Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему




Скачать 92.72 Kb.
НазваниеДоклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему
Дата публикации18.03.2013
Размер92.72 Kb.
ТипДоклад
litcey.ru > Право > Доклад
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая - 3 июня 2012 года) на тему:
"Использование прав интеллектуальной собственности во время ретрансляции каналов вещания в кабельных сетях и сетях Интернет: требования действующего

законодательства и практическое применение"
Сегодня довольно актуальным является вопрос урегулирования отношений относительно использования интеллектуальной собственности провайдерами программной услуги (кабельными операторами). Объясняется это постоянными изменениями конъюнктуры рынка и развитием технических возможностей, влияющих на появление новых способов использования авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере.

Еще с 2003 года действует в новой редакции Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах", а также постановления Кабинета Министров Украины № 71 и " 72 от 18.01.2003 года, которые достаточно на правовой основе дают ответы на все вопросы в данной сфере и предусматривают обязанность провайдеров программной услуги при осуществлении свой деятельности выплачивать всем правообладателям аудиовизуального и иного контента, а не только каналам вещания, отчисления (вознаграждение) за использование прав интеллектуальной собственности.

Таким образом, провайдер программной услуги начиная с 2003 года был обязан иметь лицензионные договора и отчислять вознаграждение за использование прав интеллектуальной собственности в своей коммерческой деятельности. Согласно сложившейся практике в Украине, указанные взаимоотношения провайдера программной услуги с правообладателями, как правило, были первоначально завязаны на договорах с каналами вещания, в которых они гарантировали то, что все права каналами вещания выкуплены и авторское вознаграждение заплачено. Именно в связи с этим возникло непонимание между авторам аудиовизуальных произведений (художественных и иных фильмов), музыкальных произведений, исполнителями, производителями фонограмм, организациями коллективного управления, которые их всех представляют и провайдерами программной услуги.

Согласно нормам действующего законодательства предметом договорных отношений с каналами вещания могут быть и являются исключительно программы передач, которые каналы создали сами. Им не принадлежат «исключительные» права, например, на "голливудские" или другие фильмы, которые они сами взяли в пользование, при этом, действительно разово заплатив вознаграждение.

Каналы вещания действительно приобретают авторские и смежные права для себя, за что платят правообладателям за использование их прав. Но при этом, они не выплачивают вознаграждение за провайдера, который является отдельным субъектом хозяйствования, ведет отдельную лицензионную деятельность и получает от абонентов своей сети отдельную прибыль за отдельное использование прав интеллектуальной собственности.

Основанием для таких утверждений являются также следующие нормы законодательства:

1. Согласно действующему законодательству Украины провайдер программной услуги осуществляет формирование пакетов программ и обеспечивает абонентам возможность их просмотра на договорных началах (статья 1 Закона Украины "О телевидении и радиовещании").

При этом, программа (телерадиопрограмма) определяется, как объединенная единой творческой концепцией совокупность передач (эфир), которая имеет постоянную наименование и транслируемая телерадиоорганизацией по определенной сетке речи.

В свою очередь, аудиовизуальное произведение – это часть телерадиопрограммы, которая является объектом авторского права, имеет определенную продолжительность, авторское название и собственную концепцию, состоящая из эпизодов или целостных авторских произведений, объединенных между собой творческим замыслом и изобразительными либо звуковыми средствами и являющаяся результатом совместной деятельности авторов, исполнителей и производителей.

Указанный выше Закон Украины "О телевидении и радиовещании" предусатривает понятие «собственный продукт телерадиоорганизации» - это программы и передачи, их части, которые полностью или частично созданные и / или профинансированные телерадиоорганизацией.

Таким образом, если аудиовизуальное произведение не создано каналом вещания и ему не принадлежит, то необходимо получить разрешение на его использование согласно статьи 15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».

Если же аудиовизуальные произведения принадлежат каналу вещания, то и в этом случае согласно части 2 статьи 17 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" за каждое использование произведений автора имеют права на получение авторского вознаграждения. 

И самое главное - за использование центральных (так называемых бесплатных каналов), которые входят в универсальную программную услугу и которые в обязательном порядке присутствуют в сетке провайдера согласно лицензии Национального Совета по телевидению и радиовещанию - никто ничего не платит. Кроме того, согласно закона эти каналы ретранслируются БЕЗ ДОГОВОРОВ, то есть такие договора не обязательны.

Таким образом, провайдер никак не может сослаться на то, что у него прописано в договоре с каналом вещания соглашение о том, что все права гарантированы, поскольку такой сигнал он может получать и по спутнику и как угодно, а потом конвертирует его в своих сетях вместе с другими каналами. А в такую услугу может входить достаточно большое количество каналов, наполненных аудиовизуальным контентом.

Сегодня некоторые провайдеры занимают позицию, согласно которой они не осуществляют ретрансляцию программ передач, а формируют пакет программ и предоставляют к ним доступ по телекоммуникационной сети. При этом поднимается вопрос - за что должны платить, поскольку не используются способом ретрансляции объекты авторских и смежных прав?

На указанный вопрос также можно найти ответ в действующем сегодня законодательстве.

Так, понятие «ретрансляции» присутствует только в Законе Украины "О телевидении и радиовещании" и применяется для провайдеров согласно части 5 статьи 42, которая устанавливает, что провайдер программной услуги осуществляет ретрансляцию телерадиопрограмм и передач в многоканальных телесетях согласно перечня телерадиопрограмм и передач, которые предусмотрено предоставлять в составе программной услуги. В свою очередь, в Законе Украины "Об авторском праве и смежных правах" есть понятие "распространение", которое можно применить к провайдеру, поскольку именно он формирует пакет программ и предоставляет к ним доступ абонентам, то есть он распространяет свою программную услугу среди абонентов. А программная услуга содержит "программу", а "программа" состоит из "аудиовизуального произведения", которое может быть как собственным продуктом канала, так и не быть такой собственностью. На через этом круг замыкается.

Указанная выше схема и правовая регламентация применима сегодня также ко всем способа использования авторских и смежных прав и через телекоммуникационные сети и всевозможными способами «Интернет-телевидения».
В данной ситуации на защите авторов стоят организации по коллективному управлению аудиовизуальными правами, которые имеют свои механизмы отстаивания интересов субъектов авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере.

Так, например, статья 49 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» гласит, что организации коллективного управления (ОКУ) должны выполнять от имени субъектов авторского права и (или) смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:

а) согласовывать с лицами, использующими объекты авторского права и (или) смежных прав, размер вознаграждения при заключение договора;

б) заключать договоры об использовании прав, переданных в управления. Условия этих договоров должны соответствовать положениям статей 31-33 настоящего Закона;

в) собирать, распределять и выплачивать собранное вознаграждение за использование объектов авторского права и (или) смежных прав субъектам авторского права и (или) смежных прав, правами которых они управляют, а также другим субъектам прав в соответствии с настоящим Закона;

г) осуществлять другие действия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет организация, в том числе обращаться в суд за защитой прав субъектов авторского права и (или) смежных прав в соответствии с полномочий и поручениями этих субъектов.

Кроме того, согласно полученных полномочий сегодня ОКУ могут через суд требовать взыскания компенсации за нарушение авторских и смежных прав в размерах от 10 до 50 тыс. минимальных заработных плат (стаття 52 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах"), что составляет в настоящее время 53 млн. 365 тыс. грн.

В существующих условиях более приемлемым, законодательно предусмотренным и логически выгодным, является сотрудничество провайдера программной услуги и организаций коллективного управления имущественными правами субъектов авторских и смежных прав, которые действуют в аудиовизуальной сфере.

Организации коллективного управления могут представлять правообладателей и очищать права на «Интернет-телевидение», например, за использование прав интеллектуальной собственности путем осуществления ретрансляций объектов авторских и смежных прав по технологии IPTV, что активно лицензируется на данное время Национальным советом по телевидению и радиовещанию Украины и что поможет частично решить проблему легального использования контента в Интернете.

Указанное выше можно проследить на примере 8 преимуществ сотрудничества провайдеров программной услуги с Ассоциацией по коллективному управлению аудиовизуальными правами «АРМА-Украина», среди которых:

1. АРМА предлагает "единый" договор тем провайдерам, которые не имеют договор с ОКУ (организациями коллективного управления) ни в авторской, ни в смежной сфере. АРМА закрывает своим договором всю авторскую категорию и берет на себе разрешение претензий от каких-либо иных ОКУ.

2. АРМА, в отличие от иных ОКУ, владеет обще доступными для ознакомления на сайте АРМА и реальными Каталогами произведений (украинских, российских, зарубежных правообладателей), которые включают более 400 музыкальных клипов, 1 млн. зарубежных фильмов, более 300 российских фильмов и сериалов, украинский контент.

3. АРМА гарантирует и предоставляет сразу свои права и на Интернет-телевидение, то есть очищает использование прав интеллектуальной собственности, например, путем использования и распространения обьектов авторских и смежных прав по технологии IPTV, ОТТ и т.д.

4. АРМА готова занимать позицию провайдера и отстаивать его интересы (вплоть до судебных инстанций) в вопросах использования прав интеллектуальной собственности в аудиовизуальной сфере, если поступят претензии от третих лиц.

5. АРМА направляет свою работу на содействие уменьшению для провайдеров платы дистрибьюторам тех каналов вещания, которые содержат аудиовизуальный контент (фильмы, музыкальные клипы) и не очистили его на территории Украины, то есть не заплатили авторское вознаграждение за использование произведений в кабеле, что вынуждены делать провайдеры.

6. АРМА готова работать в помощь провайдерам в их борьбе с пиратским и бесплатным распространением каналов вещания в Интернете путем предьявления претензий к тем Интернет-сайтам и их владельцам, которые занимаются данной деятельностью и нарушают авторские и смежные права.

7. АРМА открывает всю информацию относительно распределения полученного вознаграждения до конечного правообладателя, с чем сможет ознакомиться любой провайдер.

8. Выплата АРМА вознаграждения является основанием для официального повышения цены услуги для абонента и для Антимонопольного комитета. Кроме того, если провайдер на общей системе налогообложения, то вся выплаченная сумма роялти относится на его издержки.

Кроме всего сказанного, можно предположить, что в будущем может быть предусмотрена возможность организаций коллективного управления по Закону Украины "Об авторском праве и смежных правах" представлять интересы каналов вещания на основании своего статуса и собирать вознаграждение за использование объектов их смежных прав (программ передач). Это будет намного дешевле для провайдеров программной услуги, чем платить отдельно дистрибьюторам, и вполне возможно в самом ближайшем будущем, учитывая возможность получения доступа к сигналу канала вещания любым альтернативным способом, не зависящим от его постоянной технической поддержки.
Исполнительный директор Ассоциации по

управлению аудиовизуальными правами "АРМА-Украина",

Роман Семешко

Похожие:

Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconАнализ гиа-9 за 2011 -2012 учебный год
В 2011 2012 учебном году в 9 классе обучалось 20 учеников. Все 20 выпускников (100 %) были допущены к государственной (итоговой)...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconРезолюция vi-го вертолетного форума — 2013
«Совершенствование авиационного законодательства – основа развития вертолетной индустрии», проведенного Ассоциацией Вертолетной Индустрии...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconОбращение депутатов Севастопольского городского Совета к Президенту...
Обращение депутатов Севастопольского городского Совета к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Генеральному прокурору Украины,...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconДалее «Форум», участники Форума обсудили следующие вопросы текущего...
Ассоциацией Вертолетной Индустрии при поддержке вертолётостроительного холдинга ОАО «Вертолёты России» (далее – «Форум»), участники...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconП р и ка з
Утвердить период проведения государственной (итоговой) аттестации (далее – гиа) обучающихся, освоивших общеобразовательные программы...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconПостановление Правительства Ленинградской области от 14 сентября...
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему icon«29» октября 2008 года, с изменениями от «31» октября 2008г., «18»...
«31» октября 2008г., «18» ноября 2008г., «06» мая 2009г., «24» июля 2009г., «05» августа 2009г., «31» августа 2009г., «16» ноября...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconВ. Н. Тутубалин (Доклад на умо 18 мая 2012 года)
«20: 100» решить невозможно. Но может быть, сообщество преподавателей математики вольно или невольно внесло какой-то вклад в обострение...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconВ. Н. Тутубалин (Доклад на умо 18 мая 2012 года)
«20: 100» решить невозможно. Но может быть, сообщество преподавателей математики вольно или невольно внесло какой-то вклад в обострение...
Доклад на Объединенный форум индустрии платного телевидения Украины (29 мая 3 июня 2012 года) на тему iconДоговор страхования гражданской ответственности за неисполнение или...
Для обеспечения надлежащего исполнения Туроператором своих обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, Туроператором...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница