Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике




Скачать 191.01 Kb.
НазваниеПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Дата публикации24.02.2013
Размер191.01 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Математика > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике

  2. Примерная программа основного общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Авторская программа: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы / авт. - сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009.

Рабочая программа по алгебре в 8 классе рассчитана на 102 часа, из расчёта 3 часа в неделю. Для обучения алгебре в 7 – 9 классах выбрана содержательная линия А.Г. Мордковича, рассчитанная на 3 года обучения. В восьмом классе реализуется второй год обучения алгебре. Данное количество часов полностью соответствует авторской программе.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Задачи II ступени образования:

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Целью изучения курса алгебры в 8 классе является:

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),

  • усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,

  • осуществление функциональной подготовки школьников.

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.

Задачей курса является:

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • на большом количестве примеров и упражнений познакомить учащихся с начальными понятиями, идеями и методами комбинаторики, теории вероятности и статистики.

В результате изучения курса алгебры 8 класса обучающиеся должны:

знать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные выражения рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученные результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

^ Уровень обучения – базовый.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: обучение с применением компетентностно-ориентированных заданий, ИКТ.

Программа 8 класса интегрируется со здоровьесберегающей программой Касаткина.

Учебно – тематический план

п/п

Тема

^ Количество часов

В том числе

Самостоятельные работы

^ Контрольные работы

7 кл

8 кл

9 кл

7 кл

8 кл

9 кл

7 кл

8 кл

9 кл

1

Арифметика

2

12




1

1







1




2

Алгебраические выражения

51

18




15

11




3

2




3

Уравнения и неравенства

17

33

39

4

5

5

1

2

3

4

Числовые последовательности







22







4







2

5

Числовые функции

15

29

29

6

7

6

2

2

2

6

Координаты

5







2







1







7

Элементы логики комбинаторики статистики теории вероятностей

3

3

20







2







1

8

Повторение

9

7

26







7

1

1

1

9

Итого

102

102

136

28

24

24

8

8

9

Сопоставление содержания программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана.

В рабочей программе количество часов, отводимое на изучение алгебры в 8 классе полностью совпадает с количеством часов, которое приводится в примерной программе по предмету.



^ Перечень тем

В примерной программе по предмету федерального базисного учебного плана

В программе по предмету, рекомендованной федеральным перечнем и выбранной учителем

1

Алгебраические дроби

21 час

21 час

2

Функция . Свойства квадратного корня.

18 часов

18 часов

3

Квадратичная функция.

18 часов

18 часов

4

Квадратные уравнения.

20 часов

20 часов

5

Неравенства

15 часов

15 часов

6

Статистические характеристики

3 часа

3 часа

7

Повторение

7 часов

7 часов

8

Итого:

102 часа

102 часа

Содержание тем учебного курса

п/п

Тема

Содержание

1

Алгебраические дроби

Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Первые представления о решении рациональных уравнений. Степень с отрицательным целым показателем.

2

Функция

Свойства квадратного корня

Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Функция , ее свойства и график. Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Алгоритм извлечения квадратного корня. Модуль действительного числа. Функция .

3

Квадратичная функция

Функция

Функция , ее график, свойства. Функция , ее свойства, график. Гипербола. Асимптота. Построение графиков функций , , , по известному графику функции .

Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций , , , , , . Графическое решение квадратных уравнений.

4

Квадратные уравнения

Квадратное уравнение. Приведенное (не приведенное) квадрат­ное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения мето­дом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.

Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления). Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной. Рациональные уравнения как математические модели реаль­ных ситуаций. Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линей­ные множители. Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.

5

Неравенства

Свойства числовых неравенств. Неравенство с переменной. Решение неравенств с перемен­ной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равно­сильное преобразование неравенства. Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства. Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследова­ние функций на монотонность (с использованием свойств число­вых неравенств). Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандарт­ный вид числа.

6

Статистические характеристики

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние данные результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.

Вероятность случайного события. Сравнение шансов наступления случайных событий. Оценка вероятности случайного события в практических ситуациях.

7

Повторение

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, математических диктантов, контрольных и самостоятельных работ.

Контроль уровня обученности



п/п

Дата

Тема контрольной работы

^ Вид контроля

1

3 неделя

Контрольная работа №1

«Входная контрольная работа»

^ Входной контроль

2

7 неделя

Контрольная работа №2 по теме «Преобразование рациональных выражений»

Текущий контроль

3

12 неделя

Контрольная работа №3 по теме

«Свойства квадратных корней»

Текущий контроль

4

15 неделя

^ Промежуточная административная контрольная работа №4

Промежуточный контроль

5

19 неделя

Контрольная работа №5 по теме

«Функция »

Текущий контроль

6

22 неделя

^ Контрольная работа №6 по теме

«Квадратные уравнения»

Текущий контроль

7

25 неделя

^ Контрольная работа №7 по теме

«Решение задач»

Текущий контроль

8

30 неделя

^ Контрольная работа №8 по теме

«Решение неравенств»

Текущий контроль

9

33 неделя

^ Итоговая контрольная работа №9

Итоговый контроль

Контроль уровня знаний

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборник текстовых заданий:

  1. Контрольные работы. Алгебра 8 класс / Ю.П. Дудницын. Под ред. А.Г. Мордковича, М: Мнемозина, 2007.

Учебно-методическое обеспечение

^ Наименование предмета

Основная литература

(учебники)

Учебные и справочные пособия:

^ Учебно-методическая литература:

Медиаресурсы

Алгебра

1. Алгебра 8 класс. Учебник / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Москва: Мнемозина, 2010

2. Алгебра 8 класс. Задачник / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Москва: Мнемозина, 2010

1. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 / А.Г. Мордкович, П.В.Семёнов, М. Мнемозина. 2007

2. Алгебра 7-9. Тесты. / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская, М. Мнемозина, 2007

3. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 8 класс: к учебнику А.Г. Мордковича и др. "Алгебра. 8 класс" / М.А. Попов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

4. Контрольные работы. Алгебра 8 класс / Ю.П. Дудницын. Под ред. А.Г. Мордковича, М: Мнемозина, 2007

1. Методическое пособие для учителя. Алгебра 7-9 класс А.Г.Мордкович, М. «Мнемозина», 2007

1. Учебный мультимедиа-продукт к учебнику и задачнику А.Г. Мордковича «Алгебра». 8 класс. – М.: Издательство «Мнемозина», 2008

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.

  2. Примерная программа основного общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 128 с.

  3. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного учреждения – Издательство: Учебно-методический центр, г. Серпухов, 2008. – 10 с.

  4. Государственный образовательный стандарт общего образования / Официальные документы в образовании. – 2004. №24-25.

  5. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. – 2005. 64 с.

  6. Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы / авт. - сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.

Похожие:

Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по геометрии для 10-11...
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconРабочая программа по алгебре и математическому анализу для 10-11...
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconРабочая программа по математике для 10-11 классов (базовый уровень)...
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне РФ / Сборник нормативных...
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconОбразовательная программа мбоу «сош №59»
Данная рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница