И идея произведения




НазваниеИ идея произведения
страница1/5
Дата публикации25.10.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5

powerpluswatermarkobject1137959220



1. Литературоведение как наука. Предмет, цель, задачи литературоведения. Реальный мир и художественная действительность…………………………………………………………...4

2. Теория литературы - научная основа читательской деятельности……………………….. 5

3. Слово и образ. Содержание (вымышленная предметность) и форма (речевые конструкции). Типическое: в жизни и в литературе…………………………………………. 6

4. Содержание художественного произведения как результат творческого освоения действительности автором. Тема и идея произведения……………………………………….7

5. Сюжет и его функция в художественном произведении. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Сюжетные схемы. ……………………………………………………………………..8

6. Композиция художественного произведения, приемы композиционного построения.. ……………………………………………………………………………………...9

7. Герой, автор, читатель в художественном произведении. Художественный образ, приемы его создания. ………………………………………………………………………….10

8. Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Диалог и монолог…………………12

9. Литературные роды, виды, жанры и типы художественной литературы……………….13

10.Язык художественного произведения как модель реальной действительности, как средство создания художественного образа………………………………………………….15

11. Тропы и их роль в создании художественного произведения………………………….16

12. Синтаксис художественной речи. Стилистические фигуры……………………………17

13. Эпический способ изображения.………………………………………………………….19

14.Лирический способ изображения………………………………………………………….20

15.Драматический способ изображения………………………………………………………21

16. Основы стихосложения. Силлабо-тоническая система, ее особенности и существенные признаки………………………………………………………………………..22

17. Ритм как структурная основа стиха. Метр и ритм. Элементы ритма…………………...23

18. Рифма и ее разновидности. Функция рифмы в стихе……………………………………24

19. Понятие о стопе и стихе……………………………………………………………………25

20. Строфа. Строфические формы. Рифмы в строфе………………………………………...27

21. Двухсложные и трехсложные размеры русского стиха, их значение…………………..29

22. Литературный процесс и его основные закономерности. Категории литературного процесса…………………………………………………………………………………………30

23. Задачи методики чтения в исторической ретроспективе (от методики объяснительного чтения К.Д. Ушинского и его видов до методики литературного образования в современной начальной школе)……………………………………………………………….31

24. Психолого-педагогические и литературоведческие основы современной методики чтения и литературы……………………………………………………………………………32

25. Программы литературного чтения и литературного образования для начальной школы, их задачи, направления работы, принципы построения программ, принципы отбора произведений в учебники………………………………………………………………………33

26. Чтение как вид речевой деятельности. Навык чтения. Этапы формирования навыка чтения. …………………………………………………………………………………………..34

27. Качества навыка чтения.…………………………………………………………………...35

28. Типы уроков чтения. Структура уроков чтения разных типов………………………….36

29. Виды и приемы работы, используемые при анализе литературного произведения. Методика их проведения……………………………………………………………………….37

30. Творческие виды работы на уроках чтения. Методика их проведения…………………38

31. Виды анализа художественного произведения…………………………………………..40

32. Методика работы над рассказом и сказкой……………………………………………….41

33. Методика работы над басней………………………………………………………………43

34. Методика работы с поэтическим произведением………………………………………..44

35. Методика работы с научно-художественным рассказом и научно-популярной статьей…………………………………………………………………………………………...45

36. Понятие «детская книга». Круг детского чтения. Принципы отбора книг на каждом этапе формирования читательской самостоятельности……………………………………..46

37. Читательская самостоятельность. Этапы формирования читательской самостоятельности. Задачи этапов, направления работы……………………………………48

38. Метод чтения - рассматривания. Характеристика метода и его место на уроках внеклассного чтения на разных этапах формирования читательской самостоятельности..50

39. Структура уроков внеклассного чтения на каждом этапе формирования читательской самостоятельности……………………………………………………………………………...51

^ 1. Литературоведение как наука. Предмет, цель, задачи литературоведения. Реальный мир и художественная действительность.
Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Платон создал историю об идеях (идея → материальный мир → искусство).

Литературовед, обладающий специальными навыками, должен уметь наладить диалог с произведением словесного искусства и сделать этот диалог интересным для читателя или слушателя. Проще говоря, исследователь должен увидеть и понять в художественном тексте что-то такое, чего не специалист не заметит или не сумеет объяснить. Уровень квалификации литературоведа как раз и определяется способностью решать эти задачи. Чем обширнее знания, чем тоньше и нестандартнее комментарий, тем выше уровень филолога-литературоведа.

Само слово «литературоведение» (или его аналог – «наука о литературе») в качестве родового понятия, объединяющего все связанные с литературой дисциплины, появилось сравнительно поздно и прижилось не во всех культурах. Впервые оно ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….

Прогрессивная литература служила и служит познанию и преобразованию жизни, идейному, моральному и эстетическому воспитанию людей. Воссоздавая реальную действительность во всей сложности ее конкретных проявлений, в ее историческом развитии, она учит людей опыту ушедших поколений, возбуждает их ненависть против всего косного, изжившего себя и направляет их усилия к достижению более совершенных условий жизни.

Художественная литература должна пользоваться своими, специфически ей присущими образными средствами.

^ 2. Теория литературы - научная основа читательской деятельности.
Теория литературы составляет важнейший раздел литературоведения. Выполняя роль его фундамента, поясняя схемы концептуальных категорий, повторяющихся в определенный период и во все времена, уточняя существенное в смене одних эстетических формаций другими, теория формирует и мотивирует основные показатели литературы.

Без теории не могут обходиться критика и история литературы, с ней тесно связаны эстетика и философия, она устанавливает наиболее общие нормы, управляющие развитием словесности. Обобщая опыт мирового художественного процесса, теория литературы, как тип познания человека, исследует природу духовно – эстетических ценностей (персонаж, характер, чувства), создает правила и законы о способах построения стихотворных, прозаических и драматургических произведений, призвана объяснять сущность общественного явления, осваиваемого и постигаемого литературоведением в целом. Без теории предмета нет истории предмета.

Общие положения этой науки обязаны использовать писатели. Для того чтобы наслаждаться искусством надо быть эстетически грамотным человеком. И в этом смысле теория литературы поднимает и расширяет художественное образование и просвещение общества. ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….-ориентированный аспект читательской культуры.

^ 3. Слово и образ. Содержание (вымышленная предметность) и форма (речевые конструкции). Типическое: в жизни и в литературе.

Различимы, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений.

Различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имеющих место фактах) и художественные. Значение слова «образ» является ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….выразительные приемы, метафоры, сравнения, так и целостные структуры (персонажи, характеры, произведения в целом и т.п., например образ грозы в «Грозе» А.Островского, образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» И.Тургенева).

………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….Различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имеющих место фактах) и художественные. Значение слова «образ» является насущным для теории искусства.

Образ художественный как один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, служит для обозначения между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом.

Таким образом, художественный образ обычно определяет как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме.

Художественные образы создаются при активном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….типических проявлениях. Но что же представляет собой типическое в жизни? Это существенные социально-исторические характеры и явления, выражающие объективные закономерности действительности.
^ 4. Содержание художественного произведения как результат творческого освоения действительности автором. Тема и идея произведения.
Особый вид освоения и выражения действительности - художественный образ - является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией исторического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного и общественного сознания. Художественный образ ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….жением. Художник задает все изначальные параметры образа, но, задав их, он не может ничего изменить, не совершая насилия над художественной правдой. Жизненный материал, который лежит в основе произведения, ведет его за собой, и художник порой приходит совсем не к тому выводу, к которому стремился. Внутренняя обстановка Толстого заставляла его безоговорочно быть на стороне Каренина, но логика художественного мышления привела автора "Анны Карениной" к непредусмотренным замыслом результатам, и автору, в известном смысле, стало "жалко всех". Для Тургенева были неожиданными те идейные выводы, которые генерировал образ Базарова и вся проблематика "Отцов и детей". Во всем этом проявилась логика самодвижения характеров.


^ 5. Сюжет и его функция в художественном произведении. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Сюжетные схемы.
Сюжет в литературе - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутрисвязанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. Сюжетом есть форма развертывания темы. С наибольшей силой организующая роль сюжета выступает в драме, которая и получила свое наименование по этому признаку (греческое слово drama - действо).

Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей "Поэтике" ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….модели, построенные на таком противопоставлении, двухуровневыми


^ 6. Композиция художественного произведения, приемы композиционного построения.

Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник).

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

Произведение искусства есть "запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее".

^ 7. Герой, автор, читатель в художественном произведении. Художественный образ, приемы его создания.
Автор – тот человек, который создает произведение. Литературный герой – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования. Читатель – адресат, субъективный судья художественного произведения.

Художественный образ выполняет познавательную функцию, но содержащееся в нем знание субъективно, окрашено авторской позицией.

………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….категорией центральное место в эстетической науке объясняется особым назначением, особой функцией образа в искусстве – отражать в специфической форме объективную действительность.

Любой образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту и субъективен по форме своего существования. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. По той же схеме работает и художественный образ. Однако наряду с законами и логикой художественного отражения данная категория воплощает в себе закономерности и других важнейших сторон искусства. Художественный образ – это единство отражения и творчества, а также восприятия, в которых выражается специфическая роль субъекта художественной деятельности и восприятия. Субъект в искусстве – это создатель и толкователь художественной ценности, отправитель и адресат новой социальной информации, тот, кто творит и ради кого создается художественный образ. Все это требует рассматривать образ как «ядро» или даже «первоэлемент» искусства. Такой подход ценен тем, что ориентирует нас на исследование многих эстетических и художественных проблем на материале возникновения, существования и восприятия художественного образа. Художественный образ – это всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством.

Формы существования художественного образа, следовательно, совпадают с ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….образы. Очевидно, что понятие «художественный образ» обладает большой обобщающей силой.

^ 8. Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Диалог и монолог.
Речь словесно-художественных произведений подобно губке интенсивно вбирает в себя самые разные формы речевой деятельности, как устной, так и письменной. В течение многих веков на писателей и поэтов активно воздействовали ораторское искусство и принципы риторики. Аристотель определял риторику как умение «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Итак, речь словесно-художественных произведений гораздо более, чем иные типы высказываний, и, главное, по необходимости тяготеет к выразительности и строгой организованности. ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….Диалог по стилю в основном разговорная речь.

Диалог и монолог принадлежат к числу опорных понятий филоло­гии, в частности литературоведения. Вместе с тем они широко упот­ребляются в искусствоведении, теории общения и культурологически ориентированной философии. Первоначально эти слова упрочились в сфере лингвистики, обозначая основные формы речевой коммуника­ции. Они восходят к ………………………………………………………………………………………………………………………………….СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………….и, во-вторых, зависимостью каждой последующе реплики от предыдущей, принадлежащей другому лицу.

Реплики диалогов, верных своей природе, чередуются нег денно и свободно. Слушающий зачастую прерывает говорящего, пот его с полуслова. Тем самым он обнаруживает способность и готовность к мгновенному отклику на прозвучавшее высказывание. Реплициро-вание предполагает непрерывность говорения (речевого процесса): один еще не договорил, а другой ухе вмешался. Успешное ведение диалога во многом зависит от умения его участников быстро найти уместную и меткую реплику. В этом отношении диалог соотносим с определенной областью речемыслительной культуры. Владение им сопряжено и с остротой ума, и с чуткостью к собеседнику. Главное же — с гармоническим сочетанием способности высказаться импро­визационно (не заранее подготовленными словами) и умением вслу­шиваться. Напомним пословицу. «Не надейтесь найти друга в том человеке, который вас плохо слушает».

  1   2   3   4   5

Похожие:

И идея произведения iconВид произведения
Если не размещено ни одного произведения, то вместо кнопки «Кабинет автора», видна кнопка «Разместить произведение»
И идея произведения iconЧто такое византизм?
Отвлеченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей — религиозных, государственных,...
И идея произведения iconПри анализе художественного произведения следует различать идейное...
Тематику произведения выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии
И идея произведения iconЦели и задачи мероприятия: познакомить детей с обычаями русского народа
В качестве музыкального оформления используются музыкальные произведения: «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»,...
И идея произведения iconЛитература понятия и жанры
Драма — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком...
И идея произведения iconМ. А. Булгаков и его роман “Мастер и Маргарита”
Надя Рушева. Дело в том, вероятно, что ребенка привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если детский мозг...
И идея произведения iconВ стране Вообразилии Бориса Заходера
Борис Владимирович Заходер. Его произведения можно встретить едва ли не в каждом сборнике стихотворений для детей, в учебных книгах...
И идея произведения iconНавязчивая идея! Еще бы додумались противопоставлять пространство и время. Почему нет?
Атеист. Диалектики во всем ищут противоречия, противоположности и борьбу их. Навязчивая идея! Еще бы додумались противопоставлять...
И идея произведения iconПоложение городского фестиваля технических идей среди детей и молодежи...
«Есть идея!» проводится в рамках долгосрочной целевой программы «Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи»...
И идея произведения iconПочему до сих пор нацизм не подвергся философскому анализу? Почему...
Мы не собираемся переоценивать на­цизм. Однако хотим понять, что за идея была реали­зована в фактах общественной жизни? Ведь эта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница