Ru Соглашение об использовании




НазваниеRu Соглашение об использовании
страница1/7
Дата публикации24.02.2013
Размер1.08 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Библиотека 5баллов.ru
Соглашение об использовании

Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях.

Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.

РосБизнесКонсалтинг и МКР


ПРЕДИСЛОВИЕ

“Нам хотелось бы, чтобы каждое слово в этой книге было написано нами самими. Однако...”.


^ Сначала люди научились считать, а потом писать, но

записывать цифры они научились значительно позже, чем буквы
Разум делает человека подобным Богу

Джон Дьюи
Трудно быть Богом

Стругацкие
^ ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ РИСКА

Никакие, даже самые лучшие прогнозы не в состоянии полностью исключить неопределенность рынка (стихии). А где неопределенность и случайность, там не миновать риска.

Risko на испанском означает скалу, да не просто скалу, а отвесную. По словарю Ожегова риск определяется как: 1) возможная опасность; 2) действие наудачу в надежде на счастливый исход.

Управление есть процесс целенаправленной переработки информации состояния в информацию командную. Выбор образа действия на основе переработки информации есть решение. Принятие решения - основа управления; без решения нет управления; управлять - значит решать. Т.к. принятие решения - это процесс разрешения неопределенности, то отсутствие решения также является решением, и ему, как и другим решениям, также свойственен риск - риск бездействия (риск неразрешения неопределенности).

Определение системы основано на выделении системы из ее окружения по какому-то системообразующему признаку, в качестве которого чаще всего выступает цель системы. В систему из бесконечной среды включаются все те и только те элементы, которые необходимы и достаточны для функционирования системы, обеспечивающего достижение цели. Следовательно, из системы исключаются не только внешние элементы, но и те элементы, которые вещественно входят в состав системы, но для достижения конкретно поставленной цели не нужны. Что включать и что не включать в систему, определяется характером проблемы, для решения которой система образуется. Точное определение целей системы является поэтому логической основой рассмотрения любых систем. Выбрать “правильную” цель конструирования важнее, чем сконструировать саму “правильную” систему, т.к. “неправильная” система - это не лучшая и не оптимальная система, но которая все-таки выполняет поставленные цели, хотя, может быть, и не самым совершенным образом; если же выбрана неправильная цель, то система будет не та, которую ожидает общество: как бы совершенна и удачна ни была ее конструкция, она не будет соответствовать предъявляемым требованиям, т.е. цель окажется невыполненной (“ошибка второго рода”).

Цель - это то, что обязательно должно быть достигнуто, а целевая функция - критерий достижения цели. Хорошая формулировка цели сама по себе содержит направление ее достижения. Недаром говорится, что правильно поставить задачу - это наполовину решить ее. Т.к. для реализации цели необходимы ресурсы, а ресурсы в общем случае ограничены по определению, то цели должны ставиться только самые необходимые на данном этапе, но в то же время реальные для выполнения. Цель обычно указывается очень расплывчато. Это объясняется тем, что интуитивно цель ясна, она связана с желанием как-то улучшить существующее положение, но выразить ее четко, а тем более в каких-то количественных мерках часто очень затруднительно. Считается, что многие факторы, особенно связанные с такими понятиями, как эстетика, репутация, престиж, долг, квалификация, имидж и т.п., не имеют естественной шкалы для измерений, а зачастую в принципе несоизмеримы. Когда же делается их оценка, то она субъективна и часто неоднозначна. Но именно эти этические, психологические и социальные понятия часто выступают как факторы мотивации цели. Их значимость, к сожалению, определяется инстинктивными симпатиями и антипатиями, которые сложились в результате воспитания, образования и социального окружения.

Успех - это 1) достижение поставленной цели; 2) желанный исход начатого мероприятия; 3) последовательное достижение намеченных серьезных личных планов.

В основе методов четкой формулировки целей и выяснения предпочтений лежит количественный анализ на основе использования математических моделей.

Правильное решение - это количественно обоснованный выбор наилучшего образа действий, ведущих к достижению поставленной цели в данных условиях обстановки. При этом “количественно обоснованный выбор наилучшего образа действий” можно определить как “искусство давать плохие ответы на те практические вопросы, на которые другими методами ответы даются еще худшие”, или “дать плохой ответ на вопрос, на который нельзя ответить по-другому”.

Необходимость принятия решения о наиболее целесообразной линии поведения - задача оптимального управления. Поэтому целесообразно рассматривать максимум возможных путей достижения цели. Выбор же самого удачного из них осуществляется с помощью целевой функции. В частном, но на практике очень часто встречающемся случае, оптимальный ход процесса может соответствовать максимальному или минимальному (в общем случае экстремальному, т.е. предельному) значению регулируемой величины.

Когда решение может привести не к определенному исходу, а к одному из множества возможных с разными вероятностями их осуществления, при этом дополнительно исход операции зависит от ряда факторов, не известных в момент принятия решения, принимающий решение рискует получить совсем не тот результат, на который рассчитывает. Это и есть принятие решений в условиях риска.

Избежать полностью риска невозможно. Риск бывает оправданный и неоправданный. Умение рисковать - это умение проводить границу между оправданным и неоправданным риском в каждом конкретном случае. Драма необходимости выбора при недостаточных основаниях знакома каждому, кому приходилось принимать ответственные решения.

Итак, из определения риска следует, что:

1) он представляет собой образ действий в неопределенной обстановке (наудачу);

2) что рисковать следует лишь в тех случаях, когда возможен успех (в надежде);

3) что ожидаемый результат риска носит не однозначный, а случайный характер.

Причины неопределенности (первой стороны риска):

а) неполнота наших знаний об окружающем мире (историю развития человечества можно представить как историю борьбы с неопределенностью);

б) случайность, т.е. то, что в сходных условиях происходит неодинаково, причем заранее нельзя предугадать, как будет в этот раз. Спланировать каждый данный случай невозможно;

в) противодействие.

Второй стороной риска является ожидание успеха - речь идет о неком конечном итоге действий, в котором общий успех преобладает над общим проигрышем. Каждый же отдельный результат не обязательно должен быть победным (хотя Хомма).

Третья сторона риска - случайность. Изучение законов случайного дает возможность предсказать общий исход действий, сопряженных с риском (хотя Эйнштейн - “я не верю, что Господь Бог бросает кости”). Т.к. наука - это прежде всего мера, то говорить о риске с научной точки зрения означает говорить о расчетливом риске, об измеренном риске, о мере риска. Т.о., с научной точки зрения

риск - это вероятность наступления неблагоприятного события, а деятельность в условиях риска - это количественно определенный образ действий в условиях неопределенности, ведущий в конечном результате к преобладанию успеха над неудачей

Всякое отклонение от расчетливого риска приводит либо к авантюризму, либо к перестраховке. И то и другое в конечном итоге сулит проигрыш.

О коллективном принятии решения:

а) у комиссии нет места, которое можно было бы высечь - А.Н.Крылов;

б) верблюд - это лошадь, дизайн которой был осуществлен группой.

О психологии:

а) “человек знает, что хорошо, а делает, что плохо” - Сократ;

б) человек обычно переоценивает вероятности малоправдоподобных и недооценивает вероятности очень правдоподобных событий (когда дело касается вероятностей, интуиция часто нас обманывает);

в) чем сильнее у лица, принимающего решение, агрессивные установки и потребность в доминировании, тем более высок уровень допускаемого им риска;

г) коллегиальные решения обычно более рискованные, чем индивидуальные.

Под лицом, принимающим решение, понимается система (лицо или круг лиц), которая производит выбор альтернативы и несет ответственность за свое решение. Выбор альтернативы свидетельствует о волевом рациональном действии; упоминание об ответственности указывает на заинтересованность принимающего решение в достижении поставленной цели (о засидевшемся на своем месте - ему уже ничего не нужно).

Действия, сопряженные с риском, всегда целенаправленны. Под целью при этом понимается результат, который принимающий решение стремится получить и который представляет для него определенный интерес - полезность. Не следует выбирать цель “сделать большие деньги”.

При принятии решений, связанных с риском, как правило, увеличивается значение фактора времени - “дорога ложка к обеду”, принцип истребителя - “плохое решение во время боя лучше, чем хорошее после”. Нехватка времени приводит к попыткам убыстрить принятие решения, что в свою очередь порождает ошибки и делает выбор менее эффективным.

Соотношение величин объективной и субъективной информации, используемой при принятии решения, может служить мерой качества решения (предварительной, но не окончательной). Этот показатель характеризует степень риска, которую берет на себя принимающий решение, прекращая поиски путей объективного обоснования решений. При этом следует отметить, что: 1) всегда существует информация, которая не может быть получена никакими объективными методами и подлежит определению только интуитивно-логическими приемами и/или волевыми решениями; 2) объем получаемой информации (и трудозатрат на ее получение) обратно пропорционален по отношению к затрачиваемому времени; 3) качество решения есть неубывающая функция затрат ресурсов.

Любые неожиданные изменения в состоянии фирмы являются сигналами раннего предупреждения о недостатках в управлении:

Настоящее изменение = Ожидаемое изменение + Неожиданное изменение (1)

Качество управления сказывается в способности справляться с изменениями, особенно неожиданными, которые являются источниками риска и неопределенности. Задача риск менеджмента - быть всегда готовым к ожидаемым изменениям и быстро приспосабливаться к неожиданным.

поток внешних воздействий

(контролируемых, но не подконтрольных)

и порождаемые ими риски


поток внутренних

(подконтрольных) NPV

воздействий и или дисперсия ценности

порождаемые ими фирмы как мера риска

риски обратная

связь (+/-)
Рисунок 1

NPV есть результат взаимодействия внешних и внутренних (регулирующих) воздействий на систему. Целевая функция управления риском - максимизация NPV /или стабилизация NPV (минимизация стандартного отклонения NPV) /или...

^ СИСТЕМА (ПРОГРАММА) УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

Инвестиции [investment] - использование денег с целью получения дохода и/или наращивания капитала. Инвестиции являются отложенным потреблением. Инвестировать означает “расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем”. Инвестор (покупатель, вкладчик) - тот, кто при инвестировании думает прежде всего о минимизации риска. В отличие от инвестора спекулянт [от лат. speculatio выслеживание, высматривание, созерцание, умозрение] готов идти на рассчитанный риск, а игрок - на любой риск. Инвестиционный капитал имеет три важных качества: он мобилен, уязвим и редок. А поэтому исключительно разборчив и селективен. Он направляется туда, где инвестиционный климат благоприятен и имеются определенные возможности для получения прибыли. Из-за своей мобильности и уязвимости капитал мигрирует между районами и странами; из-за своей редкости (в мировом масштабе!) капитал повсеместно пользуется высоким спросом и не может быть умножен по решению того или иного правительства. Инвестора не интересуют ваши трудности и проблемы; инвестор капризен, осторожен и циничен. Для него решающими являются ответы на пять основных вопросов:

  1. сколько денег он может на этом проекте заработать?

  2. сколько денег он может на этом проекте потерять?

  3. как он сможет вернуть свои деньги?

  4. кто еще участвует в этом проекте?

  5. кто сказал, что этот проект хорош?

Управление риском - это процесс идентификации и оценки риска с последующим выбором образа действия исходя из наличия альтернативных сценариев развития событий. Целевая функция - уменьшение дисперсии ценности фирмы (но никак не максимизация ценности фирмы).

  1. Идентификация риска (какой риск вызывает данное действие/бездействие (данная трансакция) для банка? Памятуя о том, что нет дохода без расхода (риска).

  2. Измерение величины риска и построение профиля риска - зависимости ценности фирмы от величины риска (какова именно величина риска, вызываемого данной трансакцией? Какую именно величину риска несет данная трансакция?)

  3. Определение наличия альтернативных сценариев действия. Нет альтернативы - нет действия - “принцип осознанного бездействия” - за исключением тех случаев, когда фирма по тем или иным причинам не имеет возможности вообще уклониться от риска. (Имеем ли мы возможность уклониться от риска?)

  4. Имеет ли смысл рисковать вообще? Как этот риск соотносится с ожидаемым доходом? (не менее 3:1) построение кривой безразличия (кривой терпимости к риску).

  5. Принятие решения о допустимости/недопустимости величины риска для валюты баланса фирмы (можем ли мы себе позволить такую величину риска? Бойся убытков, а прибыли придут сами собой). Определение объемов операций, при этом объем есть функция волатильности.

  6. Определение стоимости страхования и стоимости уклонения от риска вообще как отказа от будущих доходов.

  7. Принятие решения (выбор образа действий), исполнение и контроль.

  8. Анализ ранее предпринятых действий или бездействий в исторической ретроспективе.


^ ТЕСТЫ НА СКЛОННОСТЬ К РИСКУ

На дно глубокого рва насыпали битое стекло. Испытуемым показывали этот ров, чтобы они могли убедиться, что лучше туда не падать. Затем их отводили от рва примерно на 5 метров, крепко завязывали глаза и предлагали подойти к краю рва. Если испытуемый с первого же шага проявлял осторожность или, наоборот, смело шагал до самого рва и его приходилось удерживать от падения, то считалось, что в обоих случаях человек предрасположен к несчастным случаям. Оба эти типа испытуемых представляют определенную опасность. Если, к примеру, посадить их за руль автомашины, то представители первого типа будут пугаться каждой мелочи, их внимание будет отвлекаться второстепенными деталями, и это может привести к аварии. Не менее опасны и представители второго типа, склонные к излишнему и необоснованному риску. В отличие от них хороший водитель, не предрасположенный к несчастным случаям, уверенно делает два-три шага вперед, а потом либо совсем отказывается идти, либо идет, проявляя достаточную и постепенно возрастающую осторожность.

На большой доске в полном беспорядке выстраивают цифры от 1 до 100 и предлагают отыскать в этом хаосе все цифры по порядку. Лишь один человек из десяти тысяч справится с этой задачей за 5 минут. Обычно же за это время успевают отыскать от 25 до 50 цифр. Низкий результат означает, что человек не способен выделить из массы факторов главный; он в замешательстве останавливает взгляд одновременно на дюжине цифр, прежде чем выбрать необходимую.

Эксперимент на терпение. В течение часа испытуемый должен складывать числа, добавляя заданное к сумме предыдущих. Выдержанный человек спокойно складывает числа, причем скорость вычислений и их точность с течением времени равномерно уменьшаются. А вот легковозбудимые люди скоро начинают нервничать и быстро устают. Но особо опасен тип людей, которые до определенного момента времени работают быстро и точно, а затем их терпение лопается, они впадают в замешательство и полностью утрачивают способность управлять своим вниманием.

Знаешь - значит вооружен.

На каждый из 25 вопросов надо дать один из пяти вариантов ответа: “да” (5 очков), “скорее да, чем нет” (4 очка), “трудно сказать” (3 очка), “скорее нет, чем да” (2 очка), “нет” (1 очко).

  1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?

  2. Согласились бы вы участвовать в опасной и длительной экспедиции?

  3. Стали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

  4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости 100 километров в час?

  5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

  6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

  7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вернуть вам эти деньги?

  8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

  9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

  10. Стали бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?

  11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

  12. Решились бы вы быстро перебежать в ботинках ледяную хоккейную площадку?

  13. могли бы вы совершить прыжок с парашютом?

  14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Ленинграда до Москвы?

  15. Решились бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел человек, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

  16. Могли бы вы с 10-метровой вышки прыгнуть на тент пожарной команды?

  17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

  18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 километров в час?

  19. Могли бы вы в порядке исключения в числе семи человек подняться на лифте, рассчитанном только на шесть человек?

  20. Могли бы вы по просьбе любимой женщины перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

  21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

  22. Могли бы вы после 5 рюмок вина вычислять проценты?

  23. Могли бы вы по указанию начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?

  24. Могли бы вы после нескольких предварительных объяснений управлять вертолетом?

  25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов предпринять поездку из Москвы в Ташкент?

Если ваша сумма превышает 100 очков, то вы склонны к чрезмерному риску, если меньше 50, то вы склонны к чрезмерной осторожности. Судя по некоторым приведенным здесь вопросам, риск - не всегда благородное дело. Нередко он превращается в лихость, которую лишь по ошибке причисляют к достоинствам человека. По словарю Даля, лихо - это зло. Говоря о риске, важно по возможности обозначать количественную сторону риска. Психологи определяют степень риска как отношение представлений об опасности к представлениям о факторах, противостоящих опасности. Несчастный случай - это результат неадекватного поведения в сложной ситуации.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Задача предназначена для автоматизации функций по учету затрат вспомогательного производства
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Целью курсового проекта является углубление, закрепление и систематизация знаний студентов по общетехническим и специальным
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Целью данной работы является программная реализация искусственной нейросети, которая обеспечит разделение пиков на хроматограмме
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Целью данной работы является раскрытие трех вопросов: Образование государства в Индии, государственные органы управления
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Целью настоящей работы является обобщение этапов развития российского рынка и государственных ценных бумаг, в частности
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Целью данного исследования является выяснить, какое значение мимике придают в своей повседневной жизни молодые люди
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном...
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
...
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Целью данной работы является совершенствование трудовой деятельности специалиста по маркетингу компании зао “мосрентсервис” на основе...
Ru Соглашение об использовании iconRu Соглашение об использовании
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница