Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета




Скачать 52.09 Kb.
НазваниеУрок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета
Дата публикации18.05.2013
Размер52.09 Kb.
ТипУрок
litcey.ru > Литература > Урок
Урок литературы 10 класс.

Тема: Творчество А.Фета

Цели:

образовательная: осмыслить эстетические взгляды А. Фета, поговорить о его месте в русской поэзии, о своеобразии художественного метода А.Фета

воспитательная: воспитание чувства прекрасного на образцах русской поэзии

развивающая: развитие умения анализировать поэтическое произведение, развитие умений выразительного чтения, развитие связной речи учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Стихотворение А.Фета «Это утро…»,

раздаточный материал ( 1. анализ стихотворения, 2. языковые модели к творческой работе по анализу стихотворения),

словарь литературоведческих терминов

Ход урока:

  1. Чтение учащимися стихотворений А.Фета наизусть

  2. Подбор эпиграфа к творчеству поэта

Варианты:

Два мира властвуют от века

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

А.Фет («Добро и зло»)

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов.
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

^ Одним толчком согнать ладью живую…»)
С торжищ житейских , бесцветных и душных,

Видеть так радостно тонкие краски,

В радугах ваших, прозрачно- воздушных,

Неба родного мне чудятся ласки.

(«Поэтам»)
Пошли, небесная, ночам моим бессонным

Еще блаженных снов и славы и любви,

И нежным именем, едва произнесенным,

Мой труд задумчивый опять благослови.

( «Музе»)

  1. ^ Эстетические взгляды поэта.

Мировоззрение, на первое место среди всех жизненных ценностей ставящее красоту, называют эстетическим.

А.Фет принадлежал к той группе литераторов, которые считали, что темами поэзии могут быть только вечные темы любви и природы. Поэтическое искусство не может быть свободным, если оно имеет какие- то социальные цели.

В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней» он писал: «...скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, <...> жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». В стихах Фет запечатлевает те редкие мгновения, когда он уходит от страданий и ран повседневной борьбы за существование в чистое созерцание красоты («мир как представление», в терминологии Шопенгауэра).

Преобладающее настроение в его стихах – восторг, упоение созерцаемой красотой, природой, любовью, искусством, воспоминаниями. Очень часто появляется у Фета мотив полета прочь от земли, когда окрыленная душа «свергает земли томящий прах» и мысленно уносится прочь, вслед за чарующей музыкой или лунным светом:

Одним из самых прославленных романсов Фета является стихотворение «На заре ты ее не буди…», почти сразу после его появления положенное на музыку А. Варламовым и вскоре ставшее, по свидетельству критика Аполлона Григорьева, «почти народною песнею». Его удивительная напевность во многом зиждется на самых разнообразных повторах: одного слова («долго-долго», «больней и больней»), одного эпитета в разных значениях («И подушка ее горяча, / И горяч утомительный сон»), анафоры (единоначалия строк: «На заре ты ее не буди, / На заре она сладко так спит»), звуковых повторах («Утро дышит… / Ярко пышет…»), параллельных синтаксических конструкциях («И чем ярче… / И чем громче»). Наконец, скрепляет все структуру стихотворения кольцевая композиция:

^ Природа в лирике Фета. Природа для Фета – прежде всего вечный источник божественной красоты, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении. Созерцание природы – высшее состояния души лирического героя, придающее его существованию смысл. Такое мировоззрение, на первое место среди всех жизненных ценностей ставящее красоту, называют эстетическим. Многие критики писали о Фете, что природа описана им словно из окна помещичьего дома или из перспективы усадебного парка, как будто она создана специально для того, чтобы ею восхищались. Действительно, старый парк с тенистыми аллеями, отбрасывающими ночью причудливые тени, часто является фоном для романтических раздумий поэта. Однако поэт чувствует природу так глубоко, тонко и проникновенно, что его пейзажи становятся универсальным выражением красоты русской природы как таковой.

^ Любовная лирика Фета.

Любовная лирика Фета – неисчерпаемое море чувств, объемлющее и робкое томление зарождающегося чувства, и упоительное наслаждение душевной близостью, и счастье двух душ, устремленных друг к другу в едином порыве, и апофеоз страсти, оставляющий после себя неувядаемое воспоминание. Поэтическая память Фета не знала никаких границ, что позволяло ему и на склоне лет писать стихотворения о первой любви, как будто бы он еще находился под впечатлением от недавнего, столь желанного свидания. Чаще всего Фет рисовал в своих стихах самое начало любви, самые романтические, просветленные и трепетные ее моменты: долгие взгляды неотводимых глаз, первые соприкосновения рук, первую прогулку вечером в саду, восторженное созерцание вдвоем красоты природы, рождающее духовную близость. «Ступенями к томительному счастью Не меньше я, чем счастьем дорожу» – говорит его лирический герой. Любовная и пейзажная лирика зачастую составляют у Фета одно целое. Обостренное восприятие красоты природы зачастую вызывается любовными переживаниями. Приведем в пример одно стихотворение:

***

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

Еще более тонко организована перекличка образных рядов в другом, известнейшем любовной миниатюре Фета:

***

Шепот, робкое дыханье.

     Трели соловья,

Серебро и колыханье

     Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

     Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

     Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

     Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

     И заря, заря!.. (1850)


  1. Анализ стихотворения А.Фета «Это утро».

Задание по группам: выступить к концу урока с наброскам анализа стихотворения

  1. Выразительное чтение стихотворения (сопровождение презентацией)

  2. Устная работа с распечаткой «Анализ стихотворения»

  3. Отработка навыков анализа стихотворения при помощи «моделей».

  1. Домашнее задание: написать творческую работу «Анализ стихотворения А. Фета «Это утро».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconПлан проведения тематической Недели воспитательной работы и учебных...
«Балет. Музыкальные образы в балетах А. Хачатуряна и И. Травинского (4 класс); урок изо «Постройка предметов (упаковок)»; урок литературы...

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconУрок литературы, 5 класс Учитель русского языка и литературы Леонова...
Словарная работа: крепостное право, крепостные, помещик, дворяне, челядь, клятва

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconУрок 2012» Номинация «Урок (занятие) исследование»
Тема: «Роль речевой характеристики в создании образов героев в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconУрок чтения 6 класс Учитель: Регнер Э. А. Тема. В медведев «Звездолет «Брунька» (3 урок)
Формирование положительных личностных качеств, способствующих адаптации в социуме, умения взаимодействовать

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconУрок биологии 6 класс Тема: «Тайна прорастания семян»
Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс, В. В. Пасечник М., «Дрофа» 2008 год

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconТема: «Солнце большая звезда»
Виды интегрированных областей: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, коммуникация,...

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconУрок по истории России. 10 класс Тема урока: Гатчинское отречение...
Задача: Повышение мотивации и наглядности в усвоении нового материала с использованием цор

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconУрока. Класс 5 класс Тема урока
Первый урок в новой теме «Разнообразие живого», на котором происходит повторение пройденного и изучение нового материала, который...

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconТема: Правописание
Урок русского языка, 4 класс, умк «Перспективная начальная школа», учитель: Бажукова О. В

Урок литературы 10 класс. Тема: Творчество А. Фета iconУрок литературы в 7 классе тема: «ужасный век, ужасные сердца…»
Постановка и решение важной духовно нравственной проблемы, связанной с тематикой изучаемого произведения


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница