Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования




Скачать 402.09 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации14.03.2014
Размер402.09 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
litcey.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
Утвержден и введен в действие приказом

МГУ имени М. В. Ломоносова

от «____» ____________2011 г. № _____

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
уровней подготовки высшего профессионального образования:
бакалавриата с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»;

магистратуры с присвоением квалификации (степени) «магистр»


^ Общие положения

Образовательный стандарт высшего профессионального образования МГУ имени М. В. Ломоносова по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации структурными подразделениями МГУ имени М.В.Ломоносова интегрированной подготовки квалифицированных кадров, включающей основные образовательные программы высшего профессионального образования бакалавриата и магистратуры.

Правовыми основаниями образовательного стандарта МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» являются:

    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;

    Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ;

    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 1869;

    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2010 г. № 1475;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров»;

Устав МГУ имени М.В.Ломоносова, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 223 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г.
№ 1240);

локальные нормативные акты МГУ имени М.В.Ломоносова;

решение Ученого совета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (о принятии данного стандарта).

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

МГУ - Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;

ОС МГУ - образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый
МГУ имени М.В.Ломоносова;

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ИК - инструментальные компетенции;

ОНК - общенаучные компетенции;

ОПК общие профессиональные компетенции;

СК - системные компетенции;

СПК - специализированные профессиональные компетенции.
1. Характеристика направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
1.1. Сроки освоения основных образовательных программ и их общая трудоемкость:

ООП бакалавриата – 4 года, не менее 240 зачетных единиц;

ООП магистратуры - 2 года, не менее 120 зачетных единиц.

При этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам, а трудоемкость основных образовательных программ по очной форме обучения за один учебный год составляет не менее 60 зачетных единиц.

1.2. В рамках направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» могут быть реализованы ООП бакалавриата по профилям (включая общие профили) подготовки, а также профильные магистерские программы.

Решение об открытии профилей подготовки бакалавров или профильных магистерских программ принимается Ученым советом МГУ. Профили подготовки бакалавров и профильные магистерские программы включаются в единый Реестр профилей подготовки бакалавров и профильных магистерских программ МГУ, который (которые) вводится в действие приказом ректора МГУ.

1.3. Профили подготовки бакалавров и профильные магистерские программы формируются вариативной частью соответствующей ООП и включают в себя: наименование профилей; набор профильных компетенций и перечень профильных дисциплин (модулей), составляющих обязательную компоненту профильной вариативной части ООП (с указанием трудоемкости в зачетных единицах), обеспечивающих приобретение обучающимися необходимых профильных компетенций.

Общая трудоемкость обязательной компоненты профильной вариативной части ООП бакалавриата и магистратуры составляет не менее 25% общей трудоемкости соответствующих ООП.

1.4. Наименование профилей подготовки бакалавров и профильной магистерской программы указывается в документах о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемых выпускникам МГУ.
^ 2. Прием в МГУ на обучение по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
2.1. Прием в подразделения МГУ на обучение на направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» по уровням бакалавриата и магистратуры осуществляется в соответствии с Порядком приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2.2. При поступлении на обучение по ООП бакалавриата по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» абитуриенты проходят следующее дополнительное профильное вступительное испытание:

экзамен «Иностранный язык» в письменной форме.

2.3. Лица, освоившие в МГУ ООП бакалавриата по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» и получившие по результатам итоговой государственной аттестации квалификацию (степень) «бакалавра» могут на конкурсной основе продолжать обучение по ООП магистратуры данного направления подготовки. При этом в качестве вступительных испытаний принимаются результаты государственного экзамена по направлению подготовки бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» выпускников МГУ.
^ 3. Требования к результатам освоения интегрированной подготовки

по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Обучение в МГУ имени М.В.Ломоносова направлено на подготовку работника высокой квалификации, который:

в полной мере обладает профессиональными и личностными качествами, обеспечивающими ему приоритетную востребованность и устойчивую конкурентоспособность на российском и международном рынке труда и широкие возможности самореализации, в том числе в новейших областях знаний, наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни;

стремится к продолжению образования и самообразованию в течение всей жизни, способен максимально продуктивно использовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества и государства;

сознает ответственность за результаты своей профессиональной и научной деятельности перед страной и человечеством, обладает активной гражданской позицией, основанной на демократических убеждениях и гуманистических ценностях;

умеет обосновывать и отстаивать свою позицию, активно реализовывать собственные решения и идеи;

в своем поведении руководствуется нравственными и этическими нормами, основанными на толерантности, стремлении к сотрудничеству, укреплении взаимопонимания между представителями различных социальных групп, мировоззренческих позиций, национальных культур;

испытывает обоснованную гордость за свою принадлежность к одному из лучших учебных заведений, неизменно демонстрирует приверженность традициям и духовным ценностям Московского университета, осознает себя достойным продолжателем его научных школ;

способен творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, сознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;

умеет порождать новые идеи, расширять сферу собственной компетентности, вырабатывать оптимальные стратегии своей деятельности; готов решать проблемы в новых и нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях с учетом социальной и этической ответственности за принимаемые решения.

Выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова, завершивший интегрированную подготовку по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика», должен обладать следующими универсальными и профессиональными компетенциями.

^ Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);

владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОНК-2);

владение основами психологии, понимание основных закономерностей строения, функционирования и развития человеческой психики, знакомство с классическими теориями познания, с основными направлениями эмпирических исследований познавательных процессов и их моделями в современной когнитивной психологии (ОНК-3);

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-4);

владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области, способность создавать математические модели типовых профессиональных задач и интерпретировать полученные математические результаты, владение знаниями об ограничениях и границах применимости моделей (ОНК-5);

владение методологией научных исследований в профессиональной области (ОНК-6);

б) инструментальные:

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (ИК-1);

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения1; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (ИК-2);

владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-3);

способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе (ИК-4);

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ИК-5);

владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ИК-6);

в) системные:

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);

способность адаптироваться к новым теориям и результатам мировой науки; способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности, к участию в междисциплинарных исследованиях; способность к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).

^ Профессиональные компетенции:

    владение основными понятиями и категориальным аппаратом современной лингвистики; знание истории лингвистических учений и умение ориентироваться во множестве направлений и школ современной лингвистической науки (ПК-1);

    умение анализировать, сопоставлять и критически оценивать различные лингвистические теории и гипотезы и выбирать оптимальные теоретические подходы и методы решения конкретных научных задач в области лингвистики и новых информационных технологий (ПК-2);

    владение основами грамматики латинского языка и умение читать со словарем латинские тексты (ПК-3);

    обладание знаниями о структуре русского языка на всех языковых уровнях и способность использовать эти знания при решении любых теоретических и прикладных задач лингвистики (ПК-4);

    владение методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа текста с учетом языковых и экстралингвистических факторов (ПК-5);

    владение методами инструментального анализа звучащей речи (ПК-6);

    владение методами сбора языковых данных, документирования языков (ПК-7);

    умение спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы (ПК-8);

    владение способами описания и формальной репрезентации денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке (ПК-9);

    умение выявлять и формально репрезентировать макроструктуру и микроструктуру дискурса с учетом специфики его жанров и функционально-стилевых разновидностей (ПК-10);

    знание параметров разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической и генеалогической классификации (ПК-11);

    знание современного состояния исследований и разработок в области компьютерной лингвистики и информационных технологий (ПК-12);

    способность создавать лингвистические компоненты электронных языковых ресурсов: представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, электронных словарей разных типов, фонетических, грамматических, лексических, терминологических баз данных — и умение пользоваться этими ресурсами (ПК-13);

    способность разрабатывать лингвистические компоненты систем автоматической обработки естественного языка (синтеза и распознавания устной речи, генерации текста, контент-анализа, автоматического перевода, автоматического реферирования и аннотирования), а также интеллектуальных систем (вопросно-ответных, экспертных); способность разрабатывать и тестировать лингвистические процессоры (ПК-14);

    способность проводить систематизацию знаний произвольной предметной области, разрабатывать для нее классификаторы, рубрикаторы, проводить типологизацию данных и моделирование предметной области; умение разрабатывать лингвистические онтологии предметных областей и универсальные онтологии (ПК-15);

владение навыками преподавания лингвистических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования, а также ведения профориентационной работы среди школьников; способность создавать методические пособия и подготавливать учебно-методические материалы по основным лингвистическим дисциплинам, проектировать автоматизированные учебные курсы и компьютерные учебники, лингвистические тестирующие и тренажерные программы; способность разрабатывать и внедрять в практику компьютерные системы обучения (ПК-16);

готовность участвовать в рамках профессиональной компетенции в разработке автоматизированных систем в сферах управления, проектирования, информационного обслуживания, информационной безопасности (ПК-17);

    способность разрабатывать системы автоматизации научных исследований в области лингвистики и совершенствовать их информационную поддержку; способность пополнять лингвистическими знаниями интеллектуальные и информационно-управляющие системы (ПК-18);

    владение навыками перевода научной литературы по лингвистике и смежным дисциплинам с иностранных языков на русский и с русского языка на иностранный со снабжением ее необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом (ПК-19).

    владение навыками проведения лингвистической экспертизы, умение проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса с целью извлечения знаний, определения тональности текста, идентификации личности говорящего и с другими прикладными целями (ПК-20);

    умение вести мониторинг информационных массивов и готовить на этой основе аналитические материалы (ПК-21);

    способность давать экспертные оценки и разрабатывать рекомендации в сфере языковой политики и языкового планирования (ПК-22);

    владение навыками самостоятельных исследований конкретных языков, исследований в области теории языка, прикладной и компьютерной лингвистики (ПК-23);

    способность руководить малыми коллективами лингвистов, решающими научно-исследовательские и производственно-практические задачи (ПК-24);

    умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ПК-25).

^ 4. Требования к структуре интегрированной подготовки по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Основные образовательные программы ВПО, реализуемые в МГУ, имеют следующую структуру.

^ 4.1. Базовая (обязательная) часть ООП

Названия дисциплин (модулей), входящих в базовую часть ООП, и их общая трудоемкость (в зачетных единицах) устанавливаются данным ОС МГУ.

4.2. Вариативная часть ООП

(формируется участниками образовательного процесса)

(Названия блоков вариативной части ООП (при их наличии) могут совпадать с названиями блоков обязательной части ООП.)

^ 4.3. Практики и научно-исследовательская работа

4.4. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

В основной образовательной программе должны быть предусмотрены дисциплины по выбору студентов в объеме не менее 40 зачетных единиц. Порядок формирования дисциплин по выбору и порядок выбора этих дисциплин обучающимися устанавливаются локальными нормативными актами МГУ.
  1   2   3

Похожие:

Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 035700 Лингвистика образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200 Менеджмент образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Бязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030200 Политология образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Язательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм всеми образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
И реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Ельных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 040400 Социальная работа образовательными...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Менеджмент всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Психология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» уровней подготовки высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Социология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница