Конспект уроков химии по теме: Алкины




НазваниеКонспект уроков химии по теме: Алкины
Дата публикации23.04.2013
Размер103 Kb.
ТипКонспект
litcey.ru > Математика > Конспект
Конспект уроков химии по теме: Алкины.

10-а класс (профильный)

Учитель Коротеева В.С.

Урок №1 Гомологический ряд алкинов, номенклатура и изомерия. Физические свойства. Электронное и пространственное строение ацетилена

Цели урока:

- воспитательные: способствовать формированию положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности, воспитывать уверенность в себе, возбудить интерес к предмету;

-развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения обобщать, сравнивать, выделять главное; содействовать развитию умения вести диалог, осуществлять самоконтроль и самоанализ, способствовать формированию информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личностному совершенствованию;

- обучающие: изучить особенности строения и свойств алкинов; продолжить формирование умений сравнивать вещества, выявлять у них общее и различие в строении и свойствах, находить причину этого; обеспечить восприятие и осмысление основных понятий темы всеми учащимися.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, таблица »Алкины», приборы для получения газа, спички, штатив; реактивы: карбид кальция, вода, растворы бромной воды, перманганата калия, аммиачный раствор оксида серебра.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы изучаем большой раздел органической химии «Углеводороды». Углеводороды отличаются удивительным разнообразием в строении и свойствах, и сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ними.

  1. Актуализация знаний (мотивация и целеполагание)

  1. Учащимся предлагается задача.

Определите МФ углеводорода, если известно, что 1,3 г его при сжигании образуют 2,24 л оксида углерода(IV) и 0,9 г воды. Относительная плотность вещества по водороду = 12,992. Составьте структурную формулу найденного углеводорода (C2H2).

Затем учитель напоминает, что с данным веществом мы знакомились в 9 классе и предлагает вспомнить, родоначальником какого класса углеводородов он является.

^ Учащиеся самостоятельно формулируют тему, задачи урока и определяют порядок изучения нового материала (состав – строение – свойства).

  1. Изучение нового материала (операционно-исполнительная часть)

Гомологический ряд алкинов, номенклатура и изомерия. Физические свойства. Электронное и пространственное строение ацетилена .



  1. ^ Самостоятельная работа в группах.

Задание для 1-ой группы. Составьте молекулярные и структурные формулы пяти первых представителей гомологического ряда алкинов, назовите их по систематической номенклатуре. Определите общую формулу алкинов и их место среди углеводородов.

Задание для 2-ой группы. Напишите формулы возможных изомеров состава C5H8 и назовите их по систематической номенклатуре. Какие виды изомерии характерны для алкинов? Можно ли по молекулярной формуле судить о принадлежности углеводорода к определённому классу?

Задание для 3-ей группы. Рассмотрите физические свойства алкинов, распределите предложенные алкины на 3 колонки: C2H2, C19H36 , C8H14, C5H8, C20H38, C3 H4

газы

жидкости

твёрдые



















^ Отметьте общие закономерности изменения физических свойств в гомологических рядах углеводородов. Сравните свойства алкинов с алканами.

Для сравнения свойств проанализируйте таблицы №1и №2.

Физические свойства алканов Таблица №1

УВ

Структурная формула

Агрегатное состояние

tплºC

tкипºC

плотность

метан

CH4

газ

-182,5

-161,5

0,4150

этан

CH3-CH3

газ

-182,8

-88,6

0,5610

пропан

CH3-CH2-CH3

газ

-187,7

-42

0,5853

бутан

CH3-(CH2)2-CH3

газ

-138,3

-0,5

0,6000

пентан

CH3-(CH2)3-CH3

Жидкость

-129,7

+36,1

0,6262



Физические свойства алкинов Таблица №2

УВ

Структурная формула

Агрегатное состояние

tплºC

tкипºC

плотность

ацетилен

CH≡CH

газ

-81,8

-84,0

0,6181

пропин

CH≡C-CH3

газ

-101,5

-23,2

0,6622

бутин-1

CH≡C-CH2-CH3

газ

-125,7

+8,1

0,6784

бутин-2

CH3 -C≡C-CH3

газ

-32,3

+27

0,6510

Пентин-1

CH≡C-(CH2)2-CH3

Жидкость

-90,0

+40,2

0,6900

Задание для 4-ой группы. В каком валентном состоянии находятся атомы углерода в молекуле ацетилена? Изготовьте шаростержневую модель ацетилена. Определите валентный угол и пространственное строение молекулы. Укажите длину и энергию связи.

IV. Оценочно- рефлексивный блок.

Обсуждение результатов работы в группах. В процессе выступления очередной группы члены других групп задают вопросы и делают краткие записи в своих тетрадях. Затем анализируем работу в группах, каждый оценивает свою работу.

Урок №2 Алкины. Химические свойства.

Ход урока.

  1. Организационный момент.



  1. Актуализация знаний (мотивация и целеполагание).

Фронтальная работа. Предлагаем заполнить схему.

Что знаем?

Алкины

CnH2n-2

Строение: Химические свойства

Тип связей…

Гибридизация… Реакции…

Форма молекулы…

Алкины в ещё большей степени являются ненасыщенными углеводородами. Атомы углерода, связанные тройной связью, находятся в состоянии sp-гибридизации. Тройная связь в алкинах комбинированная: состоит из одной σ-связи и двух π-связей.

^ Какова длина тройной связи? Сравните её с двойной, одинарной.

Какова энергия тройной связи? А двойной? Скажется ли это на свойствах алкинов?

Учащиеся формулируют тему урока и учебную задачу: изучить свойства

алкинов. Выяснить, как влияет наличие тройной связи на химические свойства.

  1. Изучение нового материала

(операционно-исполнительная часть)

Предлагается лабораторная работа. Л. р. можно заменить демонстрацией или просмотром видеофрагментов.

Инструктивная карта к лабораторной работе.

Опыт №1.

Получите ацетилен гидролизом карбида кальция. Для этого в прибор для получения газов положите несколько кусочков карбида кальция и добавьте воды. Что наблюдаете?

Опыт №2.

Пропустите газ через раствор бромной воды и через раствор перманганата калия. Что наблюдаете?

^ О чём свидетельствуют эти реакции?

Опыт №3.

Подожгите выделяющийся газ. Как горит ацетилен? Почему?

Результаты опытов запишите в таблицу.

^ Что делали

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций










^ На основании опытов учащиеся делают вывод - алкины проявляют свойства непредельных УВ, то есть дают реакции:

  1. р. присоединения

  2. р. окисления

Что можно присоедить по месту разрыва π-связей?

Записываем уравнения реакций на доске и в тетради. При составлении уравнений можно использовать презентацию, а также консультацию учителя. Хорошо успевающие ученики могут работать индивидуально, остальные – фронтально.

Р. присоединения: галогенирования,

гидрирования,

гидрогалогенирования,

гидратации.

* +Br2 р. бромирования:

CHCH + Br2(p-p)CHBr=CHBr 1,2-дибромэтен

CHBr=CHBr + Br2(p-p)CHBr2CHBr2 1,1,2,2- тетрабромэтан

*+H2 р. гидрирования

CHCH + H2CH2=CH2 этен

CH2=CH2 + H2 → CH3 - CH3 этан

*+ HCl р. гидрохлорирования

CHCH + HCl → CH2=CHCl хлорвинил, используется для получения

полихлорвинила

*+ H2O р. гидратации р. Кучерова

CHCH + H2O → [CH2=CHOH] → CH3- CHO уксусный альдегид

Р. окисления:

а) горение: 2C2H2+5O2 → 4CO2 + 2H2O+Q

б) окисление водным р-ром KMnO4:

3C2H2 + 8KMnO4 → 3KOOC-COOK + 8MnO2+2KOH + 2H2O

Вывод: алкины являются непредельными УВ, следовательно, дают реакции присоединения, но они протекают в две стадии в отличие от алкенов; также окисляются р-ром KMnO4. Однако, несмотря на большую ненасыщенность , алкины менее активно вступают в реакции присоединения и окисления, чем алкены. Подумайте почему?

(Тройная связь обладает меньшей длиной и достаточно высокой прочностью. π-электронное облако в молекулах алкинов более компактно, значит менее поляризуемо и менее доступно для реагентов).

^ Какие же ещё реакции может дать непредельный УВ?

Работа с презентацией «Алкины».

Р. олигомеризации:

Протекают в разном направлении в зависимости от условий проведения реакции. Рассматриваем циклическую тримеризацию (650ºС, акт. уголь)

3C2H2C6H6 бензол,

линейную ди – и тримеризацию (кат. Cu2Cl2)

CHCH + CHCHCHC- CH=CH2 винилацетилен

CHCH + CHCH+ CHCHCH2= CH- CC- CH=CH2 дивинилацетилен

Вопрос: в чём принципиальное отличие алкинов от других УВ? Как можно отличить ацетилен от этилена?

^ Проводится демонстрационный эксперимент:

Взаимодействие ацетилена с аммиачным р-ром оксида серебра.

Записываем уравнение реакции:

CHCH +2 [Ag(NH3)2]OHAgCCAg↓+4 NH3 + 2H2O

aцетиленидсеребра

Видим, атомы водорода в молекуле ацетилена замещаются на атом металла, следовательно, ацетилен обладает кислотными свойствами.

^ Почему алкины проявляют кислотные свойства? (работа с учебником).

(В молекулах ацетилена и его гомологов, содержащих тройную связь в конце цепи, полярность связи C-H (≡CH) повышена по сравнению с алканами и алкенами, поскольку атом углерода в состоянии sp-гибридизации наиболее электроотрицателен.) Эта особенность позволяет выделить ацетилен из смеси его с другими углеводородами. Ацетилениды легко разлагаются кислотами:

AgCCAg + HCl → C2H2 + 2 AgCl

Фронтальное обсуждение результатов работы.

Общий вывод: наличие тройной связи определяет свойства алкинов как непредельных УВ, кроме того обуславливает особые - слабые кислотные свойства.

  1. Оценочно- рефлексивный блок.

Подводим итоги: Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке? Какие из этих вопросов вам показались наиболее трудными? Все ли планируемые результаты нами достигнуты? Затем каждый анализируем свою работу, оценивает её.

VI. Тестовый контроль знаний

А-1. К классу алкинов относится

1) C2H4 2) CH4 3) C2H6 4) C2H2

А-2. Структурным изомером пентина-2 является

1) пентин-1 2) 2-метилбутен-2 3) 2-метилпентин-1 4) пентен-1

А-3. Вещество, формула которого C4H6, можно отнести к

1) алкадиенам и алкенам

2) алкинам и алкенам

3) алкадиенам и алкинам

4) алкинам и алканам

А-4. Гомологом 3-метилпентина-1 является:

1) пентин-1 2) 4-метилпентин-2 3) 2-метилбутин-2 4) 3-метилгексин-2

А-5. Число π- связей в молекуле пропина

1) 1 2) 2 3) 4 4) 8

А-6. Какие из утверждений верны?

А. Алкины – алифатические углеводороды.

Б. Алкины – непредельные углеводороды.

1) верно только А 3) верны оба утверждения

2) верно только Б 4) оба утверждения не верны

^ В-1. Для ацетилена характерно:

1) отсутствие π-свяэей

2) sp- гибридизация

3) малая растворимость в воде

4) линейное строение

5) реакция гидрирования

В-1. Ацетилен может реагировать с

1)N2 3)O2

2) [Ag(NH3)2]OH 4)KMnO4

С-1. Записать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: CH4C2H2CH2=CHCl →полихлорвинил

V. Задание на дом: §17 упр.1,2,6

Индивидуальные задания.

  1. Записать уравнения реакций взаимодействия пропина с водой и аммиачным раствором хлорида меди(1).

  2. Решить задачу. Алкин, содержащий пять атомов углерода в главной цепи, может максимально присоединить 80г брома с образованием продукта реакции массой 104 г. Определите строение алкина, если известно, что он не вступает в реакцию с аммиачным раствором оксида серебра.

Похожие:

Конспект уроков химии по теме: Алкины iconУроку химии по теме: «Алюминий и его соединения»
Дети изучают первую тему «Металлы». В состав темы входит 15 уроков. Данный урок 10 в теме
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconКалендарно-тематическое планирование уроков химии 8 класс
Календарно-тематическое планирование уроков химии 8 класса (базовый уровень) 68 часов
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconКонспект урока по теме «А. И. Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся»
Конспект урока по теме «А. И. Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного человека»
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconСамостоятельной работы 1
Место химии среди других естественных наук. Взаимодействие физики и химии. Особенности химии как науки. Структура и язык химии
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconКонспект, повторить параграфы 17 26, подготовиться к проверке по теме «Генетика»
Биология – параграф 24,25(краткий конспект), повторить параграфы 17 – 26, подготовиться к проверке по теме «Генетика»
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconКонспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство»
Конспект открытого урока внеклассного чтения, 11 класс, по теме «Любовь- прекрасное чувство», учитель русского языка и литературы...
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconКонспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе...
...
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconУрока: Овладение новыми языковыми средствами по теме «Моя семья»
Конспект урока иностранного языка (немецкий) в 5 «В» классе моу сош №4 г. Алапаевска Свердловской области по теме «Моя семья»
Конспект уроков химии по теме: Алкины iconУрок по теме «Отношения и пропорции»
Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд М.: Мнемозина 2008г.; гл § 4 п. 20-24. На данном уроке учащиеся обобщают...
Конспект уроков химии по теме: Алкины icon1. Предмет и задачи химии. Место химии в системе естественных наук
В этой связи традиционные принципы преподавания химии оказываются малоэффективными

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница