Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее»




Скачать 191.7 Kb.
НазваниеСочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее»
Дата публикации26.02.2013
Размер191.7 Kb.
ТипСочинение
litcey.ru > Культура > Сочинение
Отзыв

на творческую работу для старшеклассников

« Идеи Д. С. Лихачёва и современность»

Сочинение на тему: «Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее»

Автор: Дуденкова Наталья Александровна

Дуденкова Наталья проявила творческий подход к написанию работы, самостоятельно нашла и проработала труды Д. С. Лихачёва. Умело отобран наиболее существенный фактический материал для необходимых наблюдений и сопоставлений, на основе которых высказываются суждения и делаются выводы, за которыми стоит личное отношение ученицы к данной теме. Оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым в Положении к данной работе. Творческая работа выполнен аккуратно, структура работы выдержана, каждая глава имеет завершённость и переход к последующему материалу. Работа выдержана в едином стиле, написана грамотно, правильным литературным языком. Работу отличает культура и корректность изложения материала, владение вопросами теории. Литературные источники использованы правильно Выполнение работы заслуживает внимания. В работе рассматривается актуальная проблема: пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее, поэтому он заслуживает внимания и заботы человека.

Мы, будущее поколение, должны заботиться о национальной культуре, прислушаться к словам наших предков, мудрых людей и стать настоящими людьми.


«Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее».

Дуденкова Наталья Александровна

11 класс

Тюменская область, Заводоуковский район,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Новозаимская средняя общеобразовательная школа»
^ Краткая аннотация.

В работе рассматривается актуальная проблема: Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и прочее. Надо хранить, оберегать родную природу. Удивительно правильная мысль. Надо быть добрым к людям, к природе, которая тебя окружает. Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Надо научиться бережно относиться к тому, что окружает.

Мы ,будущее поколение, должны прислушаться к словам наших предков, мудрых людей и стать настоящими людьми. Слово «человек» звучит гордо. И поэтому нельзя терять человеческие качества.

«Доброта – это человеческое качество, важнейшее из всех. И она должна проявляться не только по отношению к людям, но и к природе. Эту мысль постараюсь пронести через данную работу.

Таким образом, в результате анализа прихожу к выводу, что: пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и прочее.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа « Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.М.Важенина »

^ Конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д. С.Лихачёва и современность»
Сочинение на тему: «Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее».

Автор: Дуденкова Наталья Александровна

Дата рождения: 09.12.1994г

Школа: Россия, Тюменская область, Заводоуковский городской округ, с. Новая Заимка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза М. В. Важенина, 11«Б» класс Контактный телефон: 89829105733, факс 8-(34542)-41-251, E-mail mouzaimka@rambler.ru

Руководитель: Трепова Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы высшей категории,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский городской округ, с. Новая Заимка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза М. В. Важенина.»

Контактный телефон: 8-(34542)-41-854, 8-9026221638, факс 8-(34542)-41-251, E-mail mouzaimka@rambler.ru

С. Новая Заимка, 2012г.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………7
  1. О русской природе……………………………………………………………..9

  2. О русской пейзажной живописи……………………………………………..12

  3. Природа России и Пушкин…………………………………………………..15


Заключение…………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………19

Введение
Сегодня, к сожалению, эпистолярный жанр уходит в прошлое, и обращение к эпистолярному наследию Д.С.Лихачева мне кажется очень интересным. У меня в руках книга «Письма о добром и прекрасном», адресованная молодому поколению, значит, и мне тоже. Книга, рассказывающая о цели и смысле жизни, о красоте природы, об искусстве…Думаю, обращение к великому гуманисту 20 века Д.С.Лихачеву поможет мне дать ответы на многие вопросы. Что мне известно о нём? Академик. Ученый. Публицист. Но, прислушиваясь к отдельным высказываниям Д.С.Лихачева, я вижу прежде всего Наставника, Учителя,Человека, ведущего неторопливую беседу со своим читателем. Дмитрий Сергеевич Лихачёв был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта. В тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен». В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, он пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Автор писем - выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

^ Актуальность темы: Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и прочее. Не хранить родную природу нельзя. Удивительно правильная мысль. Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Надо бережно относиться к тому, что нас окружает.

Проблема:

Насколько бережно мы относимся к родной природе? Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее. В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек
  1. ^

    О РУССКОЙ ПРИРОДЕ



У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) – состояние природы противоестественное. В чем же выражается культура природы? Будем говорить о живой природе. Прежде всего, она живет обществом, сообществом. Существуют «растительные ассоциации»: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не со всеми. Сосны, например, имеют соседями определенные лишайники, мхи, грибы, кусты .Это знает каждый грибник. Известные правила поведения свойственны не только животным, но и растениям. Деревья тянутся к солнцу по-разному – иногда шапками, чтобы не мешать друг другу, а иногда раскидисто, чтобы прикрывать и беречь другую породу деревьев, начинающую подрастать под их покровом. Под покровом ольхи растет сосна. Сосна вырастает, и тогда отмирает сделавшая свое дело ольха. Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца, не засоряет рек… Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и его лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке. Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье.Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий – линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. Пахарь укладывал борозду к борозде – как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди – жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги – как стадо, вышедшее на водопой.Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее много-миллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.В деревне и в городе продолжается тот же ритм параллельных линий, который начинается с пашни. Борозда к борозде, бревно к бревну, улица к улице. Крупные ритмические деления сочетаются с мелкими, дробными. Одно плавно переходит к другому.Старый русский город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. «Пригород» – это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. Пригород – при городе, но он и при природе. Пригород – это деревня с деревьями, с деревянными полудеревенскими домами. Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов – грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.

Русское понятие храбрости – это удаль, а удаль– это храбрость в широком движении. Это храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте. Слово «удаль» очень трудно переводится на иностранные языки. Храбрость неподвижная еще в первой половине XIX века была непонятна. Грибоедов смеется над Скалозубом, вкладывая в его уста такой ответ на вопрос Фамусова, за что у него «в петличке орденок»: «За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею». Смешно, как это можно «засесть», да еще в «траншею», где уж вовсе не пошевельнешься, и получить за это боевую награду? Да и в корне слова «подвиг» тоже «застряло» движение: «подвиг», то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное.

Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.

Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. И когда вешали на колокольню новый колокол, нарочно посылали людей послушать, за сколько верст его слышно.

Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.
  1. ^

    О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ



В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п. В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную «графику зимы», то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воле переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.

Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? У каждого народа как бы свой союз с природой.

Для того, чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя. Из всех перечисленных краев и стран смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии.

В Болгарии в характере взаимоотношения природы и человека есть одна удивительная черта: черта их взаимообращенности друг к другу, взаимооткрытости. Эта черта еще слабо выражена в первой столице Болгарии – Плиске. В основе названия города Плиска лежит тот же корень, что и в основе имени одного из старейших городов России – Пскова (в древности это «Плесков» – «побратим» именем с Плиской). Оба города расположены на ровном, плоском месте, отчего и получили свои имена. В останках великолепного дворца в Плиске, его стен, дорог Плиски и мостовых лежат большие каменные блоки. Своею монументальностью, тяжестью эти каменные блоки как бы утверждают могучие горизонтали окружающего пространства.

Кочевники протоболгары, переходя от кочевого образа жизни к оседлому, не могли еще расстаться с плоскими степями, где удобно пасти коней и скот, поэтому основали свою первую столицу не в легко обороняемых горах, а среди пастбищ. Чтобы утвердить свою новую оседлость, они выстроили свой первый город из огромных блоков крепчайшего камня, подчеркнув тем самым на веки веков свою предлежащую неподвижность, свою новую прикрепленность к земле.Вторая столица Болгарии – Преслав расположен иначе: в огромной чаше окружающих гор. В центре чашевидной долины знаменитая Круглая церковь. Окружающие горы любуются Преславом с его центром – Круглой церковью, а Преслав любуется могучей оградой окружающих его лесистых гор.Еще своеобразнее и сильнее эта взаимообращенность природы и человека в третьей столице Болгарии – Велико-Тырнове. Велико-Тырново своими основными районами расположен на высоких холмах, таковы два важнейших – Царевец с неприступной крепостью и Трапёзица с многочисленными церквами и монастырями. А между холмами сложными петлями вьется река Янтра, повторяющая в своих водах дрожащую красоту города. А над всем этим сложным взаимоотношением гор, города и реки высятся еще более высокие горы. Одну из них тырновцы окрестили названием Момина крепость – Девичья крепость – крепость, которую могли бы защитить и девушки, настолько она сама по себе неприступна. Гора как город, город как горы… Горы и города слиты в единство до неразличимости, как бы живут вместе. Даже сравнительно новые, «возрожденческие» города Болгарии такие же. Один из них – Копривщица.

Сколько вообще мира, тишины и спокойствия в любой архитектуре мира, как мало в народной архитектуре модного сейчас «брутализма» и урбанистической агрессивности! Обратимся к природе нашего родного Закавказья. В Грузии человек ищет защиты у мощных гор, иногда тянется за ними (в башнях Сванетии), иногда противостоит горным вертикалям горизонталями своих жилищ. Но самое главное – в Грузии природа так огромна, что она уже не в простом союзе с человеком, она мощно ему покровительствует, обнимает его, вдыхает в него богатырский дух.

О Грузии писали многие. Не буду перечислять великих русских поэтов XIX века и советских поэтов, писавших о Грузии, о ее природе и людях, о ее обычаях и истории, о ее культуре и искусстве. Грузию любили и любят. Чтобы представить себе отношения природы и человека в Грузии, приведу одно стихотворение Н. Заболоцкого. Да не посетует на меня читатель за то, что я процитирую это стихотворение полностью. Резать стихи все равно что резать картину, а перечесть стихи Н. Заболоцкого всегда большое удовольствие.
  1. ^

    ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН



Клод Лоррен? А при чем тут, спросите, русский характер и русская природа?

Потерпите немного – и все нити сойдутся снова.

У нас примитивно представляют себе историю садово-паркового искусства: регулярный парк, пейзажный парк; второй тип парка резко сменяет собой первый где-то в 70-х годах XVIII века в связи с идеями Руссо, а в допетровской Руси были якобы только утилитарные сады: выращивали в них плоды, овощи и ягоды. Вот и все! На самом же деле история садово-паркового искусства гораздо сложнее.

В «Слове о погибели Русской земли» XIII века в числе наиболее значительных красот, которыми была дивно удивлена Русь, упоминаются и монастырские сады. Монастырские сады на Руси в основном были такими же, как на Западе. Они располагались внутри монастырской ограды и изображали собой земной рай, а монастырская ограда – ограду райскую. В райском саду должны были быть и райские деревья – яблони или виноградные лозы (в разное время порода «райского дерева познания добра и зла» понималась по-разному), в них должно было быть все прекрасно для глаза, для слуха (пение птиц, журчание воды, эхо), для обоняния (запахи цветов и душистых трав), для вкуса (редкостные плоды). В них должно было быть изобилие всего и великое разнообразие, символизирующее разнообразие и богатство мира. Сады имели свою семантику, свое значение. Вне монастырей существовали священные рощи, частично сохранившиеся еще от языческих времен, но освященные и «христианизированные» каким-нибудь явлением в них иконы или другим церковным чудом.Мы имеем очень мало сведений о русских садах до XVII века, но ясно одно – что «райские сады» были не только в монастырях, но и в княжеских загородных селах. Были сады в кремлях и у горожан – при всей тесноте городской застройки. Те многочисленные материалы о русских садах XVII века, которые опубликовал в XIX веке, но не сумел искусствоведчески осмыслить историк И. Забелин, отчетливо свидетельствуют, что к нам в Москву с середины XVII века проник в садоводство стиль голландского барокко.

Сады в Московском Кремле делались на разных уровнях, террасами, как того требовал голландский вкус, огораживались стенами, украшались беседками и теремами. В садах устраивались пруды в гигантских свинцовых ваннах, также на разных уровнях. В прудах плавали потешные флотилии, в ящиках разводились редкостные растения (в частности, астраханский виноград), в гигантских шелковых клетках пели соловьи и перепелки (пение последних ценилось наравне с соловьиным), росли там душистые травы и цветы, в частности излюбленные голландские тюльпаны (цена на луковицы которых особенно возросла именно в середине XVII века), пытались держать попугаев Барочные сады Москвы отличались от ренессансных своим ироническим характером.

Если мы обратимся от этого кратчайшего экскурса в область русского садово-паркового искусства к лицейской лирике Пушкина, то мы найдем в ней всю семантику садов рококо и периода предромантизма. Пушкин в своих лицейских стихах культивирует тему своего «иронического монашества» («Знай, Наталья! – я… монах!»), садового уединения – любовного и с товарищами. Лицей для Пушкина был своего рода монастырем, а его комната – кельей. Это чуть-чуть всерьез и чуть-чуть с оттенком иронии. Сам Пушкин в своих лицейских стихах выступает как нарушитель монашеского устава (пирушки и любовные утехи). Эти темы – дань рококо. Но есть и дань предромантическим паркам – его знаменитые стихи «Воспоминания в Царском Селе», где «воспоминания» – это памятники русским победам и где встречаются оссианические мотивы (скалы, мхи, «седые валы», которых на самом деле на Большом озере в Царском и не бывало).Открытие русской природы произошло у Пушкина в Михайловском. Михайловское и Тригорское – это места, где Пушкин открыл русский простой пейзаж. Вот почему Михайловское и Тригорское святы для каждого русского человека. Природа Пушкинских Гор служит как бы комментарием к многим стихам Пушкина, к отдельным главам «Евгения Онегина», освящена встречами здесь Пушкина – с его друзьями, знакомыми, с его Ариной Родионовной, с крестьянами. Воспоминания о Пушкине живут здесь в каждом уголке. Пушкин и природа здешних мест в дружном единстве творили здесь новую поэзию, новое отношение к миру, к человеку. Хранить природу Михайловского и Тригорского мы должны со всеми деревьями, лесами, озерами и рекой Соротью с особым вниманием, ибо здесь, повторяю, совершилось поэтическое открытие русской природы.

Пушкин в своем поэтическом отношении к природе прошел путь от Голландского сада в стиле рококо и Екатерининского парка в стиле предромантизма до чисто русского ландшафта Михайловского и Тригорского, не окруженного никакими садовыми стенами и по-русски обжитого, ухоженного, «обласканного» псковичами со времен княгини Ольги, а то и раньше, то есть за целую тысячу лет. И не случайно, что именно в обстановке этой русской «исторической» природы (а история есть главное слагаемое русской природы) родились исторические произведения Пушкина – и прежде всего «Борис Годунов».

Хочу привести одну большую и исторически пространную аналогию. Вблизи дворца всегда существовали более или менее обширные регулярные сады. Архитектура связывалась с природой через архитектурную же часть сада. Так было и во времена, когда пришла мода на романтические пейзажные сады. Так было при Павле и в дворянских усадьбах XIX века, в частности и в знаменитых подмосковных. Чем дальше от дворца, тем больше естественной природы. Даже в эпоху Ренессанса в Италии за пределами ренессансных архитектурных садов существовала природная часть владений хозяина для прогулок – природа римской Кампаньи. Чем длиннее становились маршруты человека для гуляний, чем дальше он уходил от своего дома, тем больше для него открывалась природа его страны, тем шире и ближе к дому – природная, пейзажная часть его парков. Пушкин открыл природу сперва в царскосельских парках вблизи дворца и Лицея, но дальше он вышел за пределы «ухоженной природы». Из регулярного лицейского сада он перешел в его парковую часть, а затем в русскую деревню. Таков пейзажный маршрут пушкинской поэзии. От сада к парку и от парка к деревенской русской природе. Соответственно нарастало и национальное видение им природы, и социальное. Он увидел, что природа не просто красива, но и вовсе не идиллична.

Заключение.

В чем же выражается культура природы? Прежде всего она живет обществом, сообществом. Природа по-своему "социальна". "Социальность" ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллектуален сам. Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и прочее. Не хранить родную природу нельзя. Удивительно правильная мысль. Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Надо бережно относиться к тому, что нас окружает.
Список литературы.


1. Лихачёв, Д. С. Поэзия садов : к семантике садово-парковых стилей : сад как текст / Д. С. Лихачёв. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Согласие : Новости, 1998. - 356 с. : ил.

2. Лихачёв, Д. С. Раздумья / Д. С. Лихачёв ; сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - М. : Детская литература, 1991. - 318 с. : ил. ; фото.

3. Лихачёв, Д. С. Я вспоминаю / Д. С. Лихачёв. - М. : Прогресс, 1991. - 256 с.
4. Библия: Ветхий Завет. Новый Завет. Жития святых / сост., предисл. и коммент. Е. В. Тростниковой ; худ. А. Дудин. - М. : Детская литература, 2003. - 798 с. : ил. - (Библиотека мировой литературы для детей).

5. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. - М. : Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители ХХ века).

6. Великие духовные пастыри России : учеб. пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ / под ред. А. Ф. Киселева. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 496 с.

7. Жуковский, В. А. "О Родина! Все дни твои прекрасны…" : стихи о душе, любви. природе / В. А. Жуковский. - М. : Белый город, 1999. - 11 с. : ил.

8. Иванов, В. И. Родное и вселенское / В. И. Иванов ; сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачёва. - М. : Республика, 1994. - 428 с. - (Мыслители ХХ века).

9. Кузьмина-Караваева, Е. Ю. Жатва духа : религиозно-философские сочинения / Е. Ю. Кузьмина-Караваева . - СПб. : Искусство-СПБ, 2004. - 566 с.

10. Лотман, Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 2003. - 624с.

11. Мир русской культуры / Мячин А. Н. и др. - М. : ВЕЧЕ, 2004. - 608 с. : ил.

12. Мазняк, Н.Н. И снова буква "Д" / Н. Н. Мазняк, М. Б. Певзнер // Библиотека. - 2000. - № 9. - С. 15-16.

13. Н. А. Бердяев: Pro et contra : кн. 1 / сост., вступ. ст. и примеч. А. А. Ермичева. - СПб. : РХГИ, 1994. - 573 с. - (Русский путь).

14. Рассказы о православных святых / под ред. В. М. Воскобойникова ; оформл. А. М. Гусарова. - СПб. : Золотой век, 2003. - 624 с. : ил.

15. Русская душа в оценке философов, историков, писателей, поэтов, друзей и недругов / сост., предисл. В. И. Десятерик. - М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1999. - 222 с. - (Библиотечка познавательного чтения).



Похожие:

Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconСочинение на тему: «Фразеологизмы»
Прошу любить и жаловать, я студент колледжа искусств, будущий дизайнер, которому задали сочинение на тему: «Фразеологизмы». Время...
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Если у вас до сих пор туманные представления о том, как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по афоризму лингвиста...
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconЛирика Маяковского В. В
Любовь это жизнь, это главное От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу,...
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconПрофилактика и гигиена полости рта
Сегодня все большее число людей понимают, что красивые зубы- это элемент культуры, определяющий современного человека, это символ...
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconКак структурный элемент национальной инновационной системы
По имеющимся оценкам, в течение ближайших 10-20 лет возникновение технологических прорывов участится, и инновационное обновление...
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconМиха я не хочу туда идти! Мне это не нужно!
Наверное не стоит объяснять кто такой Сережа Лазарев, это знаменитый певец, любимец многомиллионной публики любого возраста ну думаю...
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconСочинение на тему: «Выборы глазами детей…»
Наша страна сильная, могучая держава. Я люблю свою Россию и, конечно, свою малую родину! Люблю бродить по лесу, любоваться природой....
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconБеспочвенная паника или проблески разума?
«несознательная» часть населения Беларуси, что хранит доллары под матрасом, смогла вздохнуть спокойно: величайшего в мире дефолта...
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconТехнологии формирования корпоративной культуры
Корпоративная культура как элемент системы управления персоналом
Сочинение на тему: «Пейзаж страны это такой же элемент национальной культуры, как и всё прочее» iconКомпания «Элемент Лизинг» предоставляет финансирование на покупку...
«Элемент Лизинг» входит в состав Группы «Базовый Элемент», объединяющей такие компании, как «Русал», «Группа «газ», ск «Ингосстрах»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница