Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка




Скачать 45.33 Kb.
НазваниеАктивизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
Дата публикации25.02.2013
Размер45.33 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка.
«Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его».

Н.В.Гоголь
Только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил и системы языка.

Главное на уроке русского языка, по моему мнению, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытие своих «открытий», пусть маленьких, пусть уже сделанных кем-то из больших учёных. Когда ученик научится чувствовать язык, почему так, а не иначе говорят и пишут, тогда придёт и желание «изловить» законы языка, то есть через постижение красоты языка, его богатства формируются навыки грамотной устной и письменной речи.

Ведущим на уроке русского языка должно быть обращение к текстам больших художников слова: в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твёрдый зрительный образ» слова, предложения, текста.

Моя задача состоит в том, чтобы тексты, используемые мною на уроках русского языка, создавали эмоциональный настрой, повышающий интерес к нашему предмету.

Записываем известный отрывок из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке,

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив.

Прежде всего, дети говорят, о чём этот текст, что они видят, что слышат, читая эти строки, чем достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Следом идёт многочисленное «почему»: Почему крестьянин обновляет путь торжествуя, почему лошадь названа лошадкой, почему она плетётся, а кибитка летит, почему так ярко разрисован ямщик? Чтобы справиться с этой работой, ребята естественно должны обратиться к словарю, поэтому на уроках обязательно используются толковые словари Даля и Ожегова, этимологический словарь Шанского.

Формируется не только умение пользоваться словарём, узнавать значение слов, но и в будущем самостоятельно давать толкование известных слов.

Выполняя практические задания, школьники учатся самостоятельно делать выводы. Например, анализируя текст, ребята должны понять необходимость правильной постановки знаков препинания.

Задание: Что это? Веселая путаница наподобие известного стихотворения К.Чуковского? И почему в последней строке «Из» написано с большой буквы?

^ Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины,

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка,

Стекло там плавят из бетона,

Полтины строят из картона,

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна,

Кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из мяса,

Котлеты стряпают из сажи,

Там ваксу делают из пряжи,

Прядут там нитки из сукна,

Костюмы шьют Из толокна

Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся важно знать силы каждого ученика – все должны наилучшим образом справиться с теми задачами, которые перед ними выдвигаются. Для этого необходима индивидуальная работа с учащимися. Её организация зависит от типа урока. Да и разные этапы урока (начало, проверка домашнего задания, новый материал, закрепление, задание на дом), естественно, дают разные возможности для индивидуальной работы с учащимися.

Начало урока должно активизировать учащихся, поэтому я провожу самодиктанты (ученики заучивают наизусть небольшие тексты – «мудрые мысли») или взаимодиктанты (учащиеся готовят текст дома, например, на определённое орфографическое или пунктуационное правило и диктуют друг другу, работая в паре на уроке).

В начале урока часто использую приём самопроверки, так как работа (любая!), проверенная самим учащимся приносит больше пользы: ребёнок видит сразу свои результаты.

Приёмы самопроверки: проверяют записанное по напечатанному тексту, по словарю, с голоса учителя или сильного ученика. Конечно, ученик может случайно пропустить ошибки. Но одна – две работы проверяется тут же в классе, остальные после урока, и если при самопроверке пропущена хотя бы одна ошибка, работа оценивается как неудовлетворительная. Это формирует у учащихся внимательность, умение слушать, орфографическую зоркость.

Трудное и важное дело – научить ребёнка работать активно при опросе. Участие всего класса в опросе обязательно. Как я этого добиваюсь? Использую метод перекрёстного опроса, то есть спрашиваю не я, а учащиеся друг друга. Таким образом, проверяется не только знания теоретического материала, но и формируется умение правильно задать вопрос.

Ещё мои ученики боятся, но очень любят играть в игру «Горячий стул»: к доске вызывается один ученик, а остальные задают ему вопросы по определённой теме. Учитель оценит не только отвечающего, но и задающего вопросы, потому что тот, кто не задал ни одного вопроса, просто не знает материала. Оценивать может не только учитель, но и ученик-консультант.

Обучаются ребята и оценивать свои ответы самостоятельно – рецензировать свой ответ или ответ товарища по схеме «5 П»: правильно, понятно, последовательно, с примерами, понравилось. Такая работа развивает внимание, речь школьников, способствует формированию умения писать сочинения на лингвистическую тему.

Сочинение на лингвистическую тему – один из вариантов экзаменационной работы в 9 классе. К нему необходимо готовить учеников. В седьмом классе, проверяя знание теоретического материала, я предлагала написать такое сочинение, и мои семиклассники легко справлялись с этой работе.

Например, задание: напишите, зачем нужны союзы, подтвердив свои размышления примерами из текста упражнения (текст А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»)

«Роль частиц в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» велика. Они служат для выражения различных значений, не называя их; передают настроение героя, автора.

Без частиц текст А.С. Пушкина потерял бы своё осеннее таинственное настроение. В моём воображении рисуется красивая, но грустная картина, где гуси улетают в дальние края, солнышко не светит так ярко и тепло, как летом, на полях туман, деревья сбросили свою листву. Частица «уж», несколько раз повторяющаяся в тексте, например, в предложении «Уж реже солнышко блистало», усиливает грустное настроение.

Таким образом, частицы играют важную роль в речи.» (Климонтова Лера)

Похожие:

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconВыпускная работа «Критериальный анализ педагогической творческой...
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconГрамматические игры как один из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся
Одним из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении русского языка являются словесные игры на уроках
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconА. А. Мурашова «Творческое взаимодействие учителя и учащегося при...
Активизация познавательно-творческой деятельности на уроках русского языка и литературы
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconАннотационный отчет по применению автоматизированной технологии «Символ»...
Автоматизированная технология «Символ» на уроках русского языка применяется в 10-11 классах с 2002 года при подготовке классов к...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconАктивизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского...
Ация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Школьники не интересуются...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconАктивизация познавательной деятельности на уроках русского языка
И отсюда в педагогике появился термин “компетенция”. Дж. Дьюи определяет это понятие “как способность к пониманию и действию, поддерживающих...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconАктивизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством икт
Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconУпражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Жная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconДипломная работа
Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка iconУровни мыслительной деятельности детей
Оценочные критерии основных компонентов мыслительной деятельности (мотивного, операционального, регуляционного.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница