Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень




НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень
страница1/10
Дата публикации29.12.2013
Размер1.48 Mb.
ТипМетодические рекомендации
litcey.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Департамент образования и науки

Тюменской области

Автономное образовательное учреждение Тюменской области

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования»

ПРОЕКТ


Методические рекомендации

по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области

Тюмень

2012

Авторы:

Чеботарь Л.Г. (глава 1),

Пиманова Л.А. (главы 2, 3)

Методические рекомендации по преподаванию комплексного

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в образовательных учреждениях Тюменской области:

Учебно-методическое пособие. –

Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – с.

Пособие предназначено преподавателям нового учебного курса по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ). Оно раскрывает особенности преподавания ОРКСЭ в общеобразовательной начальной школе. Показывает основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются преподаватели ОРКСЭ, даются рекомендации по организации внеурочной работы и взаимодействию с родителями.

Учебно-методическое пособие призвано помочь педагогам овладеть современными методологическими подходами к духовно-нравственному образованию младших школьников.

В приложении даны разработки уроков учителей Тюменской области.

^ Глава 1.

Организационные приоритеты внедрения модульного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

(далее – курс ОРКСЭ)

1.1. Общие организационно-нормативные условия реализации курса ОРКСЭ
В российской педагогике накоплен немалый опыт различных моделей духовно-нравственного, в том числе полиэтнического и поликультурного развития и воспитания. В 1980-90-ые годы в рамках различных учебных, факультативных, элективных занятий в школах довольно активно осуществлялось преподавание различных курсов по изучению истории мировых религий, культур, этносов и т.п. Однако практика и общественные события конца 20 – начала 21 века показали, что, к сожалению, это не позволяет сформировать у подростков, особенно в старших классах, устойчивые принципы толерантного отношения к широкому поликультурному окружению в обществе и не защищает общество от проявлений агрессии в молодёжной среде. В связи с этим поиск эффективных путей нравственного воспитания и формирования толерантного сознания в условиях многоконфессионального и многонационального общества продолжился и получил развитие в свете перехода на новые образовательные стандарты, в основе которых лежит приоритет развития личности ребёнка через его личный опыт, практику и творческое освоение окружающего мира.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания детей является знакомство и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, носителями которых наряду с государством, семьёй, культурно-территориальными сообществами являются и традиционные российские религиозные объединения.

С целью формирования и апробации нового учебного предмета, ориентированного на духовно-нравственное развитие детей посредством освоения основ религиозных культур или светской этики, с 2009 по 2011 годы в 21 субъекте Российской Федерации были организованы пилотные площадки, на базе которых отрабатывались содержание, методика преподавания, учебно-методические и дидактические материалы для реализации учебного курса.

В результате были выработаны концепция, единые подходы и требования к объёму, временным рамкам и результатам освоения модульного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", вошедшего в число предметов федерального компонента учебного плана школ.

Выбор четвёртого класса, как наиболее оптимального возраста для освоения детьми предложенного содержания обусловлен многими психолого-педагогическими факторами. В частности, к этому времени, как правило, складывается дружный детский коллектив с устойчивыми межличностными связями. Высок уровень комфортности и безопасности детей, находящихся под руководством одного учителя. Дети восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Вместе с тем, это последний год такого относительно замкнутого, достаточно "тепличного" пребывания детей в школе. Именно в этот период необходимо сформировать у детей устойчивое осознание, что все люди разные – это норма (реальность жизни) жизни, это не мешает им быть едиными в главном – в отношении к добру и злу, в любви к Родине, к семье, в стремлении жить честно, уметь сочувствовать и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Не случайно был выбран, на первый взгляд, спорный приём – разделение детей на группы для изучения разных модулей. Изучение разных тем единым коллективом класса более привычно, но именно разделение позволяет каждому ребёнку на личном опыте осознать, что друг не перестанет быть другом, даже если он будет обучаться в другой группе и окажется, что он чем-то отличается от других. Спокойное и конструктивное принятие разных взглядов, умение вычленять и ценить то, что объединяет, быть терпимым к разнообразию, не нарушающему общую гармонию и нравственные устои общества – вот те простые истины, которые легко усвоить именно в этом возрасте и именно благодаря личному проживанию педагогически организованной ситуации разъединения, которая предусмотрена технологией освоения курса ОРКСЭ. Восполнить недостатки развития и воспитания навыков межкультурного взаимопонимания в последующие годы гораздо сложнее в силу многих объективных и субъективных причин.

К изучению курса ОРКСЭ обучающиеся 4-ых классов всех общеобразовательных школ области приступят с 1 сентября 2012 года.

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.

  • Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. №1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования", утверждённый.

  • Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

"Основы православной культуры"

"Основы исламской культуры"

"Основы буддийской культуры"

"Основы иудейской культуры"

"Основы мировых религиозных культур"

"Основы светской этики".

Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 35 уроков, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на группы, изучающие разные модули.
^ 1.2. Основные принципы информационно-разъяснительной работы

с родителями по вопросам введения курса ОРКСЭ
Выбор модуля курса осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер. Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

Поскольку выбор изучаемого модуля курса осуществляют родители будущих четвероклассников, очень важно донести до них цели, задачи, смысл, основное содержание и целесообразность особенностей преподавания данного курса. Для этого необходимо провести с родителями как общеклассные собрания, так и уделить время для индивидуальной или групповой работы. Не следует спешить с окончательным выбором, разъяснительную работу следует вести до тех пор, пока не будут сняты все сомнения и опасения у родителей.

Рекомендуем первые собрания завершать анкетированием с целью определения уровня информированности и точек "непонимания (неприятия)" родителями тематики и технологий преподавания курса ОРКСЭ.

^ Примерная анкета для родителей




Анкета для родителей



Вопрос

Ответ (+)

1

Ваш пол

 

    1. мужской




    1. женский




2

Ваш возраст

 

2.1 – до 30 лет

 

2.2 – старше 30 лет

 

3

Сколько у Вас детей

 

3.1 – один ребёнок

 

3.2 – два ребёнка

 

3.3 – три ребёнка

 

3.4 – четыре и более

 

4

Как Вы считаете, где прежде всего в современном обществе люди должны получать представление о религиозной культуре

 

4.1 – в семье

 

4.2. – в школе

 

4.3 – в религиозной организации

 

4.4 – из специальной литературы

 

4.5 – из СМИ, включая Интернет

 

4.6 – в компании друзей, сверстников

 

4.7 – затрудняюсь ответить

 

5

Как Вы относитесь к введению в учебную программу общеобразовательной школы комплексного курса Основы религиозных культур и светской этики"

 

5.1– положительно

 

5.2 – мне это безразлично

 

5.3 – отрицательно

 

5.4 – затрудняюсь ответить

 

6

О введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" Вы получили информацию

 

6.1 – в школе

 

6.2 – из СМИ, включая Интернет

 

6.3 – в религиозной организации

 

6.4 – не владею информацией

 

6.5 – затрудняюсь ответить

 

7

Полученная информация о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики"

 

7.1 – достаточная

 

7.2 – требует комментариев

 

7.3 – не достаточная

 

8

На Ваш взгляд, курс "Основы религиозных культур и светской этики" носит:

 

8.1 – светский (культурологический) характер

 

8.2 – религиозный

 

8.3 – затрудняюсь ответить

 

9

Введение курса будет способствовать (отметьте 3 утверждения)

 

9.1 – общему развитию, расширению кругозора, приобщению ребенка к истории и культуре своего народа

 

9.2 – духовному развитию, нравственному воспитанию ребёнка

 

9.3 – улучшению обстановки в молодежной среде, снижению уровня асоциального поведения

 

9.4 – воспитанию терпимости (толерантности) в обществе

 

9.5 – перегрузке учебной программы

 

9.6 – межрелигиозному и межэтническому расслоению

 

9.7. – усилению влияния религиозных организаций в школе

 

10

Исходя из собственных размышлений, на каком курсе для своего ребёнка Вы останавливаете свой выбор?

 

10.1 – Основы православной культуры

 

10.2 – Основы исламской культуры

 

10.3 - Основы иудейской культуры

 

10.4 – Основы буддийской культуры

 

10 5 –Основы мировых религиозных культур

 

10.6 – Основы светской этики

 

СПАСИБО!

 


После детального анализа полученной по результатам анкетирования информации следует, при необходимости, организовать проведение дополнительных разъяснительных мероприятий с акцентом на индивидуальные (групповые) встречи с родителями с участием муниципальных тьюторов, привлечением потенциала управляющих советов школ.

Наряду с этим необходимо обеспечить постоянное консультирование по вопросам введения курса педагогов и родителей на школьном и муниципальном уровнях, в том числе через проведение телефонных "горячих линий", размещение необходимой информации на сайтах школ.

Особое внимание следует уделить созданию условий для всестороннего информирования общественности и не допускать препятствий со стороны педагогов и руководителей школ свободному волеизъявлению родителей в отношении выбора модуля по изучению курса ОРКСЭ.
^ 1.3. Наиболее часто задаваемые вопросы

о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики"
По итогам разъяснительной работы в марте – мае 2012 года был сформирован перечень типичных вопросов, которые задавали родители педагогам в ходе разъяснительных бесед.

Ниже прилагается выборка из данного перечня для использования в работе при проведении родительских встреч.



Вопрос

Ответ

1.

Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

2.

Каковы основные принципы преподавания курса?

Светский характер.

Культурологический подход.

Преобладание воспитательного аспекта.

Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

3.

В чём воспитательная составляющая данного курса?

Освоение курса должно обеспечить:

  • понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;

  • укрепление духовной преемственности поколений.

4.

Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?

Столько, сколько выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

5.

Можно ли изучать одновременно несколько модулей?

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

6.

Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

7.

Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?

Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включён в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.

8.

Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?

Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

9.

Кто может вести курс ОРКСЭ?

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

10.

Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

11.

Могут ли родители присутствовать на уроках по курсу ОРКСЭ?

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной с ребёнком подготовкой его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

12.

Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется.

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т.п.

13.

В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

14.

Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы?

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

15.

До какого срока родители должны сде-лать свой окончатель-ный выбор модуля, который будет изучать ребёнок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?

Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.

Но желательно всё-таки определиться пораньше, например, в мае-июне, чтобы учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить своё решение до указанного срока можно.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconМетодические рекомендации по сопровождению комплексного учебного...
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconПлан мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года в мкоу сош...
Разработка плана по введению с 2012/2013 учебного года комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconКомплексный учебный курс: «основы религиозных культур и светской...
...
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconПлан мероприятий по обеспечению введения комплексного курса «Основы...
...
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconПлан мероприятий по введению с 2012/13 учебного года комплексного...
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей ведение комплексного учебного курса орксэ
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconОтветы на наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы...
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов...
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconС 1 сентября 2012 года  курс  «Основы религиозных культур и светской...
Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной...
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconУправление по делам образования города челябинска
Челябинской области на 2012 -2013 учебный год» с целью введения с 01 сентября 2012-2013 учебного года комплексного учебного курса...
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области Тюмень iconПриказ 15 февраля 2012 №0162-осн станица Ленинградская Об утверждении...
«Об утверждении плана мероприятий по введению с 1 сентября 2012 года в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края комплексного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница