Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков




НазваниеСпособность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков
страница1/3
Дата публикации24.02.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Информатика > Документы
  1   2   3











1____

Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков живого мира. В той или иной степени это свойство присуще животным, растениям и даже бактериям. Информация не только поступает в организм извне, но и передается живым организмом во внешнюю среду. Так, с помощью звука или характерных поз животные дают понять о своих намерениях, и т.д.

В связи с этим необходимо отметить, что информация для живого организма не менее важна, чем пища, с помощью которой в организм поступает необходимая для его жизнедеятельности энергия.

^ Прием, передача, обработка и хранение информации являются одной из самых важных с-торон жизнедеятельности биологических организмов.

Человек так лее, как и любой другой живой организм, получает информацию из окружающей среды с помощью своих органов чувств, причем физическая природа носителей информации различна.

Носителем информации считается любая материальная среда, служащая для ее хранения или передачи.

Львиную долю информации из внешней среды человек получает с помощью

электромагнитных колебаний, органом приема которых являются глаза. Кроме того, принимаются акустические колебания воздушной среды (орган приема - уши), температура окружающей среды (терморецепторы кожи), молекулы вещества, создающие у человека ощущения запаха и вкуса (нос и язык) и т. д. Получив информацию, человек определенным образом обрабатывает и, возможно, запоминает или как-либо сохраняет ее. Для этого человек использовал и использует самые различные носители и способы хранения информации. В частности, можно упомянуть: мозг человека (память), традиционные бумажные носители - от записной книжки до личного дела в отделе кадров и научных публикаций в журналах, кинопленку и фотографию, магнитофонные записи, видеозаписи и многие другие носители и способы. В зависимости от полученной информации и предыдущего опыта (от сохраненной ранее информации), человек предпринимает или не предпринимает те или иные действия.

Знания представляют собой осознанные и запомненные людьми свойства предметов, явлений и связей между ними, а также способы выполнения тех или иных действий для достижения нужных результатов.

Знания передавались от поколения к поколению в виде устных рассказов, и таким образом шел процесс их накопления. Но этот способ был весьма несовершенным, так как человек мог погибнуть на охоте, на войне или просто забыть даже очень важные сведения.

^ Под обменом информацией понимается ее прием или передача в тех случаях, когда безразлично, о чем именно идет речь.

Хранение и передача: речь, письменность, книги.

Возникновение речи по времени следует соотнести с появлением первых орудий производства, таких, например как каменный топор и другие простейшие орудия труда. Так, около миллиона лет тому назад начала формироваться речь человека - самый совершенный в живой природе способ обмена информацией.

Появление письменности можно считать исторически первым этапом развития информационных технологий, которое существенно ускорило развитие человеческого общества.

Изобретение в середине XV века Иоганном Гутенбергом печатного станка, который позволял тиражировать знания на долговременном бумажном носителе информации, стало началом эры бумажной информатики и явилось мощнейшим катализатором промышленной революции XVIII века. Знания, тиражируемые и широко распространяемые по всему миру, оказывали значительное влияние на разработку новых устройств, технологических приемов и т. д. Начала раскручиваться спираль научно-технического прогресса.


Первой известной попыткой построения такого механизма является относящийся примерно к 1500 году эскиз суммирующего устройства Леонардо да Винчи. К сожалению, в то время построить по этому эскизу реальное счетное устройство не удалось. А первое действующее устройство для выполнения сложения было создано только в 1623 году Вильгельмом Шиккардом. Он называл свое изобретение "Суммирующими часами", так как оно было создано (к сожалению, в единичном экземпляре) на базе механических часов. Блез Паскаль в 1641-1645 годах разработал суммирующую машину, которая получила широкую известность и была выпущена целой серией в 50 машин, из которых 8 экземпляров дошло до наших дней. Машина Паскаля могла выполнять только операции сложения и вычитания, а Готфриду Лейбницу в 1671-1674 годах удалось построить арифмометр - машину для выполнения всех четырех арифметических операций. Кстати, упомянутые ранее абак и счеты, если говорить более точно, не являются устройствами для обработки информации в полном смысле этого термина. Это устройства только для хранения числовой информации в процессе ее обработки, поскольку арифметические операции над числами все-таки производятся человеком. В то время как суммирующую машину Паскаля и арифмометр Лейбница уже можно считать своеобразными "механическими вычислителями", которые выполняли целый ряд вычислительных действий без вмешательства человека. Так почти 350 лет тому назад появились предшественники современных микрокалькуляторов. Вся эта группа средств обработки информации, включающая в себя и суммирующие "часы" Шиккарда, и машину Паскаля, и широко распространенные в конце XIX и начале XX веков арифмометры В. Т. Однера, и нынешние микрокалькуляторы, отличается тем, что человек непосредственно участвует в вычислительном процессе на всех его этапах. В частности, человек не только определяет последовательность выполняемых действий, но и осуществляет прямое управление вычислительными действиями.

В ходе промышленной революции появились и стали широко использоваться бумажные ленты с отверстиями - перфоленты и листы из плотного картона с отверстиями - перфокарты, которые являются разновидностью долговременных носителей информации. С помощью определенных комбинаций отверстий на перфолентах и перфокартах задавался конкретный план работы различных устройств. Примером такого рода устройств является автоматический ткацкий станок, изобретенный во Франции в 1801-1808 годах Жозефом Жаккардом. Работой этого станка управляла перфокарта с заранее нанесенными на нее отверстиями. Наличие или отсутствие отверстия в перфокарте заставляло подниматься или опускаться нить при одном ходе челнока. Станок Жаккарда был первым массовым промышленным устройством, автоматически работающим по заданному плану. Заметим, что план выполнения действий является особого рода информацией, использование которой позволяет достичь заданной цели.

6___

Появились первые приспособления для хранения и обработки информации, поскольку и наскальные рисунки, и камешки для счета в принципе представляют собой информационные образы неких реальных объектов. С этого времени начинается отсчет ручного этапа в развитии средств обработки информации. Заметим, что между появлением первых орудий материального труда и первых приспособлений для долговременной фиксации информации и ее обработки прошло около миллиона лет.

Это пальцевый счет, камешки, насечки, узелковый счет в доколумбовой Америке, абак -глиняная пластинка с желобками, в которых размещались камешки, русские счеты и некоторые другие аналогичные приспособления.

7_____

Разработаны первые устройства для механической обработки числовой информации, наиболее простой и, с другой стороны, наиболее важной для того периода разновидности информации. С этого времени начинается механический этап в развитии средств обработки информации. Основное отличие этого этапа состоит в том, что вычисления осуществляются путем механических перемещений различных узлов - рычагов, валиков различной формы, зубчатых колес и т. д.

8_____

Мысль о том, что машине можно поручить не только выполнение действий по изготовлению тканей. По-видимому, можно попытаться поручить ей и выполнение некоторых вычислений, которые представляли собой наиболее важную в то время разновидность действий по обработке информации. Такая мысль возникла у английского математика и изобретателя спидометра Чарльза Бэббиджа в начале XIX века. В 1822 году он опубликовал статью с описанием так называемой "разностной" машины, предназначенной для вычисления и печати таблиц математических функций, используемых в морской навигации. Разностная машина, которая "умела" выполнять только операции сложения и вычитания при решении однотипных задач, была построена и успешно работала. Затем Бэббидж начал работать над проектом машины, которую впоследствии стали называть "аналитической". По замыслу Бэббиджа, эта машина должна была "уметь" самостоятельно решать произвольные задачи с привлечением всех арифметических операций. Эта идея полностью исключала участие человека в вычислительном процессе, сводя его роль к подготовке необходимых числовых данных и, составлению программы, то есть плана выполнения вычислений, зафиксированного в некоторой специальной форме.

Однако, несмотря на несколько десятилетий работы и затраченные усилия, Бэббиджу не удалось реализовать свою идею, в основном из-за несовершенства материальной и технической базы того периода. Несмотря на то что аналитическая машина Бэббиджа имелась только в виде проекта, для нее была составлена первая в мире программа. В 1843 году Ада Лавлейс, дочь английского поэта Джорджа Байрона, опубликовала работу, в которой были заложены основы современного программирования. Ею же была составлена программа вычисления так называемых чисел Фибоначчи. Проект машины Бэббиджа, опередивший свое время, содержал все основные компоненты вычислительных машин, появившихся почти столетие спустя.

9____

Как математику, Бэббиджу был известен метод аппроксимации функций многочленами и вычислением конечных разностей. С целью автоматизации этого процесса он начал проектировать машину, которая так и называлась —разностная. Эта машина должна была уметь вычислять значения многочленов до шестой степени с точностью до 18-го знака.

Конструкция разностной машины основывалась на использовании десятичной системы счисления. Механизм приводился в действие специальными рукоятками. Когда финансирование создания разностной машины прекратилось, Бэббидж занялся проектированием гораздо более общей Аналитической машины, но затем всё-таки снова вернулся к первоначальной разработке. Улучшенный проект, над которым он работал между 1847 и 1849 годами, носил название Разностная машина номер 2 (англ. П$егепсе Еп§те N0. 2).

Несмотря на то, что разностная машина не была построена её изобретателем, для будущего развития вычислительной техники главным явилось другое: в ходе работы у Бэббиджа возникла идея создания универсальной вычислительной машины, которую он назвал аналитической и которая стала прообразом современного компьютера. В единую логическую схему Бэббидж увязал арифметическое устройство (названное им «мельницей»), регистры памяти, объединенные в единое целое («склад»), и устройство ввода/вывода, реализованное с помощью перфокарт трёх типов. Перфокарты операций переключали машину между режимами сложения, вычитания, деления и умножения. Перфокарты переменных управляли передачей информации со «склада» на «мельницу» и обратно. Числовые перфокарты могли быть использованы как для ввода данных в машину, так и для сохранения результатов вычислений, если место на «складе» было ограничено.

10___

Термин информация, имеет множество определений. Прежде всего в широком смысле информация - это отражение реального мира; в узком смысле информация - это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

Информация - совокупность сведений (данных), воспринимаемых от окружающей среды (входная информация), выдаваемой в окружающую среду (выходная информация), либо сохраняемой внутри некоторой системы (внутренняя информация) Эти определения важны для понимания процессов обработки информации в ЭВМ.

С практической точки зрения информация представляется в виде сообщения. Информационное сообщение связано с источником информации, приемником информации и каналом передачи. Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме (электрический, световой, звуковой сигнал и т.д.). Человек воспринимает сообщение посредством

органов чувств. Приемники информации в технике воспринимают сообщения с помощью различной измерительной и регистрирующей аппаратуры. И в том и другом случае с приемом информации связано изменение во времени значений какой-либо величины, характеризующей состояние приемника.

Информация - это нематериальный смысл, извлекаемый человеком из сообщения.

11____

Информационное сообщение связано с источником информации, приемником информации и каналом передачи. Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме (электрический, световой, звуковой сигнал и т.д.).

Сообщение - это материальная форма информации. Информация - это нематериальный смысл, извлекаемый человеком из сообщения.

12___

Обычно способ выявления смысла сообщения является общепринятым (естественные языки), результатом договоренности между отправителем и получателем сообщения (шифрованные сообщения) или же он может быть предписан заранее им обоим (азбука Морзе). В общем случае говорят, что задается правило или группа правил интерпретации сообщении. Решающим фактором для извлечения информации из сообщения является знание языка сообщения или способа его кодирования, то есть совокупности правил интерпретации сообщения, истолкования его смысла. В качестве наглядных примеров правил интерпретации сообщений можно указать жаргоны, сленги, естественные, профессиональные и научные языки, криптографические шифры и т. д. Исходя из рассмотренных примеров и аналогий, группу правил, используемую для истолкования смысла, интерпретации сообщений, то есть для извлечения из сообщения полезной для получателя информации, часто называют языком интерпретации сообщений.

Как правило, сообщения записываются или передаются с помощью некоторой последовательности знаков - букв письменной или звуков разговорной речи, специально подобранных значков: точек и тире, математических, химических символов и т. д. Набор знаков, которые используются для формирования и передачи сообщений, принято называть алфавитом языка интерпретации сообщений. Алфавит, как правило, задается прямым перечислением всех входящих в него знаков. Например, набор знаков (цифр) {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9} представляет собой алфавит, обычно используемый для записи чисел.

Примерами могут служить алфавиты естественных языков, знаки зодиака, набор знаков азбуки Брайля (для слепых), азбука Морзе, международные флажковый и семафорный коды и т. д

13___

Поскольку в общем случае для формирования сообщения могут использоваться не только буквы алфавитов естественных языков, принято говорить, что сообщение кодируется тем или иным набором знаков, а сам алфавит или набор знаков иногда называют еще и кодом.

Существует только одно сообщение, но применяются разные способы его записи, кодировки.

^ Одно и то же сообщение может быть без потери его смысла, то есть без потери заключенной в сообщении информации, закодировано разными способами.

Из множества возможных способов кодирования сообщений наиболее важным для информатики частным случаем является кодирование двоичными наборами знаков, то есть наборами, состоящими всего из двух различных знаков, символов, цифр. Именно к таким наборам относится набор {есть отверстие, нет отверстия}, который использовался для записи информации на перфокартах в упомянутых выше примерах, и двоичный код - набор знаков, алфавит {0,1}, который применяется при хранении информации в памяти компьютера, поэтому его часто называют машинным кодом.

14___

Основными операциями, выполняемыми над информацией (точнее говоря, над сообщениями), являются: сбор, обмен, хранение и обработка. Сбор информации - это деятельность человека или технического устройства, в ходе которой человек или устройство получает необходимые сведения. Под обменом информацией понимается процесс передачи информации

между различными объектами - между человеком и человеком, между человеком и техническим устройством, между различными техническими устройствами. Обмен сигналами в животном и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке и от организма к организму также рассматривается как передача, обмен информацией. Важно понимать, что принятую информацию получатель может использовать неоднократно. Хранение информации - это процесс поддержания информации в виде, обеспечивающем ее передачу в нужном виде и в нужное время. И наконец, под обработкой информации понимается упорядоченный процесс ее целесообразного преобразования.
  1   2   3

Похожие:

Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconВыделяется особый тип речи внутренний, который обслуживает мышление....
Выделяется особый тип речи — внутренний, который обслуживает мышление. Позволяет обрабатывать информацию и запоминать. Из речи информация...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconЧто должен знать школьник о приёмах сжатия текста
Сжатое изложение проверяет: умение слушать, т е адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков icon2. Содержание проекта
Целью данного проекта является доработка парка Победы, которая станет одним из самых важных событий в жизни села Новоселово в канун...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconЛитература: 28
Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconИнструкция по сновидениям
Сновидения это способность человеческого разума принимать уникальную видео и аудио информацию (более подробное описание в уроке втором...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconОдним из самых малозатратных и увлекательных видов туризма является...
Согласно некоторым источникам, первые упоминания о передвижении человека на конструкциях с колесами датируются XV веком. Но развитие...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков icon1. Первым этапом сделок слияния и поглощения является
Являются ли участившиеся проверки со стороны государства одним из признаков начинающегося рейдерства?
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconКак получить кредит на развитие бизнеса?
Этот вопрос для предпринимателей Новосибирска становится одним из самых насущных. Невозможность получить заемные средства – один...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconЗапорожцев М. Ю. О повышении эффективности системы образования
Дефицит книг продолжался вплоть до 19-го века, как в образовании, так и в общественных институтах, и на производстве, поэтому способность...
Способность принимать, передавать, запоминать и некоторым образом обрабатывать разнообразную информацию является, по-видимому, одним из самых главных признаков iconПрименение информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница