1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология




Название1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология
страница1/6
Дата публикации30.03.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология: греч. уч-е о феноменах (явлении). Опр. – отрасль религ-ведения в нач.20в. для выделения, описания и анализа феноменов религ. сознания, которые рассматриваются как априорные структуры чистого сознания и чел-го существования; религ-ведение возникло на стыке фил-фии, теологии, антропологии, этнографии, истории, был эклектич-й хар-р, не было структурообразу-ющего ядра = Фен-гия: 1) у Канта – уч-е об эмпирич. явлении в отличие от уч-я о вещи-в-себе; слово «фен-я» в трех «Критиках» не встречается; 2) у Гегеля («Фен-гия духа») – это метафизич. изображение чел-го сознания в его диалектич-ком поступат-ном движ-и от чувст-ти, через самосознание, нравственность, искусство, религию, философию – к абсолютному знанию, как уч-е о саморазвитии духа; 3) у Брентано – это «описательная психология»; 4) у Штумпфа – анализ чувственного содержания и образов памяти; 5) у Гартмана – выявление и описание феноменов как систематирующей работы мысли, за ней идет проблематика и теория; 6) у Гуссерля – исследование значения и смысла, наука о сущностях (эйдосах- образ, понятие, идея, у Гуссерля равнозначно сущности), сведения о которых намеренно исключены, «заключены в скобки» (операция эпохэ - отбрасывание всех полученных в ходе “истории” мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета), у Гуссерля фен-гия есть наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность независимо от реальности и чувственного опыта; согласно феноменологии Гессерля реальность есть не то, что суш-ет независимо от сознания, а то, на что сознание направлено. Особенностью фен-гии является интенциональность = «сознание есть сознание о чем-либо» - реальностью обладает не то, что является самостоятельным, но интенциональное («являющееся»); общность сущностей образует «бытие-для-себя» как сознание, исследование чего составляет конечную задачу фен-нологии. Феноменология расчищает путь к явлениям, который при «природной» установке заполнен предрассудками о являющемся (феномены). В феноменологии «сознание становится чистым сознанием». Существование предметов благодаря «интенциональному переживанию» познается в ходе созерцания; участие субъекта в этих процессах сознания не интересует фен-гию, которая есть наука о конструировании мира, о структуре бытия, как идеальной предметности. Это конструирование осущ-ется в чистых переживаниях сознания, создающих смысл и освобождение сознания от натуралистич-х установок, усиление субъективизма, разрыв с методологией естествознания = экзистенциализм (изучение априорных структур чел-го сущ-ния – напряжений между чел-кой реальностью и миром = страх, заботы… - Хайдеггер, Сартр). Религиовед.дисциплины: фил-фия рел., соц-гия рел., псих.рел., истор.рел., фен-гия рел. (нач.20в.), теолог.рел. (серед.20в.). Задачи: фен-гии религии = определение смысла духовных феноменов, их структуры, формы (без внимания к содержанию) + описание и осмысление религ.жизни = путем наложения запрета на обычное, «естественное» рассмотрение данных в психическом опыте человека (эпохе), для выявления типолог-ких структур интенциональных актов религ-го сознания. Методология: опирается на фен-кий метод Гуссерля; метод структурализма = изучение внутр. иерархий и взаимосвязей феномена, изменений его во времени как целого (в отлич-е от историцизма = изменения по частям) т.е. системный подход (этнография = Леви-Строс, психология = Выгодский), как отказ от исследования религии с опорой чисто на свящ.тексты, в психологии религии отказ от бихевиоризма (механицизм в психологии = отождествляется сознание и поведение); метод отказа от метафизики (главное отличие от религиозной философии) и исслед-е религии как феномена духовного опыта чел-ка в виде особых явлений его религ-го сознания (феноменов) = «священное», акт веры, «типы» религиозного опыта, религ.категории (Бог, душа, благодать).


^ 2. Методологии в изучении религии вообще и специфические методы феноменологии религии: Метод-я изуч-я религии вообще (3 подхода): 1) атеистич-й = внешние стороны религии; религия - предрассудок, ложь, болезнь; метод - рацион-зма, редукц-зма: 2) секуляр-ский = внешние и внутренние стороны религии, как одной их форм культуры; методы - плюрализм, либерализм, толерантность; 3) Религ.-теологич-кий = осмысление религии "изнутри", как истинной реальности; религия - высшая формы бытия, основа культуры; его методы: а) догматический, б) сверхразумное постижение; в) признание истины религ-ного праксиса. Фен-гия религии тяготеет к третьему уровню + согласие со вторым. Проблемная установка фен-гии рел.: 1) своя методология в отличии от др.религиовед.дисципл.; 2) фил-кое опр.религии; 3) исслед.основ и предпосылок религии; 4) анализ религ-х мировоззрений; 5) учение о Боге в соотношении с др. субстанциональными парадигмами язычества. Социология религии использует знания феноменов религии (о религ.сознании, о культе) и трактует их для изучения религиозного поведения в обществе. Психология религии изучает функции религ.феноменов в поведении. История религии изучает все многообразие религиозных движений во времени. Феноменология религии структурно обобщает смыслы религиозных феноменов, поэтому сложились две программные установки: 1) дескриптивная (descripcio, описание) – описание религ.феномена с помощью общих понятий (метод структурализма, выявление: структуры, иерархий, форм); 2) интепретативная – истолкование, раскрытие смысла феномена без редукции. Отсюда критика редукционизма в понимании религии (сведения к психике, к социальности, к культуре, к суевериям).

^ 3. Э.Гуссерль — фил-фский предшественник фен-гии религии. Какие его идеи активно использ-ся фен-гами рел-гии, а какие - нет? у Гуссерля – исследование значения и смысла, наука о сущностях (эйдосах- образ, понятие, идея, у Гуссерля равнозначно сущности), сведения о которых намеренно исключены, «заключены в скобки» (операция эпохэ - отбрасывание всех полученных в ходе “истории” мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета), у Гуссерля фен-гия есть наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. Особенностью фен-гии является интенциональность = «сознание есть сознание о чем-либо» - реальностью обладает не то, что является самостоятельным, но интенциональное («являющееся»); общность сущностей образует «бытие-для-себя» как сознание, исследование чего составляет конечную задачу фен-нологии. Феноменология расчищает путь к явлениям, который при «природной» установке заполнен предрассудками о являющемся (феномены). В феноменологии «сознание становится чистым сознанием». Существование предметов благодаря «интенциональному переживанию» познается в ходе созерцания; участие субъекта в этих процессах сознания не интересует фен-гию, которая есть наука о конструировании мира, о структуре бытия, как идеальной предметности - наукоучение. Это конструирование осуществляются в чистых переживаниях сознания, создающих смысл. Позитивисты = логика (как чистая наука черпает себя из псих.жизни, из психологии), Гуссерль считал, что философия должна исследовать основания науки («сайентология») = критиковал психологизм позитивистов (психология изучает естественные законы как они есть по вероятности индуктивного метода, т.е. апостериорно, из опыта = антропологизм истины; логика – идеальные связи как они должны быть по дедукции, т.е. априорно, трансцендентально = истина независима от человека). Наукоучение (понятия, суждение, отношения, категории как единое основание) = пра-наука = как чистая феноменология (идеи абсолютного познания, не зависящая ни от пространства, ни от времени). Гуссерль: переход от естественной установки (влияние внешних фактов, натурализм, априорных принципов нет, все из опыта, эта установка объективной истины не дает, у рационалиста-Гегеля истина развивается = абсурд); к фен-кой установке (идти от сознания к предмету, направить сознание на то, что трансцендентно ему, познавать идею предмета, отрешится от его существования, это идея, эйдос, логос предмета). Второй этап: фен-кая редукция = отказ от феноменов нашего сознания (от обыденного, бытового, психологического, мифологического, от всех данных науки до меня); Гуссерль возрождает термин скептиков эпохэ = воздержание от суждения (избавление от реального Я) = получаем чистое сознание, чистое Я = результат трансцендентально-феноменологической редукции = остаются лишь феномены вещей (их формы, идеи, логосы без содержания психологической наполненностью обыденного сознания = идеи Платона). Феномен = явление (самодостаточно и интенционально = знание вещи направленное на нее, конституирующее ее). Ноэсис – мышление вообще (истинность), ноэма – конкретный смысл о чем-то. Ноэсис + ноэма + интенциональность = единое целое чистого Я. Вещь конституируется сознанием как феномен чистого Я, он априорен, знание его истинно. Интерсубъктивность = чистое Я не может конституировать бытие вещи и бытие другого сознания, другое Я сущ-ет во мне только как феномен. Мыслящее направлено на мыслимое: ноэсис, интенциональность, ноэма.

^ 4. Рудольф Отто (1869-1937) – предшеств-к фен-гии рел.; круг его основных понятий: нем. религиовед, книга «Священное» (1917) = изучал не идеи Бога и религии, а религ.опыт, термины: мysterium tredendum - благочестивый трепет, ужас, мysterium fascinans - ослепляющее, увлекающее, восхищающее, numineuses святость, божественность, Божья воля; sacrum – иное, священное, homo religiosus – «чел-к религ-ный»; страх создал богов, религия = способ преодоления смерти в существовании чел-ка = жажда бога есть религиозность; эволюционист, занимался сравнительным исследованием релг-х феноменов: священное и мирское = две ситуации чел-го сущ-ния = концепция «чел-к религ-й»: феноменология рассматривает религию не в социуме или как историч.явление, а как изначальное, присущее чел-ку, который по природе есть = homo religiosus. Отто настаивал на иррациональности религ-го опыта = явления религ-го сознания – конечные сущности, образы («религиозные универсумы»), за ними для феноменолога ничего нет, нет бога, нет вопроса истинности религии. Развитие этих феноменов есть конструирование некоторого подобия религиозной истории чел-ва: искания истины в понятиях универсальных религ-х структур, которые выявляет и анализирует феноменология.

^ 5. Вклад А.Ф.Лосева в феноменологию мифа: Лосев попытался вскрыть существо мифа не богословскими (миф = прарелигия) или этнографическими (теория эволюционизма) методами, а феноменологически, т.е. не изгоняя таинственное и чудесное (смотреть теми глазами, тем мышлением, как люди, которые отражены в них = герменевтический подход), а брать миф и религию такими, как они есть; мифология невозможна без социологии мифа, эта работа есть введение, по словам Лосева, в социологию мифа, которую он мыслит историософски, он разбирает феноменологическую структуру мифа, дает установку основных социальных типов мифологии (восточный, античный, средневековый = византийско-православный, католический, протестанский тип мифологии, который делится на 3 по типам мышления: дуализм, позитивизм, рационализм); теория мифа без социологии – это очень плохая теория по-Лосеву, нельзя быть либеральным дуалистом – реальная жизнь сама по себе, а миф – сам по себе.

^ 6. Работа А.Ф.Лосева «Диалектика мифа»: история издания и связанные с этими события: Ужесточение идеолог-й ситуации в СССР, в апр.1930 был арестован, предъявлено обвинение в публикации запрещенных цензурой фрагментов «Д.мифа» = за его религиозную позицию, рецензия в «Правде» Кагановича и в докладе на XVI съезде ВКП(б) называет его «фило­софом-мракобесом», «реакционером и черносотенцем», «наглейшим нашим классовым врагом», говорит о «все еще недостаточной бди­тельности»; в прениях по докладу Лосева как «идеалиста-реакционера», «мракобеса», ярлык «монархиста», «откровенно поповский реакционный идеализм», а т.к. сотрудник Главлита, пропустивший «Д.мифа», моти­вировал тем, что это «оттенок философской мысли», заключает: «А я думаю, нам не мешает за подобные оттенки ставить к стенке»; Горький выступил против Лосева в печати; по приговору Лосев 18 месяцев на «трудовом перевоспитании» на Беломоркана­ле; в 1933 освобождению заболевшего Лосева и его жены способствовали М. И. Ульянова и Е. В. Пешкова, у Лосева навсегда нарушается зрение; Лосеву было полуофициально разрешено заниматься античной мифологией без всяких ассоциаций с современ­ностью и без религиозных выводов. Основные идеи: 1) вырвать миф у этнографов и сделать его «феноменологическую чистку понятий»; 2) миф есть реальность, диалектически необходимая категория сознания и бытия; 3) в мифе нет метафизики, он есть символ, он есть личностная форма; 4) религия и мифология суть сферы личностного бытия, они живут самоутверждением личности: религия = субстанциональное самоутверждение личности в вечности, а мифология ни то, ни другое, а есть энергийное (феноменальное, независимое от проблем вечности и времени) самоутвержд-е личности, разрисовка личности, образ личности; миф без религии возможен, религия без мифа – нет; 5) миф историчен, это энергийное, смысловое или феноменальное становление личности, миф есть личностное бытие, данное исторически, в словах данная личностная история; 6) миф есть чудо.

^ 7. Что не есть миф («Д. мифа»): 1) миф не есть выдумка (только для науки) с точки зрения самого мифического сознания есть подлинная реальность, мысль и жизнь, его структура логична; 2) миф не есть бытие идеальное (чисто смысловое), а сама жизнь, жизненно ощущаемая реальность; 3) не есть примитивно-научное построение, как бы первобытная наука (Тейлор, Спенсер), он практичен, насущен = первобытная наука не имеет ничего общего с мифом, наука - мир формул и схем – жалкий привесок мифологии, наука появлялась из мифа, миф из живых личностей, миф предшествует науке (НЛО, город Солнца), в физике много мифов (эфир, теплород), смысл предшествует явлению, прогресс = миф, миф вненаучен, миф = живое субъект-объектное общение, есть мифическая истина, закономерность и структура; 4) миф не есть метафизическое построение, миф есть чувственное бытие (холодный цвет, стальной голос, тяжелый звук) – похождение Хомы Брута в «Вие»; 5) миф не есть схема, ни аллегория, но символ (символика цветов); 6) миф не есть поэтическое произведение, но отрешенность как чудесность в реальности, как отрешенность от повседневности (в поэзии только образы и их созерцание); 7) миф не есть спец-е религ-е создание: религия и мифология суть сферы личностного бытия, они живут самоутверждением личности: религия = субстанциональное самоутверждение личности в вечности, а мифология ни то, ни другое, а есть энергийное (феноменальное, независимое от проблем вечности и времени) самоутвержд-е личности, разрисовка личности, образ личности. Миф без религии возможен, религия без мифа – нет; 8) миф не есть догмат, миф историчен, это энергийное, смысловое или феноменальное становление личности; 9) миф не есть историческое событие как таковое.

^ 8. Личность — существо мифическое: личность есть символически осуществленная интеллегенция (сфера самосознания+ощущ-я), миф есть личностное бытие; личность всегда есть выражение = телесно осуществленный символ и интеллегенция, она сущ-ет в истории, тело есть стихия личности и актуальное проявление духа; всякая личность есть миф, т.к. она осмыслена в мифическом сознании, ибо одна и та же личность может быть представлена и изображена в бесконечном разнообразии форм, смотря от того в каком плане пространственно-временных форм мы ее мыслим («с какой стороны посмотреть») = в «античном комосе» (огонь, свет, воздух, земля, вода) 5 типов пространств = 5 типов тел по стихиям = 5 типов символов. Религия есть субстанциональное самоутвержд-е личности в вечности. Миф есть энергийное саоутвеждение личности, разрисовка личности, образ личности; миф историчен, это энергийное или феноменальное становление личности.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология icon1. Предмет религиоведения. Методы, принципы в религиоведческом познании
Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии...
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология iconВопросы по истории религии
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология iconВопросы по истории религии
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины дисциплина б. 2 «История...
Дисциплина «История и методология юридической науки» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин учебного плана подготовки...
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология iconНачало психологии религии обычно связывают с появлением исследований,...
Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами, исследуя психологические аспекты жизни религиозных...
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология icon1. Определение понятия «методология» «Методология» система принципов...
«Методология» – система принципов научного исследования. Методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным...
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология iconВопросы к государственному экзамену по специальности «Религиоведение» 2008-2009 уч год
Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология iconПредмет и задачи социальной психологии как науки. Вопросы: Место...
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
1. Феноменология религии среди религиовед-х дисциплин, ее особенности, задачи, возникн., методология iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Дисциплина «Логика и методология науки» включена в базовую часть общенаучного цикла дисциплин учебного плана подготовки магистров...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница