Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма




Скачать 206.26 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма
Дата публикации13.04.2013
Размер206.26 Kb.
ТипИсследовательская работа
litcey.ru > История > Исследовательская работа
Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»


Исследовательская работа

Лапти на Руси как элемент народного костюма


Авторы: Щербачева Анна – ученица 10 класса

Строков Андрей – ученик 11 класса

Руководитель: Ныркова Зинаида Николаевна,

Бабешко Олег Александрович,

педагоги дополнительного образования.

Объект исследования: процесс возникновения и создания сибирских лаптей

^ Предмет исследования: сибирские лапти пятерики

Цель: освоение традиций плетения лаптей
Задачи:

  1. Изучить историю появления и бытования лаптей на Руси и в Сибири.

  2. Познакомиться с ремеслом плетения лаптей, основанном на национальных традициях, уходящих корнями в историю русского народа.

  3. Освоить плетение лаптей из лыка.


Методы:

  • поисковые экспозиции

  • беседы со старожилами

  • мастер-класс

  • видеосъемки

  • анализ исследования


План:

  1. Актуальность темы.

  2. Изучение темы:

    1. История лаптей на Руси.

    2. «Не берись лаптя плести, не надравши лыка». (Сорта и фасоны лаптей).

    3. «Не учась, и лаптя не сплетешь». (Принципы плетения лаптей.)

    4. Хранитель мастерства. (Встреча с мастером плетухом Рогозиным И.А.)

1.

    1. Роль лаптей в произведениях устного народного творчества и художественной культуры..

III. Выводы и результаты исследования.

IV. Источники.

V. Приложение
Актуальность

В нашем школьном музее есть много старинных вещей, которые хранят традиции далеких предков, в том числе несколько видов лаптей. Мы часто посещаем экскурсии, организованные Советом музея, на одной из них нам рассказали много интересного, в том числе показали, как носили лапти. Даже каждый из нас примерил их на себя. Нам казалось, лапти, да и лапти, все одинаковые. А нет! И материал разный, и форма плетения отличается. Нас это заинтересовало, и мы решили исследовать лапти, научиться их плести.

^ 2.1. История лаптей на Руси.

Из уроков истории мы знаем, что в начале ХХ века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. Обратившись к литературным источникам, мы узнали, что вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несет в себе история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни в наших далеких предков остается загадкой по сей день. Костяные кочедыги - крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Интересную статью по истории лаптя опубликовал в Интернете современный Петербургский археолог А.В.Курбатов, который предлагает рассматривать историю лаптя не с точки зрения филолога, а с позиции историка материальной культуры.

В частности, исследователь пытается доказать, что плетеная обувь начала распространяться в России не ранее ХVI века.

2.

А как же найденные при раскопках костяные кочедыги? По мнению автора статьи, они могли использоваться для иных целей – для плетения коробов или рыболовных сетей.

Обратившись к искусству раннего периода, мы не нашли изображения обутых в лапти ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах. Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из «Жития Сергея Радонежского», но оно датируется началом XVI века.

Побеседовав с учителем истории Мальгиной А.К., мы выяснили, что еще в первом походе русских князей на Литву в 1205г. упоминается о дани в виде лыка. Именно тогда встречается слово – лычеца.

Каково же наше мнение? Мы считаем, что лапти появились в те времена, когда человек научился одевать свое тело в шкуры. Что касается археологических отчетов, то мы думаем, что далеко не всегда в них подробно описывали весь найденный материал. Например, плохо сохранившиеся обрывки лаптей, возможно, представили как-то иначе.

И опять же вернемся к фрескам и картинам. Чаще всего на них изображали знатных людей, а лапти считались атрибутом бедных деревенских жителей. Горожане же предпочитали носить кожаную обувь.

Взявшись за изучение этой темы, мы столкнулись со скудностью необходимой информации в письменных источниках.

Меньше всего уделяется внимание описанию костюма простолюдина. В записях, датированных XVI веком, впервые упоминается о ремесленниках, специально занимавшихся плетением обуви, но возможно, что лапти еще раньше плели сами крестьяне.

Мы познакомились с заметками западноевропейских путешественников, побывавших в России, а в частности немецкого дипломата барона Сигизмунда Герберштейна, посетившего Москву в 1517г. в качестве посла. В его записях есть гравюра, на которой изображены лыжники, обутые в лапти.

У этнографов также нет однозначного мнения о времени распространения обуви и ее роли в жизни крестьянского населения Средневековья. Одни ученые сомневаются в древности лаптей, считая, что крестьяне ходили в кожаной обуви.

3.

Другие ссылаются на обычаи и поверья, говорящие как раз о глубокой древности лаптей, ссылаясь на обрядовое значение. Например, исследователь И.С.Вахрос описывает похороны уральских старообрядцев – кержаков, не носивших плетеной обуви, но хоронивших покойника обутым в лапти.

Делая вывод из выше сказанного, трудно поверить, что широко распространенные в раннем Средневековье лыко и кочедыки использовались лишь для плетения коробов и сетей. Мы уверены, что обувь, изготовленная из растительного волокна, была традиционной частью народного костюма.

^ 2.2 «Не берись лапти плести, не надравши лыка».

В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависевших, прежде всего, от сырья, используемого в работе.

Обычно лапти плели из лыка, липы, вяза, ракиты, вереска, реже – из бересты. В Сибири из коры ивы (ивняка). В зависимости от материала, плетеная обувь называлась по- разному: берестянки, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала: грубые, быстро изнашивались.

Лыко заготавливали весной, в период сокодвижения, в большом количестве, чтобы хватило на год. Правда, зимой тоже можно было готовить лыко, но тогда свежесрубленную липку клали в вольный дух хорошо протопленной русской печи, но это было исключением. Заготовленные пучки хранили в сухом месте, а перед плетением их размачивали в колоде с водой или в реке раскатывали в каталки. Затем нарезали ленты.

В зависимости от количества лыковых полос использованных в плетении, лапти именовали: пятерики, шестерики, семерики. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

4.

Но, Таисия Сергеева Рогозина, супруга мастера - плетухана говорит: «У нас здесь кожаную подковырку не делали. А вот из конопли веревки сучили, этими веревками лапти - то и утепляли».

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами или вязовые красноватые семерики. Они считались самыми нарядными, недаром в них щеголяли сельские молодые девушки и женщины.

Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками.

Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками.

Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы или крутцы, из конского волоса – волосяники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как, в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетеных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный или новгородский тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.
^ 2.3. «Не учась, и лаптя не сплетешь».

Нам посчастливилось узнать, что в д.Кинжир Тисульского района

Кемеровской области и по сей день живет семья Рогозиных Иван Афанасьевич

5.

с супругой Таисией Сергеевной, они знают традиции плетения лаптей в Сибири, а Иван Афанасьевич владеет техникой их плетения.

Родился он в 1932 году, когда началась война, мальчику было 9 лет. Жить было трудно, тяжело. Отец из семьи ушел, у матери на руках осталось двое детей. Ваня был старшим ребенком. Нужно было как-то помогать матери поднимать сестру.

И пошел Иван к соседу, дедушке Иену Рузманову, осваивать ремесло плетения лаптей. Иван Афанасьевич рассказывает: «Лапти у деда Иена получались добротные, уковыристые. В первую очередь показал он мне, как цыновать лыки для лаптей, колодку, на которой плетут лапти, ширину лыка. Так и начался у меня рядом с дедом первый мой настоящий труд.

Качество концов, изготовленных мною, было плохое. Ленты выходили неровными, с зарезами и задирами по сторонам. Но дед меня успакаивал: «Молодец, плетухан!» А уж когда лента совсем получалась некачественной, он велел отрезать другую, приговаривая: «За лыком будешь сам ходить, тогда и научишься беречь его, резать, как следует, и циновать».

А теперь за работу. Вместе с Иваном Афанасьевичем будем плести пятерики.

«Нам понадобятся: колодка (рис. 2)



соответствующего размера, нож-косяк, кочетыг (рис. 3),

брусок для заточки ножа и заготовленные заранее каталки лыка», - объясняет нам

6.

мастер. К занятиям с нами дядя Ваня предварительно размочил в воде лыко. «Лапоть состоит из следующих основных частей: подошвы (плетня) с каймой, головашки с курочками, проушин (ушек, обушников, заушников) и пятки с запятником (рис.4).


Процесс плетения лаптя, как и всякого объекта, начинается с закладки (закладывается дом, закладывается сад...). Чтобы заложить лапоть-пятерик, возьмем пять концов лыка и разложим их лубяной стороной вверх на колене так, чтобы, взаимно переплетаясь серединой длины под углом

90, они будут составлять основу будущего лаптя (рис. 5).



Затем заготовку разворачиваем так, чтобы концы располагались от себя 3 x 2 и к себе 2 x 3. (Для второго лаптя заготовку кладем в зеркальном отражении по отношению к заготовке для первого лаптя.) Далее правый из трех верхних концов (на рисунке он под номером 3) перегибаем на себя и переплетаем с двумя соседними концами. Теперь у нас получилось расположение концов от себя 2 x 2, а к себе 3 x 3 (рис. 6). 7.



Переходим к пятки. Не один день потратил я, чтобы научиться закладывать пятку. Приходилось много раз расплетать и снова заплетать лапоток, начиная с пятки.

Для образования уголков пятки загибаем под прямым углом крайние из трех концов слева и справа поочередно внутрь и проплетаем их: правый - влево (рис. 7),



левый - вправо. В результате получается пятка с одним курцем посередине

(рис. 8).



Перегибаем правые и левые от себя концы (правые - от себя, левые - на себя), переплетаем их с остальными (рис. 9).

8.



Так полностью формируется пятка с пятью курцами по кайме. Все концы теперь расположены к себе по пять слева и справа (рис. 10).



Для выравнивания каймы пятку надеваем на колодку и поочередно подтягиваем концы.

Продолжаем закладывание лаптя, перегибая концы то слева, то справа и проплетая их с остальными: левые - вправо, правые - влево.

После пяти пяточных курцев внимательно ведем отсчет их по кайме подошвы. Обычно в подошве - семь-восемь курцев. В процессе закладывания лаптя постоянно подтягиваем концы, уплотняя плетень, и проверяем длину подошвы по колодке. Следим также за тем, чтобы количество концов слева и справа всегда было по пять. Чем плотнее заложишь лапоть, тем более прочным и уковыристым * он получится. Значит, дольше будет носиться. И вид у него будет более благородный.

Помню, когда я сплел первый лапоток, не совсем, правда, удачный, но показывая его матери, я испытывал гордость. Она была рада тому, что я освоил технику плетения лаптей. Какая – никакая, но помощь. Сплетешь лапти, сдашь на склад, за это получаешь один килограмм хлеба. Да и свою семью самостоятельно стал обеспечивать лаптями, отпала нужда обращаться к плетухану». 9.
Продолжим занятие. Когда подошва достигнет нужной длины (на колодке это соответствует углам головашки), начинаем формировать головашку, обратив внимание на то, чтобы с обеих сторон было по пять концов. Закладка головашки в чем-то сходна с закладкой пятки. Третий конец с правой стороны загибаем так, чтобы получился острый угол, и проплетаем через два соседних в левую сторону. Так же проплетаем два других конца с правой стороны. Получился правый уголок головашки (рис. 12).



Три его конца смотрят внутрь головашки, два - наружу. Точно так же делаем левый уголок головашки: загибаем под острым углом средний из пяти левых концов, проплетаем его через два соседних конца в правую сторону, затем так же поступаем с двумя другими левыми концами. В результате - три конца левого уголка смотрят внутрь головашки, два - наружу. Переплетаем между собой по три средних конца. У нас опять получилось по пять концов слева и справа (рис. 13).



Надеваем лапоть полностью на колодку, подтягиваем концы, уплотняя головашку. Делаем это с помощью кочетыга. 10.

Далее оформляем кайму головашки. Лапоть кладем на колени головашкой к себе. Левый из пяти правых концов, перегнув от себя, проплетаем вправо через все четыре конца и пропускаем под курцем плетня (рис. 14).



Следующий конец также перегибаем от себя, проплетаем вправо теперь уже через три конца и пропускаем под следующим курцем плетня. Третий конец проплетаем через два оставшихся конца и тоже пропускаем под курцем. После этого с правой стороны два конца идут вдоль подошвы, а три смотрят в другую сторону (рис. 15).



Так же делаем левую сторону каймы головашки. Но здесь крайний правый конец перегибаем на себя и проплетаем влево через все четыре конца. Так же поступаем с двумя следующими концами. Теперь и с левой стороны концы расположились так, как с правой. Подтягиваем их. Лапоть заложен (рис. 16). Начинаем его плести.


11.


По два конца, идущих вдоль подошвы, пока оставим на время в покое. Дальше они пойдут на образование и на затяжку проушин.

Три правых и три левых конца, пропущенные под курцами подошвы, смотрят в разные стороны. Проплетаем их по подошве вторым следом (рис. 17).



Затем нижний из трех концов, направленных в сторону головашки, выводим к центру головашки и делаем курочку. Для этого отгибаем конец назад, подворачиваем, образуя петлю, и пропускаем под ячейку того же следа, по которому он шел (рис. 18).
12.



Изменивший направление конец пускаем на плетение подошвы (рис. 19).

Когда концы доходят до каймы подошвы, подводим каждый под свой курец, перегибаем, как бы повторяя кайму, и пропускаем в другом направлении. При этом не имеет значения, наружу или внутрь направлена лубяная сторона лыка. При плетении третьего следа важно, чтобы лубяная сторона всегда была наружу, так как она прочнее, чем подкорковая. Здесь повороты делаем на уровне вторых ячеек от каймы, не перегибая лыка при изменении направления. Когда концы заканчиваются, надставляем лыки, оставшиеся при заготовке, и плетем дальше. Направление концов и сами клеточки плетения подсказывают, куда надо идти. В результате плетения ступня уплотняется, становится более упругой. Лапти считаются добротными, если сплетены в три следа».

В разговор вступила Таисия Сергеевна: «Для прочности и теплоты подошву лаптей оплетали в три ряда. А Рузманов, бывалочи, из конопли веревки насучит, да еще веревками этими лапти – то и утеплит. Они тогда мяконькие. И сено готовили в лаптях, и дрова. В семье детей было много, лаптей на всех не хватало, так босиком по снегу бегали к соседским ребятишкам поиграть».

Мастер продолжает свое занятие: «По окончании плетения подошвы оформляем с обеих сторон проушины, для чего поочередно один из двух расположенных вдоль подошвы концов (тот, что крепче и лучше) скручиваем в жгут, вращая внутрь, в сторону колодки (это обязательное условие как для правой, так и для левой проушины). Чтобы скрутка была цилиндрической и не

13.

сворачивалась в процессе носки лаптя, вставляем в нее узкую полоску лыка. Частично скрутив левое ушко, обвиваем его вторым концом, затягиваем этот конец, выводим к центру головашки на вторую курочку, затем немного проплетаем по подошве (за счет двух концов, которые образовали курочки, головашка укрепляется на уголках, и этого для прочности ей достаточно, а вот подошва требует плетения не меньше, чем в два следа).

Примерно на середине расстояния от пятки до головашки протыкаем кочетыгом отверстие в кайме и пропускаем через него ушный конец изнутри (прошу обратить на это внимание, потому что, когда будем завязывать узел на самой пятке, данный конец надо продевать уже не изнутри, а снаружи). Продели, скрутили петлей, подтянули, и получилось ушко. Снова скручиваем ушный конец и ведем его в угол пятки. Подтягиваем, продеваем снаружи через отверстие, проделанное кочетыгом в кайме пятки, и завязываем узлом. Получилась левая проушина (рис. 20). Точно так же делаем правую.



После этого скручиваем оба конца проушин в одну сторону (от себя), свиваем их между собой два-три раза, и образуется запятник, или оборник (рис. 21). Концы от запятника пускаем лубяной стороной наружу на плетение подошвы.


14.


Все концы, проплетенные по третьему следу, поворачиваем у края подошвы, пропускаем через две-три клеточки и отрезаем.

Лапоть готов. Снимаем его с колодки, поддев кочетыгом в области запятника. Остается привязать к лаптям оборы, ноги обернуть летом портянками, зимой онучами, переплести оборы крест-накрест до колена - и в добрый путь, плетуханы! По улице, конечно, не пойдешь, но своих близких в новогоднюю ночь повеселить можно. Если к тому же соответствующим образом одеться. Да еще частушку спеть: "Эх, лапти мои, круты головашки. Кто их плел-ковырял, тому по лобашке".
^ 2.5 Роль лаптей в произведениях устного народного творчества и художественной культуры..
Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе "Хорь и Калиныч" И. С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: "Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах".

15.

Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк: "Сапоги для мужика - самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог". А между тем кожаная обувь ценилась недешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

В письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет" (в Лаврентьевской летописи): "В лето 6493 (985 год. - Прим. Д. О.), иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников. И сотвори Володимеръ с Болгары миръ ..."

В другом письменном источнике эпохи Древней Руси "Слове Даниила Заточника", термин "лыченица" как название вида плетеной обуви противопоставляется сапогу: "Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в боярском дворе".

С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека. Однако сохранились, и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые:

«В дорогу идти, пятеры лапти сплести»

«Мы тоже не лыком шиты». - Знаем дело и имеем достоинство.

«Не запасшись лыком, ходишь в ошметках»

«Не всякое лыко в строку». – Не упрекайте за пустяшный промах. 16.

«Обобрал как липку». – Взял непомерно высокую цену.

«Поменял ремешок на лычко». – Взял плохое вместо хорошего.

«Станешь лапти плесть, когда нечего есть».

«Надрал лыко».- Строго расправился.

«Лыка не вяжет». – Пьян.

Мы привели лишь малую толику еще не вышедших из употребления образцов малых фольклорных жанров. А сколько уже забытых. Обилие наречий с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.

Все мы читали сказку «Пузырь, соломинка и лапоть».

В стихотворении «Колистрат» Н.А.Некрасов пишет:

А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою.

Пуще мужа наряжается,

Носит лапти с подковыркою …

А в частушке поется так:

Эх, лапти мои, круты головашки.

Кто их плел – ковырял, тому по лобашке.

Увидеть во сне лапти означает, что тебя ждет путешествие в хорошо знакомые места. Возможна поездка на родину. Если тебе снится, что ты надеваешь лапти себе на ноги, то ты не понесешь большие убытки. Плести во сне лапти предвещает, что тебя ждут уважение окружающих и большие почести. Если лапти спадают с твоих ног, мешают тебе идти, то ты не любишь рисковать, а идешь по жизни с оглядкой. Покупка лаптей является предвестием крупных неприятностей из-за твоего непрактичного подхода к жизни.

Сейчас лапоточки используются, как обереги жилища. Обычно ими украшают кухню, от этого наш дом становится уютнее и теплее.

Сувенирные лапти используют и на свадьбах, в них собирают денюшки на сыночка и дочку. Лапти всегда ходят парами – оттого свидетельствуют о прочности семейных связей.

^ 17.

Результат исследования и выводы:
Исследовав лапти как элемент народного костюма на Руси, мы пришли к выводу. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Мы хотим, чтобы дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которого нельзя играть пьесы из русской истории.

Мы надеемся, что наша работа поможет тем, кто интересуется культурой Руси. Будем рады, если кто – то заинтересуется историей возникновения лаптей, и научится плести их или хотя бы выполнять несколько элементов плетения: «в косую решетку», «в прямую решетку». Нам бы хотелось, чтобы вы и ваши дети знали все о главной обуви наших предков.

Что касается Сибири, мы предполагаем, что, лапти пришли сюда в конце XIX века, во времена столыпинских реформ, когда было массовое переселение крестьян из центральных районов России.

Изучив историю лаптей, пообщавшись с матером – плетуханом, мы ясно представили весь процесс изготовления, и фасоны простой, даже примитивной, на первый взгляд, обуви.

Теперь мы не только владеем знаниями о лаптях, но и умеем их плести. Экспозиция нашего школьного музея пополнится лаптями, сплетенными своими руками по старинным образцам мастера – плетухана Рогозина И.А.

Литературные источники
1. Зубаревой. Е.Е. Детская литература: учебное пособие для уч-ся пед. училищ / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина – М. : Просвещение,1989.- С.13-14

2. Буслаев Ф.И. Мои досуги. / Ф.И. Буслаев - М. : Просвещение, 1886 - С.49

3. Ликум А.. Все обо всем. Компания "Ключ - С"/ А. Ликум. - М. : Филологическое общество "Слово" АСТ, 1995. - С. 430 – 431

18.

4. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. / И. Панкеев. – М. : Олма - Пресс, 1999. - С. 71

5. Русская изба, Иллюстративная энциклопедия, - СПб : Искусство, СПБ, 2001.-С. 437.
6. Редичев С. История с лаптями. / Редичев С. - 2000, № 6.

7. Редичев С. Не учась и лаптя не сплетешь. / Редичев С. - 2001, № 1.
8. Этимологический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург : У - Фактория, 2004, - С. 211
Устные источники

Интервью: Рогозин Иван Афанасьевич житель д.Кинжир

Рогозина Таисия Сергеевна жительница д.Кинжир

Видеофильм «Не учась, и лаптя не сплетешь»
Словарь старинных слов использованных в работе
Лыки (местное), лыко, лычки (уменьшительное) - кора молодой липы, содранная в период сокодвижения, примерно в мае-июне, имеющая вид трубки длиной около 3 м.

Цыновать лыки - разрезать каталку лыка на концы и затем очищать их от коры, скоблить.

Каталка лычка - рулончик, свернутый из трубки лыка, свежесодранного или заранее заготовленного и размоченного.

Уковыристый (местное) - плотно, добротно сплетенный лапоть.

Концы (местное) - полоски, нарезанные из каталки, имеющие ширину соответственно размеру лаптей и согнутые пополам. Лапти из пяти концов - пятерики, из семи - семерики и т. д.

Онучи - часть обувки, обертки на ноги под лапти, сотканные из белой шерсти (поговорки: "Разметало тучки, что онучки", "Рожа красная, хоть онучи суши").

Посконь - мужская особь конопли с тонким стеблем, из которого вырабатывается волокно. 19.

Кочетыг (местное), кочедык - лапотное шило для плетения из лыка (скороговорка: "Вынь лычко из-под кочедычежка").

Оборы – особым способом сплетенные веревки, завязки у лаптей.

Лубяная сторона – поверхность лыка, которая примыкает непосредственно к дереву.

Моченец – лен или конопля, вымоченные для обработки. Сырое конопляное волокно после одной мочки, обмятое и очищенное, использовалось на витье веревок, на подковырку лаптей.

Курочка – декоративный элемент в виде уголка на головашке лаптя.

Курцы – поперечные лыки, загибаемые по краям плетня. В плетне может быть до десяти курцев.

Уковыристый – плотно, добротно сплетенный лапоть.


20.

^ Листок самооценки исследователей


№ п/п




Да

Нет

Частично

1.

Вы участвовали в выборе темы исследования


+







2

Вы изучали дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме



+







3

Вы исследовали первоисточники в исследовании







+

4

Вы получили навыки работы с источниками информации

+







5

Вы обсуждали ход работы с вашими руководителями

+







6

Ваша работа имела практическое значение







+

7

Вы получили удовлетворения от ее выполнения

+







8

Вы закончили свое исследование

+








21.

Похожие:

Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма icon«Первые шаги в науку – 2013 – «Юниор»
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма icon«Первые шаги в науку – 2014 – «Юниор»
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма iconИсследовательская работа
Исследовательская работа «Влияние информационных потоков на гимназистов» Торжок, моу «Гимназия №7», 2009г
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма iconФ. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма iconТема: Русский народный костюм часть национальной культуры
Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма iconКомпания «Элемент Лизинг» предоставляет финансирование на покупку...
«Элемент Лизинг» входит в состав Группы «Базовый Элемент», объединяющей такие компании, как «Русал», «Группа «газ», ск «Ингосстрах»...
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма iconИсследовательская работа Выполнена
Межрегиональная учебно-исследовательская конференция старшеклассников «Ломоносовские чтения»
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма icon«Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики»
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией...
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма iconКрестьянский женский костюм ХIХ в
Цель: изучить развитие народного костюма на территории Воронежской губернии Аннинского района во второй половине ХVIII – ХIХ вв
Исследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма iconПрактическая работа №1 Тема: «Обработка матриц»
Сумму элементов той строки, в которой расположен минимальный элемент (минимальный элемент один). Ввод матрицы в режиме диалога

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница