Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4




НазваниеРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4
страница1/7
Дата публикации10.04.2014
Размер0.76 Mb.
ТипРабочая программа
litcey.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №33

Принято УТВЕРЖДАЮ.

педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 33

Протокол №____ от ______ __________ И.В. Шосман

Приказ № _____ 2013г.

Рабочая программа начального общего образования

по предмету «Окружающий мир».

«_4б_» класс


Составитель

Шевнина А.Ф.

Должность, категория

Учитель начальных классов

1 категория


Нижний Тагил

2013г.

Окружающий мир

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса составленана основе государственной программы начального общего образования, автор программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (М.: « Просвещение 2008 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

   Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
^ Цель программы — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

^ Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окру­жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого..

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 2 часа, экскурсий – 2 час.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям компонента федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Формы текущего контроля по предмету «Окружающий мир»: экскурсии, устные ответы, тест, практическая работа, графический диктант.

^ Основное содержание тем учебного курса

4 класс (68 ч)

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической жарте; знакомство с историческими картами.

ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

^ Учебно - тематический план.


Раздел

Название разднла

Количество часов

1

Земля и человечество

10

2

Природа России

10

3

Родной край – часть большой страны

14

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

9
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4
А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (М.: «Просвещение 2008 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана...
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconРабочая программа учебного курса окружающий мир 1 класс для умк образовательной...
А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconПрограмма «Окружающий мир»
Программа разработана на основе государственной программы «Окружающий мир» для 1-4 классов (Учебно-методический комплект для четырёхлетней...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconРабочая программа учебного курса окружающий мир 2 класс для умк образовательной...
А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconПлешаков А. А. Окружающий мир. 3кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconУчебная программа Окружающий мир Авторский состав: Учебник «Окружающий...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 iconРабочая программа по предмету окружающий мир
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница