I. Историческое эссе.          




Скачать 73.97 Kb.
НазваниеI. Историческое эссе.          
Дата публикации16.04.2013
Размер73.97 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы
I. Историческое эссе.          

 «Смута втянула в политическую борьбу тех, кто ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»… оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства».                                          

 И.Л. Андреев

 «Складывавшаяся в России после октябрьского переворота партийно-государственная власть унаследовала многие черты от старого российского самодержавного строя. Некоторые свойства советского режима восходят как к российской традиции, так и к историческому опыту большевистской партии…» 

^ В.А. Шишкин

Вариант ответа:

«Смута втянула в политическую борьбу тех, кто ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»… оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства».                                           

 И.Л. Андреев

 ^ ТЕКСТ  ЭССЕ:

 Автор приведенного высказывания  говорит о периоде Смутного времени начала XVII в. В отечественной исторической науке существуют различные мнения о дате начала и завершения Смуты.  Одни историки связывают ее начало с пресечением династии Рюриковичей (1598 г.), а окончание – с восшествием на престол Михаила Романова (февраль 1613 г.). Согласно другой точке зрения, Смута начинается с 1604 г. (поход Лжедмитрия на Москву), а завершается подписанием  Столбовского мира со Швецией (1617 г.) и Деулинского перемирия с Речью Посполитой (1618 г.). Есть и другие варианты периодизации.

В.О. Ключевский определил характер Смуты как «война всех против всех». Исходя из этого ее главная причина, по Ключевскому, заключалась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе,  разразившемся в русском государстве на рубеже XVI–XVII вв. 

Судя по приведенной цитате, И.Л. Андреев придерживается мнения В.О. Ключевского, хотя известно, что в советское время историки рассматривали Смуту только с политических, идеологических позиций – как гражданскую войну в условиях иностранной интервенции.

Смута была обусловлена несколькими причинами:

1.социально-экономическими (в частности, закрепостительной политикой правительства, голодом 1601-1603 гг.);

2. социально-политическими. К ним, в свою очередь, можно отнести противоречия, возникавшие между центральной властью и различными слоями общества (правительство и крестьянство, правительство и казачество, правительство и дворянство). Кроме того, нельзя не вспомнить и о династическом кризисе, в результате которого русским царем стал Борис Годунов, а его как царя всея Руси признали далеко не все бояре.

Нельзя не согласиться с мнением И.Л. Андреева о том, что Смута «породила… первое общенациональное общественное движение». Достаточно вспомнить, что в ее событиях были так или иначе задействованы практически все слои русского общества. В восстании Ивана Болотникова, как известно, участвовали не только крестьяне, посадские люди и казачество, но и служилые люди и даже бояре. То же можно сказать и об участниках движения Лжедмитрия II, и об ополчениях 1611-1612 гг.

По мнению Ключевского, Смута расколола русское общество на антагонистические социальные группы. Каждая из них пыталась возвести на русский престол своего ставленника (Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский,.Лжедмитрий II, королевич Владислав).

Многие историки считают, что именно простым людям из российской глубинки русское государство было обязано своим спасением после начала открытой интервенции и вступления поляков в Москву в 1610 г. Именно они составили основу и 1-го, и 2-го ополчения. Результатом действий 2-го ополчения стало изгнание поляков из Москвы в октябре 1612 года, что сделало возможным созыв Земского собора (кстати, самого представительного в русской истории) и избрание новой царской династии – династии Романовых.

Таким образом, можно сказать, что то многообразие проблем, с которым столкнулось русское общество на рубеже XVI-XVII вв. и которое стало причиной Смуты, втянуло в ее события и различные социальные слои, в том числе и  низшие. Они и составляли значительную часть  общенационального общественного движения, оформившегося в виде 1-го и 2-го земских ополчений, которое обеспечили сохранение целостности «преславного Московского государства».

  II. Работа с текстом исторического источника или текстом научного исследования.

Прочтите текст исторического источника.

Ответьте на вопросы:

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народ­ное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для го­сударства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устране­нию прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом дол­га, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умирот­ворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1.  Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2.  Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствую­щей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим даль­нейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленно­му законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Ро­диною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами на­прячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

Вопросы:

1. Приведите название документа; определите дату его опубликования.

2. Назовите причины (не менее 2-х) появления этого документа.

3. Кто из крупных государственных деятелей принимал участие в подготовке текста документа?

Ответы:

1. «Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка» / Манифест 17 октября 1905 г.

2. Причины появления документа: нарастание революционного кризиса, Всероссийская октябрьская политическая стачка, в которой приняло участие более 2 млн.чел., неспособность правительства силой подавить революционные выступления.

3. Витте Сергей Юльевич.

 III. Работа с историческим текстом, содержащим ошибки.

1860-1870-е гг. изменили облик России. Современники называли реформы тех лет «Великими»; историки иногда говорят о «революции снизу». Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России, был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества. В целом эти изменения носили либеральный характер.

Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком, ведь эти десятилетия для многих стран были временем модернизации: отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865 гг., начало европеизации Японии – «революция Мэйдзи» 1867-1868 гг., завершение объединения Австрии, Италии, Германии в 1870-е гг. Но путь преобразований был глубоко противоречив, он не затронул основ государственной власти. Без привлечения общества к государственным делам, введения представительства нельзя было надеяться на то, что самодержавию удастся избежать  общественных потрясений.

В 1870-х гг. главным средством достижения социальной справедливости народники считали крестьянскую революцию. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма; его основу видели в крестьянской общине. Характерной чертой этого течения российской интеллигенции стала также недооценка роли отдельной личности в истории. В 1879 г. напряжение, нараставшее в радикальной среде, вылилось в массовое движение – «хождение в народ». Однако крестьяне не оправдали интеллигентских надежд – на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Раскол народнического движения привел к образованию террористической группы «Народный передел».

Примечание: Жирным выделены содержащиеся в тексте ошибки.

 Ответы:

1.Некоторые историки называют период великих реформ 1860-1870-х гг. не «революцией снизу», а «революцией сверху», так как эти важнейшие реформы проводила власть Российской империи.

2. Завершение объединения Австрии и создание Австро-Венгерской империи произошло не в 1870-х годах, а в 1867 году.

3. Характерной чертой течения народников была не недооценка, а переоценка роли отдельной личности в истории

4. «Хождение в народ» проходило в 1874 году. В его проведении участвовали сторонники П.Л. Лаврова и М.А. Бакунина.

5. В результате раскола народнического движения в 1879 году образовались группы двух направлений: террористической стала «Народная воля» (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская), а участники «Черного передела» (так называемые «деревенщики» - Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов и др.) выступали за продолжение пропагандистской работы среди крестьян.

 IV. Приведите исторический термин, соответствующий предложенному определению:

Так в эпоху Петра I в России назывались балы и собрания, устраивавшиеся в домах вельмож. В специальном указе отмечалось, что они служат «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». В них участвовали женщины. Наряду с танцами мужчины могли играть в карты, шахматы, шашки, но не курили.

^ Ответ: Ассамблея.

 V. Объясните исторический смысл и раскройте современное значение высказывания (пословицы):

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

  Ответ:

Приведенная поговорка относится к периоду конца XVI в., когда в Московском государстве начинался процесс закрепощения крестьян. Это было время правления Ивана IV Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова.

Поговорка исторически связана с запретом крестьянских переходов в Юрьев день, который произошел в конце XVI в. Традиция Юрьева дня подразумевала для русских крестьян возможность перехода от одного владельца к другому за неделю до и в течение недели после Юрьева дня (26 ноября).

По поводу точной даты запрета Юрьева дня в историографии существуют различные мнения.

В наше время это выражение означает несбывшиеся надежды на что-либо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Историческое эссе.           iconКак написать эссе на немецком языке?
Эссе Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно...

I. Историческое эссе.           icon@ Алгоритм написания эссе
Говоря о стандартной структуре эссе, стоит обратить внимание на следующие три его элемента

I. Историческое эссе.           icon"Эссе, заметки, очерки" в рамках 11-го Всероссийского @вгустовского...
...

I. Историческое эссе.           iconПоложение о конкурсе эссе на английском языке
Конкурс эссе на английском языке «To be or to become: amateur vs professional» (далее – Конкурс) проводится в целях повышения уровня...

I. Историческое эссе.           iconПсихотерапия и современные тенденции ее развития
Охватывает надприродное, историческое в человеке Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность"...

I. Историческое эссе.           iconПоложение о Всероссийском конкурсе эссе «Символика России 2012»
...

I. Историческое эссе.           iconВведение в историческое изучение искусства
Жанры Научная и учебники Учебники Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства

I. Историческое эссе.           iconУрок русского языка и психологии для учащихся 7-х классов "Эссе как вид творческой работы"
Продолжать формировать умения работать с текстом, литературным языком излагать мысли, правильно строить предложения, используя все...

I. Историческое эссе.           iconШолохова Татьяна Владимировна
Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького Рязанское историческое общество

I. Историческое эссе.           iconИсторическое развитие
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница