Особенности народного костюма Московской губернии




Скачать 121.37 Kb.
НазваниеОсобенности народного костюма Московской губернии
Дата публикации09.05.2013
Размер121.37 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы


Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского

Кафедра археологии и этнографии

Особенности народного костюма

Московской губернии

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Студентки 251 группы исторического факультета

Костиной Александры Константиновны
Научный руководитель:

________________ Н. В. Убоженко

Оглавление

Глава 1. Одежда москвичей ………………………………………………..3

§1. рубаха…………………………………………….………………………3

§2. штаны……………………………………………………………………..4

§3.верхняя одежда…………………………………………………………….4

§4. теплая одежда……………………………………………………………..6

§5. Пояс………………………………………………………………………..8

Глава 2. Головные уборы……………………………………………………..9

Глава 3. Обувь …………………………………………………………………11

Глава 4. Украшения……………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………13

Приложения……………………………………………………………………14


^ Глава 1. Одежда Москвичей

В Москве применялось общее название одежды «порты», но иногда встречалось и другое название «ризы», которое обозначало в основном одежду богатых людей.

§1 Рубаха

Основной частью костюма, как и в других губерниях, была рубаха или сорочка. Рубаха - самый древний элемент одежды, распространенная у всех слоев населения. Сорочка была нательной рубахой, у бедных она была единственной, у богатых – нижней. Мужская и женская рубахи были обычно двух видов: нижняя и верхняя. Нижняя рубашка делалась из более тонкого материала и, в отличие от верхней, почти не украшалась. Верхняя рубаха или верхница, могла быть сшита из более плотного и красивого материала и была богато украшена шитьем. Рубахи были как правило широкими и длинными: у мужчин их длинна могла быть до колена, а у женщин они могли закрывать и стопы ног.

Ворот рубахи всегда был низким, и получалось так, что шея оставалась голой. Застегивался он на небольшую пуговицу – костяную или деревянную, а у богатых – серебряную или золотую, украшенную драгоценными камнями. У нижних рубах рукава были узкими, облегающими кисти, а у верхних – длинные настолько, что могли свешиваться до колен. Но поскольку это неудобно, рукав собирался в складки и закреплялся на кисти руки браслетом. Наиболее распространенными цветами рубах были различные оттенки красного цвета, а так же синий, желтый, зеленый и белый цвета.

Ворот, обшлага, подол иногда плечи рубахи украшали вышивкой или аппликацией. Князья и бояре носили рубахи такого же покроя как простой горожанин или крестьянин, разница была только в материале, украшениях и количестве одновременно надеваемых рубах.

С XV-XVI мужская рубаха становится короче, часто не доходит до колен. Нарядные рубахи были красного цвета, края рубахи и грудь отделывались золотыми нитями и шелковыми лентами. Воротник у таких рубах мог пристегиваться серебряными или золотыми пуговицами (ожерелье). У более бедных слоев населения вместо серебряных пуговиц были медные. И, как правило, рубаха выпускалась поверх платья.

Женщины носили длинную рубаху, белую или красную, с длинными рукавами с расшитыми запястьями.

§2. Штаны

Говоря о мужской одежде нельзя не упомянуть штаны – ноговицы. Они как правило были узкими с поясом. Их носили заправленными в сапоги или онучи. У ноговиц не было карманов и потому москвичи носили все нужные мелкие вещи подвешенными к поясу или в специальной сумке – калите.

Позже начинают распространяться штаны без разреза, но на поясе они стягивались узлом, что позволяло при желании расширить или утянуть их. Карманы в московской одежде в XVI веке по-прежнему редко встречаются. Штаны могли шиться из тафты, шелка, шелка, сукна, грубой шерстяной ткани или холста.

Рубаха, ноговицы, обувь с онучами или чулками долгое время составляли единственную одежду бедной части населения Москвы, в этой одежде и выходили на улицу и ходили дома. У женщин эта одежда дополнялась куском клетчатой ткани, который надевали поверх рубахи на бедра.

§3. Верхняя одежда

Верхней одеждой была свита. Она была длинной (до икр), плотно облегала тело и имела иногда отложной воротник и обшлага. Свита могла быть либо наглухо застегнутой или распашной с красивыми застежками. Полы и обшлага ее как правило тоже украшались вышивкой. Распашная свита оставалась основной одеждой горожан вплоть до конца XV века.

У московской знати женской одеждой, надеваемой поверх рубахи, было платье из дорогих материй ярких цветов. Оно было узким, облегающим фигуру и подпоясывалось цветным поясом. В XIV веке широко распространяется аналогичная женская верхняя одежда, называемая «ферязь», «сукман» или «шубка». Была распространена так же верхняя одежда, называвшаяся телогреей. Это распашная одежда, имевшая длинные, сужающиеся к кисти рукава. Шили ее из материй на такой же подкладке или на меху. Телогрея была очень нарядной: «Телогрея куфтяная, камчатная цветная, ал шолк да жолт, кружево кованное золотое, пуговицы серебряны, позолочены».

Ферязь (ферезь) в XVI веке распространяется не только среди женской но и среди мужской одежды. Он представлял собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек и застегивавшуюся спереди пуговицами или на завязках. Рукава были широкими и суживались к запястью. Различали зимние и летние ферязи, на меху и на простой подкладке соответственно. Также были ферязи без рукавов, надевавшиеся под кафтан.

Шили кафтаны из сукна, нарядные – из тафты, камки, бархата, атласа. Нарядные кафтаны так же украшались серебряным кружевом, лентами.

Однако наиболее характерной женской верхней одеждой был летник. Он был свободным, с широкими рукавами-накапками, и украшались нашивками из другого материала – вошвами. Такие наивки хранили отдельно и нашивали на разные летники. Теплый летник назывался – кортли.

Простейшая верхняя одежда, в которой выходили из дому – плащ-накидка без рукавов, делавшийся из ткани или меха. Такую накидку носили все слои московского населения. Существовало несколько видов плащей:

1. вотола – самый распространенный тип накидки. Представлял собой кусок толстой льняной или посконной материи. Такой плащ застегивался или завязывался у шеи и имел капюшон. Вотлу носило в основном простонародье.

2. «коць» или «киса» - эти види плаща носили только князья и бояре.

3. «корзно» - этот плащ носили только князья. Он был длинным, почти до пят, из яркой материи с меховой опушкой и застегивался пряжкой на правом плече.

Внакидку носили также охабень. Это вид одежды с декоративными длинными и узкими рукавами, в которые руки не продевались. У него были длинные полы с 2 рядами ложных петель. Рукава иногда для удобства завязывались узлом.

С XVI века распространяется зипун. Это безрукавная одежда из шелка, тафты или крашенины с пристегнутым маленьким воротником - обнидзью, надевалась поверх рубахи и доходила практически до колен. Зипун служил домашней одеждой.

Поверх зипуна надевали кафтан с рукавами до пят, которые собирались в складки так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить подобием муфты. Спереди кафтана вдоль разреза с обеих сторон делали нашивки с завязками для застегивания, а так же пришивали ряд пуговиц, количество которых было от 8 до 12. Кафтаны шились из бархата, атласа, камки, тафты, мухояра1.В нарядных кафтанах за стоячим воротником иногда прикреплялось ожерелье, а к ркавам пристегивалось т.н. запястье, украшенное золотым шитьем, жемчугом или драгоценными камнями. Полы обшивались тесьмой с кружевом, золотыми и серебряными нитями. Кафтаны различали не только по ткани из которой их шили но и по назначению: ездовые, дождевые, траурные. Зимние кафтаны называли кожухами.

В XVI веке среди верхней одежды были распространены однорядка. Охабень, опашень и епанча.

  • Однорядка – широкая долгополая одежда с длинными рукавами, сшитая из шерстяных тканей, украшенная нашивками, серебряными и золотыми нитями.

  • Охабень – походил на однорядку, но не имел отложного воротника, а рукава были длинными и в них имелись прорехи для рук. Охабень обычно шился из сукна, а нарядный – из парчи, камки, украшался нашивками.

  • Опашень – по покрою был длиннее сзади чем спереди, а рукава его сужались к запястью. Опашень шили из бархата, атласа, парчи. Застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Свое название опашень получил потому, что его носили наопашь (без пояса) и внакидку.

  • Епанча – это вид одежды, напоминавший плащ. Епанча могла шиться из сукна или верблюжьей шерсти, теплая епанча шилась из нарядной материи, подбитой мехом.


§4. Теплая одежда

В древности наиболее распространенной теплой одеждой был кожух, само название которого говорит о том, что шили его из кожи или шкуры животного мехом внутрь. Это длинная одежда из-под которой была видна только обувь. Позднее этот тип одежды начали называть тулуп. Рядовые москвичи одевались в простые кожухи или полушубки, богатые – в кожухи отделанные византийской материей, обшитые кружевами, украшенные драгоценными камнями. Причем если бедный люд носил кожух исключительно зимой для тепла, то богатые носили кожухи и в теплое время года. Так например у Ивана Калиты было «4 кожуха, шитых жемчугом, в том числе один малиновый и два украшенных, кроме жемчуга, еще и металлическими бляхами-аламами»2

Самой богатой одеждой считалась шуба. Ее надевали не только выходя на мороз, но и принимали гостей. Самые простые шубы делались из овчины, из заячьего или собачьего меха. Выше по качеству были куньи и беличьи шубы, а самыми дорогими считались лисьи, собольи, бобровые и горностаевые шубы. Шубы покрывались сукном, атласом, тафтой, бархатом или крашениной. Также они могли украшаться жемчугом, нашивками, застегивались на пуговицы, либо завязывались длинными шнурками с кистями на концах. Шубы имели отложной воротник.
При пошиве мужской одежды использовали яркие ткани. Ярку одежду носили в случае праздников, а одежду вышитую золотом могли носить только бояре и представители высшей знати. Нашивки на одежду почти всегда делали из другого материала и иного цвета, чем сама одежда.

§5. Пояс

Большое значение одежде имел пояс, который применялся главным образом для сохранения тепла. Водежду подпоясывали поясом с фигурными пряжками.

Часто по поясу можно было узнать какую должность занимает человек. Так например высшие должностные лица носили пояса украшенные золотом и драгоценными камнями. Знать носила сразу несколько поясов, каждый из которых мог достигать 2 метров.

Поскольку карманы в одежде не были распространены и встречались очень редко, к поясу привешивались сумочки, заменявшие карман. Существовало два названия для таких сумочек – капторга (поясной мешочек из драгоценного металла) и калита, или мошна (кожаная сумочка). Также на поясе носили различные необходимые вещи: нож, ложку.

Начиная с XIV века среди элементов мужского костюма распространился кушак – широкий матерчатый пояс. Простой люд подпоясывался бумажными или кумачовыми кушаками поверх кафтана, богатые же носили кушаки из дорогих тканей с украшенными концами.

Ходить без пояса считалось неприличным.

^ Глава 2. Головные уборы

В древности москвичи носили меховые и плетеные шапки различных фасонов.

В XIV столетии, когда стали распространяться короткие стрижки, в моду вошло ношение круглых шапок наподобие восточных тюбетеек, закрывавших только макушку. Такие шапки назывались тафьи, или скуфьи. Они могли быть простыми темными (такие встречались чаще всего у духовных лиц и у простого люда) либо шелковыми, расшитыми жемчугом или драгоценными камнями и золотом.

Теплыми головными уборами мужчин были меховые шапки, либо из овчины либо из дорогих мехов, крытых яркой материей. Среди фасонов наиболее известен треух, или малахай, - шапка-ушанка. Подобные головные уборы были распространены и у женщин.

Парадной шапкой была шапка из меха, взятого с горла соболя, называвшаяся горлатной. Она была с плоской тульей расширяющаяся кверху. Эти шапки носили бояре. А князь носил полусферическую шапку с меховой опушкой.

У женщин был распространен повой, или убрус – полотенчатый головной убор, представлявший собой длинный кусок ткани, обвивавшийся вокруг головы и целиком закрывавший волосы женщины. Оба конца убруса могли спускаться на плечи и грудь. Выходя на улицу женщина надевала поверх убруса платок или шапку. Головным убором знатных женщин считалась рогатая кика, шитая золотом.

В XVI веке головные уборы становятся разнообразными. Распространился колпак, с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки, зимой их подбивали мехом. Нарядные колпаки обычно были белыми и шились из атласа. Дьяки, бояре и дворяне носили низкие шапки четырехугольной формы с меховым «околом».

Замужние женщины носили волосники в виде маленькой шапочки, поверх волосника голову покрывали белым платком, концы которого свешивались под подбородком. При выходе из дома надевали кику, иногда шляпу с полями.

Девушки носили венцы с бисерными или жемчужными подвесками. Волосы были открыты, что считалось признаком девичества. Зимой они носили меховые шапки с шелковым верхом.

И женщины и девушки носили кокошники которые отделывались золотом, жемчугом или бисером.

^ Глава 3. Обувь

С древнейших времен горожане носили кожаную обувь, а крестьяне – плетеную.

У горожан самой простой обувью были поршни сделанные из прямоугольного куска сыромятной кожи, прикреплявшиеся к голени с кожаными поворозами (ремешками).

Распространена была обувь, сшитая из нескольких кусков с пришивной подошвой. Такая обувь достигала щиколоток.

Но самой известной обувью были сапоги. Подошва у сапог была сшита из нескольких слоев тонкой кожи, носок был тупой или заостренный, голенища были довольно короткие ниже колена, нарядные сапоги украшались у голенища материей, цветной вышивкой или драгоценными камнями. Каблуков у сапок изначально не было.

У обуви появилась толстая подошва в XV веке.

В XVI веке самой простой обувью были лапти из бересты, лозы или лыка. Ноги оборачивались онучами из холста.

В зажиточной среде были распространены башмаки: чоботы и ичетыги из сафьяна, часто красного или желтого цвета. Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху носком. Нарядные чоботы шили из атласа и бархата, украшались вышивкой и нашивками. Нарядные сапоги были обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее - из бархата и атласа. Подошвы подбивались серебряными гвоздями.


^ Глава 4. Украшения

В древности как женщины, так и мужчины носили много украшений. Украшением для рук долго время служили обручи и перстни. Самым простым украшением были браслеты из цветного стекла.

Серьги представляли собой золотые и серебряные кольца или крючки с подвесками. Мужчины носили одну серьгу в ухе.

Женщины на шее носили монисто – ожерелье из бус, позже к нему подвешивались кресты и образки. Это дополнялось рясами – жемчужными нитками, украшавшими головной убор, и заносками – золотыми цепочками. Богатые горожанки носили много золотых украшений, среди которых выделялись колты, дополнявшие головной убор.

С XVI века женщины и девушки носили серьги с яхонтами, изумрудами и мелкими камнями «искрами». Серьги с драгоценными камнями были редкостью.

Женщины и девушки пользовались косметикой, причем, как отмечает Якеменко, не знали в ней меры: «красили белой краской все лицо, затем накладывали яркие румяна на щеки, а брови иногда рисовали темной краской на лбу гораздо выше их естественного места. Помимо этого женщины раскрашивали себе шею и руки белой, красной, голубой и коричневой красками»3

^ Список литературы

Брун В., Тильке М. «Всеобщая история костюма», М, 2005

Вейс Г. «Всеобщая история мировой культуры», М, 2006

Якеменко Б. Г. «Быт и традиции Москвы XII-XIX веков» М, 2003

Приложения


^ К. Маковский. За чаем


Девичий крестьянский наряд Московской губернии



Крестьянка московской губернии






Узоры, символизирующие воздух, небо и землю




Боярин в шубе



Московские головные уборы


Различные виды мужского костюма: рубаха-косоворотка и зипуны


Мужской костюм: ферязи и охабень


летник

1 Бухарская бумажная ткань

2 Быт и традиции Москвы XII-XIX веков М.; ЦГО, 2003, с 85.

3 Быт и традиции Москвы XII-XIX веков М.; ЦГО, 2003, с 216


Похожие:

Особенности народного костюма Московской губернии iconКрестьянский женский костюм ХIХ в
Цель: изучить развитие народного костюма на территории Воронежской губернии Аннинского района во второй половине ХVIII – ХIХ вв
Особенности народного костюма Московской губернии iconИсследовательская работа Лапти на Руси как элемент народного костюма
Познакомиться с ремеслом плетения лаптей, основанном на национальных традициях, уходящих корнями в историю русского народа
Особенности народного костюма Московской губернии iconПопршайки люди деловые и выгоду пытаются извлечь из всего что можно,...
Уважаемые согильдейцы, в этом номере я решил познакомить вас с искуством "собирания костюма"
Особенности народного костюма Московской губернии iconДоклад об Антоновщине на 9 конференции Балашовского укома ркп (б) 12-14 февраля 1921 г
Первоначально, село принадлежало роду Колычевых. Заселяли эти края крестьяне Московской, Рязанской и Орловской губернии
Особенности народного костюма Московской губернии iconПриказ 24. 12. 2012 г г. Ртищево №123 Об итогах проведения заочного тура нпк «Надежда Губернии»
На основании плана работы уоо, му «Методический кабинет» и Станции юных техников, согласно Положению о нпк «Надежда Губернии» с 17...
Особенности народного костюма Московской губернии iconСведения о фабриках и заводах калужской губернии
Список фабрик и заводов Калужской губернии, состоящих в ведении фабричной инспекции, с указанием числа рабочих и суммы производства...
Особенности народного костюма Московской губернии iconПравительственная программа поддержки талантливой молодежи в 2011 году VI всероссийский конкурс
Целью работы является выработка комплексной и объективной картины сих преобразований, путём рассмотрения работ вышеупомянутых авторов...
Особенности народного костюма Московской губернии iconОб утверждении методики расчета нормативов расходов бюджетов
В целях обеспечения разработки проекта закона Московской области о бюджете Московской области и составления прогноза консолидированного...
Особенности народного костюма Московской губернии iconМоу лнип
Нип города Королёв Московской области организован в 1989 году совместным решением Министерства народного образования рсфср и Министерством...
Особенности народного костюма Московской губернии iconСреднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
В целях реализации Закона Московской области n 31/2005-оз "О социальном обслуживании населения в Московской области" (с изменениями,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница