Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?




НазваниеОтветьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?
страница1/5
Дата публикации24.02.2013
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5
Галина РЕЗАПКИНА

Профессия и карьера

Сценарий тренинга профессионального
самоопределения для учащихся 8–9-х классов


Тренинг является эффективной формой профессионального самоопределения подростков в условиях профильного обучения. Тренинг состоит из четырех самостоятельных, но логически связанных блоков трехчасовых занятий. Рекомендуется проведение первого и второго занятия в восьмом классе, а третьего и четвертого — в девятом классе. В тренинге использованы элементы самодиагностики, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии и развитие навыков планирования профессиональной карьеры.

^ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

1. Стратегия выбора профессии

Мотивы и потребности

В мире профессий

Самооценка и уровень притязаний

2. Человеческий фактор

Эмоциональный интеллект

Конструктивное взаимодействие

Рождение команды

^ 3. Планирование профессиональной карьеры

Современный рынок труда

Пути получения профессии

Технология принятия решений

4. Искусство самопрезентации

Быть и/или казаться

Резюме и собеседование

Ролевая игра «Собеседование»

^ СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Тренинг профессионального самоопределения «Профессия и карьера» дает возможность осознать мотивы будущей профессиональной деятельности и научиться ее планировать.http://psy.1september.ru/2009/02/13-1.jpg

^ Часть I. Мотивы и потребности

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Ответьте на вопросы:

• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?

Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивациячеловека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.

«Определение мотивации»(по методике Е. Головахи)

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества

5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия

6. Сохранить силы и время для увлечений, общения с друзьями и близкими

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы(профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее — профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Вспомните, как начинается «Сказка о царе Салтане».

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица, —
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».


Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.

 

Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело»

Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!

1. Мне нравится

А) иметь много свободного времени

Б) добиваться успеха во всех делах

В) делать подарки своим друзьямhttp://psy.1september.ru/2009/02/15-1.jpg

Г) находить красивое решение трудной задачи

2. Мой девиз

А) «Работа не волк, в лес не убежит»

Б) «Хочешь жить — умей вертеться»

В) «Что отдал, то твое»

Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»

^ 3. Лучшая работа для меня — та, которая

А) не мешает мне жить своей жизнью

Б) дает возможность быстрого продвижения по службе

В) нужна людям

Г) интересна

^ 4. Счастье для меня — это

А) возможность жить в свое удовольствие

Б) высокая должность и хорошая зарплата

В) благополучие моих друзей и близких

Г) возможность заниматься любимым делом



А

Б

В

Г

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

http://psy.1september.ru/2009/02/s.jpg

 

 

 

 

Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):

9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;

5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;

0–4 баллов — направленность не выражена.

А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.

http://psy.1september.ru/2009/02/16-1.jpg

Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.

^ Часть II. В мире профессий

В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Сколько профессий знаете вы?

 

Упражнение «Аукцион»

Участники по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и др. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

Существует несколько классификаций профессий. В нашей стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова по предмету труда (человек, техника, знаковая информация, природа, искусство).

Первую классификацию видов профессиональной деятельности в XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев:

• нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право),

• полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика),

• щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство),

• тщетные науки (алхимия, астрология),

• вредительские науки (колдовство).

Какие профессии в наше время можно отнести к этим группам? Обоснуйте свой ответ.

Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.

1. Логистик — это:

а) тот, кто изучает логику; б) специалист по организации транспортировки продукции; в) организатор конференций и симпозиумов.

2. Веб-дизайнер — это:

а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в) разработчик проектов сайтов.

3. Фандрайзер — это:

а) тот, кто ищет деньги и возможности для своей организации; б) лидер фанатов, который организует прием звезд шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации.

4. PR-агент — это:

а) тот, кто связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью; в) посредник между организациями и людьми.

5. Культуролог — это:

а) тренер по культуризму; б) исследователь взаимоотношений человека и общества; в) предсказатель будущего.

• К каким группам по классификации Е.А. Климова можно отнести эти профессии?

Опросник профессиональных склонностей

(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.

 

1

А

 

 

Б

 

В

2

 

А

 

Б

В

 

3

А

Б

 

В

 

 

4

 

 

А

 

Б

В

5

А

Б

В

 

 

 

6

А

Б

 

 

 

В

7

 

А

Б

В

 

 

8

А

 

 

 

Б

В

9

 

А

 

Б

В

 

10

 

 

 

А

Б

В

11

А

Б

В

 

 

 

12

 

 

А

Б

В

 

13

А

 

 

 

Б

В

14

 

А

 

Б

В

 

15

А

 

Б

 

В

 

16

А

 

Б

 

 

В

17

 

 

 

А

Б

В

18

А

Б

В

 

 

 

19

 

 

А

 

Б

В

20

А

 

Б

 

 

В

21

 

А

Б

В

 

 

22

 

А

Б

В

 

 

23

 

А

 

Б

 

В

24

А

 

 

 

Б

В

Сумма

I

II

III

IV

V

VI

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют:

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю прежде всего:

а) дружелюбие и отзывчивость;

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы:

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать:

а) о человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание:

а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю:

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать:

а) с детьми или сверстниками;

б) с машинами, механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна:

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни:

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться:

а) о защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

а) труда; б) физкультуры; в) математики.

20. Мне интереснее было бы:

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи:

а) о выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. В свободное время я люблю:

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а) о научном открытии;

б) о художественной выставке;

в) об экономической ситуации.

24. Я предпочту работать:

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10–12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.

7–9 баллов — склонность к определенному виду деятельности.

4–6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

0–3 балла — профессиональная склонность не выражена.

 

Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.

II — склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.

V — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

VI — склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

• Насколько полученные результаты соответствуют вашим представлениям о себе?

  1   2   3   4   5

Похожие:

Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconСобытия после шестого года обучения Гарри в Хогвартсе. Гарри становится...
События после шестого года обучения Гарри в Хогвартсе. Гарри становится Пожирателем? Да нет! не может быть такого! Но все-таки ради...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconРади кого? Ради чего?
Спросите у своих родителей: Для кого они воспитывали вас? Ответы будут разные, но мало кто скажет: Для тебя самого, чтобы нашел себя...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconСтатут
Нсалтинг, ідентифікаційний код 32417613, зареєстрованого Виконавчим комітетом Ленінської районної у місті ради 14. 03. 2003 р., реєстраційна...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconСильвестру
И нравом причастник, / и престолом наместник Апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconК учебнику Львовой С. И. и Львова В. В
Перед вами рабочая тетрадь, которая поможет лучше понять материал учебника и правильно организовать работу с ним. Каждое задание,...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconК учебнику Львовой С. И. и Львова В. В
Перед вами рабочая тетрадь, которая поможет лучше понять материал учебника и правильно организовать работу с ним. Каждое задание,...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconИМ. М. В. Ломоносова общенаучные методологические понятия и их инструментальные функции
Для чего нужна физика, и зачем ее изучать? Такие вопросы я встречаю сплошь и рядом. Помню, встретил недавно одного моего знакомого,...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconМуниципальная средняя общеобразовательная школа п. Таёжный Районный...
Дружинине Василии Алексеевиче- участнике Великой Отечественной войны. Сегодня в поселке Таёжном живет 5 детей и 10 внуков Василия...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? icon1. основы первой медицинской помощи
Пмп пострадавшему могут быть реализованы при условии освоения студентами практических навыков оказания пмп при различных травмах...
Ответьте на вопросы: • Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать? iconВы чувствуете, что потеряли связь со своим сердцем, что в суете жизни...
Героем которого является Сам Господь, и пытаетесь создать свою собственную историю, которой, как вы надеетесь, будете управлять лишь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница