Учебное пособие




НазваниеУчебное пособие
страница1/75
Дата публикации06.06.2013
Размер7.58 Mb.
ТипУчебное пособие
litcey.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75




УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ



Учебное пособие


Автор-составитель

Б.М. БИМ-БАД


МОСКВА

Издательство УРАО

1998


УДК 37:572

Б 61

Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б 61 Б М. Бим-Бад. - М, Изд-во УРАО, 1998. - - 576 с.

ISBN 5-204-00162-Х
Настоящее учебное пособие вводит в научную и общекультурную дискуссию о человеке как воспитателе и воспитуемом, о путях его самосовершенствования.

Для студентов и аспирантов педагогического и психологического направлений, учителей и воспитателей, научных работников и преподавателей высшей школы, для занимающихся самообра­зованием в области педагогики и человековедения в целом.

УДК 37:542

Рекомендовано


редакционно-издательским

советом УРАО
Художник В.Ю. Яковлев
ISBN 5-204-00162-Х © Биб-Бад Б.М.,

автор-сост., 1998

© Яковлев В.Ю.,

худ. оформ., 1998

ПРЕДИСЛОВИЕ

I


Кто бы ни был в конечном счете нашим главным воспитателем — Бог? Судьба? Космос? — непосредственно человека воспитывает человек. Воспитуемый и воспитывающий, он един в двух лицах. Задача в том, чтобы понять человека как того и другого, охватить возможности и границы воспитания, его потенциал, резервы, го­ризонт.

Деятельность воспитания предполагает проникновение в при­роду человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бы­тии. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отно­шениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отноше­ниях», — это положение Константина Дмитриевича Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

«Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радо­сти и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово че­ловеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побуди­тельные причины самых грязных и самых высоких деяний, исто­рию зарождения преступных и великих мыслей, историю разви­тия всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспита­тельного влияния, — а средства эти громадны», — справедливо утверждал К.Д. Ушинский.

Педагогические закономерности, практически действенные уче­ния, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут строиться только на фундаменте цело­стного и системного знания о развивающемся человеке, и наобо­рот — каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики. Знание «обо всей широте человеческой жизни» (К.Д. Ушинский), добываемое психологией, философией, историей, социологией, са­мой педагогикой, другими науками о человеке, религией, искус­ством, — призвано дать фундамент для природосообразного вос­питания.

II


Воспитание человека человеком изучается целостно, системно - как педагогико-антропологическая наука.

По природе своей педагогическая антропология есть средото­чие высокой культуры, «золотого фонда» знания человека о са­мом себе. Это знание выверялось и накапливалось тысячелетия­ми. Присвоить себе хотя бы начала этих знаний значит приоб­щиться к культурным ценностям, вносящим высший смысл в жизнь человека. Успех психолога-практика, консультанта, со­циального работника, любого воспитателя и преподавателя зави­сит от степени учета исторически накопленных успехов педагоги­ческого человековедения.

Для родителей и учителей оно незаменимо во всех отношени­ях. Им жизненно важно знать, к какому миру они готовят ребен­ка, что ждет их питомцев в обозримом будущем, когда воспитан­никам придется обходиться без помощи воспитателей. Это заин­тересованное внимание к устройству, духовному облику и тен­денциям развития сегодняшнего мира ради понимания мира зав­трашнего означает, в частности, что педагогическая антропология может ответить на ожидания воспитателя только в качестве це­лостного учения о жизни — педагогического жизневедения, человечествоведения и человековедения, в качестве педагогического осмысления мира.

Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого (чаще всего — одновременно), но и сама воспитывает того, кто систематически и серьезно изучает ее. Педагогическая антропология — зеркало, полезное решитель­но каждому человеку. Ведь мудрость нужна без единого исклю­чения всем, не желающим разрушать этот мир, себя, других.

Для подростков и юношества педагогическая антропология не­бесполезна потому, что снимает мучительные противоречия в сознании бурно растущего человека. Она нужна и в качестве ру­ководства к плодотворному общению. Разумеется, педагогическая антропология ждет всех самосовершенствующихся, самообра­зующихся. Для заблудших и ослабевших в пути она надежда, вы­ход, опора, даже утешение — утишение скорби. Она — школа выживания, путь к спасению.

III


Воспитатель не претендует на разрешение проблем бытия, но он все же волей-неволей участвует в их разрешении. Насколько благотворно — зависит от его понимания «устройства» и векто­ров развития мира. Свое педагогическое мировоззрение он черпа­ет из истории человечества.

История учит тех, кто действительно хочет у нее учиться. Она с неоскудевающей щедростью одаривает гигантским опытом каж­дого взалкавшего мудрости. В вечном споре с неподатливой прак­тикой и с самим собой воспитатель перековывает накопленную человечеством культуру в собственную «методу». Только усвоив уроки прошлого, он может уверенно давать истории новую жизнь, живя ею, становясь звеном между настоящим и будущим.

Не будем преуменьшать разницы между историческими эпоха­ми, между странами и народами, между судьбами и судьбами. Но не станем преуменьшать и сходства между ними. Наряду с наве­ки застывшим в своей неповторимости прошедшим мы найдем и общее, неумирающее, неисчезающее, а только видоизменяющееся во времени. Как однотипны страхи и страсти, радости и коварст­ва, просветленности и зависти, благородства и низости во все времена и у всех народов! Как сходны при всем их своеобразии ситуации, инновации, пертурбации; ошибки, грехи, тупики, ката­строфы и виды погибели, Как похожи, по сути, триумфы!

В своих главных чертах история всегда и везде проявляется в одинаковом или сущностно едином — общечеловеческом, свойст­венном всем людям потому только, что они люди и живут среди людей.

Но история не просто учит нас — мы живы ею. В интимных отношениях с историей лежит исток и тайна нашего очеловече­ния, одухотворения, совершенствования. Чем более (не только по количеству, но непременно и по качеству) почерпнет человек из исторически накопленной культуры, тем более он совершенен. Душа человеческая, наши надежды и сожаления, радости и му­чения, ошибки и победы, интересы и мастерство, и все, и все — суть результат, «продукт» истории. «За нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу» (А.И. Герцен).

История зависит от нас с вами, от того, что же именно мы у нее взяли и сделали своим, от того, какими мы в результате стали.

Ведь человек приходит из рук природы в мир человечеством созданных вещей, порядков, обычаев, законов. Новорожденный оказывается среди истории человечества, воплощенной в языке, потребностях, целях, мыслях, расчетах, логике, наслаждениях, инструментах. В устройстве дома, в звуках колыбельной, в обра­зе жизни окружающих его людей. История человечества разъез­жает в легковой машине, господствует в социальных институциях и государственных учреждениях...

Любая по характеру и содержанию культура, которую впитал тот или иной человек и которая сделала его тем или иным чело­веком, представляет собой историческое образование. Она созда­валась настолько издавна, что спрессовала в себе опыт мириад породивших нас людей. Нередко те древнейшие пласты культуры, которые благодаря своему тайному подчас присутствию в сего­дняшней действительности становятся достоянием новых жиль­цов Земли, оказывают на них не меньшее, а иногда и большее влияние, чем ближайшие к ним по времени продукты культуры. Так, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха воспитали значи­тельно больше героев добродетели, чем любые современные биогра­фии, хотя книгам Плутарха две тысячи лет. Значительное число хо­роших людей в нашей стране воспитано А.С. Пушкиным. Великие люди, давно ушедшие в царство теней, оказывают сильнейшее вос­питывающее воздействие на сегодняшнего растущего человека как бы через голову родителей и учителей, через толщу веков.

История воспроизводит себя. Ничто, ничто случившееся в ми­ре не проходит бесследно. Каждый наш поступок, дурной или по­ложительный, сказывается в будущем, которое оставляем потом­кам. Ни одна улыбка, ни один взмах ресниц, ни один жест ни од­ного человека не могут исчезнуть в энергетическом пространстве мира, вечном и неуничтожимом. А человек, живя, ничего иного и не делает (это убедительно показал В.М. Бехтерев), как только превращается в различные виды энергии — тепловую, электриче­скую, или энергию мыслей, чувств и дел. Так, современный убийца не подозревает, что в его воспитание внес свой вклад ди­карь, захвативший место у костра с помощью дубинки почти миллион лет тому назад, внес через длинную цепь поколений.

Сегодняшний день соткан из прошлого и будущего.

Станемте задавать истории свои наболевшие вопросы, вслуша­емся в неторопливые, раздумчивые повествования и извлечем из них уроки. Тит Ливий в «Предисловии» к своей бессмертной «Истории Рима» писал: «Мне бы хотелось, чтобы каждый чита­тель в меру своих сил задумался над тем, какова была жизнь, ка­ковы нравы, каким людям и какому образу действий — дома ли, на войне ли — обязана держава своим зарожденьем и ростом; пусть он далее последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо... В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого ро­да поучительные примеры в обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же — чего избегать: бесславные начала, бесславные концы».

Чтобы присваивать опыт человечества, надобно, во-первых, хо­теть это делать. Во-вторых, необходимо располагать условиями, в частности временем, помощниками (учителями, воспитателями), учебными материалами. В-третьих, нужно уметь это сделать.

Хочется надеяться, что у читателя найдутся и желание, и уме­ние, и воля глубоко усвоить содержание этой книги, представ­ляющей собой, по сути, самоучитель исторически накопленной человечеством педагогической мудрости.

IV


Настоящее пособие соответствует программе вузовского курса педагогической антропологии. Но, поскольку в ряде регионов на­шей страны человековедение введено в школьную программу в качестве обязательного учебного предмета и десятки тысяч учи­телей нуждаются в дополнительной подготовке, чтобы успешно вести этот новый для общеобразовательной школы предмет, по­собие учитывает интересы школьного учителя. В нем преду­смотрены материалы, задачи, вопросы, упражнения как для сту­дентов, так и для учащихся школы.

Текст пособия составлен из адаптированных произведений ве­ликих деятелей культуры. Большая часть текстов, приводимых в пособии, сокращена, частично пересказана, терминологически мо­дернизирована, облегчена для понимания. Превращена в учебные тексты. Автор-составитель несет полную ответственность за их смысловую аутентичность. Ему принадлежит и педагогико-антропологическая интерпретация этих документов.

В пособии использованы тексты Библии, Организации Объединен­ных Наций, Айзека Азимова, Рюноске Акутагавы, Б.Г. Ананьева, Аристотеля, М.М. Бахтина, А.А. Блока, Франца Боаса, Мар­тина Бубера, Эли Визеля, Мохандаса Карамчанда Ганди, Геор­га Вильгельма Фридриха Гегеля, Иоганна Вольфганга Гёте, Вильгельма фон Гумбольдта, Л.Н. Гумилева, Эдмунда Гус­серля, Чарльза Диккенса, Вильгельма Дильтея, Ф.М. Досто­евского, Эмиля Дюркгейма, Жан Поля, Абу-Зейд Абд ар-Рахман Ибн-Халдуна, Э.В. Ильенкова, Альбера Камю, Иммануила Канта, Каутильи, Б.М. Кедрова, Мартина Лютера Кинга, В.О. Ключевского, М.М. Ковалевского, Габриэля Компейре, Жана Антуана Кондорсе, Роберта Конквеста, В.Г. Коро­ленко, Г.С. Костюка, Конфуция, П.А. Кропоткина, П.Л. Лав­рова, Фелисите Ламенне, Клода Леви-Строса, Конрада Ло­ренца, Хосе Ортеги-и-Гассета, Блеза Паскаля, Б.Л. Пастер­нака, Платона, А.П. Платонова, А.С. Пушкина, Бертрана Рассела, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Д. Сахарова, Адама Смита, B.C. Соловьева, Рабиндраната Тагора, Алексиса де Токвиля, Л.Н. Толстого, Олвина Тоффлера, Иоганна Готлиба Фихте, Зигмунда Фрейда, Мишеля Фуко, Августа фон Хайека, М.И. Цветаевой, В.Т. Шаламова, Адама Шаффа, Альбер­та Швейцера, Уильяма Росса Эшби, Давида Юма, Карла Ясперса и многих других.

Подробные библиографические описания источников приведены в конце книги. Эти описания снабжены датами жизни авторов.

За редкими исключениями, специально оговариваемыми в со­ответствующих случаях, все тексты сгруппированы по темам, го­могенизированы внутри каждой из тем и превращены в единый документ. Таким образом, читатель сталкивается с неким услов­ным коллективным автором. У него почтенный возраст — ему не менее трех тысяч лет. И одновременно это ныне живущий — в прямом и переносном смысле — автор.

Собирая такой обширный «круглый стол», составитель исходил из того, что проблемы педагогической антропологии возникли не сегодня и даже не вчера. Что существует преемственность обще­человеческой культуры. Что ценность обсуждаемых здесь идей определяется не их «возрастом», а субстанциональностью, значи­мостью, злободневностью связанных с ними проблем педагогики.

Современная педагогическая антропология идет в фарватере мировой мысли и возможна только как результат ее усвоения. Проблематика, метод, содержание педагогической антропологии синтетичны, полидисциплинарны. Их сегодняшнее звучание мыс­лимо только как реверберация в пространстве всеобщей научной и общекультурной дискуссии.

Подготовка пособия была бы невозможной, если бы не по­мощь в сборе материалов и их обработке, оказанная А.И. Айдиновой и О.И. Левкович. Появлению этой книги способство­вали также O.K. Дрейер, И.С. Лицов и В.Н. Лучинкина. Ав­тор-составитель приносит им великую свою благодарность и признательность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75

Похожие:

Учебное пособие iconУчебное пособие Издательство
Н 191 Экология: учебное пособие / О. Б. Назаренко – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 100 с
Учебное пособие iconНа учебное пособие И. М. Юсупова
Данное учебное пособие актуально как дидактический материал, которое заполнит существующую нишу в учебной литературе
Учебное пособие iconТеория чисел. Учебное пособие. 3-е изд. Isbn 978-5-8114-0847-4
Учебное пособие предназначено для студентов университетов и педагогических вузов
Учебное пособие iconУчебное пособие Составил д-р Леонид Позин
Словарь представляет собой учебное пособие и будет полезен широкому кругу читателей, изучающих иврит
Учебное пособие iconУчебное пособие
Г82 Противодействие организованной преступности: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Гурова, B. C. Овчинского. М.: Инфра-м,...
Учебное пособие iconСукачева Т. Г. Математическая логика. Курс лекций. Задачник-практикум...
Учебное пособие предназначено для студентов университетов и педагогических вузов, изучающих математическую логику
Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
М 43 Международные стандарты аудита: учебное пособие / А. В. Нестеренко, Т. Ю. Бездольная. – 4-е изд., перераб и доп. Ставрополь:,...
Учебное пособие iconУчебное пособие для учащихся начальной ступени общеобразовательных учреждений
Учебное пособие предназначено для дополнения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебное пособие iconУчебное пособие Четвертое издание Москва Издательство «Флинта»
Тесты по английскому языку для школьных олимпиад: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука; 200t. 80 с
Учебное пособие iconУчебное пособие по дисциплине «Физика»
Электронное учебное пособие по дисциплине «Информатика» – преподаватели Жиляева И. Н., Короткова М. А

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница