Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)




НазваниеАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)
страница1/13
Дата публикации23.02.2013
Размер1.44 Mb.
ТипДокументы
litcey.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

 



Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

 

 


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был и остается одним из самых почитаемых подвижников Русской Православной Церкви и духовных наставников и утешителей православного народа. Для миллионов жизненный подвиг отца Иоанна стал примером, а его письма и проповеди — утешением и надеждой на спасение.

Среди наиболее известных и популярный книг отца Иоанна можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.

В январе 2005 года Псковскую епархию посетили мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Ковчег, изготовленный из досок гробов преподобномучениц, с мощами праведниц побывал также и в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре; у них молился и старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Сокрывшись от мирской жизни в монастырских трудах и подвигах, отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял духовно и охранял его в жизни — его богомудрых наставников.

Родился отец Иоанн 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных восьмым ребенком. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна.

От младенчества до юности его опекали орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей — архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня (генеральша по происхождению) Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям.

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына. Последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми. 5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 – в сан архимандрита.

Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков). Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти народа как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций Печерского старчества.

 

 

 

 

^ Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Опыт построения исповеди

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 

Содержание

 

К читателю

^ Опыт построения исповеди по десяти заповедям

Первая заповедь: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене

^ Вторая заповедь: Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им

^ Третья заповедь: Не приемли имени Господа Бога твоего всуе

Четвертая заповедь: Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый – суббота Господу Богу твоему

^ Пятая заповедь: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли

^ Шестая заповедь: Не убий

Седьмая заповедь: Не прелюбы сотвори

^ Восьмая заповедь: Не укради

Девятая заповедь: Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна

^ Десятая заповедь: Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего

Общее заключение исповеди

^ Опыт построения исповеди по заповедям блаженства

Первая заповедь блаженства: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное

Вторая заповедь блаженства: Блажени плачущии, яко тии утешатся

Третья заповедь блаженства: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю

Четвертая заповедь блаженства: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся

Пятая заповедь блаженства: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут

Шестая заповедь блаженства: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят

Седьмая заповедь блаженства: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся

Восьмая заповедь блаженства: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное

Девятая заповедь блаженства: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!

Заключение исповеди

Сокращения названий книг Ветхого и Нового Завета, упоминаемых в тексте

Литература

 

К читателю

Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения.

Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания.

Беседы были записаны. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию.

"^ Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!" Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв.

 

^ Опыт построения исповеди по десяти заповедям

Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются.

Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, "...душа моя, яко земля безводная Тебе" (Пс. 142,6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного "второго Крещения"!

Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн – какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце... Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком...

У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо "...сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50, 19).

Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.

Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: "Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!" Вот кого привлекает к нам душевная грязь!

И еще хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: "...примири и соедини его [то есть кающегося] Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем..." Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения). Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.

Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед Крестом и Евангелием.

Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: "Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!" Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.

^ Помоги нам, Господи, в эту минуту всем всё простить!

Однажды во время земной жизни Иисуса Христа подошел к нему некий законник и спросил: "Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" И получил ответ: "...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя" (Лк. 10, 25-27). Вот наши главные заповеди – это любовь к Богу и ближнему своему.

Но так как наши обязанности к Богу и ближнему разнообразны, то и заповеди разделены Богом на десять и представлены таким образом, что первые четыре имеют отношение к Богу, а прочие шесть – к ближнему. Вот и рассмотрим сейчас, чем мы нарушили Закон Божий?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconПетровский, Петра Великого или Петровский на Высокой
Мужской, 2-ого класса необщежительный монастырь. Упоминается с 1377 года, когда будущий его настоятель архимандрит Иоанн сопровождал...
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconПатриарший жезл
Отец Иоанн сделал это. Еще раз повторю о. Иоанн никогда за свои более чем 90 лет жизни не давал никаких интервью, не записывался...
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconОсташковский район Ответственный – архимандрит Аркадий (Губанов) – благочинный
Торжественная часть у ворот к часовне (выступление Владыки, Губернатора, попечителей)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconАдреана и Наталии Иоанн Предтече Александра Невского

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) icon-
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в 90-е годы благословил всенародное разоблачение масонства
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconНа чужом основании никогда ничего не строил
Архимандрит матфей (Мормыль), старший регент хора Троице-Сергиевой Лавры и руководитель объединенного хора тсл и мдаиС, профессор...
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconАрх. Иоанн Шаховской страх человеческий и страх божий
Шаховского. Я публикую его, конечно, не ради борьбы с "протоколами". Есть проблемы и
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconРазмышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г
Архимандрит Лев Жилле, проповедник, мыслитель, пастырь Церкви, живший в Лондоне (+ 1980), оставил после своей смерти бол ой круг...
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconЗаписка
Иоанн. Однако, предлагая забыть каждому свойственное тому, он сам не забывал своего и пропагандировал якобы как спасительные библейские...
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) iconИоанн Лествичник
Одному старцу сказали, что некоторые люди достигают такой степени святости, что видят ангелов. Старец ответил, что видеть свои грехи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница