Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1




НазваниеРусская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1
страница1/10
Дата публикации06.04.2013
Размер0.59 Mb.
ТипЛекция
litcey.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Лекция № 1-2. XVIII век.

Русская Православная Церковь

в эпоху Петра I (1700 – 1725).



План лекции № 1:

  1. Синодальный период истории РПЦ. Общая характеристика.

  2. Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни императора Петра I.

  3. Предпосылки церковной реформы.

  4. Меры Петра I по отношению к духовенству, принятые до учреждения Св. Синода (указы 1701 – 1718 гг.)

  5. Выдающиеся иерархи эпохи Петра I. Великороссы: свт. Митрофан Воронежский, митрополит Иов Новгородский, архиепископ Афанасий Холмогорский. Малороссы: свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан Яворский, архиепископ Феодосий Яновский, архиепископ Феофилакт Лопатинский.


План лекции № 2:

  1. Феофан Прокопович.

  2. «Правда воли монаршей». Указ о престолонаследии 1722 г.

  3. «Духовный регламент» (общая характеристика, структура, основные положения).

  4. Начало церковной реформы. Манифест 25 января 1721 г. Духовная Коллегия. Святейший Синод (состав, статус).

  5. Уточнение статуса Св. Синода в первые месяцы его деятельности: отношения с Монархом, с Сенатом, с коллегиями; с восточными патриархами. Введение должности обер-прокурора.

  6. Первые указы по учреждении Св. Синода. «Объявление о монашестве» 1724 г.

  7. Значение церковной реформы 1721 г. Оценка ее церковным сознанием. (Вопрос может быть отнесен к лекции № 3 или к последней лекции курса истории РПЦ Синодального периода).



^

ЛЕКЦИЯ № 1




    1. Синодальный период истории Русской Православной Церкви. Общая характеристика.



Период, к изучению которого мы приступаем, в церковно-исторической науке носит название Синодального1. Это время, когда кардинально меняется система управления Русской Церковью. Учреждается специальный орган, который впоследствии получит название «Святейший Синод». Синод берет на себя функции патриарха, нарушая тем самым и форму высшего управления Русской Церковью, и привычную для Восточной Церкви «симфонию» отношения Церкви и государства.

Синодальный период неоднозначно оценивался и оценивается в церковной истории. ^ Крайне-критическая точка зрения на Синодальный период: это период генерально дефективный, стоящий существенно ниже уровня пережитых более благочестивых периодов в истории Русской Церкви, период нечестия Церкви, пленения ее в узах синодальной конституции. Крайне-положительная точка зрения: это период восхождения Русской Церкви на значительно большую высоту почти по всем сторонам ее жизни в сравнении с древними периодами2. Несомненно, у Синодального периода есть свои положительные и отрицательные стороны. Отметим некоторые из них.
Исторические плюсы Синодального периода

  1. Постоянно действовал некоторый собор епископов (однако по церковным канонам собор должен собираться по другим принципам – в Синоде собор был подменен коллегией).

  2. За это время значительно возрос образовательный уровень клира. Епископат и священство стали значительно образованнее, явив замечательных богословов, проповедников и церковных писателей. Некоторые русские ученые богословы вышли на мировой уровень, Русская Церковь стала научно-богословски оснащенной и готовой для диалога и сотрудничества с западными христианскими церквами (реальные диалоги с англиканской церковью, старокатолическим движением).

  3. ^ Количественный рост Русской Церкви (десятикратный): возросло и общее число верующих (при Петре I на 21 млн. населения около 15 млн. православных, при Николае II, по последней переписи 1915 г., на 182 млн. населения – 115 млн. православных), и количество епархий (в начале XVIII в. в Русской Церкви, кроме Патриаршей области, существовала 21 епархия, в 1721 г. добавилась Иркутская епархия, т.е. в момент учреждения Синода – 22 епархии с 22 епископами – к 1917 г. Российская Церковь насчитывала 68 епархий и около 40 викариатств, то есть более чем 100 епископов (были и епископы на покое)), и количество церквей и священников (от 15.000 церквей до свыше 50.000 церквей с 113.000 клира (51.105 священников, 15.035 диаконов, 46.500 церковнослужителей), монастырей, монашествующих (от 1.201 монастыря и 25.000 их насельников в 1701 г. (без учета Южной и Западной России) до 1.025 и около 95.000 тыс. монашествующих и послушников)), духовных школ (2 ДА и 46 училищ разного уровня к 1727 г. и 4 ДА, 57 семинарий, 100 духовных училищ, 85 епархиальных женских училищ с 55.000 учащихся к 1914 г.). Этот рост Церкви – не только результат естественного прироста населения, но и плод миссионерской работы – внешней (в Японии, Северной Америке и Персии (Урмия)) и внутренней (воссоединение униатов, возвращение старообрядцев, народы завоеванного Кавказа, Прибалтики и Финляндии (из лютеранства), Поволжья).

  4. Мерило высоты жизни всех церквей и всех времен – мерило святости. За Синодальный период церковной властью официально было канонизировано небольшое число святых (как принято считать - 10 за все 200 лет (хотя здесь все не так однозначно3), тогда как за предыдущие 700 лет – 500). Но всенародное почитание подвижников христианского благочестия явило существенно большее число имен (частные опыты собирания сведений называют более 100 кандидатов для канонизации, часть из них канонизировано уже в наше время). Кроме того, следует присоединить к ним и новомучеников XX века, ибо подвиг их во имя Христа свидетельствует о богатстве святости, которым обладала Русская Церковь в Синодальный период (и тогда за 250 лет святых в РПЦ явлено гораздо больше, чем за предыдущие 700 лет).


Исторические минусы Синодального периода

  1. Церковные каноны утверждают, что каждая поместная Церковь должна иметь главу (34 апостольское правило4). ^ Русская Церковь упразднением патриаршества была «обезглавлена».

  2. С момента упразднения патриаршества полноценные канонические соборы не собирались. Место полноценного собора, на котором представлены все архиереи, заняла коллегия, фактически подчиненная нецерковной бюрократии.

  3. В результате последовательных усилий представителей светской власти сложилась такая ситуация, когда важнейшие вопросы церковной жизни и церковного управления решались при непосредственном вмешательстве и даже под давлением этой власти. Фактически это привело к превращению Церкви – Богочеловеческого организма – в придаток государства, призванный без рассуждения выполнять земные задачи земного царства (тогда как Господь Иисус Христос учил: «Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36)).

  4. Церковь становится авторитетным посредником проведения в жизнь признанных государством нравственных принципов.

  5. Вопрос о святости: мало святых, прославленных церковной властью.

  6. Попытка регламентации духовной жизни членов Церкви – обязательное принятие таинства исповеди и причастия раз в год (для определенных групп населения несколько чаще: например, для студентов ДА – трижды в год – записано в Уставе) и наказание за попытки избежать этого (не был на исповеди три года – ссылка в монастырь, для бесплатных работ). В результате за двести лет происходит определенная формализация сакрального – венчание, например, превращается в государственную церемонию, что накладывает серьезный отпечаток на само понимание таинства брака, а Евхаристия становится своеобразной пробой на благонадежность, способом выявления инакомыслия, каковая цель декларируется уже в Регламенте: нет лучшего способа, чтобы выявить раскольника, только раскольника уже на государственном уровне.


В некоторых же сторонах жизни Церкви в Синодальный период можно находить как аргументы для обвинения этого периода, так и для его реабилитации. Например, монастыри. С одной стороны, секуляризация церковных земель и введение штатов в монастырях привело к временному умалению числа монастырей и монашествующих. С другой стороны, эти негативные явления лишь на деле проверили необычайную живучесть русского монашества и повели к новому его расцвету, как количественному, так и качественному: духовное возрождение в форме старчества.
Каким образом созрела идея этой кардинальной церковной реформы и где следует искать ее корни?

Инициатором церковной реформы был, как известно, Петр I. ^ С первого взгляда эта реформа носит ярко выраженный протестантский характер и вписывается в общеевропейский процесс свержения церковного авторитета и заменой его авторитетом государства и светской культуры. Одним из краеугольных принципов доктрины Лютера – идеолога протестантизма - является утверждение о том, что религия является Privatsache, т.е. частным делом каждого христианина, и дело это не нуждается ни в каких одушевленных и неодушевленных посредниках. Упраздняя (как выяснилось позже, чисто теоретически) все видимые формы церковной организации и культа, Лютер подчинил церковную организацию государственной, светской. Т.о., в этой схеме во всех вопросах «внешней» религиозной жизни государство имеет безусловную власть над Церковью (обратим, однако, внимание на слово «внешней»!). Возникшая под влиянием протестантских идей теория «государственного права» прямо утверждает, что монарху, который является служителем идеи всеобщего народного блага, на подвластной территории подчинено решительно все5 (но обратим внимание, а в дальнейшем поговорим более подробно о том, кем является монарх православного государства). С этой точки зрения все веры в принципе равны (на практике это положение до 1917 г. никогда в России не было реализовано сколько-нибудь последовательно на законодательном уровне), а духовенство берет на себя функции служилого класса. Совершенно ясно, что это фундаментальный переворот в мировоззрении десятков и сотен поколений и верующих, и священнослужителей. Каким путем Петр пришел к нему?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconРусская православная церковь священный синод
Целью молодежного форума является разработка Концепции и Стратегии молодежного служения Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconРусская православная церковь в ВОВ
Силен враг, но "велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст,...
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconЦерковь и государство в послепетровское время (1725-1730 гг.)
Ение Синода на два департамента и коллегия экономии синодального правительства
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconПрограмма тура
Верхний и Нижний город, крупнейшая православная церковь в Эстонии — собор Александра Невского, смотровые площадки, улицы Короткая...
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconНастоящий сборник тематически продолжает брошюру «Православная Церковь...
Настоящий сборник тематически продолжает брошюру «Православная Церковь об аномальных явлениях, или что нужно знать о дьяволе» (Издательство...
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 icon-
Участники: Максим Леонардович Шевченко (“нг-религии”), Константин Юрьевич Душенов (“Русь Православная”), Сергей Михайлович Григорьев...
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconЭто интересно
По указу царя Петра I, начиная с 1700 года летоисчисле-ние считать от Рождества Христо-ва, а Новый год отмечать 1 янва-ря. В этом...
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconРусская философия
До этого времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, и философская мысль развивалась в рамках...
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconПравославная церковь и программа "12 шагов"
Алкоголизм и наркомания одна из острейших проблем нашего времени, эпидемия, несущая в себе разрушение духовной, психической и физической...
Русская Православная Церковь в эпоху Петра I (1700 1725). План лекции №1 iconЭкономика и организация строительства автомобильных дорог
Асташин, В. По воле Петра Великого : [о развитии дорог в Петровскую эпоху] / В. Асташин // Автомобильные дороги. 2010. №7. C. 142-143;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница