Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение




Скачать 315.14 Kb.
НазваниеДоклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение
страница1/3
Дата публикации21.03.2013
Размер315.14 Kb.
ТипДоклад
litcey.ru > Право > Доклад
  1   2   3
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году.
Введение

Общественная наблюдательная комиссия Алтайского края (далее — ОНК по Алтайскому краю, или ОНК) по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в 2012 году свою деятельность осуществляла в составе:

  1. Афанасьев Виктор Владимирович (Алтайская краевая общественная организация «Форпост») — 1 посещение мест принудительного содержания (далее — МПС);

  2. Беришев Вячеслав Анатольевич (Алтайская краевая общественная организация «Школа реальной политики») — 11 посещений МПС;

  3. Вовченко Петр Ефимович (Алтайская краевая общественная организация «Русская казна») — 2 посещения МПС;

  4. Гончаренко Александр Ильич (Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив») — 89 посещений МПС;

  5. Гнедков Владимир Кириллович (Алтайская краевая общественная организация «Русская казна») — 0 посещений МПС;

  6. Калашник Вадим Александрович (Алтайский краевой общественный фонд социальной поддержки и гражданских инициатив) — 2 посещения МПС;

  7. Кондров Александр Юрьевич (Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив») — 17 посещений МПС;

  8. Мовшович Юрий Маркович (Алтайская краевая общественная организация инвалидов Чернобыля «ЭЛТИС») — 3 посещения МПС;

  9. Садыков Владислав Закиевич (Алтайский краевой общественный фонд социальной поддержки и гражданских инициатив) — 6 посещений МПС;

  10. ^ Функ Александр Андреевич (Алтайская краевая организация Общероссийской общественной организации инвалидов Союза «Чернобыль» России) — 9 посещений МПС.


^ Места принудительного содержания

На территории Алтайского края (площадь — 169,1 тыс. кв. км) находятся 17 учреждений Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), из них семь исправительных колоний (ИК), в т. ч. две женские, два лечебно-исправительных учреждения (ЛИУ), краевая туберкулезная больница (КТБ), две колонии-поселения (КП), одна воспитательная колония (ВК) и четыре следственных изолятора (СИЗО). Общий лимит наполнения учреждений ФСИН в 2012 г. составлял 16 841 человек (17 245 — 2011 г.).

В крае работает 38 изоляторов временного содержания (далее ИВС) с лимитом наполнения 1082 чел. и один специальный приемник (Центр управления министерства внутренних дел России по г. Барнаулу) с плановой наполняемостью до 64 человек, в котором содержатся иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению.

К структурным подразделениям Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю (далее ГУ МВД России по Алтайскому краю) относится центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) с нормативной наполняемостью 25 человек.

В крае 83 отдела (отделения, опорных пункта) полиции МВД России в Алтайском крае, имеющих дежурные части, и одна дежурная часть Алтайского линейного управления внутренних дел на транспорте, куда могут доставляться задержанные граждане.

В подчинении Управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края находится специальная общеобразовательная школа закрытого типа с лимитом наполнения 31 ребенок на начало года и 21 — на конец года.

На территории края в г. Бийске находится военная гауптвахта местного гарнизона с лимитом наполнения до 10 человек.

В 2012 г. членами ОНК проведено 100 посещений учреждений МПС (65 — в 2011 г.), в т. ч. одна инспекция конвойного помещения Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула (совместно с прокуратурой Железнодорожного р-на г. Барнаула).

На проверку дежурной части полиции у членов ОНК, как правило, уходило около часа, изоляторов временного содержания — 2–3 часов, следственных изоляторов — 3–5 часов, исправительных колоний, лечебно-исправительных учреждений и колоний-поселений — от 4 до 8–10 часов.

В адрес комиссии поступило 255 обращений, жалоб и т.д. (243 — в 2011 г.).

В ходе посещений проведены беседы с 700 осужденными, подозреваемыми и задержанными (433 — в 2011 г.), в т. ч. 405 чел. в ИВС и дежурных частях полиции.

По результатам посещений МПС и обращений подготовлено 287 (269 — в 2011 г.) жалоб, ходатайств, запросов, обращений и актов.
^ Ситуация с соблюдением прав человека лиц,

находящихся в местах принудительного содержания

в Алтайском крае по итогам 2012 года



  1. Структурные подразделения ГУ МВД России по Алтайскому краю

В 2012 г. членами ОНК осуществлено 77 посещений МПС ГУ МВД России по Алтайскому краю (48 — в 2011 г.).

Из всех посещений 43 были с целью инспекции дежурных частей, 33 — ИВС, в т. ч. специальный приемник для иностранных граждан и центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

По информации прокуратуры Алтайского края, только за первое полугодие 2012 г. в адрес органов прокуратуры поступило 4376 обращений граждан, в которых они жалуются на нарушение их прав в учреждениях полиции. По сообщению Следственного управления по Алтайскому краю, только за
5 мес. 2012 г. ими в отношении сотрудников полиции возбуждено 14 уголовных дел и в суд направлено 7 уголовных дел.

Нередко граждане жалуются и на сотрудников дежурных частей полиции.

Так, например, гр-н Ч. в Шелаболихинском р-не был задержан и содержался в дежурной части свыше 3 часов незаконно, без достаточных на то оснований. Данный факт нарушения прав гр-на Ч. подтвердился при проверке, и три сотрудника полиции были привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.

Другой пример. Следственным отделом по Индустриальному р-ну по
г. Барнаула возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников отдела полиции № 2 УМВД России по г. Барнаулу, которые более 10 часов незаконно удерживали в дежурной части гр-на Е.

Хорошим инструментарием для проведения общественного контроля в полицейских дежурных частях стало принятие Правительством РФ Постановления от 16 апреля 2012 г. № 301 «Об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации», в котором детально изложены требования к условиям содержания задержанных лиц.

Данное постановление позволило сдвинуть с мертвой точки в Алтайском крае решение проблемы с питанием и предоставлением постельных принадлежностей лицам, задержанным за административные правонарушения на срок свыше 3 часов, а таких в 2012 г. было 17 879.

В ходе 43 посещений дежурных частей ОНК были выявлены следующие нарушения.

В холле дежурных частей в Курьинском, Немецком, Ключевском и Солонешенском р-нах, отделении полиции «Заречье» г. Бийска правозащитная информация была неполной, в частности отсутствовали данные об ОНК Алтайского края. В Тальменском, Романовском и Благовещенском р-нах информация об ОНК не соответствовала действительности. Помимо этого были случаи, когда она содержала частные сведения о членах комиссии (Тальменский р-н, отдел полиции № 10 г. Барнаулу).

Журнал доставленных за административные правонарушения ведется небрежно в Змеиногорском, Новичихинском, Курьинском, Тальменском, Целинном, Мамонтовском, Михайловском, Волчихинском и Благовещенском районах, а также в отделе № 10 г. Барнаула.

Так например, в отдел полиции № 10 УМВД России по г. Барнаулу гр-н В., 1979 г.р., доставлен 26.01.12 в 11-25, убыл в 13-00, но нет даты убытия; гр-н С., 1969 г.р., доставлен 04.02.12 в 18-30, убыл 04.02.12, но нет времени убытия; гр-ка Г. доставлена 15.02.12 в 20-50, но дата и время убытия в журнале отсутствуют; гр-н Д., 1979 г.р., доставлен 22.02.12 в 19-00, передан психиатрической бригаде скорой помощи, но когда и в какое время — неизвестно, и т.д. и т.п.

В отделе Тальменского р-на эти нарушения становятся системными. Так, при посещении отдела полиции 13 февраля 2012 г. были обнаружены следующие недостоверные записи в журнале: гр-н И., 1979 г.р., был доставлен 12.02.12 в 12.40, а выбыл 12.02.12, но без указания времени убытия. Гр-н М., 1989 г.р., согласно журналу, был доставлен 01.01.12 в 16.00, а выбыл 01.01.12 в 11.00 и т.д. При повторном посещении 7 июня 2012 г. были выявлены аналогичные нарушения. Например, гр-н М., 1981 г.р., был доставлен 04.06.12, но в журнале не зарегистрировано время его доставки.

Необходимо отметить, что к ведению документации в большинстве отделений полиции у членов комиссии претензий не было.

Есть отделы полиции, в которых дежурные части не оборудованы специальными помещениями, т.е. КАЗами (камера административно задержанных) для содержания задержанных лиц. Например, в полиции Краснощековского р-на и в межмуниципальном отделе «Заринский». В помещении дежурной части отдела полиции по Тальменскому р-ну имеется всего одна камера для лиц, задержанных за административные правонарушения, но она абсолютно не отвечает требованиям, предъявляемым для КАЗов. Это помещение камерного типа размером 1,5 х 1,5 м. В то же время нередким является содержание в КАЗе лиц более суток.

К сожалению, в некоторых учреждениях КАЗы не соответствуют санитарным требованиям по нормам площади (в Бийском, Петропавловском, Мамонтовском, Алтайском, Михайловском, Благовещенском, Локтевском и Змеиногорском районах, в полицейских отделениях «Восточный» и «Заречье» г. Бийска, по Целинному, Ребрихинскому, Советскому, Романовскому, Родинскому районам, в полицейском пункте по Солтонскому району).

Есть КАЗы, в которых стены еще покрыты барельефной штукатуркой, т.е. «шубой» (отделения полиции «Восточный» и «Приобский» г. Бийска, в Волчихинском р-не) и полы бетонные (в Змеиногорском, Михайловском, Локтевском районах, во всех отделениях полиции г. Бийска, в отделениях полиции по Смоленскому, Немецкому, Ключевскому районам).

В большинстве дежурных частей в КАЗах проведен косметический ремонт. В наибольшей степени санитарно-гигиеническим требованиям, по мнению ОНК, соответствуют КАЗы в г. Белокуриха и в г. Новоалтайске.

В большинстве дежурных частей, которые посетили члены ОНК, КАЗы оснащены скамейками, но только в г. Белокуриха, в г. Новоалтайске, в Михайловском, Волчихинском, Романовском, Панкрушихинском, Немецком и Ключевском районах есть лавочки, пригодные для ночного отдыха.

В некоторых отделениях полиции по-прежнему задержанные более чем на 3 часа лица не обеспечиваются постельными принадлежностями и постельным бельем (в Петропавловском, Курьинском, Завьяловском, Ребрихинском, Локтевском, Панкрушихинском и Бийском районах).

После принятия Правительством РФ Постановления от 16 апреля
2012 г. № 301 большинство отделов полиции заключили договоры на организацию питания для лиц, задержанных более чем на 3 часа.

В ряде случаев комиссия по-прежнему сталкивается с отсутствием организации питания (Петропавловский и Солтонский районы). В Советском и Немецком районах полицейское руководство сумело выйти из сложной ситуации, организовав комнаты подогрева пищи, а в питании используют сухие быстрорастворимые пайки (Немецкий р-н). К сожалению, наличие договора на питание со сторонней организацией еще не гарантирует, что все задержанные люди будут накормлены. Члены ОНК выявили случаи, когда поданная полицией заявка на доставку питания не соответствовала количеству нуждающихся лиц (в Шипуновском, Курьинском, Змеиногорском, Красногорском, Михайловском и Локтевском р-нах).

В качестве примера, как должно быть организовано питание, можно привести отделение полиции по Ключевскому району МО МВД России «Кулундинский», где не только заключили договор со столовой ООО «Ключевской элеватор», но и регулярно обеспечивают контроль качества поставляемых блюд, ведя бракеражный журнал.

Из действующих 38 изоляторов временного содержания (ИВС) в крае члены ОНК в 2012 г. посетили 31. В Тальменском и Шипуновском р-не ИВС посетили дважды.

В ИВС содержатся лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений до 3 суток, и подозреваемые и обвиняемые на срок не более 10 суток в течение месяца для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел. Нарушений правил водворения в ИВС нами не выявлено.

В большинстве ИВС имеются камеры для административно-арестованных. Водворение в ИВС лиц за административные правонарушения производилось на основании судебного решения на срок до 15 суток, а по совокупности правонарушений — до 30 суток.

Всего в 2012 г. в ИВС содержалось 39 498 человек (2011 г. — 43 038), в том числе за административные правонарушения — 18 031 человек (в 2011 г. — 16 618), из них по линии ГИБДД отбывали административное наказание 8113 человек (2011 г. — 7232). Среднесуточная наполняемость ИВС составила 401 человек.

В специальном приемнике для иностранных граждан содержалось 3564 человека (2011 г. — 3763), в том числе 142 (2011 г. — 159), подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

По данным прокуратуры Алтайского края, из всех жалоб о нарушении прав сотрудниками полиции (за 6 мес. 2012 г.) 2,0–3,5% связаны с условиями содержания в ИВС. Эти показатели коррелируют с обращениями в адрес ОНК. Приблизительно 7% всех обращений в ОНК Алтайского края были из ИВС, в т. ч. около половины из них — бытовые жалобы. В ходе посещения ОНК претензии ее членов, так же, как правило, были связаны с бытовыми условиями содержания в ИВС.

В ИВС Шипуновского, Локтевского, Краснощековского, Родинского, Красногорского, Завьяловского, Целинного, Солонешенского, Кулундинского, Петропавловского, Благовещенского и Михайловского р-нов, в г. Камень-на-Оби бракеражный журнал ведется с нарушениями. Нет записи ответственного лица, разрешавшегося выдачу пищи, или эта запись сделана заранее, а это свидетельствует о том, что проба пищи на самом деле не снимается или сам журнал не соответствует требованиям (не прошнурован, не пронумерован и не скреплен печатью и подписью ответственного лица).

Во всех учреждениях имеется комната для подогрева пищи и хранения посуды, но посуда после приема пищи не проходит дезобработку или обрабатывается с нарушениями санитарных норм, либо нарушены правила ее хранения (посуда для больных туберкулезом хранится и обрабатывается с посудой здоровых людей). Эти нарушения были зафиксированы в Шипуновском, Красногорском, Благовещенском, Ребрихинском и Петропавловском р-не, в г. Камень-на-Оби.

В ИВС Шипуновского р-на обвиняемые Ж., С. и Р. 23.07.12 жаловались членам ОНК на плохое питание. При посещении ОНК 19.12.12 были выявлены нарушения в организации питания. На утро 10 декабря 2012 года в дежурной части находился один административно-задержанный, а в ИВС, со слов нач. ИВС, — 14 человек. При посещении комиссии ООО «Арарат» (организация — поставщик питания) им был предъявлен корешок требования на питание всего 11 человек.

Все лица, поступающие в ИВС, проходят осмотр на наличие телесных повреждений. Журнал медицинского осмотра, как правило, совмещен с журналом оказания медицинской помощи. Членами ОНК были выявлены серьезные нарушения по ведению данного вида документации в г. Камне-на-Оби и в Шипуновском и р-не.

Так, в г. Камень-на-Оби в журнале не фиксируется наличие или отсутствие телесных повреждений у лиц, находящихся в ИВС. Помимо этого, подследственный Ч., 1976 г.р., на день посещения ОНК в журнале значился как убывший, хотя находился в ИВС.

Согласно записи в медицинском журнале З., 1977 г.р., был водворен в ИВС Шипуновского р-на 04.07.2012 в 10.30, но когда и в какое время он убыл, неизвестно. С., 1987 г.р., был водворен в ИВС 23.07.2012. При осмотре у него отмечалась ушибленная рана и ссадина в области переносицы, но сотрудники ИВС не смогли документально подтвердить составления акта медицинского освидетельствования по данному факту телесного повреждения.

При повторном посещении ИВС Шипуновского р-на 19.12.2012 комиссия вновь столкнулась с аналогичными нарушениями.

Так, на момент посещения ОНК гр-н В., 1983 г.р., гр-н Д., 1962 г.р.,
гр-н М., 1985 г.р., гр-н А., 1960 г.р., в учреждении уже не находились, они убыли 18.12.2012, но запись о состоянии их здоровья, о наличии или отсутствии у них телесных повреждений, скрепленная их собственной подписью, в журнале отсутствовала.

Претензии к ведению медицинского журнала у ОНК были к учреждению в Локтевском, Краснощековском, Родинском, Тальменском, Целинном, Волчихинском, Мамонтовском и Благовещенском р-нах, в спецприемнике УМВД России по г. Барнаулу.

Членам ОНК понравилось, как в ИВС Топчихинского р-на ведется медицинский журнал и организован ежедневный контроль за состоянием здоровья обвиняемых и арестованных.

Поскольку медицинские работники имеются в ИВС и спецприемнике г. Барнаула, в ИВС Бийска, в ИВС г. Заринска, в ИВС г. Новоалтайска, в ИВС г. Камень-на-Оби, ИВС г. Рубцовска, ИВС г. Славгорода и Тальменского р-на, то практически все учреждения, кроме Красногорского р-на, заключили соглашения с «гражданскими» медучреждениями на обслуживание спецконтингента. ИВС Красногорского р-на — единственное из всех учреждений, где не проводится дезинсекция и дератизация по причине отсутствия в штате дезинфектора и договора с центрами дезинфекции.

В ИВС Шипуновского, Красногорского и Кулундинского р-на не проводится санобработка лиц поступающих в учреждение, т.к. отсутствует или не работает, душевая установка и нет договора со сторонней организацией на помывку спецконтингента.

В ряде учреждений камеры для дезинфекции матрасов и др. нет или она неисправна, либо нет специалиста для работы и нет договора со сторонней организацией на проведение данного вида работ (Шипуновский, Родинский, Красногорский, Смоленский, Тальменский, Ребрихинский и Михайловский р-ны).

В ходе инспектирования члены ОНК зарегистрировали случаи переполнения камер или несоответствия действующим нормам камерной площади на одного человека в ИВС г. Камень-на-Оби, Тальменского и Алтайского р-нов.

В некоторых ИВС еще не во всех камерах демонтировали настилы (Краснощековский, Тальменский, Благовещенский, Завьяловский р-ны) и встречается барельефная штукатурка, т.е. «шуба» (г. Заринск, Тальменский
р-н, Ключевской р-н, ИВС и спецприемнике г. Барнаула).

Встречаются ИВС, где пол в некоторых камерах без покрытия (Красногорский и Алтайский р-ны), недостаточное, по мнению комиссии, естественное и/или искусственное освещение (Шипуновский, Усть-Калманский, Локтевский, Красногорский, Тальменский, Алтайский, Мамонтовский, Михайловский, Благовещенский р-ны, города Бийск, Заринск и Камень-на-Оби).

Фиксировались случаи несоблюдения приватности или отсутствия канализации (водопровода) в отдельных камерах в ИВС Краснощековского, Алтайского, Мамонтовского, Михайловского р-нов и г. Бийска.

Наибольшую тревогу у ОНК вызывает ситуация в ИВС г. Рубцовска и Кулундинского р-на, так как они находятся в подвальных помещениях, не имеют канализации. Комиссия настоятельно рекомендует ГУ МВД России по Алтайскому краю рассмотреть вопрос о строительстве новых ИВС в этих населенных пунктах или осуществить поиск пригодных под ИВС зданий.

В начале 2012 г. большие претензии у ОНК были к работе ИВС ОМВД по г. Новоалтайску, но в апреле учреждение начало функционировать в новом здании, соответствующем последним научно-техническим требованиям. Сегодня это самый современный ИВС в Алтайском крае.

По благоустройству, санитарному состоянию и организации работы, по мнению ОНК, лучшими являются ИВС и спецприемник в г. Барнауле, ИВС в г. Белокурихе, ИВС в Топчихинском и Ключевском р-нах.
  1   2   3

Похожие:

Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconДоклад о деятельности общественной наблюдательной комиссии по контролю...

Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconОбщественная палата российской федерации
Учебно-методическое пособие предназначено для членов общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconКодекс этики
Фз "Об Общественной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 10. 06. 2008 г. №76-фз «Об общественном контроле за обеспечением...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconОбщественная наблюдательная комиссия по общественному контролю за...
Постоянной комиссии по содействию онк и реформе пенитенциарной системы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconДоклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе...
Ес продолжает оставаться далекой от благополучия. Многие авторитетные правозащитники и международные правозащитные структуры сигнализируют...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconДоклад о ситуации с обеспечением прав человека в соединенных штатах...
Ситуация с соблюдением прав человека в США вызывает серьезную озабоченность у международного сообщества, неправительственных организаций...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconДоклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе...
Российской Федерации Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе – 2013 подробно освещает правочеловеческую...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconДоклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе...
Российской Федерации Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе – 2013 подробно освещает правочеловеческую...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconРоссийская федерация федеральный закон об общественном контроле за обеспечением прав человека
Настоящий Федеральный закон не умаляет права общественных объединений, общественных советов, органов и комиссий на осуществление...
Доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2012 году. Введение iconРоссийская федерация федеральный закон об общественном контроле за обеспечением прав человека
Настоящий Федеральный закон не умаляет права общественных объединений, общественных советов, органов и комиссий на осуществление...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница