Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины




Скачать 237.36 Kb.
НазваниеРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации25.02.2013
Размер237.36 Kb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Журналистика > Рабочая программа
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет международных отношений

Регистрационный номер

Рабочей программы учебной дисциплины

/ /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этика и право в сфере журналистики и связей с общественностью (Ethics and Law in Journalism and Public Relations)

основной образовательной программы

высшего профессионального образования по уровню магистратура

подготовки по направлению 031900 “Международные отношения”

для получения квалификации (степени) магистра

код дисциплины: ОНЦ.В СО 125 по учебному плану: 12/5568/1 форма обучения: очная

виды промежуточной аттестации: зачетов – нет, экзаменов – 1

Трудоемкость учебной дисциплины: 6 зачетных единиц

Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

    1. Цели и задачи учебных занятий

Целью дисциплины является формирование у обучаемого представления, с одной стороны, об основах профессиональной этики журналиста, а с другой, о системе законодательства о средствах массовой информации как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, связанные с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов и возникающие в процессе создания и использования материалов средств массовой информации, а также при возникновении, функционировании и закрытии организаций СМИ.


    1. ^ Язык обучения: русский




    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Предполагается, что студенты обладают набором общих и профессиональных компетенций, полученных в ходе освоения теоретических дисциплин и других видов учебной работы по итогам первого семестра обучения в бакалавриате по направлению 031900 – “Международные отношения”.


    1. ^ Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ОКМ-2: готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач.

ОКМ-5: готов работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках.

ПК-3: способность принимать участие в организации и проведении международных переговоров с целью продвижения имиджа и бренда властных структур, коммерческих предприятий и неправительственных организаций, осуществляющих международную деятельность.


    1. ^ Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен знать основные особенности системы современного информационного законодательства РФ, иметь представление о системе профессиональной этики журналиста.

    1. ^ Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Лекции – 18 часов

Семинары – 16 часов

Текущий контроль – 18 часов


    1. ^ Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп

^ Код модуля в составе дисциплины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

^ Объём активных и интер-активных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия


лабораторные
работы


контрольные
работы


коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация


под руководством
преподавателя


в присутствии
преподавателя


без участия
преподавателя


текущий контроль

промежуточная
аттестация


очная форма обучения

ПЦ

18

16

0

0

0

0

0

18

0

0

0

102

0

0

52

6

10

10

0

0

0

0

0

10

0

0

0

10

0

0

Итого:

18

16

0

0

0

0

0

18

0

0

0

102

0

0

52

6

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

ПЦ

экзамен

с 31 декабря по 31 января

блиц-опросы

с 1 сентября по 31 декабря



    1. ^ Структура и содержание учебных занятий

      1. Распределение тем по часам и видам аудиторной и самостоятельной работы

№ п/п

Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия

(час)

Самост. работа

Всего часов

в том числе

лекции

семинары

1.

Права и обязанности журналистов

2

2

14

18

2.

Источники законодательства о СМИ

2

2

14

18

3.

Информационное право РФ

2

2

14

18

4.

Свобода информации

2

2

2

6

5.

Реклама и свобода слова

2

4

14

18

6.

Интернет, новые СМИ и их правовое регулирование

2

2

14

18

7.

Защита чести, достоинства и деловой репутации

2

2

14

18

8.

Основы профессиональной этики в сфере журналистики и связей с общественностью.

4

2

14

20




ИТОГО

18

16

102

134




      1. Темы и краткое содержание

ТЕМА I. Права и обязанности журналистов. Свобода мысли, слова и печати как неотъемлемое право человека. Специфика прав и обязанностей журналистов перед обществом. Право и обязанность журналистов на сохранение в тайне конфиденциальных источников информации. Роль СМИ в информировании общества, проблема доступа к информации для граждан и СМИ, законодательные акты гарантирующие СМИ доступ к информации. Свобода информации и ответственность. Основные элементы свободы массовой информации: свобода искать, получать, хранить и распространять информацию. Злоупотребление свободой массовой информации. Запрет использования СМИ для призывов к насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, для возбуждения национальной, классовой, социальной или религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.
ТЕМА II. Источники законодательства о СМИ. Источники права СМИ: международные договоры, конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Запрет цензуры. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российской Конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека(1948 г.),Международному пакту о гражданских и политических правах (1966г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1953 г.). Разграничение полномочий в сфере массовой информации между федеральными и местными органами власти. Законотворчество о СМИ в субъектах Российской Федерации.
ТЕМА III. Информационное право РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Основные понятия, используемые в законе. Учреждение и регистрация СМИ. Понятие учредителя. Редакция, журналист, издатель, распространитель, их взаимные права и обязанности. Договор между учредителем и редакцией. Редакционный устав. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах. Регистрирующий орган: контроль над деятельностью СМИ и обеспечение информационной безопасности. Порядок прекращения функционирования СМИ. Закон РФ "Об Информации, информационных технологиях и защите информации". Государственные, общественные, частные СМИ. Федеральные законы «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ», «Об экономической поддержке районных (городских) газет».
ТЕМА IV. Свобода информации. Доступ к информации: фактические возможности граждан и прессы. Запрос информации. Порядок отказа или отсрочки в предоставлении информации, их обжалования. Закон "О государственной тайне" и Закон "О персональнальных данных". Гласность суда, исключения из этого принципа. Особенности работы журналистов в законодательных органах власти. Порядок аккредитации и ее лишения в государственных органах, организациях и учреждениях. Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Собственность на информацию. Сведения, не подлежащие засекречиванию. Государственная и иные охраняемые законом тайны. Порядок отнесения сведений к государственной тайне. Понятия служебной и коммерческой тайны. Профессиональная тайна. Ограничения на деятельность журналистов в ходе вооруженных конфликтов и при чрезвычайном положении. Ответственность за непредоставление информации. Ответственность журналиста за предоставление секретной информации.
ТЕМА V. Реклама и свобода слова. Реклама и ее правовое регулирование. Закон «О рекламе». Функции федерального антимонопольного органа в области контроля за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Ненадлежащая реклама: недобросовестная реклама; недостоверная реклама; неэтичная реклама; заведомо ложная реклама. Запрет сравнительной рекламы. Скрытая реклама. Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, медикаментов и медицинских услуг. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Права потребителей. "Закон о защите прав потребителей". Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Контрреклама. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Квоты для социальной рекламы. Рекламные издания и телеканалы.
ТЕМА VI. Интернет, новые СМИ и их правовое регулирование. Проблемы правового регулирования в условиях технологической конвергенции. Правовой контроль над содержанием публикаций на новых носителях в условиях трансграничного характера сетей: порнография, диффамация, экстремистские материалы и т.п. Регулирование использования рекламы и торговых марок. Проблемы авторского права, связанные с размещением информации на web-страницах и созданием мультимедийных произведений. Юрисдикция национальных судов, юридический статус провайдеров Интернет-услуг. «Принудительное саморегулирование». Авторское право, распространение непристойных и запрещенных материалов и сообщений по компьютерным сетям. Шифрование и вопросы национальной безопасности.
ТЕМА VII. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Распространение порочащих человека сведений. Обязанность журналистов проверять достоверность сообщаемой ими информации. «Зоны риска». Опровержение и ответ. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к средствам массовой информации. Клевета, оскорбление. Трактовка понятий «факт и оценка (комментарий)», «сведения и мнение», «ненормативная лексика» и других. Презумпция невиновности и журналистская практика. Неприкосновенность переписки и жилища. Обстоятельства, позволяющие журналистам использовать скрытую запись согласно российскому закону о СМИ. «Компромат» и принцип общественного интереса.
ТЕМА VIII. Основы профессиональной этики в сфере журналистики и связей с общественностью. Право и мораль. Анализ этических аспектов журналисткой деятельности. Характеристика сущности и структуры журналисткой этики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия телерадиовещателей. Декларация гильдии судебных репортеров России. Международная декларация принципов поведения журналиста. Международные принципы профессиональной этики журналиста. Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью. Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс). Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

2.1. Методическое обеспечение учебной работы

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы:

- Компетентностно-ориентированный учебный план ООП ВПО магистратуры по направлению 031900 “Международные отношения”;

- Характеристика ООП ВПО магистратуры по направлению 031900 “Международные отношения”;

- настоящая Рабочая программа;

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы:

- настоящая Рабочая программа;

- план семинарских занятий;

- список рекомендованной литературы по курсу.

2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы):

- список вопросов к экзамену;

- конспекты для самоподготовки к семинарским занятиям;

- списки источников и литературы, использованных студентами при подготовке к семинарским занятиям;

- вопросы тестов и блиц-опросников.
^ 2.2. Кадровое обеспечение

2.2.1.Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины:

- наличие диплома о высшем профессиональном;

- наличие ученой степени кандидата (доктора) наук по политологической специальности (направлению);

- наличие публикаций по проблематике курса.

2.2.2.Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом:

- лаборант кафедры или факультета;

- инженер компьютерного оборудования.

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса:

- анкеты;

- опросные листы.
^ 2.3. Материально-техническое обеспечение

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:

- не менее 10 посадочных мест;

- техническая возможность использования мультимедийного оборудования;

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования:

- персональный компьютер, оснащенный базовыми программами Microsoft Office;

- мультимедийный проектор;

-- экран;

- демонстрационная доска.

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию: нет

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению: нет

2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов: без дополнительных требований

^ 2.4. Информационное обеспечение

2.4.1. Список обязательной литературы:

I. Источники

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных забот 1950 г.

4. Конституция РФ 1993 г.

5. Закон РФ «О СМИ» 1991 г.

6. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 2006 г.

7. Закон РФ «О рекламе» 1995 г.

8. Закон РФ «О государственной тайне» 1993 г.

9. Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1995 г.

10. Уголовный кодекс РФ.

11. Гражданский кодекс РФ.

12. Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс).

13. Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью.

14. Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994.

15. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

16. Хартия телерадиовещателей

17. Декларация гильдии судебных репортеров России

18. Международная декларация принципов поведения журналистов 1986 г.

19. Международные принципы поведения в журналистике 1983 г.
II. Литература

1.Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М., 1997.

2.Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М., 1998.

3.Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М., 1994.

4.Бачило И. Л. Информационное право: основы практической информатики.Учебное пособие. М., 2001.

5.Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право:Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб., 2001.

6.Бачило И. Л. Глобальная информатизация и право. Информационно-аналитический журнал №5; http://www.fact.ru.

7.Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право, 2001, № 2.

8.Воинов А.Е. Клевета: способы защиты // Законодательство и практика средств массовой информации, 1996. № 6

9.Государственная тайна в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса. СПб., 2000.

10.Городов О. А. Информационное право. Учеб. М., 2007.

11.Журналист в поисках информации: Сб. материалов для работников СМИ и будущих журналистов / Ред. А.К. Симонов; 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.

12.Загородников С.Н., Шмелев А.А. Основы информационного права: Учебное пособие. М., 2005.

13.Защита чести и достоинства: теоретические и практические вопросы / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М., 1997.

14.Ефремова В.К., Ратинов А.Р. Смысл и бессмыслица аккредитации // Законодательство и практика средств массовой информации, 1997. № 4.

15.Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. М., 2007

16.Ковалев Е. А., Шевчук В. Д. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде. Практические рекомендации. Ярославль, 1995.

17.Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации (подготовлена сектором информационного права Института государства и права РАН). Информатизация и связь, 2005, № 2.

18.Кравченко Ф.Д. Презумпция невиновности и журналистика // Законодательство и практика средств массовой информации, 1997. № 6. С. 10–14

19.Кудрявцев М.А. Право СМИ в современной России: проблемы и перспективы // Законодательство и практика средств массовой информации, 1999. № 3. С. 11–18

20.Кудрявцев М.А. Способы защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации в современном российском праве // Законодательство и практика средств массовой информации, 1998. № 9–10. С. 25–40.

21.Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006.

22.Лапина М.А. Информационное право: Учеб. Пособие. М., 2004

Лекции по основам правовых знаний для журналистов / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М., 1999.

23. Марвик К. Ваше право на правительственную информацию / пер. с англ. –СПб., 1996.

24.Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

25. Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. М., 2000.

26. Прохоров Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. М., 2001

27.Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.

28. Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.

29. Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999.

30. Самохвалов А. Учреждение и регистрация СМИ // Среда. 1996. № 2.

31. Свобода доступа к информации в России: правовые, организационные, профессиональные проблемы. М., 1997.

32.Телекоммуникации и право / под ред. Ю. М. Батурина. М., 2000.

33.Техника юридической безопасности для журналиста. М.,1997.

34.Трошкин Ю. В. Права человека: Нарушения и защита прав человека и прессы: учеб. пособие. М., 1997.

35.Федотов М. А. Правовые основы журналистики. М., 2002.
2.4.2. Список дополнительной литературы:

1. Городов О. А. Информация как объект гражданского права // Правоведение, 2001, № 5.

2. Городов О.А. Основы информационного права России: Учебное пособие. СПб., 2003.

3.Деннис Э., Меррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

4.Информационное право и становление основ гражданского общества в России / Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М.,2008.

5.Информационные ресурсы развития Российской Федерации: Правовые проблемы / Ин-т государства и права. М., 2003.

6.Интеллектуальная собственность на телевидении и радио: учеб. пособие / под ред. Э. П. Гаврилова, П. Круга. М., 1998.

7.Копылов В.А. Информационное право: Учебник. М., 2002.

8.Краткий юридический справочник для журналиста. – М.: Фонд защиты гласности, 1997.

9.Правовые аспекты лицензирования телерадиовещания и телекоммуникаций / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М., 1999.

10.Правовые понятия и категории в контексте информационного права / Материалы теоретического семинара по информационному праву 2006 г. М., 2006.

11.Рассолов М. М. Информационное право // - М.: Юристъ. 1999.

12.Северин В.А. Правовое регулирование информационных отношений // Вестник МГУ. Серия Право. 2000, №5. С.21-3

13.Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. М., 2000, №5

14.Теоретические проблемы информационного права. Сб. трудов. М., 2006.

Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы

Разработчики рабочей программы










Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)




Панцерев Константин Арсеньевич

д. полит. н.

доцент

доцент кафедры теории и истории международных отношений ФМО СПбГУ

эл. почта: ppsapmar@yandex.ru

тел.: 8 (812) 576 42 28
























































^ В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы




образовательных программ проведена двухуровневая экспертиза:




первый уровень

(оценка качества содержания рабочей программы и применяемых педагогических технологий)




Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола




Теории и истории международных отношений






















второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)




Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом




Уполномоченный орган



Дата принятия решения

№ документа




Учебно-методическая комиссия факультета международных отношений





























































Иные документы об оценке качества рабочей программы




Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа



































































Утверждение рабочей программы




Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа




Декан факультета международных отношений





























































Внесение изменений в рабочую программу




Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа























































Похожие:

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Целью дисциплины является совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы и написания аналитического доклада
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Целью дисциплины является формирование у обучаемого представления об информационной политике как о важном факторе современных международных...
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Целью дисциплины является формирование у обучаемого представления об информационном обществе как о важном факторе современных международных...
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Целью дисциплины является изучение экономической динамики Европейского Союза (ЕС) в контексте взаимодействия пространственной и временной...
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 2 Литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 2 Литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
История и теория европейской интеграции (history and theory of european integration)
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Источниковедение и историография международных отношений (saurce study and historiography of international relations)
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины оп. 01 Анатомия и...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Актуальные проблемы дипломатической истории мировых войн (current issues of the history of diplomacy of the world wars)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница