Программа учебной дисциплины «Всемирная история»




Скачать 484.35 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Всемирная история»
страница1/4
Дата публикации23.02.2013
Размер484.35 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > История > Программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры


Утверждаю

теории и истории международных отношений

Декан факультета

Протокол от __________ № ____







______________________

Заведующая кафедрой ___________________

К.К. Худолей

С.М. Виноградова





Программа учебной дисциплины
«Всемирная история»
(General History)


«Информатика в международных отношениях»

(на математико-механическом факультете СПбГУ)


Разработчик:

Профессор, д. п. н. _________________А.А. Сотниченко

Рецензент:

Профессор, д. и. н. ___________________Р.В. Костюк


Санкт-Петербург

2008

^ Аннотация курса
Курс «Всемирная история» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Информатика в международных отношениях» (на математико-механическом факультете СПбГУ). Основное внимание сосредоточено на изучении истории ведущих стран Запада.
^ I. Организационно-методический раздел
Основная цель курса: Изучение основных этапов исторического развития стран Запада, начиная с Нового времени.
Задачи курса:


  • изучение главных исторических событий, их причин и следствий для основных стран Западной Европы и США.

  • ознакомление с основными тенденции развития современной международной системы.


^ Место курса в профессиональной подготовке студента: Дисциплина «Всемирная история» является обязательной для студентов, обучающихся по направлению «Информатика в международных отношениях». Она дает базовые знания по всемирной истории.
^ Требования к уровню освоения содержания курса: Студенты должны знать основные исторические события, их причины, последствия и уроки, а также понимать историческую обусловленность социально-политических перемен.
^ II. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий





п/п

Наименование тем и разделов


Аудиторные занятия
(час.)

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия

1.


Общая характеристика курса. Основные тенденции развития Запада в конце XV – середине XVII в.

2







2.

Испания в конце XV – середине XVII в.

2







3.

Франция в конце XV – середине XVII в.

2







4

Англия в конце XV – середине XVII в.

2







5

Германские государства в XVI – первой половине XVII в.

2







6

Нидерланды в XVI – первой половине XVII в.

2







7

Международные отношения в конце XV – середине XVII в.

2







8

Английская революция середины XVII в.

2







9

Англия во второй половине XVII – начале XIХ в.

2







10

Британские колонии в Северной Америке. Война за независимость и образование США.

2







11

Франция во второй половине XVII – конце XVIII в.

2







12

Германские государства во второй половине XVII – конце XVIII в.

2







13

Международные отношения во второй половине XVII – конце XVIII в.

2







14

Великая Французская революция.

2







15

Франция и Европа в период Консульства и Империи.

2







16

Основные тенденции развития стран Европы и Америки в XIX – начале ХХ в.

2







17

Англия в XIX – начале ХХ в.


2







18

Франция в XIX – начале ХХ в.

2







19

Германия в XIX – начале ХХ в.

2







20

Италия в XIX – начале ХХ в.

2







21

США в XIX – начале ХХ в.

4







22

Международные отношения в XIX – начале ХХ в.

2







23

I мировая война и ее последствия

2







24

Страны Запада в 20-30-х гг. ХХ в.: общая характеристика

2







25

II мировая война и ее последствия.

4







26

Общая характеристика развития стран Запада во II пол. ХХ - нач. XXI вв.

2







27

США в ХХ - нач. XXI вв.

2







28

Великобритания в ХХ - нач. XXI вв.

2







29

Германия в ХХ – нач. XXI вв.

2







30

Франция в ХХ - нач. XXI вв.

2







31

Италия в ХХ - нач. XXI вв.

2










Итого:

66 часов









Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр – 32 часа лекций

2 семестр – 34 часа лекций

^ III. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль по прослушанным лекциям осуществляется в виде устных опросов в начале каждой последующей лекции. Кроме того, каждый студент в течение первого семестра индивидуально изучает монографию из прилагаемого списка литературы по курсу и проходит собеседование на понимание ее содержания. Итоговый контроль – зачет.
3. Содержание курса

Общая характеристика курса. Основное содержание мирового исторического процесса в конце XV - начале XX в. Переход от цивилизационной замкнутости к всемирно-историческому процессу. Политическая, экономическая, культурная, религиозная, технологическая, институциональная экспансия западноевропейской цивилизации. Причины данного процесса, его формы. Эволюция западноевропейской цивилизации.

Периодизация нового времени. Основные теоретические концепции исторического процесса нового времени. Позитивистский подход. Марксистский подход. Теория модернизации. Теория «индустриального общества». Теория «стадий экономического роста».

Западная Европа в начале нового времени: политический строй, уровень социально-экономического развития, достижения науки и техники, идеология, религия, культура.

Основные тенденции развития Запада в конце XV – середине XVII в. Великие географические открытия, их последствия. Колониальная экспансия европейцев, ее формы. Первые колониальные империи, колониальная торговля. Завоевание Нового Света. «Революция цен», «первоначальное накопление капитала», зарождение рыночных отношений. Мировая империя Карла V и появление национальных государств. Становление абсолютизма, его формы.

Изменения в материальной культуре европейского общества. Развитие науки и техники. Миграции населения и демографические процессы.

Возрождение и Реформация. Их соотношение и историческое значение. Особенности итальянского возрождения. Специфика реформации в отдельных странах. Социальные движения. Крестьянская война в Германии. Контрреформация. Инквизиция.

Испания в конце XV – середине XVII в. Страны Пиренейского полуострова в конце XV - первой половине XVI в. Завершение реконкисты. Объединение Кастилии и Арагона. Создание испанской колониальной империи. Притязания на европейскую и мировую гегемонию. Замедление темпов развития Испании во второй половине XVI – первой половине XVII в. «Две Испании».

Франция в конце XV – середине XVII в. Становление абсолютизма при Франциске I. Особенности реформации во Франции. Религиозные войны, их ход и результаты. Политический и династический кризис, иностранная интервенция. Коронация Генриха IV, стабилизация положения в стране. Нантский эдикт. Укрепление абсолютизма в период правления кардинала Ришелье. Фронда.

Англия в конце XV – середине XVII в. Окончание Войны алой и белой розы. Особенности социально-экономического и политического развития страны, начало огораживаний. Абсолютизм Тюдоров и его историческая роль. Английская реформация, ее специфика. Английская парламентская традиция. Правление Елизаветы I. Англо-испанское морское соперничество и англо-испанская война. Абсолютизм первых Стюартов и английский парламентаризм. Распространение пуританства. Идейные и социально-экономические предпосылки революции.

Германские государства в XVI – первой половине XVII в. Особенности политического устройства Германии. Священная Римская империя Германской нации. Универсализм Габсбургов и развитие территориального «мелкодержавного» абсолютизма. Специфика хозяйственного развития различных областей. Конфессиональные различия.

Нидерланды в XVI – первой половине XVII в. Особенности хозяйственного развития страны, ее политический статус. Нидерландская революция, ее ход и результаты. Отделение северных провинций от Испании. Голландия в первой половине XVII в. Особенности внутренней и внешней политики.

Международные отношения в конце XV – середине XVII в. Мировая империя Карла V и национальные государства. Итальянские войны. Гегемония Испании в Европе в 50-70-е гг. XVII в. От англо-испанского союза к англо-испанской войне. Международные отношения в начале XVII в. Тридцатилетняя война. Ее ход и результаты. Вестфальские мирные договоры. Вестфальская система международных отношений.

Государственный интерес и конфессиональный фактор в международных отношениях. Появление концепции государственного суверенитета. Зарождение науки международного права.

Английская революция середины XVII в. Конфликт Карла I с парламентом. Беспарламентское правление. Назревание революционного кризиса. Созыв парламента. Короткий и Долгий парламент. Начало гражданской войны. Противоборствующие стороны. Господство пресвитериан в парламенте, их политика. Приход к власти индепендентов. Оливер Кромвель. Реформирование парламентской армии, создание «новой модели». Победы парламентской армии в гражданской войне. Суд над королем и его казнь. Английская республика. Раскол в революционном лагере. Радикальные движения. Левеллеры и диггеры. Установление режима личной власти Кромвеля, протекторат. Внутренняя и внешняя политика Кромвеля. Завоевание Ирландии. Навигационный акт и англо-голландская война. Вторая республика. Внутриполитическая борьба и реставрация Стюартов. Итоги и историческое значение Английской революции.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 4 История название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе (фгос) государственного стандарта (полного) общего образования для специальности...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 4 История название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта (полного) общего образования для технического...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта (полного) общего образования для технического...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта (полного) общего образования для технического...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта (полного) общего образования для гуманитарного...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта (полного) общего образования для гуманитарного...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного стандарта (полного) общего образования для гуманитарного...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 4 История название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе (фгос) государственного стандарта (полного) общего образования для специальности...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа учебной дисциплины «Всемирная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница