Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике




Скачать 186.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Дата публикации24.02.2013
Размер186.5 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Математика > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике.

  2. Примерная программа основного общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Авторская программа: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы / авт. - сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009.

Для обучения алгебре в 7 – 9 классах выбрана содержательная линия А.Г. Мордковича, рассчитанная на 3 года обучения. В 9 классе реализуется третий год обучения алгебре в количестве 136 часов (34 часа из расчёта 1 ч в неделю добавлены из компонента образовательного учреждения для подготовки к государственной итоговой аттестации). Данное количество часов полностью соответствует второму варианту авторской программы.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Задачи II ступени образования:

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Целью изучения курса алгебры в 9 классе является:

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),

  • усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,

  • осуществление функциональной подготовки школьников.

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.

Задачами курса являются:

  • повторить и закрепить знания, умения и навыки полученные в 5-8 классах: вычислительные навыки, умения решать линейные уравнения и неравенства, их системы, умения строить графики функций и др.

  • изучить квадратичную функцию и её график, решение квадратных неравенств графическим методом и методом интервалов;

  • научить решать уравнения и их системы разными способами;

  • изучить арифметическую и геометрическую прогрессии, научить решать задачи с прогрессиями;

  • ознакомить со степенной функцией, корнем n-ой степени, тригонометрическими функциями любого угла, основными тригонометрическими формулами, элементами теории вероятностей и комбинаторики;

  • качественно подготовиться к выпускным экзаменам.

В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:

знать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания алгебры в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии

^ Уровень обучения – базовый.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: обучение с применением компетентностно-ориентированных заданий, ИКТ.

Программа 9 класса интегрируется со здоровьесберегающей программой Касаткина.

Учебно – тематический план

п/п

Тема

^ Количество часов

В том числе

Самостоятельные работы

^ Контрольные работы

7 кл

8 кл

9 кл

7 кл

8 кл

9 кл

7 кл

8 кл

9 кл

1

Арифметика

2

12




1

1







1




2

Алгебраические выражения

51

18




15

11




3

2




3

Уравнения и неравенства

17

33

39

4

5

5

1

2

3

4

Числовые последовательности







22







4







2

5

Числовые функции

15

29

29

6

7

6

2

2

2

6

Координаты

5







2







1







7

Элементы логики комбинаторики статистики теории вероятностей

3

3

20







2







1

8

Повторение

9

7

26







7

1

1

1

9

Итого

102

102

136

28

24

24

8

8

9

Сопоставление содержания программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана.

В рабочей программе количество часов, отводимое на изучение алгебры в 9 классе полностью совпадает с количеством часов, которое приводится в примерной программе по предмету.

Содержание тем учебного курса

п/п

Тема

Содержание

1

Неравенства и системы неравенств

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.

Решение текстовых задач алгебраическим способом.

2

Системы уравнений

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.

3

Числовые функции

Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.

4

Прогрессии

Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Сложные проценты.

Характеристические свойства прогрессий. Прогрессии и банковские расчеты

5

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Комбинаторные задачи. Правило умножения. Факториал. Перестановки. Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота вариантов. Графическое представление информации. Полигон распределения данных. Гистограмма. Числовые характе- ристики данных измерения (размах, мода, среднее значение). Вероятность. Событие (случайное, достовер- ное, невозможное). Классическая вероятностная схема. Противоположные события. Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Вероятность противо- положного события. Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.

6

Повторение

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 - 9 класса.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, математических диктантов, контрольных и самостоятельных работ.

Контроль уровня обученности



п/п

Дата

Тема контрольной работы

^ Вид контроля

1

3 неделя

Контрольная работа №1

«Входная контрольная работа»

^ Входной контроль

2

6 неделя

Контрольная работа №2 по теме

«Неравенства и системы неравенств»

Текущий контроль

3

9 неделя

Контрольная работа №3 по теме

«Системы уравнений»

Текущий контроль

4

11 неделя

^ Контрольная работа №4 по теме

«Решение задач с помощью систем уравнений»

Текущий контроль

5

15 неделя

^ Промежуточная административная

контрольная работа №5

Промежуточный контроль

6

18 неделя

^ Контрольная работа №6 по теме

«Функции и графики»

Текущий контроль

7

22 неделя

^ Контрольная работа №7 по теме

«Арифметическая прогрессия»

Текущий контроль

8

24 неделя

^ Контрольная работа №8 по теме

«Геометрическая прогрессия»

Текущий контроль

9

29 неделя

^ Контрольная работа №9 по теме «Элементы комбинаторики, теории вероятностей»

Текущий контроль

10

33 неделя

^ Итоговая административная контрольная работа

Итоговый контроль

Контроль уровня знаний

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:

  1. Алгебра. 9 кл.: Контрольные работы / Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.; под ред. А.Г. Мордковича.- 5-е изд.-М.: Мнемозина, 2007.

  2. Алгебра 9 кл. Контрольные работы /Александрова Л.А.; под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2008

  3. Алгебра 9 кл. Самостоятельные работы / Александрова Л.А.; под ред. А.Г.Мордковича.– 5-е изд., пер. и доп. – М.: Мнемозина, 2008

  4. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений / Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2002.

  5. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / Кузнецова Л.В. и др - М.: Просвещение, 2009.

  6. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Лысенко Ф.Ф – Ростов-на-Дону: Легион, 2008

  7. Математика 9 класс. Сборник заданий / Кочагина М.Н., Кочагин В.В. – М: Москва, 2009

  8. Математика. 9 класс. Тренировочные задания / Корешкова Т.А., Шевелева Н.В., Мирошин В.В. – М: Москва, 2009

  9. Алгебра 9 класс. Типовые тестовые задания./ Мирошин В.В. – М: Экзамен, 2009

  10. Математика 9 класс. Сборник заданий / Лаппо Л.Д., Попов М.А. – М: Экзамен, 2009

Учебно-методическое обеспечение

^ Наименование предмета

Основная литература

(учебники)

Учебные и справочные пособия:

^ Учебно-методическая литература:

Медиаресурсы

Алгебра

1. Алгебра 9 класс. Учебник / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Москва: Мнемозина, 2007

2. Алгебра 9 класс. Задачник / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Москва: Мнемозина, 2007

1. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 / А.Г. Мордкович, П.В.Семёнов, М. Мнемозина. 2007

2. Алгебра 7-9. Тесты. / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская, М. Мнемозина. 2007

3. Алгебра 9 кл. Контрольные работы / Александрова Л.А.; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2008

4. Контрольные работы. Алгебра 9 класс / Ю.П. Дудницын. Под ред. А.Г. Мордковича, М: Мнемозина, 2007

5. Алгебра 9 кл. Самостоятельные работы / Александрова Л.А.; под ред. А.Г. Мордковича. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Мнемозина, 2008

1. Методическое пособие для учителя. Алгебра 7-9 класс А.Г.Мордкович, М. «Мнемозина», 2007

2. Алгебра.9 класс. Поурочные планы (по учебнику А.Г. Мордковича) / авт.-сост. Е.А. Ким.- Волгоград: Учитель, 2006.- 221 с.

3. Алгебра. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.Г. Мордковича/авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А.Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2008

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия.

8 класс, 2004.

2. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.

3. http://school-collection.edu.ru/

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования / Официальные документы в образовании. – 2004. №24-25.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. –2005. 64 с.

  3. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного учреждения – Издательство: Учебно-методический центр, г. Серпухов, 2008. – 10 с.

  4. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Примерная программа основного общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Похожие:

Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconПояснительная записка данная рабочая программа по геометрии для 10-11...
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconРабочая программа по алгебре и математическому анализу для 10-11...
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconРабочая программа по математике для 10-11 классов (базовый уровень)...
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне РФ / Сборник нормативных...
Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике iconОбразовательная программа мбоу «сош №59»
Данная рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница