Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4»




Скачать 262.54 Kb.
НазваниеПояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4»
страница1/4
Дата публикации07.03.2013
Размер262.54 Kb.
ТипПояснительная записка
litcey.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

городского округа Балашиха

Московской области

Адрес: 143900, Балашиха , ул. Орджоникидзе, д.14 .ул.Летная д.7.

Телефоны: 521-28-70 ,524-11-95, 529-26-47

e-mail: ecoshool4@yandex.ru

ОКПО 42291158, ОГРН 1035000709480

ИНН/КПП 5001023070/500101001

Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

на 2012-2013 уч. год
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ( 1-2 класс)
Нормативно – правовая основа

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности учащихся первых классов МБОУ «Школа №4» в рамках реализации ФГОС осуществляется на основе нормативно – правовых документов федерального уровня:

Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №18);

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., рег. номер 19682).
^ Пояснительная записка

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс, который должен охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных

результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше.

На этапе подготовки к реализации внеурочной деятельности учащихся в ОУ осуществлен ряд мероприятий: составление перечня программ внеурочной деятельности, информирование родителей о содержании внеурочной деятельности, подбор кадров для проведения внеурочных занятий, разработка программ внеурочной деятельности и обеспечение их материально-технического оснащения, заключены договора о совместной образовательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.

В то же время для полноценной организации внеурочной деятельности в нашей школе сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические, организационные (двухсменный режим занятий).

В данной ситуации важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Компонентами организации определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

^ Организация внеурочной деятельности учащихся



Компонент организации

Содержание компонента

Условия

Региональные особенности. Социокультурная ситуация ОУ.

Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей. Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ.

Цели

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Способствовать личностному становлению учащихся, развитию их творческих способностей, предоставление возможности реализации в различных видах деятельности.

Мотивация

Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.

Содержание

Направления внеурочной деятельности.

Технологии

Дифференциация по интересам. Информационные и коммуникационные технологии. Игровые технологии.

Социально – воспитательные технологии. Технология саморазвития личности учащихся.

Средства

Образовательная среда общеобразовательного учреждения и УДО.

Результаты

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций». Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Воспитание умения учиться – способности к

самоорганизации с целью решения жизненных задач.

Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.















^ Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие программ внеурочной деятельности возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.


Содержание

Способ достижения

^ Первый уровень результатов




Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

^ Второй уровень результатов




Получение школьником опыта переживанияи позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е., в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать).

^ Третий уровень результатов




Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде.










В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения, с учетом пожеланий родителей и интересов учащихся, в рамках внеурочной деятельности предлагаются программы по пяти направлениям: духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно – оздоровительное, социальное, общекультурное.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на ФГОС начального общего образования происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящий план создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

План педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения

потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями школы, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

^ Внеурочная деятельность будет проводиться по модели Школы полного дня – общеразвивающая школа.

Данная модель позволит решить следующие задачи:

1. Обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся.

2. Решить проблемы неуспешности в обучении.

3. Осуществить профилактику безнадзорности.

4. Создать условия для самовыражения, самоуправления каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течении всей активной жизни человека

Для этого в расписании занятий для начальной школы предусмотрено составление общего расписания, объединяющее курсы учебного плана с курсами внеурочной деятельности.

^ СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ООП В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу начального общего образования, условия должны:

соответствовать требованиям Стандарта;

обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру;

предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, содержит:

описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, учебно-методических и информационных условий и ресурсов;

обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;

механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль за состоянием системы условий.
Система условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:

анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации основной образовательной программы начального общего образования;

установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;

выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;

разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
^ Характеристика образовательных потребностей родителей:

Проектирование развития образования в школе опирается на заинтересованность родителей в получении их детьми качественного образования. Основные мотивы получения образования можно условно разделить на две группы:

^ Широкие социальные мотивы – родительский долг, ответственность за будущее ребенка, понимание социальной значимости учения;

Узкие социальные мотивы – стремление дать детям определенную позицию в обществе, привить интерес к обучению, помочь ребенку в завоевании авторитета среди учителей и учащихся, в получении одобрения родителей.
По результатам проведенного анкетирования родителей выявлено: высокий уровень мотивации имеют 48,7% опрошенных (как правило, их дети

имеют высокую самооценку и осознают себя в качестве субъекта учебной деятельности и источника активности в учении); средний уровень мотивации имеют 47,1% опрошенных (у их детей широкий познавательный мотив к результату учения и к отметке учителя, но отмечается неустойчивость мотивов учебной деятельности); низкий уровень мотивации имеют 4,2% опрошенных (у их детей отмечается отрицательное отношение к учебной деятельности, несформированность элементарных знаний, умений, способов самоконтроля и низкая самооценка).

При проектировании модели образовательного учреждения педагогический коллектив определил социальные ожидания, образовательные запросы родителей, так как успешность образовательной деятельности во многом зависит от ее соответствия направлениям социально-экономического развития региона- Московской области и общим методологическим основаниям современной педагогической науки.

Заказ родителей, выявленный в ходе микроисследования с целью дальнейшего развития системы школьного образования и воспитания, ориентирует школу на усиление предметов физико-математического и гуманитарно-правового профиля. Следует отметить, что при сопоставлении образовательных потребностей учащихся и их родителей, отмечена практически одинаковая востребованность тех или иных предметов.

В последние годы возрос спрос родителей на получение их детьми информационного образования и раннего изучения иностранного (английского) языка, в связи с этим школа рассматривает возможности введения иностранного языка и введения в информатику со 2 класса, функционирование на третьей ступени обучения профильных классов и организацию дополнительных платных услуг.
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного...
Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет)
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану мбоу городского округа Балашиха...
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением...
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного...
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19. 03. 2001...
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану (3-11 классы) муниципального...
Школа №95 зарегистрирована как муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №95»
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского...
Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов» на основании Постановления руководителя...
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану мобу «сош №4»
Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения города Бузулука «Средняя общеобразовательная школа №4» составлен...
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного...
При разработке учебного плана моу «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» использовались нормативно-правовые документы федерального...
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного...
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней общеобразовательной школы №6 с углубленным изучением отдельных...
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального общеобразовательного...
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней общеобразовательной школы №6 с углубленным изучением отдельных...
Пояснительная записка к учебному плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №4» iconПояснительная записка к учебному плану пятого класса (выписка из ооп ооо) в условиях перехода
Учебный план реализует основную образовательную программу основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница