификация в социологических исследованиях. - М., 1982.

50. Толстова Ю. Н. Логика математического анализа социологических данных. -М., 1991.

51. Толстова Ю. Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий. - М., 1990.

52. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. - М. 1998.

53. Филмер М. и др. Новые направления в социологической теории. - М., 1978.

54. Шаленко В. Н. Программа социологического исследования. - М., 1987.

55. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, 1990.

56. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­тоды. - М., 1987.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Образец задания на курсовую работу
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт социологии и управления персоналом

Кафедра рекламы
Специальность: «Реклама» - 350700

Форма обучения: очная

^ Задание на курсовую работу

Студент(ка)__курса___группы,_____________формы обучения
Тема курсовой работы_______________________________
Структура работы:.........___________________


Базовая литература:.

Срок сдачи студентом готовой работы: «__»_________200 г.

Дата выдачи задания: «__»_________200 г.

Руководитель курсовой работы________канд. соц. наук А.В. Ольховников

(подпись)

Задание принял к исполнению._____________

(подпись)

Приложение 2

Образец титульного листа курсовой работы
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт социологии и управления персоналом

Кафедра рекламы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Методология исследований в социальных и поведенческих науках»

(название работы)

Исполнитель: студент курса группы
(Ф. И. О.)

Руководитель_________________

(уч. степень, звание, Ф. И. О.)

Москва 2004

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconСравнительная характеристика поведенческих феноменов
Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих...
Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconВопросы к зачету по дисциплине «политические институты и процессы в современной россии»
Методология политических исследований (политический анализ, прогнозирование, контент-анализ и др.)
Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconИсследование биоэлектрических явлений как метод психофизиологических...
Наблюдение за внешними проявлениями физиологических и поведенческих реакций человека в процессе жизнедеятельности как метод психофизиологических...
Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconПрограмма международной конференции молодых ученых Вызовы прогресса:...
Вызовы прогресса: методология гуманитарных исследований и естественно-научные знания в ХХI веке
Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconКурсовая работа на тему «Маркетинговые исследования и бенчмаркинг»
Место бенчмаркинга в системе маркетинговых исследований предприятия и целеориентированного управления
Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconКурсовая работа по дисциплине: «Финансы и кредит»

Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconКурсовая работа по дисциплине «автоматизированное управление в технических системах»

Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconКурсовая работа по дисциплине «автоматизированное управление в технических системах»

Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconРефератов по дисциплине «Основы научных исследований»
Порядок сдачи зачета по дисциплине «Основы научных исследований» и критерии оценки
Курсовая работа по дисциплине «Методология исследований в социаль­ных и поведенческих науках» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 075200 «Компьютерная безопасность» Раз­дел
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница