Крестьянский женский костюм ХIХ в




Скачать 171.06 Kb.
НазваниеКрестьянский женский костюм ХIХ в
Дата публикации17.04.2013
Размер171.06 Kb.
ТипЛитература
litcey.ru > Литература > Литература
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

Крестьянский женский костюм ХIХ в.

(исследовательская работа)
Подготовил: ученик 8-го класса

Серёгин Даниил
Научный руководитель:

учитель истории Серёгин В.А.

Берёзовка

2011 г.


Содержание:



  1. Введение……………………………………………………………4



  1. Исторические особенности, повлиявшие на развитие


народного костюма южно-русского региона ………………………5



  1. Костюм………………………………………………………………6



  1. Юбка-панёва………………………………………………………..7



  1. Женская рубаха……………………………………………………..9




  1. Костюм замужней женщины………………………………………10




  1. Рубаха под сарафан………………………………………………...11




  1. Ткачество……………………………………………………………12




  1. Выводы………………………………………………………………13




  1. Заключение…………………………………………………………14




  1. Литература и другие источники………………………………….15




  1. Приложение ……………………………………………………….16


Цель: изучить развитие народного костюма на территории Воронежской губернии Аннинского района во второй половине ХVIII – ХIХ вв.
Задачи:

  • выявить исторические и социально-экономические факторы, повлиявшие на развитие народного костюма на территории Аннинского района;

  • изучить особенности и символику традиционного народного костюма.


Гипотеза: изучение русского народного костюма помогает восстановить внешний облик русского человека прошедших веков, образ его жизни и труда, соответствие взглядов поколений и стремление к национальному идеалу красоты, устанавливает взаимосвязь между поколениями, служит источником для понимания ментальности русского народа.
^ Актуальность работы: народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. За последние годы заметно усилился интерес к народному творчеству прошлых поколений. Здесь и постижение древней технологии ручного ткачества, народного покроя и шитья одежды, вышивки и вязания.

Изучение русского народного костюма помогает восстановить самобытность русского человека нашего времени, установить духовную связь между поколениями в соответствии с вечным стремлением к национальному идеалу красоты.


Методы исследования:

  1. Аналитический метод:

    • Подборка литературы по данной теме;

    • Сбор информации по данной теме в Интернете.

  2. Сравнительный метод:

  • Определение природных особенностей территории Аннинского района;

  • Выявление социально-экономических факторов развития народного костюма на территории района.

  1. Исторический метод:

    • Работа с различными историческими источниками.

  2. Эмпирический метод:

Исследование объекта через опытно-практические действия

Введение

Народный костюм России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В нём воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации. Народное ремесло и русская одежда являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников. Неповторимые художественные изделия народных костюмов любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации народные костюмы, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

В данном исследовании представлены два женских костюма: сарафан девичий и одежда замужней женщины, которую носили в Воронежской губернии, Бобровского уезда во второй половине ХVIII – ХIХ вв. Важно проследить формирование народного костюма Воронежской губернии, его стиль, орнамент и возможность распространения и дальнейшего применения данного стиля в изготовлении и пошиве русской национальной одежды.

В каждой детали одежды – растворенная в тысячелетиях память народа, не писанная, но сохраненная история его жизни и труда.


Исторические особенности, повлиявшие на развитие народного костюма южно-русского региона.
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя, сильно завися от климатических условий территории.

Природа нашего района сформировалась благодаря действию ряда факторов: климата, рельефа, почв. Климат зависит от нескольких причин: от количества солнечного тепла, приходящего на земную поверхность, что определяется географической широтой местности; от перемещения теплых и холодных масс в атмосфере; от характера земной поверхности. Воронежская область находится на равном удалении от экватора и Северного полюса. Особенности климата определяют динамику погодных условий, тип растительности и почв, особенности сельскохозяйственной деятельности.

На развитие народного костюма Аннинской земли повлиял целый ряд социально-экономических причин. Берега Дона и его притоков, в том числе и Битюга, впервые стали обитаемы примерно 40-35 тысяч лет назад. Первые люди – потомки охотников, ушедших с Севера, потомки переселенцев из Прикаспия, Приаралья и Средней Азии. Позднее район был заселен славянами. Следует отметить постоянные набеги кочевников. Как известно, в период феодальной раздробленности территория нынешней Воронежской области была окраиной Рязанского княжества. В последствии княжество вошло в состав Московской Руси. С образованием Русского централизованного государства малонаселенная наша земля стала быстро заселяться и осваиваться русскими людьми. Переселенцы из разных мест России привезли в Воронежский край древние приемы изготовления бытовой утвари. Культурное наследие предков, сохранив старую основу, стало развиваться в новое направление. Эстетические представления и духовный мир их формировались в новой жизненной среде, в постоянном общении с новой окружающей их природой.

Костюм


Условия исторического развития культуры, начиная с XVII века, определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XVII веке северные области ( Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.), в отличие от южных, не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятие «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Распространенным элементом воронежского узора можно считать крест. У языческих народов крестом изображали человеческую фигуру с вытянутыми в стороны руками, сам же крест был символом человека, мужчины. Сдвоенный крест обозначал семью, а точнее мужа и жену.

Восьмиконечная звезда в Воронежской губернии называлась кругом, в значении цветка мальвы, которую и сейчас часто можно встретить в палисадниках.

Знаки, бытующие в воронежских узорах в форме точки, символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растения.

Общий характер русского народного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты. Одежда крестьян Воронежской губернии была весьма разнообразной, но преобладал всё-таки южно-великорусский тип по своим местным особенностям, причём различия были в пределах не только нескольких, но и одного села.

Изготавливалась одежда в основном из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчин, позднее из фабричных тканей - кумача, ситца, сатина, плиса, шерстяных тканей.

Воронежские женщины-крестьянки носили панёвный тип одежды, девушки - сарафанный.



Юбка - панёва.

В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась панёва-поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщевой подкладке. Ткань, используемая для паневы,- чаще всего темно-синяя, черная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные панёвы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные панёвы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение панёв было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону. Панёва1 - поясная, «бабья шерстяная юбка, красная, синяя, клетчатая, полосатая; девки не носят ея, или только просватанныя» Из глубины веков она пришла в наш край и сохранилась до 20-х годов прошлого столетия.



Женская одежда панёвного типа

Полотно для панев было выткано на ручном домашнем станке, а затем, после сшивки полотен, обильно вышито геометрическим орнаментом.
Основное поле поневы, как правило, было черным и разбивалось на квадраты красными, реже синеватыми, ровными вертикальными и горизонтальными шириной 0,5-1 см полосками. Черные окна квадратов символизировали участки черноземного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле.

В каждом селе такие квадраты-клетки были разных размеров. Ходила молва, что размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. По нижнему краю поневы проходила полоса шириной от 10 до 25 сантиметров, которая сплошь заполнялась тканым и вышитым пышным геометрическим орнаментом. Детали орнамента символически изображали то, что растет на земле.

В нашем исследовании представлена юбка - панева. Панёва скроена из домотканого холста, состоящая из пяти сшитых клиньев. В поясе пропущена верёвочка-«гашник», при помощи которого юбка стягивается по талии. Нижняя часть панёвы обшита полоской бархатной материи черного цвета шириной 7 см. Панева выкрашена в светло-сиреневый цвет.

Юбку-панёву носили замужние женщины Воронежской губернии. Носили ее вместе с рубахой.



Женская рубаха

Женская рубаха состоит из прямого покроя, который выполнялся с помощью деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча.

Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, шириной 30-40 см каждый. Косые полики в форме трапеции соединяются широким основанием с рукавов, узким- с обшивкой горловины. Данные конструктивные решения подчеркиваются декоративно. Рукава и стойка вышиты распространенным элементом воронежского узора в стиле креста.

Рукава и стоечки воротника вышиты красной и черной ниткой в стиле крест, цветочным орнаментом. К манжетам рукавов и нижней кромки рубахи пришиты кружева.

Воротник и манжеты застегиваются на пуговицы белого цвета размером 7 мм.

Женскую рубаху носили замужние женщины Воронежской губернии. Женская рубаха носилась вместе с юбкой - панёвой.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.



Костюм замужней женщины
В нашем исследовании представлен костюм замужней женщины. Так было заложено в традициях южного региона Руси - ритуальное ношение костюма. Замужняя женщина носила рубаху сшитую из самотканого отбеленного холста, который вышивался цветочным орнаментом черной и красной ниткой. Природа никогда не признавала бесцветья. Это качество она заложила в душу русского народа. Цветовой облик народной одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию.

Самым любимым цветом в русском народном искусстве, и особенно в одежде, был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна-красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых красивая внешность и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию «прекрасный человек». Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла.

Как рубаха так и панёва пошиты по всем правилам того времени. Мы не видим под этим костюмом ни обнаженных частей тела, ни выступающих фрагментов. Складками одежды все сглажено и закрыто. В тоже время в данном костюме женщина могла свободно двигаться и выполнять любую работу, он её не стеснял.

На фотоснимке демонстрируется старинный костюм из коллекции школьного музея.



Рубаха под сарафан

Комплект одежды девушки – сарафанный по яркости, цветовой броскости и богатству украшений был несколько беднее женского, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора - клеенки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков, подшальников и шалей. Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался. Они заплетали волосы в одну трехпрядную косу и могли ходить и работать с непокрытой головой.

Представленная рубаха девичья изготовлена из холста домотканного. Детали её состоят из трех частей: верхней, нижней и рукавов. Верхняя часть кроя состоит из прямых и косых полочек. Полики прямоугольной формы соединяются двумя полотнищами холста. Косые полики соединяются широким основанием с рукавов и узкой с обивкой горловины.

Нижняя часть состоит из четырех вместе сшитых косых холстов одинаковой ширины и пришитых к верхней части рубахи. Рукава в форме трапеции соединяются широким основанием с верхней частью спинки и передней полки и узким основанием сходятся в манжетах, которые застегиваются на одну пуговицу. Холст рукава соткан орнаментным рисунком с красной нитью. Воротник-стоечка вышит орнаментным рисунком и застегивается на одну пуговицу.

Так в нашем примере видно, что рубаха, которую должна носить незамужняя девушка, одевалась под сарафан. Два цвета присутствуют здесь - белый и красный. Белый цвет символизирующий чистоту, свежесть, непорочность. А красный цвет считался на Руси красивым, нарядным.

Застегивающийся ворот как бы стягивал и закрывал верхнюю часть тела от плеч до шеи. Рукава тоже закрывали руки при помощи манжет до самых кистей.

Ноги закрывались до самых пят. Рубаха сшита достаточно широко как в полах, так и в рукавах, что позволяло девушке свободно двигаться не испытывая при этом неудобств. Данный костюм носили незамужние девушки Воронежской Губернии, Бобровского уезда.

Ткачество

История художественного ткачества как и других видов народного искусства и художественных ремесел известно издавна. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы находится в нашем школьном музее.

Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития Со временем конструкция станка усовершенствуется, возникает множество вариантов, в том числе и горизонтальный станок, который у русского и многих других народов дожил до сегодняшнего дня.

Женщины обеспечивали свои семьи одеждой из тканей ручной домашней выделки. Нити для изготовления - тканей изначально, добывались большей частью из луба - стеблей дикого хмеля и конопли, росших на полянах лесов в большом изобилии.
В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица-ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а ранее, до православной веры, богиню Мокош - первородную славянскую музу, покровительницу славянок - помочь ей благополучно завершить очень необходимую для ее семьи работу.
Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время. В таких трудных условиях расторопная крестьянка-ткачиха могла в среднем соткать в день простого и гладкого, без узорной выработки холста от 11 до 15 аршин, с узорной выработкой или цветной выкладкой средней и большой насыщенностью узора - намного меньше. По рассказам старожилов две женщины могли выткать густо насыщенный узором платок размером 1,10x1,10 метра за 5 - 7 дней в свободное от домашних и полевых работ время.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя (рис. 1). Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

Вытканные в основном за зимний сезон холсты с наступлением теплой весны "белили" (отбеливали). Для этой цели их сначала пропаривали в домашнем щелоке из древесной и подсолнечной былки золы, затем в солнечную погоду расстилали на траве. Этот прием проделывался в день до 5 -6 раз в течение недели. Потом холсты мочили в речной, дождевой и реже колодезной воде и расстилали на траве мокрого луга или болота. Под горячими лучами солнца примерно через месяц суровость холстов исчезала, и они становились абсолютно белыми и мягкими. В нашем музее есть образцы самотканного холста, изготовленные женщинами нашего села.

Выводы
По результатам исследования, согласно поставленной цели и задачам получены следующие результаты:

  • В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян нашего региона.

  • Выявлены природные и социально-экономические факторы, повлиявшие на развитие народного костюма Воронежской губернии;

  • Женский народный костюма является символом чистоты и духовности, трудолюбия и сдержанности нашего народа.

  • Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза.

  • Элементы костюма наших предков хотелось бы видеть в современной одежды, учитывая её практичность, красоту и национальное своеобразие;


Заключение
Проведя исследовательскую работу, мы сделали вывод о высоте русского духа, даже в одежде присутствует порядок, есть определённые ограничения, которые способствуют воспитанию черт, характерных для истинного характера русской женщины.

Как известно, в то время в деревне преобладало натуральное хозяйство и ремесло. Люди сами изготавливали себе одежду, обувь, предметы быта, украшения, орудия труда. При этом существовала традиция или даже ритуал ношения того или иного костюма. На снимках представлены крестьянские женские костюмы XIX века.

В данных костюмах женщины могли выполнять разную работу: пряли, ткали холсты, вышивали и просто отдыхали. И во всех вариантах женщина всегда выглядела красиво и нарядно. Старинный костюм вызывает именно живой интерес у нашего поколения, является началом в осознании своей причастности к семье, народу, Родине.

Наш историко – краеведческий музей является главным центром гражданского и патриотического воспитания. Здесь ежегодно проводятся экскурсии и тематические лекции для учащихся и родителей школы, устраиваются встречи с ветеранами войны и труда, юные экскурсоводы проводят экскурсии для младших учащихся школы. При музее ведется кружковая работа под названием «Поиск».

Посещая кружок по краеведению, и знакомясь с экспозициями музея, мы узнаём больше о своей малой Родине, о своих корнях, где жили и трудились их деды и прадеды, об истории своей семьи, истории своего поселка, традициях, в том числе и как одевались наши предки.

Кто мы? Какие мы? Где наши корни? Отвечая на эти вопросы важно осознать себя наследниками прошлого, потому что только при этом условии состоится наше гражданское становление сегодня, только при этом родится в душе ответственность за завтрашний день нашей Родины.

Литература и другие источники:
I.

Живые истоки. Обряды и праздники, промыслы и ремёсла Воронежской области. под ред. А.М. Зайцева - Воронеж,1995
Народные промыслы и ремёсла Воронежского края. ред Г.И. Свешникова - Воронеж, 1993
Одинцов В. Соломенных дел мастер / Клуб 1997 № 10 с. 27
Одинцов В. Светоносные знаки / Клуб 1997 № 8 с. 17-19
Одинцов В. Розовое красноречие / Встреча 1997 № 4 с. 20-22
Одинцов В. Прозрачные грёзы / Встреча 1997 № 9 с. 13-14
Пономарёв П.Д. Зарождение искусства керамики в Воронежском крае/ Воронежский краеведческий сборник. - Воронеж,1985
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж, 1994.
Пономарев П. Д. Художественное ткачество Воронежского края/ Русская провинция. Записки краеведов. - Воронеж, 1992
Толоконникова И.А. Воронежский народный костюм. - Воронеж: 1996
Художественные промыслы РСФСР. - М., 1973
В.Даль. Толковый словарь. М., «Терра». 1995

II.

ttp:////festival.1september.ru/

http://art.ioso.ru/bank2011/geography/geography.htm#16

http://steb-clair.narod.ru/liter.html






1 В.И.Даль. Толковый словарь. Том 3, с.15. М., «Терра». 1995


Похожие:

Крестьянский женский костюм ХIХ в iconСценический костюм как отображение конфликта образов
Сценический театральный костюм является одним из тех компонентов в создании художественного образа спектакля. Существует зрительный...
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconКроссворд в рисунках
«Интересно, что на одном из нас белый костюм, на другом серый и на третьем черный, но на каждом костюм цвета, не соответствующего...
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconПриказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2010 года n 1104н...
Костюм из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур или костюм для защиты от растворов кислот и щелочей
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconРизоположенский женский монастырь основан в 1207 году
Суздальский Ризоположенский женский монастырь принадлежит к числу древнейших русских монастырей и замечателен тем, что он был местом...
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconМосковский патриархат Белорусский Экзархат
Барколабово (Свято–Вознесенский женский монастырь, чудотворная икона Божией Матери Барколабовская) могилев (Кафедральный собор Трех...
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconМосковский патриархат Белорусский Экзархат
Барколабово (Свято–Вознесенский женский монастырь, чудотворная икона Божией Матери Барколабовская) могилев (Кафедральный собор Трех...
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconСписок литературы на лето для учащихся 5 класса
«Царевна-лягушка»; «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; «Журавль и цапля»; «Солдатская шинель»
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconЖенский монастырь святого иоанна-крестителя

Крестьянский женский костюм ХIХ в iconВопросы к экзамену по дисциплине «История»
Внешняя политика России в конце ХIХ- начале ХХ в. Русско-японская война: причины, ход военных действий, итоги и последствия
Крестьянский женский костюм ХIХ в iconРусские книгоиздатели на рубеже ХIХ хх веков
В столице издается много учебников, религиозных книг, беллетристики, наблюдается рост выпуска серьёзной социально-экономической и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница