Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права




Скачать 203.25 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права
Дата публикации29.12.2013
Размер203.25 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
litcey.ru > Культура > Планы семинарских занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. А. КУЛЕШОВА»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Планы семинарских занятий

по курсу «Основы педагогики»

для студентов 2-го курса

факультета экономики и права

Специальность: правоведение

Старший преподаватель: Симченко О.С.

Могилев, 2013
Занятия №№ 1 – 2.

Тема. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования
Вопросы для обсуждения

  1. Понятие «образование»: различные подходы к трактовке.

  2. Образование как механизм развития личности и общества в социокультурном пространстве. Социокультурные функции образования

  3. Функции образования и соответствующие им образовательные модели

  4. Состояние образования на современном этапе: аналитический аспект

  5. Национальная система образования в Республике Беларусь. Основные нормативно-правовые документы регламентирующие функционирование национальной системы образования

  6. Основные тенденции развития высшего образования в Республике Беларусь и за рубежом

^ Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. На основании изучения различных источников (нормативно-правовые документы, учебные пособия по педагогике, энциклопедические и педагогические словари и др.) представьте различные подходы к определению категории «образование», зафиксировав в словаре не менее 10 – 15 определений данной категории.
Задание № 2. Изучите главу 3. «Образование и культура. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры» (Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.). На основании изученного материала заполните таблицу «Социокультурные функции образования»

^ Таблица 1.

Социокультурные функции образования

Функции образования

Содержательная характеристика








Задание № 3. Используя Кодекс Республики Беларусь об образовании, составьте структурно-логическую схему «Система образования в Республике Беларусь»
Задание № 4. (в микрогруппах). Сформируйте в своей группе 5 микрогрупп (по 4 – 5 человек). Ознакомьтесь с пятью статьями, в которых рассматриваются важнейшие проблемы функционирования образования на современном этапе (см. Приложение 1.).

Распределите статьи таким образом, чтобы каждой микрогруппе для проработки досталась одна статья.

Задача каждой микрогруппы: подробно изучить материалы научной статьи и проанализировать ее, ответив на предложенные вопросы. Перечень статей и вопросов к ним приводится ниже:

Статья № 1. Н. Г. Багдасарьян Ценность образования в модернизирующемся обществе

  1. Какие аспекты ценности образования выделяет автор? Охарактеризуйте их. Какой из этих аспектов ваш взгляд, наиболее важен?

  2. В связи с чем возникает потребность в реформировании современной системы образования?

  3. Какие объективные причины обусловили кризис современного высшего образования? С чем связано снижение его качества?

  4. Что автор понимает под «виртуализацией» ценности образования?

  5. Каковы условия эффективной модернизации образования?


Статья № 2. К. С Фарино Приоритетные направления развития национальной системы образования

  1. В чем заключаются особенности функционирования учреждений образования на разных уровнях?

  2. Какие меры предпринимаются в государстве для развития педагогического потенциала?

  3. В чем состоит сущность работы по развитию творческих способностей детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь?

  4. Каковы основные направления по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе?


Статья № 3. В. М. Зданович Кодекс Республики Беларусь об образовании: совершенствование правоотношений и повышение качества образования

  1. Что такое Кодекс об образовании? Каковы правовые основания для принятия Кодекса Республики Беларусь об образовании?

  2. Проанализируйте основополагающие принципы разработки Кодекса и оцените целесообразность его разработки?

  3. В чем заключается специфика структуры Кодекса РБ об образовании?

  4. Проанализируйте перечень закрепленных в Кодексе прав и обязанностей педагогических работников и обучающихся. Можно ли, на Ваш взгляд, изменить или дополнить данный перечень?

  5. В чем проявляются специфические характеристики Кодекса, отличающие его от ранее существовавших документов об образовании?

  6. Каковы особенности правового регулирования образования на разных уровнях?


Статья № 4. А. И. Жук Тенденции и перспективы развития национальной системы высшего образования

  1. Какие задачи высшего образования выделены автором?

  2. Каковы основные тенденции и перспективы развития высшего образования в Республике Беларусь?


Статья № 5. М. И. Демчук Высшая школа Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования

  1. Почему необходима коренная модернизация системы подготовки специалистов для отраслей экономики?

  2. Каковы основные тенденции по включению Беларуси в Болонский процесс?

  3. В чем сущность компетентностной модели подготовки специалистов?

  4. Какие важные проблемы по включению Республики Беларусь в Болонский процесс рассмотрены автором?


Статья № 6. Е. Новик «Болонские тайны»: реформы в образовании не гарантируют повышения его качества

  1. Проанализируйте «болонские тайны», выделенные автором. Как Вы считаете, необходимо ли Беларуси включаться в Болонский процесс? Почему?

  2. Каким образом принятие Болонской модели высшего образования может отразиться на качестве образования белорусов?

  3. Какие факты, приведенные в данной статье, вызвали у Вас наибольший интерес? Почему?


Задание № 5. Ознакомьтесь с приведенным ниже материалом, подготовленном на основе книги: Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : Пособие для учиетля / А. В. Хуторской. – М., 2005.

Порассуждайте над проблемой: «иметь» образование или «быть» в образовании.

Ответьте на вопросы к нижеследующему тексту:

1) Проанализируйте позиции, представленные А. В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.

2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.

3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?
Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежат понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.

Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.

По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно ориентированной.

Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно-исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватных познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.

^ Образование в стиле «быть» имеет личностный продуктивный, открывающий характер.

Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения.
^ Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

  1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

  2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 304 с.

  3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для вузов. – Минск : БГЭУ, 2004. – 384 с.

  4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с.

  5. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.

  6. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 2011. – 400 с.

  7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – Москва : Академия, 2003. – 256 с.

  8. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. – 224 с.

  9. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

  10. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Крившенко Л. П. – Москва : Проспект, 2007. – 432 с.

  11. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

  12. Педагогика: учебное пособие / под редакцией Пидкасистый П. И. – Москва : Высшее образование, 2007. – 430 с.

  13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е издание. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 512 с.

  14. Прокопьев, И. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

  15. Пуйман, С. А. Педагогика: Основные положения курса: пособие для студентов вузов. – 3-е издание, стереотип. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 256 с.

  16. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

  17. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.

  18. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

Занятие № 3.

Тема. Основные сферы жизнедеятельности личности
Вопросы для обсуждения

  1. Доминирующие сферы жизнедеятельности человека

  2. Общение как фактор развития личности. Типы общения. Факторы деструктивного общения

  3. Понятие о педагогическом общении. Коммуникативная культура педагога

  4. Игра – специфическая форма жизни человека. Типология игр


Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: деятельность, учебно-познавательная деятельность, общение, коммуникативная культура, игра, игровая деятельность
Задание № 2. Ознакомьтесь с текстом, представленным ниже, и ответьте на вопросы к нему.

^ В невербальном общении (жестикуляция, поза, мимика) П. М. Ершов выделяет «мобилизацию» и «вес».

Под «мобилизацией» понимается психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. С физиологической точки зрения состояние мобилизации проявляется в «приятной напряженности» спины, во взгляде, обращенном на собеседника. П. М. Ершов выделяет 11 степеней мобилизации: от 0-й до 10-й. Если нулевая мобилизация свидетельствует о максимальной психологической расслабленности, которая бывает у человека во время сна, то мобилизация в 10-й степени «говорит» о его максимальном физическом и психическом напряжении. В этой степени мобилизации люди бывают лишь тогда, когда их жизни что-то угрожает или когда решаются жизненно важные для них вопросы.

В сфере делового общения наиболее приемлема окружающими «мобилизация 5», когда человек собран, подтянут и весь его облик «говорит» о готовности выслушать другого или приступить к предстоящей деятельности.

Степень мобилизации «заразительна»: человек, по отношению к которому избрана расслабляющая мобилизация, тут же «старается ответить такой же мобилизацией». Зная свои «телесные ощущения», регулируя степени напряжения и отдыха психики, человек может регулировать характер взаимодействия с другими и на его основе устанавливать оптимальные отношения с окружающими.

^ Столь же значимым «бессловесным действием», по П. М. Ершову, является «вес» как индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.

Выделены три вида эмоциональных состояний и поведения людей:

«Тяжелый вес» «вопиет» о невиданной тяжести, лежащей на плечах у человека. Такая позиция посылает окружающим поток отрицательных эмоций, вызывает у них тяжелые предчувствия, желание избежать взаимодействия с его «носителем». Разумеется, если на человека свалилось горе, его поза не может не отражать этой тяжести. Мы ведем речь о том, что «тяжелый вес» не показан как постоянная линия поведения.

«Легкий вес» – это состояние – антипод «тяжелому весу». Оно «оповещает» окружающих, что у человека все хорошо. Как правило, человек в таком состоянии идет легкой походкой, его движения естественны, грациозны. Он располагает к себе окружающих.

«Вес» как состояние человека проявляется в определенных соотношениях со степенью мобилизации: «легкий вес» с повышенной мобилизацией «дает» в результате линию поведения, которую определяют как «буйную радость»; в сочетании же с пониженной мобилизацией - малопродуктивную для взаимодействия линию поведения.

Третье эмоциональное состояние человека – «вес с достоинством» – вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек, эмоциональное состояние которого можно определить как «вес с достоинством», «посылает» бессловесную информацию окружающим о том, что он осознает свою значимость для другого, что общение с ним будет плодотворным. В сочетании с пятой мобилизацией «вес с достоинством» адекватно отражает образ доброжелательного, энергичного человека, вызывающего к себе доверие и готового к взаимодействию…

Вопросы. 1. В чем заключается различие между понятиями «мобилизация» и «вес»?

2. Какое влияние невербальные характеристики общения человека его эмоциональное состояние и поведение могут оказать на характер развития, продуктивность и результативность вербального контакта. Приведите соответствующие примеры из жизни, литературы, кино, рефлексируя при этом уровни «мобилизации» и «веса» героев приведенных Вами ситуаций коммуникативного взаимодействия.

3. На основании анализа информации о видах эмоциональных состояний и поведения людей («вес») составьте 2 – 3 небольших рассказа, которые иллюстрировали бы ситуации общения, отражающие различные виды «веса» участников диалога (полилога).
Задание № 3. Дайте характеристику компонентам невербального общения педагога, влияющим на восприятие его личности учащимися, продуктивность и результативность коммуникативного взаимодействия. Результаты представьте в Таблице 2.

^ Таблица 2.

Компоненты невербального общения педагога

Компоненты невербального общения

Содержательная характеристика

Походка




Поза




Жесты




Мимика





Задание № 4. Изучите параграф 1. Стиль педагогического общения и его виды Главы 5 Стиль профессионально-педагогического общения книги Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – 190 с.

На основании изученного материала составьте схему с комментариями «Стили и модели педагогического общения».
Задание № 5. Работа организуется в микрогруппах. Подберите серию игр (3 – 5) по следующим направлениям:

– интеллектуальные игры (I микрогруппа);

– игры на сплочение группы в коллектив (II микрогруппа);

– игры, способствующие развитию и укреплению межличностных отношений в семье и семейных традиций (III микрогруппа);

В рамках каждой микрогруппы разработайте подробный план организации и проведения одной игры соответствующей направленности.
^ Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

  1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

  2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 304 с.

  3. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с.

  4. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Мозырь : Белый ветер, 1998. – 192 с.

  5. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для вузов. – Москва : Проект, 2004. – 352 с.

  6. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии : учебник. – Москва : Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.

  7. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. – Москва : Просвещение, 1987. – 190 с.

  8. Кравченко, А. И. Психология и педагогика: учебник. – Москва : Проспект, 2009. – 400 с.

  9. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

  10. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

  11. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

  12. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения. – Минск : Беларуская навука, 1998. – 319 с.

  13. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.

  14. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

  15. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения. – Москва : Владос, 2007. – 295 с.

Занятие № 4.

Тема. Личность и творчество
Вопросы для обсуждения

  1. Творчество как педагогическое явление

  2. Творческий потенциал личности. Мотивация творчества. Личностные качества творческой личности

  3. Педагогическая поддержка и создание условий развития творческого потенциала личности

  4. Технологии развития творческого потенциала личности


Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: творчество, творческая направленность личности, творческий потенциал личности, качества творческой личности, технологии развития творческого потенциала, педагогическое творчество.
Задание № 2. Одной из распространенных концепций, объясняющих процесс творчества, является концепция инсайта. Прочитав нижеследующий текст, раскройте сущность этой концепции. Является ли данная концепция достаточно конструктивной? Ответ обоснуйте.
(Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.)

Многие ученые выделяют в процессах творчества 4 стадии: подготовка (накопление), созревание, озарение (инсайт), проверку и сообщение (иногда: погружение – озарение - объективизация). Центральным, специфическим творческим моментом считают озарение – интуитивное постижение искомого результата.

Инсайт – постижение, озарение – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

^ Озарение – скорее, описательное, а не объяснительное обозначение акта, противопоставленного другим интеллектуальным операциям.

Инсайт объясняют по-разному: и соединением индивидуального сознания с мировым, и наитием свыше. Традиционно его объясняют и подключением к решению задачи подкорки (возможности переработки информации, у которой на порядок – а некоторые считают, и на несколько порядков – выше возможностей произвольно управляемого возбуждения коры головного мозга).

Для такого подключения подкорки необходимо длительное умственное напряжение, направленное на решение выбранной задачи. В результате этого напряжения в работу вовлекается подкорка, и ночью во сне или в момент пробуждения человек видит решение. Иногда появление интуитивных решений объясняют простым отключением сознания, которое обычно занимает канал передачи подсознательных результатов мышления.

На практике это известно давно. Недаром же считают: «Творческий человек не может быть вне работы: днем он ею занимается, вечером не может забыть, а ночью ему она снится». «Только напряженная струна может издать чистый звук». (К. Рерих). «Сова Минервы вылетает по ночам». (Минерва в древнеримской мифологии – богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел).

Выдающийся авиаконструктор А. Туполев отмечал: «надо на вещь, на собственную работу мысли, на технические схемы разрешения задач, которые мы применяем, взглянуть непривычным взглядом. Надо взглянуть чужими глазами, подойти к ним по-новому, вырвавшись из обычного привычного круга. Подобное отчуждение от обычной работы может быть связано с отпуском, с болезнью, с перерывом, вызванным какой-нибудь поездкой. Очень много решений, которые не давались, просто и естественно приходили после отпуска, в результате отчуждения от нормальной колеи» (Возраст познания: сб. статей. – М., 1974). «Научный поиск не поддается временной регламентации. Труд ученого протекает не по законам рабочего, а по законам свободного времени… Для труда ученого нет и не может существовать общественно необходимого времени, а это значит, что ценность научных идей нельзя оценить в стоимостных формах» – отмечается в предисловии к сборнику обращений 12 ведущих ученых СССР к научной молодежи (Возраст познания: сб. статей. – М., 1974).
Задание № 3. Прочитайте параграф 6.3. «Ассоциативная гипотеза творчества и ее применение» главы 6. «Становление творческих качеств у выпускника и особенности творчества преподавателя» (Источник: Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.) (Материалы: см. Приложение 2) и ответьте на вопросы.

Вопросы. 1. В чем заключается сущность ассоциативной теории творчества?

2. Проанализируйте схему процесса творчества, исходя из ассоциативной гипотезы. Является ли это обоснование творческого процесса более конструктивным, чем концепция инсайта.

3. Сформулируйте рекомендации по организации индивидуальной и коллективной творческой деятельности, исходя из концепции инсайта и ассоциативной гипотезы творчества.

4. Приведите примеры эвристических методов, направленных на развитие творческого мышления обучающихся. С какой концепцией обоснования творческого процесса они больше соотносятся?

5. Проанализируйте «постулат ассоциативного мышления» и «следствие ограничения сфер деятельности», приведенные ниже, и спроектируйте их на организацию учебно-познавательного процесса в школе или вузе.

Постулат «ассоциативного мышления»: ассоциативное мышление учащихся тем богаче, чем разнообразнее деятельность, в которой участвует индивид.

«Следствие ограничения сфер деятельности»: специалист, ограничивающий свои интересы только профессиональной сферой, обедняет свое творческое мышление.
Задание № 4. Ознакомьтесь с технологией ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера (Источник: Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие / Е. И. Снопкова. – Могилев: УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2010. – 416 с.; см. стр. 209 – 212).

^ Ответьте на вопрос. Можно ли считать, что предложенный им алгоритм изобретения есть «алгоритм творческой деятельности»? Ответ обоснуйте.
Задание № 5. Прочитайте и проанализируйте тексты американских психологов А. Маслоу, К. Роджерса (^ Материалы: см. Приложение 3). Ответьте на вопросы к данным текстам.

Вопросы. 1. Какие из приведенных личностных качеств творческого человеа, по А. Маслоу, вы считаете не актуальными? Какими личностными качествами Вы дополнили бы этот перечень? Ответ обоснуйте.

2. Являются ли указанные условия созидательного творчества, по К. Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями для творческой деятельности? Ответ обоснуйте на примерах.

3. Используя представленную выше информацию, определите условия и требования к жизнедеятельности ребенка в условиях семьи, школы, которые бы содействовали развитию у него качеств творческой личности и творческих способностей.

4. На основе приведенной информации по проблеме творчества предложите перечень требований и рекомендаций к деятельности руководителя научно-исследовательского проекта или творческого коллектива по выполнению инновационного задания в сфере Вашей профессии.
Задание № 6. Прочитайте текст «Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры» (Приложение 4).

(Источник: Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1 - 174 с.)

Ответьте на вопросы к тексту.

Вопросы. 1. Что понимается под педагогическим творчеством?

2. Какие специфические черты присущи педагогическому творчеству? Подумайте, в чем заключаются различия творчества педагога и представителей иных творческих профессий (художников, писателей, музыкантов и т. п.).

3. Проанализируйте уровни сформированности профессионально-педагогической культуры по И. Ф. Исаеву. На каких из представленных уровней педагога деятельность педагога можно характеризовать как творческую. Обоснуйте свой ответ.
Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

  1. Белухин, Д. А. Личностно-ориентированная педагогика: учебное пособие. – Москва : Московский Психолого-социальный институт, 2005. – 448 с.

  2. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. – Москва : Просвещение, 1987. – 190 с.

  3. Кухарев, Н. В. Педагог-мастер – педагог-исследователь: пособие для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2003. – 248 с.

  4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1 - 174 с.

  5. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

  6. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

  7. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение: Методы активизации. Выпуск 3. – Мозырь : "Белый ветер", 1998. – 152 с.

  8. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

  9. Сермяжко, Е. И. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов педвузов. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 1999. – 124 с.

  10. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

  11. Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие / Е. И. Снопкова. – Могилев: УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2010. – 416 с.

  12. Степаненков, Н. К. Истоки педагогического творчества. – Минск : Беларусский государственный университет, 2011. – 256 с.

  13. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

Похожие:

Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconПланы семинарских занятий по административно-деликтному праву для...
Планы семинарских занятий по административно-деликтному праву для студентов 2 курса
Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconПрограмма курса экономической теории и планы семинарских занятий для факультета мэо (280часов)
Программа и планы семинарских занятий для факультета мэо составлены профессором кафедры экономической теории Киселевой Е. А
Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconСеминарских занятий по курсу «Политология» для студентов 3 курса...
Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2000. Гл. 1
Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconПланы семинарских занятий по курсу «Электронная коммерция» для студентов 4 курса факультета мэо
Основные направления развития Интернет в мире. Ключевые факторы, определяющие динамику развития Интернет. Масштабы коммерческого...
Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconРоссийской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Конституционное право зарубежных стран: Планы семинарских занятий для студентов III курса дневного отделения
Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Планы семинарских занятий по II части гражданского права для студентов дневного отделения / Сост. Н. Е. Сосипатрова, М. Ю. Девицын...
Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconПланы семинарских занятий по курсу «мировые товарные рынки и цены»...
Основные факторы предложения и спроса на рынке с/х товаров. Особенности производства. Роль запасов в формировании общего объема предложения...
Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconРасписание учебных занятий студентов 2 курса факультета управления и права

Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconРасписание учебных занятий студентов 1 курса факультета управления и права

Планы семинарских занятий по курсу «Основы педагогики» для студентов 2-го курса факультета экономики и права iconРасписание учебных занятий студентов 2 курса факультета управления и права


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница